Ответ сомневающимся

               
Когда я приобрел первый профессиональный фотоаппарат «Минольта»/пленочный/, а это случилось в начале 90-х годов, не представлял на какой путь вышел. Ведь что было до этого? Фотоаппараты «Зенит», «Смена», «Панорама», и еще фотоэкспонометр. Фотографирование в походах было лишь забавой, приложением к походам. Люди, занимающиеся фотографированием в мастерских на паспорта и удостоверения, в моем понимании и фотографами не считались. Так, мастеровыми. Такими же, как мастера по ремонту обуви или пошиву одежды. Примерно также, я относился и к тем фотографам, которые снимали свадьбы, а также детей и школьников в детских садах и в школах. Так, шабашники. Фотокорреспонденты газет были категорией много выше, но и они были привязаны к темам статей и очерков. Один Юрий Муравин был для нас- туристов идеалом фотографа, вершиной этого вида искусства, эталоном. До него нам было дальше, чем до Луны. Он был недосягаем. Он был один на всем Дальнем Востоке. У него, как мы считали, были самые идеальные условия для занятия фотоискусством. Во-первых, свобода выбора. Он мог в любое время поехать, полететь, поплыть куда угодно в пределах Дальнего Востока. Хоть на Камчатку к любому вулкану, озеру или водопаду. Хоть на Чукотку к оленеводам. Хоть к золотодобытчикам в далекую Колыму. Да хоть куда! На самолете, на корабле, на вездеходе и даже на оленьей упряжке. Для него не было ничего невозможного. И все это за государственный счет. Да еще за это и зарплату получал неплохую. Фотографировал он такими фотоаппаратами, которые в СССР вообще не продавались. Да и стоили эти фотоаппараты больших денег. И опять же за государственный счет. У него был штат помощников. Одни носили его фотоаппаратуру. Другие проявляли пленки и печатали фотографии. И опять же все это за государственные деньги. Среди них был и тот, кто в будущем станет в этом виде искусства моим учителем- Юрий Кириллович Луганский. Фотоальбомы Юрия Муравина, его выставки восхищали даже тех, кто никогда в жизни не брал в руки фотоаппарата. Словом, Муравин для нас- любителей ходить в походы с фотоаппаратами «Зенит» и «Смена», был совершенно недосягаемой вершиной. И в нашем городе  Находке в Приморском морском пароходстве работал профессиональным фотографом Юрий Тропин. Но и он для нас- туристов был где-то на такой вершине, на которую нам никогда было не подняться. «Повезло в жизни»- говорили мы между собой о Юре Тропине.
Вот поэтому, с приобретением фотоаппарата «Минольта» я слегка как-бы прикоснулся к первой ступени этой вершины. И сразу же почувствовал разницу с прежней жизнью любителя-фотографа. Купить фотоаппарат пришлось в кредит. Начались небольшие неудобства в семье. Ведь само отношение к фотографированию начало кардинально меняться. Там, где раньше делал по одному снимку фотоаппаратом «Зенит» пейзажа, бабочки или цветка, то «Минольтой» стал делать по несколько снимков. Если раньше одной катушки пленки хватало на два-три похода, с приобретением «Минольты» и на один поход не хватало одной катушки. Если раньше печатал фотографии с пленки выборочно, то с приобретением «Минольты» стал печатать полностью все снимки. Расход денег резко увеличился, как на покупку пленок, так и на изготовление фотографий. Если раньше все мои товарищи и знакомые смотрели на меня, как обычно на любого туриста, то с появлением «Минольты»  стали как-то выделять. Некоторые даже прямо говорили: «Разбогател!» Даже стали поговаривать: «А что ты имеешь от этих фотографий?» Это, конечно, задевало, но приходилось мириться. В поездках на север Приморского края или на юг, на полуостров Гамов уже надо было закупать более десятка катушек пленок. По приезду же домой хотелось скорее проявить пленки и напечатать фотографии. Узнать, что же получилось. Ну, и конечно, показать их в клубе «Элегия». Похвалиться. Тут уж приходилось порой отдавать целую зарплату. И в результате ссоры в семье были неминуемы. Ведь и в путешествиях надо было платить водителю за бензин, покупать продукты. Спасибо водителям автомашин, которые ездили с нами. Это Александр Мухаметчин, Геннадий Иванович Поцелуйко, Александр Костюкевич по прозвищу «Колдун», Григорий Лебедев, Юрий Тропин, Юрий Моняков. Всем им, не равнодушным к Природе и к красоте огромное спасибо! Приходилось слышать и такие суждения: «Конечно, Сергеич, тебе легче жить. Ты не куришь, не пьешь, не ешь мясо…» Я бы добавил: почти перестал покупать вещи, книги, фрукты, творог, сметану, красную рыбу…
