Акты и феномен

1. Введение

Исторический феномен проявляется через множество актов. Но, просто так, сам по себе - некоторое множество актов еще не представляет собою «дружественный» или враждебный /для кого-то/ феномен.
Состоявшийся в историческом прошлом феномен еврейской Катастрофы – Холокоста, как компонент современной культуры, для нас важен предостережением о возможности повторения чего-то подобного. Предостережение побуждает к тому, чтобы:

• настороженно всматриваться в происходящие акты – не являются ли они предвестниками формирующегося жестокого феномена;
• организовывать акты в упреждение формирования возможного жестокого феномена, контролировать эффективность таких актов. Преодолевать слабость актов, развеивать провокации и имитации.

2. Приведу, для примера, несколько штрихов из океана актов в процессе нарастания Холокоста.

http://callofzion.ru/pages.php?id=1970 В 1933 Ватикан видел смертельную угрозу и принял упреждающие меры - На конференции в марте 1933 года епископат призвал прихожан поддержать новую власть. Чтобы сделать католическое духовенство своим союзником, 20 июля 1933 года Гитлер заключил с Ватиканом конкордат - соглашение о взаимоотношениях между Ватиканом и немецким правительством.

«Ватикану пришлось выбирать между соглашением и возможным уничтожением католической церкви в рейхе, — заявил папа Пий XI. — Духовное благополучие двадцати миллионов католических душ было нашей первой и единственной заботой…».
… В 1933 году нацистский режим вынудил протестантские церкви Германии слиться в одну Протестантскую церковь Рейха, которая должна была поддерживать нацистскую идеологию. Во главе нового церковного образования оказались активисты движения «Немецкие христиане».

http://www.proza.ru/2015/06/01/368   «12 июля 1941 года состоялся 6-й пленум Благодарненского районного комитета ВКП(б). -
Обратить внимание на борьбу с проявлением антисемитизма к эвакуированным в наши села евреям. Обсудить этот вопрос на партийных собраниях, принимать самые суровые меры наказания к лицам, допускающим факты антисемитизма».

 Общественно-политическая газета «Открытая». № 25, 2017 г.:
 
«Заправляли всем офицеры из айнзацгруппы D. Непосредственно расстрелы мирного населения они, как правило, поручали добровольцам из местных полицейских формирований, нашим же советским гражданам. Были среди них и отпетые уголовники, но большей частью те, кто перешел на службу к немцам добровольно, по внутренним мотивам.
Что и говорить, некоторые наши соотечественники имели справедливые счеты со сталинским режимом. Но только нелюди могли уничтожать безоружных сограждан - детей, женщин, стариков.
… заправляли всем два-три немца, а в расстрельной команде были в основном наши полицейские. … Таких полицаев, как Саламатин, в оккупированных селах и городах хватало. Их руками по большей части и творились кровавые расправы над евреями, цыганами, партизанами, военнопленными.
… В здании райкома партии немцы устроили свой штаб. На сходе был избран староста Асеев, довольно пожилой человек, умудренный жизненным опытом. Дед Асеев никого не выдал. Было ему ой как непросто. Между молотом и наковальней…
Нередко работать на немцев шли вынужденно, когда обстоятельства не оставляли выбора между жизнью и смертью. Но главное, что и на службе у врагов такие, как дед Асеев, оставались со своим народом. Многие из этих добровольных помощников нацистов, разделившие все тяготы оккупации, после освобождения края по суду были репрессированы и отправлены в лагеря».

3. А, вот, несколько штрихов из океана актов, выражающих переплетения происходящих сейчас исторических процессов. Есть ли в этом переплетении процесс нарастания нового феномена типа и уровня Холокоста?

http://callofzion.ru/pages.php?id=592 Пятигорск. Фонд «ЭВЕН-ЭЗЕР» в Кавказском регионе:

«Ингушетия и Чеченская республика непосредственно находятся на нашей территории, и, несмотря на то, что они являются для нас закрытой зоной, близкое соседство постоянно напоминает о себе в терактах, что, конечно же, осложняет работу на местах».
… Представители Фонда:
Древинский Владимир – региональный представитель в Карачаево-Черкесской республике, республике Адыгея и г.Невинномысске -
 
«Видны перемены! Пришло сознание того, что ты в могучей Божьей руке. Стал ощущать реку Божью, изменение внутренней жизни, переживания плодов духа мира, радости, любви. Пришла мудрость и способность служить людям. Особо ощущаешь, что находишься в призвании, когда приходится контактировать с людьми разных социальных сословий и национальностей».

