Шесть дней творения - третий день

Третий день Творения: возникновение деревьев, травы и Ган Эден
В начале третьего дня земля все еще была погружена в воду. Ашем повелел: «Да соберутся воды!». И тут же начали образовываться холмы и горы, давая воде возможность опуститься в долины.

Вода была недовольна своим заточением в океане и угрожала еще раз залить землю. Но Ашем повелел ей никогда не переступать своей границы. Вокруг океанов Он провел граничную линию из песка, чтобы она служила ограждением. Поэтому всякий раз, когда волны устремляются на берег, они тут же останавливаются и отступают, завидев песок, ибо сказано (Иермеяу 5:22): «Разве вы не боитесь Меня, — говорит Ашем, — разве не трепещете предо Мной, ибо Я положил песок границею моря, вечным пределом, которого оно не перейдет. И хотя волны устремляются вперед, победить не могут. Хотя они бушуют, не могут переступить».

Деревья
Ашем повелел: «Земля произрастит плодоносящие деревья, приносящие плод каждое по своему роду!»

И немедленно возникли деревья с прекрасными плодами. Первоначально повеление Ашема заключалось не только в том, чтобы плоды деревьев были съедобны, но чтобы и сами деревья, включая их ветки, кору и стволы, были тоже съедобны. Однако земля ослушалась этого повеления. Она произвела на свет восхитительные плоды, но неприятную на вкус древесину. Позже, когда Ашем наказывал Адама, Он заодно вспомнил земле этот грех и проклял ее.

Почему земля не вняла повелению Ашема? Она рассуждала так: «Если кора будет на вкус подобна изысканным плодам, люди не только станут собирать плоды, но и начнут целиком выкапывать деревья. Так что деревья пропадут». Но, несмотря на то, что это рассуждение кажется разумным, Ашем наказал землю, ибо она вмешалась в Его планы. По этой причине Он вовсе лишил некоторые деревья их плодов, и они стали бесплодными.

Этот мидраш учит нас одному из основных понятий Торы. Наши собственные рассуждения часто могут отклоняться от точки зрения Торы. Тем не менее, даже если мы искренне убеждены в том, что наше собственное мнение по некоторому вопросу более правильно, чем предписываемая алахой точка зрения, мы обязаны пренебречь своими личными взглядами и принять установления Торы.

Р. Эльханан Вассерман, обсуждая сионизм, который многими провозглашается физическим и духовным спасением для Клаль Исраэль, рассказал весьма уместную историю о дипломате-горбуне, которого царь отправил послом в другую страну. Перед дорогой его самым строгим образом предупредили ни по какому поводу не заключать пари. Как только дипломат прибыл на место, ему предложили пари о том, горбун он или нет. Зная, что он несомненно выиграет это пари и таким образом привезет царю сумму в миллион золотых монет, дипломат согласился и выиграл. Когда он возвратился и предложил царю деньги, тот рассердился. «Глупец! — закричал царь. — Ты не обогатил меня на миллион, ты лишил меня десяти миллионов. Я еще раньше поставил десять миллионов на то, что ты не примешь никакого пари!» Так и в нашем случае: нам часто кажется, будто мы продвигаем дело Торы вперед, предпринимая действия, которые, хотя и противоречат мнению Торы, но представляются нам верными. В действительности такое поведение делу Торы только вредит.

Трава
Ашем повелел земле произвести различные виды трав и зелени. Хотя Ашем специально и не указал, что трава должна воспроизводиться по своему виду, ангел, которому было поручено выполнить это повеление, правильно понял его смысл. Он сказал: «Если даже деревьям, которые обычно растут отдельно друг от друга, велено было размножаться каждому по своему виду, то уж, конечно, травинкам, которые малы ростом и стремятся держаться вместе, следует поступать так же!»

Когда на земле появилась трава, она не стала расти вверх. Она оставалась низкой, потому что еще не было дождей.

Почему Ашем не послал дождь немедленно или не заставил траву расти независимо от дождя? Он придержал дождь до сотворения человека, потому что хотел, чтобы человек молился о ниспослании дождя. И только лишь на шестой день Он сотворил Адама, и тот начал молиться, чтобы пошел дождь, и трава стала расти.

Ган Эден
Одновременно с деревьями и травой всего мира земля произвела на свет и Ган Эден. Тем не менее, наши Мудрецы считают Ган Эден отдельным творением. Причина этого кроется в том, что деревья и трава Ган Эден вечны, в отличие от всех прочих деревьев и трав.

Каждое дерево в Ган Эден символизирует один из высших духовных замыслов. Ган Эден — это дворец Ашема на земле. В наши дни никто не знает о его местоположении, ибо Ашем спрятал его от нас. Это и есть Сад Наслаждения, в который Ашем поместил Адама до того, как тот согрешил, и в который праведники войдут однажды вновь.

