Евгений Шварц. Сказка о потерянном времени

Как человек, который абсолютно не умеет отдыхать, хочу сказать, что с основной идеей этой сказки я не согласен. Понятно, что подобное произведение должно было (а написано оно было накануне войны, в 1940 году) прославлять труд, что еще интересует государство, но, как подсказывает практика, труд в основной своей массе скорее вреден. Он глушит инициативу и не оставляет времени думать, что, конечно, выгодно тем, кто определяет направления для литературы. Как сказала героиня Веры Марецкой в одном фильме, "труд сделал из обезьяны человека не для того, чтобы потом превратить его в лошадь".

Что-то я вообще не очень помню, чтобы у Евгения Шварца, написавшего "Сказку о потерянном времени" было хоть что-то, отдаленно прославляющее подвиги стахановцев и молотобойцев. Как оказалось, все это мне только по детству чудилось. Кроме откровенной истории про Марусю, которая "Первоклассница", а в школе, казалось бы, труд необходим (вот уж не помню, мне всегда было скучно, ибо от безделья на уроках я всегда изучение учебника заканчивал в пару недель, после чего скучал уже до конца года), читал я еще несколько чудесных сказок и пьес.

Если вдуматься, то все они имеют одну составляющую. Кей в "Снежной королеве" уходит гулять со своими санками, два молодца из "Двух кленов" сбегают из дома тоже с развлекательными целями, даже бедной Красной Шапочке вменяется в вину, что она легкомысленно бродит по лесу. Поэтому нечего удивляться, что в "Сказке о потерянном времени" мальчику Пете Зубову в невероятно устрашающей форме, чуть ли не мистической, показано - до чего может довести невинное прогуливание уроков. А ужастики, кстати, Шварц писать умеет, если кому-то доводилось читать его леденящую кровь сказку "Два брата". Бррр, холодом повеяло, сильная вещь. Эдак нам, оказывается, путь в герои заказан, нужно дома сидеть да уроки учить. Богатыри не мы.

А уж как боялся я в детстве всех этих устрашающих морд злых волшебников и волшебниц. У нас был целый набор актеров, которым никакой грим был не нужен, своим природным очарованием они так пугали детей, что те тут же бежали в школу и ну ее зубрить, проклятую грамматику.

Перечитав сказку вместе с ребенком (в детстве я на такое внимание обратить не мог), я обратил внимание на один интересный момент. Вот, вы поменялись телами, казалось бы, весь старческий ревматизм и боль в суставах должны были остаться в старом теле, ан нет! эти молоденькие теперь старики продолжают кряхтеть и сопеть, как те еще бабушки и дедушки. К сожалению, тема эта в короткой сказке (а она оказалась совсем небольшой), да и к чему она детям-то, оказалась совершенно не раскрыта. Что хотел сказать этим Шварц? Что люди больше притворяются по этой жизни? Или все эти ахи-охи только по инерции? Вполне может быть. Я как-то вставлял себе металлокерамику и мне обточили передние зубы. Так вот, шепелявить я начал почему-то только ближе к вечеру. Очень противно, нужно сказать, а я еще и пел в тот вечер.

Сюжетный выверт, правда, Шварц позаимствовал из традиционных сказок, что поделать, от него никуда не денешься. Такое было, например, в "Калиф-аист" у Гауфа. Детям кажется нормальным, но с возрастом понимаешь, что нет ничего более нелепого, чем проговорить вслух подробную инструкцию в духе "как лишить меня волшебной силы" кому бы там ни было. Пусть ты и в безопасности, пусть ты и в кругу друзей. Как говорил Атос, "нет того камня, что не выдаст вашу тайну, нет того дерева, что не подслушает ваш разговор". В этом отношении он был абсолютно прав, потому что заставил своего слугу съесть это секретное письмо. Я бы еще смешал его с тремя подложными, перемешал клочки и отдал на съедение всем четырем слугам, а потом разослал бы их в разные части света.

А по поводу того, что время относительно, в "Сказке о потерянном времени" это показано хорошо, ибо им манипулируют как хотят. Это нам кажется. что мы теряем время, какой-то другой прирост в другом, может самом неожиданном месте, можно и не ощутить. Вот, например, я сейчас потратил время на написание отзыва, но вы потратите свое на его чтение. Следовательно я Пожиратель Вашего Времени. Но, как говорил Думбадзе, "если влюбленным нечем питаться, то пусть они едят друг друга". Из времени состоит наша жизнь, но не только из него. Что это за жизнь, можно ли ее так называть, чья она и какая по счету?

Шварц прекрасен, в детстве я его очень любил, местами он очень советский, но очень местами, поэтому (за редким исключением) его можно читать до сих пор.


Рецензии
Это жуткая сказка. Я слушала её на пластинке.

Ольга Шорина   23.10.2021 13:46     Заявить о нарушении