Два слова об эпиграфах и поэзии Вячеслава Качурина

На причале платком ты махнула мне вслед
И взглянула с тоской из-под белых волос.
И сверкнул на щеках то ли солнечный свет,
То ли брызги от волн, то ли капельки слёз.

Я не знаю, куда нас забросит судьба,
Я не знаю, когда мы увидимся вновь,
Только верю всегда и в тебя и в себя,
И в душе никогда не угаснет любовь.

Ты пришли мне в письме все заботы и сны,
Всё, о чём каждый день я мечтаю вдали.
И вложи мне в конверт первый листик весны,
Свежий запах садов и ожившей земли.

Так возьми же тетрадный листок
И, вдыхая сиреневый запах,
Напиши мне письмо на " Восток",
Мой "Восток" уплывает на запад…

Эпиграф  - цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное (Википедия).

Я полностью согласен с этим определением, и уверен, что даже мои скромные сочинения стали бы гораздо более значительными, имей я привычку подбирать подходящий по смыслу эпиграф.

К сожалению, я такой привычки не имею, и только дважды я не смог удержаться, и оба раза в качестве эпиграфов я использовал стихи Вячеслава Качурина, которые знал, как песни со времён работы на рыбопромысловом флоте.
 
Дипломированный преподаватель физики и математики, Вячеслав в молодости несколько рейсов сделал на китобазе, а позже - на рыболовной флотилии "Восток". Если он и нуждается в представлении авторам и читателям нашего сайта, то только потому, что он именно на нём не публиковался.

Зато он успел выпустить два десятка поэтических сборников, в качестве исполнителя авторской песни объездил весь Советский Союз, а позже создал и возглавил писательскую организацию города Николаев.

Вячеслав Тимофеевич является членом Союза писателей России, членом Союза журналистов Украины, главным редактором международного интернет-журнала "Николаев литературный". Множество его песен можно услышать в Ю-тубе. Не буду писать о других заслугах и наградах  Качурина, поверьте, что их очень много.

Сейчас же я же хочу просто вспомнить те его песни, которые он писал о море и о моряках, те, которые были на магнитофонной плёнке моей молодости, те, которые помогали нам переносить разлуку со своими любимыми.

Между морем и тобой.

Вот причал, и снова с краю
Ты в косынке голубой.
Сколько лет я выбираю
Между морем и тобой!
Ни в бушующем просторе,
Ни на тихом берегу
До сих пор тебя и море
Помирить я не могу.
И опять терзаюсь мукой
Между сушей и водой,
Между встречей и разлукой,
Между явью и мечтой.
Нету сил остановиться,
Хоть давным уже давно
Мне пора остепениться,
Выбрать что-нибудь одно.
Но при всём твоём участьи
Мне не сделать этот шаг –
Просто сердце на две части
Разделить нельзя никак.

Море - продолжение земли.

То волны волнующая ласка,
То характер буйного гонца...
Что такое море?
Это сказка,
Сказка без начала и конца.

Рассказать бы сказку эту надо,
Да никак собраться не могу.
Что такое море?
Это взгляды
Тех, кто ждёт на дальнем берегу.

В нём фортуна призрачная наша,
Жизни неразгаданный вопрос.
Что такое море?
Это чаша
Счастья, горьковатого от слёз.

Мукам и разлукам не переча,
О земле мечтаем мы вдали.
Что такое море?
Это встреча,
Море - продолжение земли!

Волны звонко бьются в поднебесье,
Наполняя музыкой сердца.
Что такое море?
Это песня,
Песня, что не спета до конца!

Морская работа
 
Идём сквозь шторм и злую непогоду.
Тяжёлый рейс, — забот невпроворот:
Мы день и ночь процеживаем воду
Сквозь сеть меридианов и широт.

Обычная непыльная работа —
Скитаться у планеты по тылам.
Вот только соль от высохшего пота
У нас с морскою солью пополам.

Крутые волны в клюзы бьют с размаха,
Но каждый год мы вновь спешим туда,
Где Антарктида, словно черепаха,
Под панцирем нетающего льда.

Мы вкалываем в робе из брезента
Под громыханье цепких якорей, —
Рабочий класс шестого континента,
Колумбы неисхоженных морей.

Сечёт нас ветер, — сильных и усталых, —
Хватает в плен назойливый туман,
И измеряет стойкость нашу в баллах,
Встав на дыбы, Великий океан.

Но тот, кто вновь пополнит наши списки,
Пускай придет, не мешкая, сюда,
Где айсберги стоят, как обелиски,
В честь нашего бесстрашного труда.

В циклоне
 
Огромным циркулем небес
Очерчен горизонт,
А впереди наперерез
Циклона черный фронт.
Шатая мачты корабля,
Над нами он навис,
А к нам ближайшая земля
Четыре мили…
Вниз.

Волна то бросит в облака,
То окунёт до дна.
Ни маяка,
Ни огонька –
Одна
Луна
Видна.
Солёных волн холодный душ
Обрушит океан.
Но есть работа, и к тому ж,
И график есть, и план…
Чуть-чуть тошнит и давит грудь,
Чуть-чуть трудней дышать.
Но долог путь,
И мы “чуть-чуть”
Привыкли не считать.

    *  *  *
За кормою теплохода
Белый месяц на мели.
Мы живем уже полгода
Без семьи и без земли.

Письма шлём без передышек,
А над полкой, вдоль стены,
Фотографии детишек,
Фотография жены.

И глядят они сквозь дали,
Словно вымолвить хотят:
- Мы в разлуке жить устали,
Может быть, пора назад?

И тогда, в минуты эти,
Мневля взору ждущих глаз
Мы клянёмся всем на свете,
Что плывём в последний раз.

Но лишь стоит нам забыться,
Окунуться в тишину,
Начинает сердце биться
О зелёную волну,

Где маячит, с ветром споря,
Белый месяц на мели…
Нету жизни нам без моря,
Нету счастья без земли!

Дорога домой.

Разогнать нахлынувшую скуку,
Покурить,
А чаще просто так,
Моряки, познавшие разлуку,
Каждый вечер
Сходятся на бак.
Пусто на спардеке и на юте,
И в какой-то сладостной тоске
Не сидится больше
Ни в каюте,
Ни в уютном красном уголке.
Дышится на баке по-другому,
Тут землёю грезит полутьма,
Потому что бак
К родному дому
На сто метров
Ближе, чем корма

Притяжение.

На гребнях волн
Покачиваясь косо,
В моря разлук
Уходят корабли,
И рвется,
Как натянутое тросом,
Тугое притяжение земли.

Но где бы нас
Стихия не носила,
Куда б ни гнал
Волною ураган,
Могучая неведомая сила
Опять нас возвращает
К берегам.

Где радость встреч
До головокруженья
И о разлуках
Некогда жалеть.
Есть у земли
Такое притяженье,
Которое нельзя преодолеть

Песня о тебе.

Это трудно, не спорю,
Но такая судьба:
Всё, что отдано морю,
Я отнял у тебя.

Мне так просто живётся:
То приду, то уйду.
А тебе остаётся
Только месяц в году

И на хрупкие плечи
Давит бремя разлук.
То прощанья, то встречи –
Заколдованный круг.

Ожиданье, как пытка,
А на почте морей
То письмо, то открытка:
"Возвращайся скорей!"

Позабудется вскоре
Всё, что было не так.
Если жизнь – это море,
Значит ты – мой маяк.

От прощального тоста
До входного гудка
Тяжело и непросто
Быть женой моряка!


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.