Антиалкогольные кампании

Версия 2020.09.13

Каждый раз, когда власть начинает делать вид, что вновь берётся за борьбу с алкоголизмом, затевая новую антиалкогольную кампанию, рекомендую вспомнить историю и повнимательнее приглядеться к тому, что происходит вокруг.

Фактически, в нашей стране всё время с чем-нибудь борются. В XVII-XVIII веках лобби виноделов боролось за повышение продаж алкоголя, в результате чего была установлена обязательная норма выкупа его крестьянскими подворьями, а дальше они могли делать что хотят: могли пить его сами, спаивать друзей или наливать в чан домашней скотине. В середине 1980х боролись за досрочное выполнение пятилетнего плана, в результате чего в него забыли включить важнейшее средство гигиены – туалетную бумагу, и она благополучно во всей стране закончилась!
 
А вот киоски с разливным пивом и бочки с квасом как стояли тогда, так стоят и сейчас, власть лишь предлагает купить обязательную лицензию на торговлю алкоголем. Во всяком случае, в Петербурге вся эта видимость борьбы закончилась только еще большей близостью пива к народу – разливочные появились в магазинах, обосновавшихся в подвалах домов и в закрытых парадных (ранее предназначенных для аварийной эвакуации жителей подъезда из домов, в случае пожара).

Рынок, несомненно становится более цивилизованным. По сравнению с тем, что происходило в конце 1980х – начале 1990х и в течение двадцати пяти лет после этого. В конце 1980х правительством СССР во главе с Михаилом Горбачевым было предпринято совершенно бессмысленное действие – вырубка виноградников, из которых кроме виноградного сока делали еще и вино.
 
Минимальный смысл имело не уничтожение виноградников, а развитие своих винодельческих компаний – улучшение вкуса, качества, чтобы достичь европейского уровня. И – экспорт! На каждую ввезенную бутылку рома или виски – мы могли экспортировать за рубеж нашу бутылку ликёра или водки. На каждый ввезенный литр великолепного испанского или французского вина – экспортировать столько же наших вин, портвейнов, кагора и игристого. Аналогично - и с пивом! Всё просто: они нас спаивают, а мы – их. Так хотя бы минимально честно. Конкуренция здоровая появляется. Но Михаил Сергеевич не додумался. Поэтому поколение мы потеряли. И особенно обидно за детей.

Как раз в конце 1980х в стране началось массовое строительство новых пивных заводов, появилась их маркетинговая поддержка - хит того времени “Дайте народу пиво”, созданный группой “Зодчие”, в котором пелось “Все как один встанем стеной, пусть наш призыв пролетит над страной! Это не бунт и не каприз. Пиво – народу! Вот наш девиз. Дайте народу пиво!” Народ тогда научился не только жить без вина и портвейна, он наловчился заливать в себя по три литра пенного и больше! Впрочем, пиво нравилось далеко не всем, и пустующую нишу тогда сразу и надолго заняли иностранные ликеры и финская водка “Absolut”, которой торговали почти в каждом ларьке.
 
Кстати, времена были не из приятных – судя по распаду великой страны, криминальным сводкам, появлению порнографии в эфире “Первого канала”, а также благодаря начавшимся массовым увольнениям с закрывавшихся градообразующих предприятий. Только в России тогда работу потеряли не менее 25 млн человек. И, конечно, они сразу ринулись в частный сектор. Продавщицы ларьков (уволенные с госпредприятий мамаши) с радостью продавали своим мужьям и детям-школьникам кроме шоколадных батончиков и жвачки еще и спиртное, а их вторые половины ввозили всё это из Финляндии и Европы. И продолжался этот беспредел где-то с 1990го до 2013-2014 года, когда за реализацию спиртного детям ввели более суровую ответственность и отказались продавать его, как и табачные изделия, без удостоверения личности.

