Цивилизация человечества. Глава 10. История Католи

                Григорий  Рыжов
               
                Глава  10

                История  Католической  церкви

     Римско -  католическая  церковь – сформировалась  в  I  тысячелетие  н. э.  на  территории  Западной  Римской  империи.   Формирование  отличительных  особенностей  церкви  Запад-ной,  отличающих  её  от  церквей  Востока,  началось  ещё  в  первые  века  истории  Христианства. Традиционно  в  трудах  религиоведов  считается,  что в  результате  Великого  рас- кола 1054  года  христианская  церковь  разделилась  на  Восточную  и  Западную.
     В  результате  Реформации  от  католицизма  отошли  многие  страны  на  севере  и  в  центре  западной  Европы.  В  новое  время  католицизм  распространяется  в  Новом  Свете,  Азии  и  Африке.  В  результате  секуляризации  общества  в  XIX  и  XX  веке  от  активной  религиозной  жизни  отошла  значительная  часть  населения  в  католических  странах. 
    В  Новое  время  особое  значение  приобрёл  вопрос  существования  Церкви  в  современном  мире,  что  вызвало  полемику  консерваторов  с  модернистами.  Значительной  вехой  в  жизни  Католической  Церкви  стал  Второй  Ватиканский  собор,  в  ходе  которого  был  осуществлён  ряд  реформ  церковной  жизни.

    Римско – католическая  церковь  рассматривает  всю  историю  христианской  Церкви  до  Великого  раскола  1015  года  как  свою  историю.
     Согласно  доктрине  католической  Церкви,  Католическая  (Вселенская  Церковь)  была  «прообразно  возвещена  уже  от  начала  мира,  давно  предуготовленная  в  истории  народа  Израильского  и  Ветхом  Завете,  наконец,  в  эти  времена  последние  основана,  явилась  через  влияние  Духа  Святого  и  будет  завершена  во  славе  в  конце  времён».
     Так  же,  как  Ева  была  сотворена  из  ребра  уснувшего  Адама,  Церковь  родилась    из  пронзённого  сердца  Христа,  умершего на  Кресте.
     Наиболее  кровавые  гонения  были  предприняты  Децием  и  Диоклетианом. Свободу  христианская  церковь  получила  после  Миланского  эдикта  императора  Константина.

     В  IX  веке  произошёл  первый  церковный  раскол  между  Западом  и  Востоком,  так  называемая  Фотиева  схизма,  связанная  с  незаконным  смещением  константинопольского  патриарха  Игнатия  и  назначением  на  его  место  Фотия  и  поддержкой,  оказанной  Римом  Игнатию.
     Последовавшие  позже  нападения  норманнов,  сарацинов  и  венгров  породили  хаос  в  западной  Европе,  мешавшей  упрочнению  светской  власти  папства:  короли  и  сеньоры  провели  секуляризацию  церковного  имущества  и  стали  претендовать  на  собственное  назначение  епископов.  Короновав  императором  Священной  Римской  империи  Оттона  I  в  962  году,  папа  Иоанн  XII  стремился  обрести  надёжного  покровителя;  однако,  его  ра-счёты  не  оправдались.
 
     В  1054  году  произошёл  раскол  с  восточной  Церковью.  В  1123  году  состоялся  пер-вый  после  раскола  собор  без  участия  восточных  патриархов – первый  Латеранский  собор  (IX  Вселенский)  и  с  тех  пор  соборы  стали  проводиться  более  регулярно.  С  конца  XI  века  началась  эпоха  крестовых  походов,  целью  которых  было  отвоевать  Святую  землю,  захваченную  арабами  ещё  в  VII  веке.   Первый  крестовый  поход  был  организован  в  1098  году  по  призыву  папы  Урбана  II  и  привёл  к  созданию  на  Ближнем  Востоке  государство  крестоносцев,  просуществовавших  до  конца  XIII  века.  Во  время  первых  крестовых  походов  стали  возникать  духовно -  рыцарские  ордена,  призванные  помогать  паломникам  и защищать  святые  места.   