Чтобы дать нам представление о наслаждениях в Ган Эден, наши мудрецы описали эти удовольствия словами, понятными людям.

Когда праведник входит в Ган Эден, ангелы сбрасывают с него одеяния, которые были на нем в могиле, и облекают восемью слоями Облаков Славы. Они водружают ему на голову две короны, одну из жемчугов и одну из золота, и вручают восемь миртовых веток. У каждого праведника в Ган Эден есть своя собственная хупа (полог), соответствующая уровню его духовных достижений. Под каждой хупой стоит стол из жемчугов и бриллиантов. Шестьдесят ангелов, стоящих у изголовья каждого из праведников, говорят ему: «Ступай и с радостью ешь мед, ибо ты изучал Тору, которая подобна меду. Пей вино, сделанное из винограда, хранившегося с Шести Дней Творения, ибо ты изучал Тору, которая подобна сладкому вину». В Ган Эден восемьсот тысяч деревьев, каждое из которых отлично от других своими очертаниями и внешним видом. Древо Жизни находится в середине, и тень от него покрывает весь Сад. Оно благоухает пятьюстами тысячами разных ароматов, и его сладостный запах достигает края света. Под ним сидят знатоки Торы, которые толкуют и учат ее из уст Ашема, обитающего среди них.

В нашем мире никто, даже пророки, никогда не представляли себе полную картину того, какую награду пожалует Ашем в Ган Эден человеку, прожившему жизнь в соответствии с Торой, ибо сказано (Йешаяу 64:3): «Ничьим глазам, кроме Твоих, о Г-споди, никогда не дано увидеть, что сделаешь Ты для того, кто Тебя ждет».

Тем не менее, некоторым из мудрецов было дано мельком увидеть Ган Эден.

Когда Ангел Смерти пришел взять душу р. Иеошуа бен Леей, тот выхватил у ангела меч и живым вскочил в Ган Эден.

Ангел смерти пришел пожаловаться к р. Гамлиэлю. «Он правильно поступил, — сказал р. Гамлиэль. — Пожалуйста, вернись к р. Йеошуа бен Леей и попроси его обследовать Ган Эден и Генном!» С этим поручением ангел полетел обратно к р. Йеошуа бен Леей. Тот исследовал Ган Эден и послал р. Гамлиэлю и мудрецам такое сообщение:

В Ган Эден я обнаружил семь домов. В первом из них, расположенном у первого входа в сад, помещены неевреи, которые по собственной воле, а не под внешним принуждением перешли в еврейство. У этого дома стеклянные стены и сложен он из кедровых бревен. Его обитатели вверены заботам пророка Овадьи (он перешел в еврейство, будучи эдомитом по происхождению)

Второй дом находится у второго входа в Ган Эден и сделан из серебра и из кедровых бревен. В нем живут люди, вернувшиеся к вере. Возглавляет их Менаше бен Хизкияу.

Третий дом расположен у третьего входа в Ган Эден и сделан из золота и серебра. Обитают в нем Авраам, Ицхак, Яаков и все евреи, ушедшие из Египта, а также цари Давид и Шломо и все их сыновья, кроме Авшалома. Помимо этого, находятся там все цари Иудеи (кроме Менаше, сына Хизкияу, сидящего во главе вернувшихся к вере). Возглавляют их Моше и Аарон. В доме драгоценные предметы, дорогое масло.

«Для кого хранятся все эти сокровища?» — спросил я царя Давида.

«Для тех, кто придет к нам сюда из вашего мира», — ответил он.

«Есть ли среди вас язычники?»

«Ни одного. За свои праведные деяния они получают награду при жизни, а за грехи отправляются в Геином».

Я подошел к четвертому дому, предоставленному для абсолютных праведников. Он был построен из оливкового дерева, как символ того, что их жизнь была полна горечи, как плод оливы, и тем не менее, они служили Ашему, несмотря на свои невзгоды и нищету. Поэтому они заслужили особую награду.

Потом я перешел к пятому дому, отведенному для Машиаха и Элияу. Когда я подошел к Машиаху, он спросил меня: «Что делают евреи в том мире, из которого ты явился?»

— Они каждый день ждут тебя.

Услышав это, он не выдержал и заплакал.

В шестом доме живут те, кто умерли, чтобы освятить Имя Ашема.

Седьмой дом предназначен для тех, кто умер из-за болезней и чьи дела искупают грехи еврейского народа.

Я хотел осмотреть еще и Геином, но этого мне не разрешили, ибо праведникам нельзя видеть Геином.

«И увидел Б-г, что это хорошо. Был вечер, и было утро, день третий»


Рецензии