Субъектная абилитация

Субъектная Абилитация – это принципиально новый подход к проблеме расстройств аутичного спектра.
Основой подхода является понятие субъекта. Простым языком субъект – это думающий, чувствующий и осознающий себя  живой человек. Каждый из нас различает информацию поступающую к нему и чувства которые эта информация в нем вызывает. Субъект осознает себя как Я и в процессе взросления ребенок формирует границы своего Я, а также знакомится с границами Я других людей – этот процесс можно назвать социализацией.
У ребенка с расстройством аутичного спектра все показатели субъекта не сформированы: не сформированы границы Личного пространства и нет различения пространств других субъектов. Мы считаем, что в процессе формирования Пространства Я (являющимся стрежнем для Личного пространства) произошел некий сбой, и изначальные центральные границы субъекта были не определены, - они перетекают в границы пространств других субъектов.
Как это выражается: ребенок с РАС может удовлетворять физические потребности прилюдно, он выражает свои чувства и эмоции прямо: он проявляет агрессию (дерется) или симпатию (обнимается) с другим человеком. Как маленький ребенок который не сформировал свою Личность и контактирует со взрослым человеком. Вспомните, малыш на руках у чужого человека: ребенок  может его обнять, поцеловать, засунуть руку ему в рот, поцарапать и укусить. Для малыша это нормально, а для ребенка  3-4 лет это отклонение от нормы .
А чем они отличаются? Малыш живет в нашем Мире находясь в Пространстве Я и не имеет Личности и ее границ в той форме, в которой ее имеет обычный ребенок в 3 года.
Чем наш подход отличается от методов, применяемых сегодня. Все специалисты формируют свой собственный подход к обучению и воспитанию Личности вашего ребенка. В которой Я остается законсервированным в своих неопределенных границах и проявляется это, как стереотипия и отстраненность. По сути сегодня воспитывается Рабочий инструментарий Личности которая умеет выполнять четкие инструкции и не способна создавать свои идеи и воплощать их.
Наш подход позволяет формировать изначальные границы Я, после которых формируются границы Личности, и далее воспитывается Личность, Проще говоря, мы реализуем Я думающее, чувствующее и живущее в нашей реальности.
Благодаря практике методов  Комплексной Двигательной Нейро-Абилитации и Функциональной интеграции дыхания мы разработали мягкое физическое воздействие на тело ребенка, при котором не возникает боли – а значит, не запускается механизм агрессии или отстраненности. Таким образом, процесс занятия с ребенком похож на игру, в которой развиваются границы пространства Я и границы Личного пространства.
При таком формировании границ Личного пространства гораздо проще и быстрее научить ребенка правилам социума и обучить его думать и анализировать.
Какие изменения происходят с ребенком: ребенок начинает концентрироваться на процессе на занятиях с дефектологом и логопедом, ребенок проявлеяет интерес к другим людям и начинает знакомиться с ними по правилам нашего социума, ребенок реже проявляет агрессию и начинает говорить о своих чувствах и эмоциях.

