Пиковая дама в Геликоне

Совсем я не писатель. Да и что тут описывать. Как единственный вечер в столице командировочный может потратить на театр. А во многих местах, как назло по пятницам ни концерта, ни спектакля. Касса открывается поздно и приходится бродить средь улиц шумных.
Ну, билет , слава богам, отыскался, да и «Геликон» запланировал заранее. После ремонта там еще не был, предыдущие впечатления были:  зал маленький – голоса хорошие. Собственно, Геликон всегда нравился мне больше чем Большой с его хвастливой нафталинностью и показной пышностью. Впрочем, обновленный «Геликон» тоже не беден, в реставрацию вложились как следует (и вышло много приличнее скандального ремонта основной сцены ГАБТа).
На Большой Никитской перед началом представления приятный молодой человек провел для желающих зрителей экскурсию: именные залы, подсвечники из Венской оперы, накидка, в которой выступала М.Калласс и пр. По стенам развешаны копии французских гобеленов с мифологическими сюжетами. Театр активно занимается рекламой и даже музыку для авиакомпании записывает. Впечатляет и особняк 18 века, зал, где небезызвестная Дашкова принимала свою подругу-императрицу, которой помогла совершить переворот и мужеубийство. Залы именные: «Образцова», «Стравинский» и др., открыт бюст умершему Е.Хворостовскому. В буфете играет тапёр, по ценам доступен морс, персонал отменно вежлив. Программки по сотне.
Открытая сцена. Оркестр сидит не в яме я позади певцов. Над ним, на втором ярусе дополнительное действие массовки. Действие разворачивается вокруг карточного стола, на который вначале улегся главный герой. Другие персонажи сидят вокруг и перебрасываются картами. Большие карты рассыпаны и по сцене. В этом театре пытаются уйти от шаблонов, немного хулиганят, ноне всегда понятно зачем.  С одной стороны стоят большие часы, с другой граммофон ( к чему?). Так «Уж вечер» сначала звучит как граммофонная запись, а потом вступают певицы. Артистка (К.Вязникова), изображающая старую графиню, поет свою знаменитую арию, лежа на упомянутом карточном столе и раздвигая ноги (вспоминает бурную молодость). Правда, её голос несколько заглушается шелестом платьев уходящих девушек. Костюмы мужчин офицеров выглядят довольно странной эклектикой. Н.Дорожкина в партии Германа можно оценить на четверку. Звук, в общем, идет неплохой, и играют увлекательно. Хотя, повторим, некоторые режиссерские и сценографические решения достаточно спорные.
Понятно, что пушкинская повесть в либретто подверглась немалому насилию. Так поведение Лизы выглядит не вполне мотивированным. Да и спустя два века все эти страсти современному человеку не очень понятны, хотя публика активно проникалась, даже смартфоны почти не светились. Я сам, перед спектаклем посетил квартиру Пушкина на Арбате (которую он снял в связи с женитьбой), чтобы лучше проникнуться атмосферой той эпохи. Но до конца это так и не удалось, хотя жалко и героев, жалко и нас: «Сегодня ты, а завтра я»…
Но, в общем неплохо. Впечатления остались более приятными, нежели от той же оперы в Большом, нескольк лет назад, на малой сцене (когда основное здание еще ремонтировалось). Там, были привходящие обстоятельства. Прямо передо мной сидел бывший ельцинский прессак и, глядя на его затылок, я вспоминал, как его выкинули с парохода в Енисей (по свидетельству начальника охраны). На сцене страсти-мордасти: три карты, старая графиня, азарт, несчастная любовь, а я вспоминаю «надо мной большой птицей пролетел Кост-в» и давлюсь от смеха. Так и промучился почти все действие.
В "Геликон-опере» всё было в ту пятницу благополучно: и на сцене, и в зрительском зале. Хотя эта театральная сказка была в явном контрасте с тем, что окружает нас  ныне, но в театре старались.
Немного радости не помешает. А помимо этих, бытовых, в сущности воспоминаний, в памяти надолго осталась и постоянно возникала музыка Петра Ильича Чайковского. При всех нелепостях и страданиях гений остается гением.



Незаметка


Рецензии