                Реформация  и  Контрреформация

     В  1517  году  проповедью  Лютера  началось  мощное  религиозное  и  политическое  движение,  известное  под  именем  Реформации.  Одним  из  поводов  к  началу  движения  бы-ло  злоупотребление  индульгенциями,  а  главное  движущей  силой – недовольство  различных  общественных  слоёв  Католической  церквью.  Последствием  реформационного  дви-жения  стало  появление  протестантизма  и  отпадения  от  католической  церкви  целых  ре-гионов  и  стран – Северная  германия,  Англия,  Нидерланды,  Скандинавия.  Религиозный  раскол  привёл  к  целому  ряду  религиозных  войн,  продолжавшихся  вплоть  до  Вестфаль-ского  мира  1648  года,  который  ознаменовал  окончание  Тридцатилетней  войны  и  закрепил  размежевание  Европы  по  религиозному  признаку.
    Ответом  на  реформационное  движение  со  стороны  католической  церкви  стала  Контрреформа,  в  ходе  которой  Церковь  осуществляла  ряд  важных  внутренних  реформ.  Бы-ли  основаны  первые  семинары  для  повышения  нравственного  и  интеллектуального  уровня  будущих  священников.  Проведены  реформы  жизни  в  монашеских  орденов,  направленные  на  искоренение  злоупотреблений.  Важнейшую  роль  в  Контрреформации  сыграл  вновь  образованный орден  иезуитов.  Центральным  моментом  контрреформационных  усилий  стал  Тридентский  собор  (XIX Вселенский),  продолжавшийся  с  1545 – по1563  год.  Собор  уточнил  и  изложил  основы  католического  вероучения  о  спасении,  таинствах  и  библейском  каноне;  была  стандартизирована  латинская  месса.  Решения  собора  также  были  направлены  на  устранение  недостатков  монашеской  и  приходской  жизни.

                Новое  время

     После  экспедиции  Колумба,  Магеллана  и  Васко  да  Гамы  началась  эпоха  Великих  географических  открытий.  Григорий  XV  1622  году  основал  в  Римской  курии  Конгрега-цию  пропаганды  веры. Одной  из  главных  задач  которой  была  координация  миссионерс-тва  в  Новом  Свете.  Обращение  индейцев  в  христианство  зачастую  проводилось  жесто-кими  и  насильственными  методами.
    Миссионерская  активность  Католической  церкви  выросла  и  в  Азии.
   
    В  ходе  Великой  французской  революции  Католическая  церковь  в  стране  подверглась  репрессиям.
     В1790  году  была  принята  «гражданская  конституция  духовенства»,  закрепившая  за  государством  абсолютный  контроль  над  Церковью.  Некоторые  священники  и  епископы  дали  клятву  верности,  другие  отказались.  В  Париже  в  сентябре  1792  года  было  казне-но  более  300  представителей  духовенства  и  многим  священникам  пришлось  эмигрировать.  Годом  позже  началась  кровавая  секуляризация,  были  закрыты  и  разорены  практически  все  монастыри.
    В  соборе  парижской  Богоматери  насаждался  культ  богини  Разума,  в  конце  государственной  религией  Максимилиан  Робеспьер  провозгласил  культ  некоего  Верховного  Существа.  В  1795  году  свобода  вероисповедания  во  Франции  была  восстановлена,  но  тремя  годами  позже  Рим  заняли  французские  революционные  войска  генерала  Бертье  и  с  1801  года  епископов  стало  назначать  правительство  Наполеона.  Во  многих  других  европейских  странах  в  XVIII  веке  также проводилась  секуляризация  церковных  земель,  роспуск  монастырей,  ограничились  привилегии  духовенства.  (13*).