Кобзев Николай - региональный представитель в РСО-Алании -

«Господь собирает свой народ в земле обетованной, совершает Свой труд. А так как мы соработники, то я рад, что у меня есть возможность трудиться в Его служении.
Глядя на время, вижу, что работа и служение «Эвен-Эзер» нужно, полезно, благословенно.
Рад, что меня пригласили участвовать в работе «Эвен-Эзер». Новые друзья, общение, семьи, которые теперь имеют надежду изменить свою жизнь - это милость нашего Господа.
Господь говорит: «Благословляющих мой народ благословлю», и я хочу с радостью выполняя служение получать благословения».

http://callofzion.ru/pages.php?id=1604: «когда Борис раскрывал тему Церковь и Израиль в свете последнего времени. Для многих это была сложная тема для восприятия, было видно, как некоторые вставали возмущенно покидали семинар, но через некоторое время возвращались и продолжали слушать».

4. Социальная память – сложный потенциал грядущего

Известный советский социолог Юрий Левада отличал «измерения опыта  (в том смысле, как работает и память - то, в чем ты участвовал и чему ты был свидетелем) и культуры (где ты не был реальным участником и свидетелем, но где ты берешь на себя ответственность за то, что принял и передал). Если опыт не перешел в культуру, он лишен способности передаваться. Мы не можем напрямую передать свой опыт, не рафинировав, не символизировав его, не выстроив специальные культурные конструкции, которые мы дальше можем передавать от группы к группе, от поколения к поколению, вводить литературу и искусство, в средства массовой информации, в школьное преподавание и т. д.» (http://urokiistorii.ru/article/51913)

В работах А. И. Донцова, доктора психологических наук, профессора  кафедры социальной психологии МГУ, академика (действительного члена) Российской академии образования с соавторами обсуждается механизм формирования и поведенческого проявления социальной памяти. Эти «тонкие материи» надо понимать и надо искать средства вмешательства в них для того, чтобы прервалась двухтысячелетняя цепь избиений и погромов.

В схеме над текстом я попытался, в опоре на тексты московского академика и его «команды», представить механизм передачи безвинным (пока?!) потомкам опыта предков-участников погромов и актов Холокоста. Опыт залегает, неведомо для сознания и не тревожа непосредственные уровни подсознания, - на потаенных глубинах личности.

Процитирую российских ученых: «Мы предполагаем наличие не зафиксированной в материальных источниках информации, циркулирующей в рамках семьи и определяющей некоторые аспекты когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферы личности потомков. Способы передачи информации о пережитых событиях заключены не только в устных семейных историях, но и в стиле воспитания детей, семейном укладе, жизненных установках членов семьи, переживших эти значимые события. С другой стороны, семейный опыт значимых событий влияет не только на когнитивное и эмоциональное отношение молодого поколения к оным, но и на более глубокие, непосредственно не связанные с этим опытом личностные образования, что и является результатом воздействия социальной памяти». (http://www.tolerance.ru/VT-1-2-holokost.php?PrPage=VT  Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»)

Понимание такого механизма и память о том, как вчерашние ИСКРЕННИЕ друзья, сослуживцы, соседи становились погромщиками, исполнителями акций, просто доносчиками или сочувствующими притеснения, - понимание этого должно уберечь от успокоенности массового участия в мероприятиямх мемориализации Холокоста. И в других подобных мероприятиях.

Для надежности работы по предотвращению или ослаблению следующего очередного наката беды на евреев – надо необыкновенно напрячься для эффективной работы с этими «тонкими материями».  Имитаторство, лозунговость, халтура проявятся бедой для поколений детей-внуков-правнуков.

Естественны и попытки бывших советских ученых и специалистов, ставших израильтянами, присоединиться к исследованиям механизмов социальной памяти, как органичным элементам систем управления или приспособления к историческим потокам – для упреждения катастрофических феноменов и отдельных злостных актов. При этом практически неизбежны и случаи искреннего самообольщения, когда человеку воображается наличие научной способности, и случаи намеренной имитации общественно значимой научной деятельности. 

5. Еще раз о необходимости системного подхода

Вполне возможно, что и современная угроза существованию Государства Израиль имеет уровень «феномена», хотя, пока, проявляется через предваряющие «акты». Изолированное рассмотрение таких актов, без учета системной взаимосвязи со множеством контекстных явлений, не адекватно реальной проблематике современного мира и интересам России и Израиля в нем.
 