Рассмотрим подробнее наш подход Субъектная абилитация:
Я - это осознавание себя как целостное существо имеющее тело и развивающее супер-инструмент для социализации  - Личность. Когда маленький ребенок учиться ходить он еще не является Личностью, исследуя пространство вокруг себя и общаясь с родителями и другими детьми, он эту Личность формирует
Понятие Личность:
Личность – социальный инструментарий для Я. Само Я коммуницирует с реальным Миром вокруг него посредством  Личности. В Личность вкладываются понятия социальных ролей: я – ребенок ( роль в социуме), я – сын и внук (роль в семье), я – друг (роль в сообществе детей). Соответственно, каждая роль имеет свое пространство для самовыражения и в этом пространстве формируются привычки поведения и реакции на входящую информацию. Например: если ребенка обижают сверстники, то у него формируется либо ответная агрессия, либо он ищет защиты у старшего и т.д. В семье его как раз обучают тому, что себя надо защищать, но если тебя ругает папа\мама, - ты должен слушаться, а если не слушаешься, то в наказание стоишь в углу. Таким образом, у ребенка появляются понятия пространств социума и  границы между ними. Понимая эти границы он определяет свои границы: границы Личного физического пространства и Личного психического пространства.
Понятие пространств:
Каждый из нас понимает, что у него есть Личное пространство и есть общее пространство. Личным пространством мы можем назвать дом,  у него есть стены и они разделяют Личное пространство от общего пространства. Личным физическим пространством мы можем назвать границы нашего тела, - мы чувствуем когда кто-то к нам приближается еще на касаясь нас, это означает, что границы тела чуть шире от поверхности нашего тела. Личное психическое пространство – это то пространство в котором мы определяем отношение к нам другого субъекта и целого социума.
В нашем подходе понятие Я разделено от понятия Личность, также введены понятия Пространство Я.
Пространство Я – это пространство есть у каждого, оно является центром вокруг которого по мере взросления ребенка образуются границы Личного пространства и формируется супер-инструментарий Личность.
В Пространстве Я находится каждый ребенок, до того момента пока не созреют Личные психическое и физическое пространства. До того момента пока ребенок не заговорит с нами он исследует наш Мир и все его пространства из своего Пространства Я. Он играет в этом Пространстве Я, он в нем кушает, он в нем спит и в нем же сидит на ваших коленях.
Когда созревают Личные пространства ребенка, они заполняются правилами этих пространств. Как вести себя в семье, как вести себя с другими детьми на детской площадке, как вести себя в гостях, как вести себя в транспорте и т.д.
Вспомним описание Границ Личного пространства: «Также Личным пространством мы можем назвать границы нашего тела, - мы чувствуем когда кто-то к нам приближается еще на касаясь нас, это означает, что границы тела чуть шире от поверхности нашего тела». Также мы чувствуем когда кто-то обижает нас, в этот момент мы осознаем что психические границы нашего Личного пространства нарушены.
Наше Я сокрытое от нас Личным пространством, оно не имеет социальных ролей, оно не является ни сыном, ни внуком, ни мужем и т.д. Оно не имеет совести и понятие о доброте. Я — это изначальное самоопределение в реальном Мире маленького ребенка. Все социальные понятия вкладываются в супер-инструмент Личность и каждый раз, когда мы с вами принимаем решения наше Я перебирает самые оптимальные для него варианты: остаться живым и в безопасности. Далее включается Личность и она перебирает из оставшихся вариантов те, при которых она сохранит себя как Личность – минимальное ощущение себя обиженным или обделенным.
Каждый из нас понимает, что для того чтобы удовлетворить свою потребность, например в покупке хлеба, нам необходим контакт с другим субъектом. Мы выходим из своего Личного пространства: дом, идем в магазин Частное пространство (Личное пространство другого субъекта) в котором находится продавец (другой субъект) и произносим фразу: «Подайте булку белого хлеба» - мы прересекли как минимум три границы разных пространств: покинули свое безопасное пространство, вторглись в Частное пространство, и нарушили Личное пространство продавца-субъекта заговорив с ним. Таким образом, мы понимаем все границы и наши и чужие. Но мы не говорим об этом, пока кто-то не причинит нам обиды или не применит к нам агрессии, в этот момент наше Я и его Личность начинают реагировать. И если мы разберем любую ситуацию, то каждый из нас поймет, что границы пространств уже вложены в нашу Личность.
И если вы посмотрите на ребенка, то также поймете, что его Личность еще формируется и то какой она станет, зависит от нас – родителей, воспитателей, окружающих его детей. Потому как каждый субъект влияет на другого субъекта.
Итак, перечислим те показатели, которые определяют понятие Субъекта:
1. Чувства тела - жажду, голод, усталость, бодрость
2. Чувства Субъекта - страх, радость, нежность, неприязнь, любовь, ненависть
3. Различение потребностей -  чего хочет Личность, чего хочет тело
4. Различение границ территории по комфортности и безопасности
5. Различение себя от другого субъекта
6. Различение других субъектов друг от друга
7. Контакт с другим субъектом для удовлетворения потребности
Наша задача насколько это возможно для конкретного ребенка заложить базу всех составляющих формирования супер-инструментария Личность и помочь проявить границы Личного пространства ребенка и окружающих его людей. Именно это позволит максимально близко к норме адаптировать к нашему социуму ребенка с РАС, и ускорить процесс обучения с другими специалистами (логопеды, дефектологи и нейропсихологии)


Рецензии