                Протестанты

    Одним  из  первых  протестантских  реформаторов  был  священник,  профессор  богослов  Ян  Гус,  славянин,  живший  на  территории  современной  Чехии  и  ставший  мучеником  за  веру  в  1415  году.  Ян  Гус  учил,  что  Писание  важнее  традиций.  Протестантская  реформа  распространилась  в  1517  году  по  всей  Европе,  когда  другой  католический  священник  и  профессор  богословия  по  имени  Мартин  Лютер  приз-вал  католическую  Церковь  к  обновлению.  Он  говорил,  что  когда  Библия  вступает  в  конфликт  с церковными  традициями,  нужно  подчиняться  Библии.  Лютер  заявил,  что Церковь  поступает  неправильно,  продавая  возможность  попасть  в  рай  за  деньги.  Он  также  считал,  что  спасение  происходит  через  веру  во  Христа,  а  не  через  по-пытку  «заработать»  вечную  жизнь  добрыми  делами.
     Протестантская  Реформация  распространена  сейчас  по  всему  миру.  По  сведениям  агентства  «Операция  мир»,  по  всему  миру  насчитывается  около  600  миллионов  протестантов,  900  миллионов  католиков  и  250  миллионов  православных.  (14*).

                Лютеранство – протестантское  течение  в  христианстве

     Основные  принципы  вероучения  лютеранской  церкви  сформировались  в  ходе  Борь-бы  Мартина  Лютера  и  его  сподвижников  против  злоупотреблений  римско – католической  церкви.  Поэтому  официально  лютеране  не  очень  любят  наименование  «протестанты»,  предпочитая  называться  «реформированными  католиками».
    Из  Германии  лютеранская  церковь  распространилась  в  страны  Европы – Австрию,  Венгрию,  Францию,  Нидерланды,  страны Скандинавии.  Прибалтику,  а  затем  и  в  Северную  Америку.  На  севере  Германии,  в  Скандинавии,  Прибалтике  (Латвия  и  Эстония)  лютеранство  стало  преобладающей  религией.

                Сущность  конфессии

     Лютеране  относят  себя  к  апостольской  Церкви,  основанные  догмы  которой  изложе-ны  в  трёх  Экуменических  Кафолических  Символах  веры.  Главное  положение  этого  учения:  существует  истинный  Бог  в  трёх  Ипостасях – Отец,  Сын  и  Святой  Дух.
 
     Лютеране  считают,  что  после  грехопадения  Адама  все  люди  рождаются  грешными,  то  есть  в  состоянии  прирождённой  неспособности  не  нарушать  Божью  волю.  Посему,  неизбежно  все  они  навлекают  на  себя  Божье  осуждение,  перед  которым  никто  из  людей  не  в  состоянии  оправдаться  своими  собственными  силами  или  поступками.

    Лютеране  верят,  что,  по  благому  Божьему  промыслу,  Сын  Божий  был  зачат  от  Святой  Девы  Марии  для  спасения  людей.  Он – Иисус  Христос – будучи  одновременно  настоящим  Богом  и  настоящим  человеком,  умер  на  кресте,  став  жертвою  и  искуплением  за  все  людские  грехи  перед  Богом  отцом;  Он  воскрес,  взошёл  на  небо  и  придёт  на  землю  снова – судить  живых  и  мёртвых.

   Лютеране  верят,  что  люди  могут  быть  спасены  только  по  Божьему  милосердию,  благодаря  жертве  Христа,  и  только  через  свою  веру  в  Христа.  Лютеране  верят,  что  это  спасение,  как  дар,  даётся  даром  через  действие  Святого  Духа,  когда  Церковь  Христова  объявляет  Евангелие  и  уделяет  Таинства.  Лютеране  верят,  что  в  Таинстве  Св.  Крещения  свершается  возрождение  Святым  Духом,  а  в  Таинстве  Алтаря  (Св.  Причастия)  даются  и  принимаются  реально – присутствующие  Тела  и  Кровь  Христа  под  двумя  вида-ми – хлеба  и  вина. 

                Современное  состояние

   К  лютеранству  принадлежат  более  70  миллионов  человек  во  всём  мире. Однако  в  следствии  географических,  исторических  и  догматических  причин  лютеранство  не  представляет  собой  единой  церкви.  Существует  несколько  крупных  церковных  объединений – Всемирная  Лютеранская  Федерация,  международный  Лютеранский  Совет,  Конфессиональная  Евангелическая  Конфедерация,  а  также  есть  ряд  лютеранских  деноминаций,  не  входящих  ни в  какие  объединения.  Формально  крупнейшей  лютеранской  деноминацией  в  настоящее  время  является  Церковь  Швеции  (более  6,9  миллионов  членов).

                16.12.2018  год


Рецензии