Ги де Мопассан. Испытание

Творчество Гюи де Мопассана никогда не виделось мне исполненным наивности и юношеского задора, потому что этот человек пришел в литературу уже состоявшейся личностью, умудренной реалиями жизни и разнообразным опытом. Не удастся найти у него ранних произведений, они все у него либо зрелые либо квазизрелые.

Новелла "Испытание" на первый взгляд о супружеских отношениях и испытание о них же, тем более, что только перевод названия может предполагать нечто иное. На самом же деле, "lepreuve" ничто иное как проверка, тестирование. Пусть и серьезное. Остается выяснить - что же именно подвергает проверке главный герой. Супругу?

Давайте вспомним, с чего начинается новелла. Разговор с женой, которая не одобряет соседку, ибо та наставляет рога своему мужу. От объекта мы идем к отношениям. Вначале мы получили соседскую жену со знаком минус, затем ищем причину этого. Причина, судя по всему, в слепоте и глухоте ее мужа. С трудом я себе представляю, что там должен делать бедный супруг, чтобы ему не изменяли - выучиться глотать шпаги или отрастить достоинство побольше, но дальше, как это всегда бывает, мы двигаемся от частного к общему.

"Все мужчины глупцы". Данное утверждение имеет много аналогов, но будем исходить из него. Далее муж-теоретик начинает шевелить мозгами и переходит в область практики. Что там он делает - рассказывать я не стану, кому нужно, тот прочтет, но обозначить я хочу следующее - что им движет в данном случае? Месье Бондель - уверенный в себе человек, состоявшийся и полностью разобравшийся в жизни. Мопассан это подчеркивает в самом начале. Бондель просто не может считать себя одним из тех, кто стройными рядами рогоносцев движется по мостовой. Если бы он хотел уравниловки, то записался бы в армию и носился с воплями за родину и за победу.

Сюжет указывает на то, что данный человек умеет решать свои проблемы и испытание в данном случае касается ни отношений, ни его супруги, а самого Бонделя. А еще этот короткий рассказ служит предостережением от излишней самоуверенности, которая на каком-то этапе может застилать глаза. Где здесь скрывается ревность и есть ли она здесь вообще, этого я не знаю. По мне, так никакой ревности здесь нет. В новелле были в какой-то форме, точно не приметил в какой, задеты и чуть ли не высмеяны ревнивцы. Отеллами здесь и не пахло. Ревность - порождение неуверенности, она присуща шекспировским героям, но нет никого менее похожего на Шекспира, чем Мопассан. Как писал Пушкин, "Отелло от природы не ревнив, напротив, он доверчив". Мопассан иногда пользовался доверчивыми героями, эти его новеллы я не очень люблю - слишком уж безжалостно. Смешно, конечно, но слишком жестоко. Вспомните "Ожерелье".

Вот уж, кто бы там не стал душить никаких дездемон, это правда. В одном я согласен по поводу концовки. Настроение испортили, за это можно и ответить. По поводу же жены - тоже мне проблема. Не эта жена, так следующая. А еще в "Испытании" в очередной раз высмеивается мещанство, все эти супружеские мелкобуржуазные терки за завтраком и после него. Для кого-то это занимает всю жизнь. Была бы нужда жить ради этого.

Новелла читается 10-15 минут.


Рецензии