Основы регионального хозрасчёта
Возможно, что название "региональный хозрасчёт" довольно удачно отражает истину, к которой мы стремимся. Но пути достижения этой истины очень разнообразны и противоречивы. И не в названии дело, а в том, как улучшить экономическое положение нашего общества, сохраняя незыблемыми социалистические идеалы?
Ясно, что капиталистический способ производства и распределения товарной продукции даст желаемый результат; но тогда будет погублена идея строительства социалистического общества, в основе которого лежит неприязнь ко всякого рода насилию. И в то же время принимая казалось бы верные решения в этом вопросе, отсекая всё то, что создаёт якобы условия для эксплуатации человека человеком, мы невольно снижаем (и довольно значительно) общественный потенциал производительных сил, создаём благоприятные условия для паразитического и полупаразитического существования определённой части трудоспособного населения. Они не эксплуататоры, они не богачи, но тем не менее их много и живут они за счёт других. Таким образом, отказываясь от капиталистических идеалов, от неприкосновенной частной собственности, которой якобы присуща форма эксплуатации, способность присваивать продукты чужого труда, мы перешли в другую крайность, когда на наших глазах происходит отчуждение от собственности всех и вся, когда собственность на средства производства и землю по сути никому не принадлежит, когда у неё нет конкретного хозяина, который мог бы её не только беречь и приумножать, но и использовать по-настоящему. Поэтому-то мы и несём колоссальные потери.
Мне думается, что наше понятие о собственности, его неверное толкование с марксистско-ленинских позиций создаёт почву и для принятия противоречивых законов о собственности. То есть собственность на средства производства, на землю является как бы нашей и не нашей. Хотя собственность – это такой же продукт труда, как и предметы потребления. И она по праву должна принадлежать тому, кто её создал, изготовил или приобрёл. Другое дело, чтобы не допускать возможности использовать собственность в корыстных целях, с целью наживы, с целью эксплуатации чужого труда. А для этого должны быть приняты свои особые законы. Но, к сожалению, по этому пути ещё никто не пытался идти.
Региональный хозрасчёт, на мой взгляд, если правильно к нему подойти, имеет возможность кардинально изменить ситуацию в экономике. И если очень захотеть, то это можно осуществить буквально в считанные месяцы. Но для этого собственность должна стать действительно неприкосновенной и принадлежать конкретному лицу, его истинному владельцу. Что касается форм эксплуатации при наличии собственности у того или иного лица, то должна быть запрещена законодательно всякая возможность найма рабочей силы. Конечно исключить начисто добровольное согласие работать на кого-то практически невозможно. Ведь это связано с материальными трудностями того или иного работника, который согласен работать хоть на чёрта, лишь бы не умереть с голоду. Но повсеместно, на более-менее крупных предприятиях форма найма должна быть заменена добровольным объединением всех работников данного предприятия с одинаковым правом на собственность, составляющую основу этого предприятия. И лучше, если бы это происходило при наличии лицевых счетов у каждого работника, где наглядно было бы видно, какова доля каждого из них в соответствии с его трудовым вкладом. Тогда и прибыль, получаемая данным предприятием, распределялась бы пропорционально размерам их лицевых счетов. Нет нужды особо доказывать, что обмануть кого-либо можно будет и в этом случае. Но здесь обманутого охраняет закон. Да и право свободно покинуть это предприятие с получением своей доли собственности даёт гарантии, что такая форма эксплуатации будет по большей части исключением из правил.
Право на собственность, какой бы она ни была, должно сочетаться с правом её купли и продажи, с правом её передачи по наследству и т.п. Если собственность коллективная (скажем, собственность предприятия), то и здесь каждый совладелец вправе продать свою долю собственности за любую цену любому лицу, будь то работник данного предприятия или совершенно посторонний человек. Человек со стороны, приобретая часть собственности какого-либо предприятия, становится его совладельцем. Но не обязательно он должен быть его сотрудником. Просто его доля собственности постепенно будет выплачиваться по номинальной стоимости этого предприятия до тех пор, пока не будет выплачена полностью. Он может вкладывать свои средства в развитие этого предприятия, наращивая тем самым свою долю собственности. Но это отнюдь не форма эксплуатации, потому что здесь имеется значительная доля риска. То есть в равной степени здесь можно и заработать и прогореть.