Количество ларьков росло в геометрической прогрессии. Их владельцев отстреливали, сажали, но это не помогало. К 1993-94 году у нас в Петербурге, на 35-40 домов в округе было не менее 30-35 ларьков. За окнами стоял вой, постоянно происходили пьяные драки, но вечером после работы или учебы в институте, около пресловутых ларьков собиралась вся округа. Там можно было обсудить последние новости, потусоваться с приятелями. Стоимость открытия одного ларька для владельца точки, по слухам, с вложениями в минимальный товарный ассортимент, а также необходимыми разрешениями была не больше двух тысяч долларов. В 1990х-2000х пили многие. На первом курсе нашего университета, напротив него, кроме кафешек, было открыто минимум три ларька. Несли боевые потери не только студенты, но и преподаватели. Одному из наших аспирантов, не поделившему что-то со студентами, после совместного распития пива около университета пробили голову. Пару месяцев он ходил на лекции с забинтованной. Как-то раз на занятия в приблизительно таком же виде (подозрительно нетрезвый и с проломленным черепом) пришел и один из преподавателей математики.

Многие травились контрафактным алкоголем, процесс приготовления которого великолепно показан в сериале “Русские страшилки”. Ящики с контрафактом поставлялись по липовым накладным в те же ларьки и продавались побутылочно, чуть дешевле рыночной стоимости небогатым завсегдатаям.

На расстоянии ста-ста пятидесяти километров от столиц было еще хуже. Приехавшие отдохнуть после трудовой недели папаши, перед окучиванием картошки, просто вручали деньги своим малолетним чадам и посылали их купить пару бутылок пенного в магазине, в ларьке около железнодорожной станции. Также на селе был развит высокодоходный бизнес по превращению спирта в некоторое подобие водки (путем разбавления чистой колодезной водой).

В общем-то всё это однозначно доказывало высокий спрос на алкогольные напитки. Не секрет, что сейчас происходит, в чуть более строгой форме, приблизительно тоже самое. Ларьки с алкоголем исчезли. Вместо них, в похожих помещениях, теперь торгуют хлебом, молочными продуктами, мясом, одеждой, лимонадами и кормами для животных. Доходность, по сравнению с торговлей алкоголем, несомненно ниже. Многие владельцы киосков с бухлом за это время потратили почти все свои заработанные средства и были вынуждены закрыться. Их вытесняют торговые сети, большинство из которых, кстати, тоже имеют лицензию на торговлю спиртным.

Не надо думать, что государство делает это всё за так или с какими-то добрыми намерениями. Весь алкоголь крепче 7-8% на сегодня должен быть реализован через систему учёта ЕГАИС с онлайн-кассами, для чего предварительно надо наклеить на него акцизные марки. Они не бесплатные, государство с каждой проданной марки, а значит – и бутылки – имеет свой процент. Кое-где проводится эксперимент по подключению к этой системе и пивных заводов. Всегда входили властные структуры (в явной или не очень явной форме) и в состав акционеров винно-водочных компаний. Символ новой эпохи возрождения – двухголовый орёл – наглядно демонстрирует эти процессы. Одна голова символизирует желание органов власти получить максимальный доход с каждого покупающего спиртное, а вторая голова смутно понимает, что если споим всех своих граждан, то через некоторое время жить будем уже в другой стране и с другим правительством.

Секрет доходности типового ларька прост. Для того, чтобы обеспечивать его наполнение товаром особенно много знать не надо. Вина, ликеры, водка имеют практически неограниченный срок годности. Пиво в среднем хранится до полугода. Тоже и с шоколадом, лимонадами, жвачкой. То есть особенно нервничать по поводу того, купит кто-то или нет, владельцам не приходилось. За полгода с очень высокой степенью вероятности “уйдет”.
 
Другое дело – молоко, хлеб, мясо – тут и покупатель, и владелец понимают, что в среднем срок годности продуктов – от трех до десяти дней (сейчас не берем в расчет современные консервированные сливки и сыр или молоко в упаковках, в которых оно может храниться те же полгода). Значит, по сравнению с алкоголем, нужно обеспечивать постоянное наполнение точки свежим и актуальным товаром, контролировать сроки реализации.
 