Проект Российского еврейского конгресса по мемориализации Холокоста можно серьезно рассматривать только как тактический элемент в решении стратегической проблемы – предотвращения или парирования угроз уровня феноменов.
Евреев били, били смертельно, били неимоверно жестоко – с избиением детей, мнимые друзья предавали под избиение и участвовали в избиении. Поэтому, уважая «служение» прихожан этих замечательных церквей и сторонников этих замечательных партий, надо держать в поле зрения признаки возможных нарастаний погромных повторов. Нарастаний из, казалось бы, таких благостных настроений и благополучных отношений.

Для того, чтобы выстроить использование себя в деятельности, направленной на упреждение возникновения нового гибельного феномена типа Холокост, надо иметь в виду следующее:

- исторический феномен в своем вызревании и проявлении охватывает множество длительных и, во многом, незаметных тенденций, составляющих исторический процесс,
- деятельность отдельных общественных групп (партии, церкви, иные организации, образовательные институты, культурно-просветительские проекты и т. д.) соотносится с потоком нарастания и проявления исторического феномена, как тактические этапы со стратегией,
- деятельность каждого отдельного участника исторического процесса – это оперативный элемент процесса.

Отсюда, далее, следует, что намереваясь послужить делу предотвращения или смягчения гибельного исторического феномена – надо держать в поле зрения систему «прогноз вариантов процесса вызревания и проявления нового гибельного феномена типа Холокост <– >деятельность общественных групп, содействующих или препятствующих процессу <–> индивидуальная деятельность в этом контексте». 

Помимо российской ФЦП «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», посмотрел более статусную ДЕКЛАРАЦИЮ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ, утвержденную резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО, http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php. Практически, все, что делается сейчас под вывеской проектов «Холокост» - это не более, чем – акты. Но, мощь ужаса Холокоста такова, что содержит посыл для последующих поколений совершить в себе преобразование уровня ФЕНОМЕНА – тогда будет прервана двухтысячелетняя цепь избиений евреев. Таким феноменальным явлением должен стать невероятный жизнеспасительный маневр маленького Государства Израиль, который находится в географическом и военно-политическом эпицентре нарастающего противоборства цивилизационных гигантов. Структурно такой маневр должен представлять собой системное (взаимообусловленное) сочетание жизнеспасительного внешнего проявления Государства с радикальным внутренним преобразованием народа.
Смысл и ценность каждого осуществляемого акта надо понимать и оценивать в соотношении с искомым этим системным сочетанием.

Пытаясь подойти к пониманию смысла Проекта «Холокост» беру за ориентир определение Льва Гумилёва «история - наука о событиях в их связи и последовательности» ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ - ФАКТ ИЛИ ФЕНОМЕН?). В этом отношении, феномен Холокоста с учетом опыта предшествующих катастрофических феноменов в судьбе всем чужого народа, пока еще, – дает нынешним поколениям возможность повлиять на следующий этап «Последовательности».

6. Заключение

Свое видение ближайшей исторической перспективы я неоднократно излагал в своих «произведениях»: нарастающее межцивилизационное противоборство «запад - глобальный исламизм» несет с собой смертельную угрозу Израилю. Исламизм планирует уничтожение Государства Израиль в своем накате на «Запад»; «Запад» намерен жертвенно использовать Израиль в торможении и ослаблении исламистского наката. Если израильские евреи найдут в себе интеллектуальные, волевые и коммуникативные ресурсы, то, при неизбежности сдачи в нынешний исторический период территории Эрец Исраэль исламистам, добьются от «Запада» соучастия живой силой в войне с исламизмом на данной территории – в сочетании с рациональной, своевременной и обустроенной эвакуацией гражданского населения.

В этом контексте, обращение к опыту феномена Холокоста может:

1. подсказать понимание мотивационной сферы акторов в процессах данной исторической перспективы,
2. определить и использовать потенциал формирования израильтянами такого воздействия на акторов, которое мотивировало бы их на проявления к торможению исламистского наката и к поддержке усилий Израиля в обеспечении его жизнеспособности.

Данная моя публикация – не научная статья, а бегло сформированное эскизное  предположение об одном из предметов, который обсуждается на научных или научно-практических конференциях. На конференцию – если она не ИМИТАЦИЯ «НАУЧНОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – представляются содержательно более богатые и точные изображения сложных системных объектов.
На научную конференцию выносятся хорошо проработанные сообщения – с отработанными определениями деталей (предметов, отношений), уровней их состояния.


Рецензии