Когда количество снимков стало переходить в качество, известный фотограф по бабочкам и писатель Владимир Тройнин, увидев мои фотографии, сказал выходить мне на всеобщее обозрение, то есть на выставки. Первые мои выставки проходили в музеях городов Находка и Владивостока. Появление выставки в музее Арсеньева- полностью заслуга Владимира Тройнина. Администрация музеев предоставляли мне фото-рамки. Моя задача заключалась в изготовлении фотографий размером 20 на 30см., монтаж их в рамки и вывешивание на стенах. Но ведь это не 10-20 фотографий, а до сотни и больше. И опять это расходы. Фотографии  на выставках не продавались. Но почему-то большинство знакомых считали, что фотографии мои в музеях раскупаются, и я загребаю большие деньги. Некоторые прямо спрашивали: «Много продал фотографий?» Таким образом, в течении десяти лет, после того, как я приобрел «Минольту» и стал проводить фотовыставки, у меня дома скопилось более десяти тысяч фотографий, размером 13 на 18см. и около тысячи размерами 20 на 30см. и 30 на 40см.. Возник вопрос- куда их девать? В клубе «Элегия» некоторые мои фотографии покупали по себестоимости. И я был рад этому. Но основная масса фотографий хранилась и накапливалась дома. Так как на моих выставках некоторым художникам города мои фотографии нравились, то пришла мысль обменивать их на картины. Для этого покупал фотоальбомы, размещал в них фотографами, а затем на открытиях выставок художников предлагал им обмен на картины. И дело пошло. Сейчас в моей квартире висит несколько десятков картин художников Находки, Владивостока и даже Хабаровска. Выставочные фотографии дарил знакомым. Чаще всего женщинам на 8 марта. Когда у нас с народным целителем Валентином Васильевичем Семененко возникла идея проводить фотовыставки в сквере улице Ленинской «Находкинский Арбат», то процесс общения с народом возрос в геометрической прогрессии. Для проведения этих выставок особых средств и усилий не требовалось. Фотографии размером 20 на 30см. и 30 на 40см. мы крепили на легких картонах. Приезжали на ул.Ленинскую на автобусах. В одной руке сумка с фотографиями, в другой- складной столик и стульчик, за спиной на плечах рюкзак с веревками, прищепками, перекусом. Приходили на нужное место. Натягивали веревки за стволы деревьев. Развешивали фотоработы. Выставка заработала. Все это происходило в выходные и праздничные дни в весеннее-летне-осенний период. Порой за день наши выставки могли просмотреть более тысячи горожан и приезжих. Семененко, кроме фотографий  привозил литературу, листовки и разные памятки о здоровом образе жизни и о своем Учении. Так как было видно, что это народный целитель, то прохожие останавливались, интересовались фотографиями и литературой. Ну, и мои пейзажи, конечно, рассматривали. Кроме того, он привлекал народ и игрой на аккордеоне. Выставки эти продолжались с Семененко в течении нескольких лет, до его внезапной трагической смерти. Через некоторое время я стал проводить выставки с заслуженным туристом России Владимиром Трофименко. Иногда наши фотографии покупали. Чаще всего приезжие в Находку. Часто дарил пожилым людям или детям, которые восхищались фотографиями, но купить не могли из-за отсутствия денег. Та радость, которая светилась у них на лицах при передаче им фотографий, много дороже продажи. И на выставках иногда задавали мне и Семененко вопрос: «Ну, как тут? Есть навар?» Когда мы отвечали, что выставки наши лишь для показа людям, то откровенно разочаровывались. В материальном плане Семененко терпел одни убытки, так как свои «памятки о лечении» раздавал пачками. Но зато, какие были беседы, которые проводил Семененко с теми, кто интересовался его учением! Это были целые лекции. Даже я, забыв о своей выставке, часами слушал эти беседы. Я замечал, что жители близстоящих домов, приходили смотреть выставки и послушать Семененко постоянно, и не один раз в течении дня. Когда я уезжал в дальние путешествия, то Семененко проводил свои выставки один. Потом рассказывал, какие у него были самые замечательные встречи.
С покупкой профессионального фотоаппарата «Никон» пленочного, вновь появились косые взгляды и разговоры. Ну, а уж, когда мне пришлось через короткое время купить еще один такой же дорогой фотоаппарат, так как прежний разбил, тут уж начали поговаривать: «Да он же следователем работает! Взятки берет!» Что с того, что я уже более десяти лет следователем не работал. Выйдя на пенсию, только через три года устроился работать дознавателем в службу судебных приставов. В обязанности мои в основном входило: принять заявление от гражданки о возбуждении уголовного дела в отношении злостного неплатильщика алиментов, найти его, отобрать объяснительную и собранный материал направить по подследственности в дознание МВД. Конечно, было не по себе, когда косились и что-то подозревали, но надо было работать, ходить в походы, проводить фотовыставки и… писать о своих походах и путешествиях. Именно с начала 2000-х годов вдруг почувствовал острое желание рассказать о походах пером на бумаге. В редакциях газет «Находкинский рабочий» и «РИО Панорама» ко мне отнеслись благожелательно. Зарисовки принимали и опубликовывали . Кто-то из работников библиотек музея посоветовал отправить очерки и фотографии в журналы «Родное Приамурье» и «Дальний Восток». Отправил. Напечатали. Обрадовался. Стал отправлять регулярно. И опять печатали.
