Как одевались

  В конце 50-х годов по одежде можно было легко определить к какой социальной группе принадлежит человек: колхозник он, рабочий, интеллигент или начальник.
  Приезжающие в город колхозники были одеты беднее всех – чаще всего в ватных телогрейках или потёртых овчинных полушубках (сшитых, похоже, ещё до войны), в кирзовых сапогах или подшитых валенках. На голове у женщин зимой – толстый шерстяной платок, летом – простенькая косынка, у мужчин по сезону – кепка или шапка-ушанка непонятного происхождения. С товарами в сельских магазинах было плохо, да и с деньгами у колхозников туго – трудодни оплачивались, в основном, продукцией (тем же зерном), которая уходила на питание немаленькой деревенской семьи, а небольшой денежной выплаты не хватало даже на самое необходимое…
  Рабочие одевались чуть получше. Телогрейку и мужчины и женщины зимой надевали только для физической работы (принести дров, воды с колонки, почистить двор от снега), а «в город» выходили в тяжёлых драповых пальто на ватине и с цигейковыми (т.е. из овчины) воротниками. На головах у женщин – платок или шаль (по сезону и достатку), у мужчин – кепка или шапка-ушанка. На ногах у женщин в тёплое время босоножки или туфли (шились, в основном, на заказ), осенью и весной резиновые или кирзовые сапоги, зимой валенки с галошами. Летом женщины носили ситцевые и сатиновые (редко шёлковые) платья, мужчины – широкие брюки, рубашки в мелкую полоску и двубортные пиджаки (галстук считался излишеством). Нижнее бельё – трикотажные майки, сатиновые чёрные трусы до колен и полотняные белые кальсоны у мужчин, у женщин – те же майки (реже – шёлковые комбинации) или самосшитые рубахи из бязи, лифчики из плотного полотна (реже – из атласа), зимой – тёплые с начёсом рейтузы до колен, летом – рейтузы покороче и потоньше или сатиновые цветные плавки (тоже шили сами), пояс с резинками и хлопковые коричневые чулки «в рубчик».
  Одежда начальства отличалась и лучшим качеством материала, и отрицанием простонародных кепок и платков. Летом женщины ходили в нарядных платьях из крепдешина, шёлковых и капроновых чулках, туфельках на каблуках и шляпках с широкими полями. Мужчины – в светлых костюмах, белых рубашках и обязательных галстуках. Мужские костюмы для других сезонов были классического покроя (двубортные, с широкими лацканами) из дорогой тёмной шерстяной ткани и шились, конечно, на заказ. Пальто тоже шились в ателье из хорошего драпа и с воротниками не из простой «цигейки», а из каракуля (мужчины) или чернобурки (женщины). На голове жёны начальников носили шляпки из фетра или меха (по сезону), на ногах – сшитые из качественной кожи на заказ туфли и утеплённые ботики. Мужчины щеголяли в фетровых шляпах и шапках фасона «пирожок» из хорошего меха (чаще каракуля). До сих пор помню свой детский восторг и даже некоторый испуг, когда встречала даму в пальто с воротником из целой лисы: с одной стороны свешивался пушистый хвост, с другой – острая лисья мордочка с белыми зубками и глазами-бусинами. Мне казалось, что лиса в любой момент может ожить и вцепиться острыми зубами в холеное лицо дамы…
И, конечно, мечта всех начальственных жён, символ богатства и процветания –  шуба (мутоновая - из хорошей цигейки , но лучше каракулевая). Тяжёлая и неудобная в постоянной носке, она как будто приподнимала её владелицу над толпой обычных людей, серой массы в мешковатых драповых пальто. В руках у дам были изящные кожаные сумочки, а не простецкие хозяйственные баулы или сетки-авоськи (в семьях начальников жили кухарки и домработницы, которые и ходили с большими сумками по базарам и магазинам). 
  Интеллигенция одевалась чуть попроще начальства и менее консервативно. Галстуки для мужчин были необязательны (кроме особо торжественных случаев), пиджаки в повседневной носке обычно заменялись свитерами и пуловерами, шляпы – беретами. Цвета одежды были поярче, аксессуары – помоднее.
  Городские девушки из небогатых семей рабочих и мелких служащих старались подражать в одежде «высшему обществу». Урезая себя в питании, покупали крепдешиновые платья (хотя бы одно, «на выход»), шёлковые чулочки и шляпки вместо платков. Но, выйдя замуж за обычного работягу, погрязали в тяжёлом скудном быте и быстро становились тётками в мешковатых пальто и шерстяных платках…
  Одежда детей из разных слоёв общества тоже различалась. В небогатых семьях дети ходили в тех же драповых пальтишках (часто перешитых, перелицованных из одежды взрослых), в шароварах с начёсом, валенках и ботинках со шнурками. На голове у мальчиков – кепки и цигейковые шапки (по сезону), у девочек – фетровые капоры и те же меховые шапки. Одежда передавалась от ребёнка к ребёнку, пока не изнашивалась полностью, и часто была то маловата, то великовата… В обеспеченных семьях одежду детям покупали всегда новую и по возрасту (и даже шили на заказ). Из Москвы и Ленинграда им привозили цигейковые шубки (просто так их было не купить, да и стоили недёшево), шерстяные гетры вместо шароваров, фетровые береты вместо кепок. И выглядели дети более опрятно и культурно.
  В шестидесятых с каждым годом жизнь людей становилась легче, товаров – больше, и различия в одежде между разными слоями постепенно сглаживались. Появились «стиляги» и модники, платья становились короче, пальто – изящней. С запада пришла мода на лёгкие плащи из синтетики «болонья» (в народе говорили «болоневые»). Вместо чулок стали носить колготки, женщины полюбили брюки. Валенки заменялись кожаными сапожками на меху, а тяжёлые драповые пальто искусственными шубками. Но это уже рассказ о другом времени – времени «брежневского застоя», времени моей ушедшей юности, и, возможно, другого моего рассказа.

Фото из интернета.


Рецензии