Самостоятельность предприятия, как и каждого индивидуального работника, должна сочетаться с правом реализовывать свою продукцию по рыночной или договорной цене. Потому что только рыночная цена достаточно объективно отражает меру общественной полезности и необходимости предлагаемого товара. Кроме того рынок через цены создаёт основу для конкуренции, где потребителю предлагаются всё более дешёвые и разнообразные товары.
Нечто похожее должно происходить и на самих предприятиях. Производственные отношения между работниками должны развиваться на той же рыночной, конкурсной основе, по тем же экономическим законам. Их отношения должны протекать в условиях взаимной состязательности, в стремлении оценивать работу друг друга критически, по-хозяйски, по-деловому. Это вполне реальная, но ещё нигде не практикуемая вещь. Хозрасчёт на производстве по методу аукциона в сочетании с правом на собственность может дать огромный положительный эффект, потому что именно в этих условиях труда каждый отдельно взятый работник чувствует себя на производстве полноправным хозяином, где никто не мешает ему, как и он не мешает другим. Создаётся как бы внутренний рынок со своей денежной системой, где роль денег могут выполнять либо условные рубли, либо нормо-часы, либо что-то другое, что принято трудовым коллективом предприятия за основу. Но оцениваются здесь не товары, а работы. Поэтому, если оценивать их в рублях, то стоимость готовой продукции может оказаться либо выше, либо ниже её рыночной стоимости. Условия труда в этом случае настолько раскованы, раскрепощены, что никому не придёт в голову как-то скрывать свои резервы, сдерживать свои производительные возможности. Наоборот, каждый будет выкладываться в меру своих сил и способностей, потому что останавливаться здесь нельзя, сразу окажешься в отстающих. В условиях состязательности каждый будет искать пути увеличения производительности труда, приобретая новейшее современное оборудование, разрабатывая новый технологический процесс или заимствуя его у других, изобретая и изготовляя всевозможную оснастку, инструмент, приспособления, изыскивая наиболее рациональные приёмы труда и организацию трудового процесса. Обо всём этом мы пока ещё только мечтаем. Но региональный хозрасчёт даст возможность всё это внедрить, если мы правильно в нём разберёмся.
Не думаю, что здесь имеются какие-то отклонения от социалистических принципов. Наоборот. Мне кажется, что те нужные основы социалистического хозяйствования, фундамент социалистического товарного производства, рыночные основы социализма имеют гораздо больше возможностей найти здесь себе сторонников и покровителей, нежели всё то, что может предложить нам капиталистическое общество. Да, мнение о государственной, общественной собственности у меня скептическое. Индивидуальная, коллективная собственность на средства производства и землю имеют гораздо больше шансов, на мой взгляд, на длительное и безбедное существование. Потому что здесь нет почвы для эксплуатации и, что более важно, нет условий для паразитизма. Если только мы сознательно не допустим этого.
Так например было бы вполне допустимо, если бы социалистическое общество установило минимальное пособие для всех граждан на случай их нетрудоустройства. Это паразитизм, но вынужденный паразитизм, ибо не всякий трудоспособный человек может быстро найти своё место в обществе. Для этого надо время, а есть и пить приходится каждый день.
И наконец, о капиталах. Если есть владелец собственности, то, видимо, у него возможен и финансовый капитал. Но если все члены общества будут иметь капитал, то это ещё не значит, что такое общество следует называть капиталистическим. Богатыми или, по крайней мере, зажиточными могут быть все. Но вот размер капитала должен быть ограничен, потому что его избыток говорит не в пользу его владельца. Владелец даже очень крупного капитала может оказаться действительно одарённым человеком, сумевшим сколотить его честным путём. Но потребности человека в сущности не так уж велики, чтобы этот одарённый человек не мог довольствоваться хотя бы максимумом финансового капитала, установленного для всех граждан социалистического справедливого общества.
Можно говорить и писать о региональном хозрасчёте подобного рода ещё довольно долго. Но я решил закончить своё изложение, считая, что достаточно подробно объяснил свою главную, свою основную мысль. Не сомневаюсь ни на йоту, что такой региональный хозрасчёт даст быстрый и значительный экономический эффект. Однако понимаю, что рисковать никто не станет, чтобы внедрить его повсеместно, не опробовав. Поэтому охотно удовлетворюсь проведением небольшого экономического эксперимента на уровне хотя бы какого-нибудь убыточного предприятия. Мне будет на нём нетрудно доказать практически преимущество этого нововведения.
Свидетельство о публикации №218121601082