Именно поэтому (а также из-за нашествия торговых сетей с их универсальным форматом) в единственной сохранившейся в округе булочной, работавшей еще до моего рождения, теперь кроме молока и сыров, также установлены холодильники с пивом. В общем-то приблизительно также и с другими магазинами. Алкоголя в них меньше не стало! Напротив, улучшилась его “шаговая доступность”. На первых этажах и в подвалах жилых домов появились “винные бутики”, разливочные, продуктовые магазины под брендами известных торговых сетей. Зачастую, почти не выполняются законы о соседстве подобных заведений со школами. Если соседнее здание – школа, то торговать крепким алкоголем запрещается. Но по факту торговля всё же ведется, например, если ещё одно соседнее здание – градообразующее предприятие с большим количеством сотрудников, которым после рабочего дня или в конце недели нужно “заправиться”.

В магазине, который должен был стать настоящим “магазином шаговой доступности” для малоимущих и пенсионеров (на вход в который при предыдущем губернаторе даже выдавали распечатанные карточки), расположенном в подвале, через несколько дворов,  теперь организована “Кальянная”. На входе – номер телефона и предложение “позвонить”, чтобы вам открыли хозяева.

Также довольно занимательным делом можно назвать экскурсию на площадь Конституции в Петербурге. Часть этой площади заставлена пятиэтажными “хрущовками”, в которых точно так же на первых этажах организована торговля разливным пивом, более крепким алкоголем и многим другим. Теперь это цивилизованный бизнес – просто так, с улицы, в него не попадешь – нужна дорогостоящая лицензия (которая будет дорожать) и помещение на первом этаже жилого здания, переведенное в нежилой фонд, что стоит в разы дороже доисторического ларька. Однако, суть осталась приблизительно такой же – спиртное уже тянется к людям. Прямо в дома!

Хотя, конечно, лучше его не покупать.

Из-за постоянного роста на товары и продукты мы докатились до ситуации полнейшего абсурда. В ЕвроСоюзе существует нижний ценовой сегмент относительно качественного, по нашим росссийским меркам, алкоголя. Это около 3-5 долларов за бутылку вина. В России литр испанского или французского вина этого ценового сегмента, разлитого на наших заводах, под контролем производителя, сегодня продается начиная от 180-200 рублей.

Много это или мало? Приблизительно столько же стоит простая вода - две бутылки по 0,5л или три бутылки по 0,33л (тот же литр) в российском “McDonalds”. То есть литр вина (вдумайтесь!) в розницу стоит как литр воды. С пивом еще сложнее – литр сейчас можно приобрести за 80-100 рублей, что приблизительно равно по стоимости 0,9 – 1 литра молока. Не так давно в Петербурге была замечена экспансия сети алкогольных магазинов "Красное и белое". В один из новых офисов в Петербурге они въехали (не удивляйтесь!) на место бывшего отделения "Сбербанка", работавшего там много десятков лет.

Впрочем, справедливости ради, замечу: небольшие подвижки в направлении официально декларируемого курса трезвости видны - например, с 2013го года алкоголь в российских магазинах официально можно купить только с 11 утра до 22 часов вечера. Однако, поскольку есть спрос, то и ограничения работают не на все 100% - например, пиво знакомым алкоголикам, продавцы(щицы) зачастую отпускают и в ночной период времени, просто не пробив чек.

Также в полулегальном состоянии находится торговля алкоголем через Интернет, с доставкой на дом (что-то типа сервиса, предоставляемого "Яндекс.Едой"). Официальными властями, впрочем, это не приветствуется, а также небезопасно для большинства покупателей и требует дополнительных расходов со стороны продавца - на логистику и курьеров. Ведутся также разговоры о том, чтобы вновь разрешить употребление пива на стадионах. Всё как всегда - вначале правительство гайки откручивает, потом закручивает до упора, потом опять чуток ослабляет - так создается иллюзия общественно-полезной и продуктивной деятельности.

В общем, выходит – сейчас созданы все условия для алкоголизации как можно большего количества населения страны. Это происходит давно, и надежда только на здравый смысл населения. О вреде спиртного иногда говорят. Потребителю же предоставляют самому сделать нелегкий выбор и, проголосовав рублем, решить, что он будет употреблять за эти деньги - зелье или что-то более приемлемое для здоровья.


Рецензии