 И второй дорой пленочный фотоаппарат «Никон» я сломал. Но подошло время цифровых фотоаппаратов, и я купил на одну зарплату дешевый цифровой фотоаппарат» «Никон», которым фотографировал около десяти лет. Лишь с появлением хороших цифровых фотоаппаратов в России, принял нелегкое решение приобрести фотоаппарат «Никон Д-700» с двумя хорошими объективами. Это была необходимость, как мне объяснил Луганский. И вновь пришлось влезть в кредит. И опять резкое ущемление во всем себя и своей семьи. Ведь к этому времени я давно уже был полным пенсионером, нигде не работал. Только ходил в походы и писал очерки. Уже и замахнулся на книгу. Название книги родилось из моего небольшого очерка «Формула успеха или муки творчества». Очерк этот был напечатан в газете «Арсеньевские вести», а затем и в журнале «Дальний Восток». Но задолго до издания этой книги, мы с Владимиром Трофименко задумали издать небольшую книжку с названием «Эти оригинальные скалы», с двумя моими очерками и совместными фотографиями. И макет был уже сделан. Но далее, не разобравшись с оплатой за издание книги и затянувшейся компанией по изданию, решил взять кредит и издать свою книгу «Эти удивительные скалы» со своими очерками и фотографиями. Большая часть книги как-то быстро разлетелась по библиотекам, музеям, школам, знакомым и родственникам. Какую- то часть книг утерял в книжных магазинах Владивостока из-за нечестности работников магазинов. Впрочем, кредит вскоре погасил. Наконец, накопился материал на большую книгу «Формула успеха или муки творчества».  Зная, что спонсора в нашем городе на издание книги найти невозможно, вновь пришлось взять кредит. Уже значительно больший. На что я рассчитывал? Фотографий в этой книге не было. Это был большой просчет. Каждый, кто брал в руки эту книгу, искал в первую очередь фотографии. Увы… Никто мне из знающих людей не подсказал. Три десятка лучших фотографий самых красивых мест края сделали бы книгу совсем иной, продаваемой. По этой причине книги не покупались. Пришлось всю партию раздарить. Кредит погасил в течении двух лет. Но, как обычно, почему-то все знакомые и родственники считали меня богатым. Как же, фотограф, писатель! Денег должно быть «куры не клюют».
Но вот моих очерков о народном целителе Семененко набралось на большую книгу. Учитывая, что мы с ним побывали  почти на всех самых красивых местах края и что люди должны узнать о том Семененко, которого знал очень узкий круг лиц- его ближайшие ученики, а также то, что он спас мне жизнь у озера Ольхового, я должен был написать и издать эту книгу. Название книги «Блистающий Мир» появилось из бесед Семененко со своими учениками. В ней оказалось 27 очерков и 250 фотографий. Стоимость около одного миллиона рублей с изготовлением макета книги. Расчитывал только на спонсоров. Для этого руководитель печатного салона А.В. Мельников сделал мне макет книги в счет будущей реализации этой книги. После того, как макет был готов, пошел обивать пороги богатых людей в городе Находке. Но ни один из них, не смотря на самые выгодные условия, мною выдвинутые, не откликнулся. Все говорили, что книга прекрасная, но положение в фирме таково…  Через три месяца, поняв безуспешность походов по офисам, решили с Мельниковым сделать из одной книги-две. Стоимость одной такой книги уменьшалась вдвое. И вновь обходы офисов. И вновь отказы. Помощь пришла с неожиданной стороны. Общаясь с одним знакомым пенсионером, из приличия показал ему эту книгу и рассказал о перепитиях, которые пережил в поисках спонсора. Он неожиданно заявил: «Я только продал машину, так как по возрасту управлять ей боюсь, и могу тебе дать 350 тысяч рублей сроком на полгода». Для меня это было шоком. Сказав ему, что схожу в печатный салон и обговорю там… Тут же отправился к Мельникову. Он, выслушав, сказал, что переговорит об этом с руководителем «Дальпресса». Через некоторое время звонок: «Приезжайте в печатный салон». Прибегаю. Руководство «Дальпресса» пошло мне навстречу. Остальную сумму 200 тысяч я должен отдать в течении трех месяцев. Весь тираж будет храниться в печатном салоне. Я буду книги выкупать и тем самым расплачиваться с долгом. Через месяц появилась Первая книга «Блистающий Мир». Многие мои знакомые, которым прежде дарил свои книги, удивились что книга «Блистающий Мир» будет только продаваться. Видимо по этой причине около 90 процентов моих знакомых покупать эту книгу принципиально не стали. Конечно, я был сильно этим удивлен. В большей степени она предназначалась для туристов, фотографов, художников,  краеведов, но именно эти люди покупать книгу не желали. Расплачиваться пришлось за счет своей пенсии и продажи редких книг. Как буду расплачиваться с человеком, который меня выручил, я пока не знаю.
Вот до какой точки привела меня необдуманная покупка фотоаппарата «Минольта» в далеком 92 годе…

Фото-путешественник, член Российского Союза Писателей Владимир Маратканов   


Рецензии