Куда идут часы?

                (По мотивам дневников А. Левинтова).

               
                И куда они торопятся,
                Эти странные часы?               
                Ой, как               
                Сердце в них колотится!               
                Ой, как косы их усы!               
                Иосиф Уткин.
               
      «Мой папа всегда смотрел на часы, когда говорил о времени, которого ему вечно не хватало. Когда однажды он забыл часы дома, я немедленно отправился на поиски времени. Я нашел там много разных штучек – винтики, железки и пружинки, но – не время». Позднее, побывав в Праге я понял, где же прячется этот зверь под названием время».

      Вот как А. Левинтов описывает свои впечатления от встречи с часами, идущими вспять. В Праге есть Еврейский квартал, известный как Юзефов квартал (по имени императора Иосифа II, который эмансипировал евреев). Из средневекового гетто он давно превратился в роскошный чуть ли не самый посещаемый район города.

      Есть там и Еврейская ратуша XVII века, знаменитая тем, что на ней установлено двое часов. Наверху, на башенке – обычные часы, с римским циферблатом и стрелками, движущимися слева направо. Под обычными часами расположены другие, где вместо римских цифр – буквы на иврите. Самое интересное, что стрелки этих часов движутся в противоположном направлении, вспять – справа налево.

      Толпы туристов теснятся у этой ратуши. Всё знающие гиды, на всех языках мира показывают ошарашенным туристам эти диковинные часы, но объяснить замысел автора не могут. Что же хотел сказать нам архитектор, что могут символизировать эти поставленные рядом часы? То ли это конфликт между прогрессом и традициями, то ли – способность постигать, усваивать чужую культуру, сохраняя при этом свою собственную идентичность, а может – сосуществование   светского и религиозного образов мысли.

      Куда идут часы, которые идут вспять? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, куда идут нормальные часы. Сначала создается впечатление, что они никуда не идут, что время просто ходит по кругу. Время циклично. Но мы-то с вами знаем, что их ход по кругу может обмануть только наивных реалистов. Мы знаем, что «нормальные» часы идут к концу, к смерти. К смерти каждого из нас и к смерти всех людей и всего мира. И только одни часы с обратным ходом пытаются вернуть нас к началу – к нашему началу, к началу жизни каждого из нас, к началу мира и к началу начал, к самому светлому мигу зачатия света и мира.

      Как хорошо, что в мире есть часы, которые идут вспять – они идут в правильном направлении.

      Время в иудаизме является существенным понятием духовной жизни и играет особую роль. Первая заповедь, данная евреям еще до Исхода из рабства, была об освящении времени посредством ведения еврейского календаря. Еврейские пророки обожествляли время и видели в историческом времени арену встречи Б-га и человека. Другие религии отождествляют Б-га, реальность и истину с безвременностью.

      Особенностью еврейского подхода ко времени является его двойственность. Оно и природное – циклическое, и историческое – линейное. «Зарождение историзма, признание уникальности исторических событий и линейной направленности исторического процесса в иудаизме возникало как идея конечности истории». А. Левинтов.

Нагария 2006.

ВРЕМЯ КАК МЕРА НАШЕЙ ЖИЗНИ
      
                Был этот мир глубокой тьмой окутан
                Да будет свет! И вот явился Ньютон.
                Но сатана не долго ждал реванша.
                Пришел Эйнштейн и стало все как раньше.
 
                Эпиграмма Дж.Сквайра
                в переводе С. Маршака               

      Время – это иллюзия или реальность? Ведь идея времени возникла как одна из главных мер человеческой жизни. Прошлое, настоящее и будущее являются конструкциями нашего мышления и нашей культуры. Эти части времени необходимы нам для организации опыта в последовательном и логическом порядке. Без них мы не могли бы ориентироваться во времени, понимать свою историю, свои цели и достижения.

      Однонаправленная необратимая текучесть, выражающая развитие, историзм процесса – главная особенность времени. Другими словами, время проходит, вернуть его нельзя. Все события в жизни, все наши жизне-мыследействия совершаются во времени, во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Но эти понятия лишь символы, образы нашего воображения, не имеющие физического смысла.

      Время нематериально. Оно не воздействует на наши внешние органы чувств и не воспринимается наглядно. Как промежуток между двумя событиями оно возникает в нашем сознании лишь в момент его осмысления. Но обыденное понимание времени. опирающееся на здравый смысл, утверждает, что всё существует во времени, значит, время существует всегда. На протяжении веков «как только ни рассматривали этот неостановимый, эфемерный поток, сметающий на своем пути все материальное» (Даниил Григоренко).

      Наше знакомство с миром и с собой происходит на фоне непрекращающегося потока времени, психологически его можно рассматривать как отражение в «зеркале времени». Издавна люди научились вести учет дням, измерять время как длительность, но так и не поняли, что именно они измеряют.  Существует ли время без наблюдателя? может ли время пойти вспять?

      Ритм (темп) свойствен самой жизни, и присущ всем ее уровням. Человек воспринимает его с помощью врожденной познавательной способности, которую называют «чувством времени» или «биологическими часами». Этот внутренний хронометр позволяет нам оценивать последовательность и длительность событий своей жизни и внешних явлений мира, т.н. временных периодов.

      В нашем восприятии временного периода есть точка отсчета, разделяющая время на области прошлого и будущего (как нуль на температурной шкале).  Эта точка, точнее, свернутая в точку область на линии субъективного времени есть наше настоящее («Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь»).
    
      Скорость непрерывного течения физического времени зависит от принятой нами концепции внешнего мира (например, от точки отсчета и скорости движения наблюдателя события, если придерживаться Эйнштейновской модели). Характеристики же субъективного времени зависят исключительно от настроя человека, от состояния его психики. Веками существовали и параллельно развивались две точки зрения на время, объективная и субъективная.

      Вслед за Аристотелем Ньютон развивал естественно-научное понимание времени, рассматривая его как равномерный необратимый поток, независимый от человеческого сознания, и называл его абсолютным временем или длительностью. В то же время его современник, вечный его оппонент Готфрид Лейбниц, развивая субъективное понимание времени Августина, рассматривал этот поток как форму отражения в сознании нашего взаимодействия с миром и самим собой.
 
      Наши ощущения субъективного времени связаны с личными оценками (переживаниями) последовательности, продолжительности и одновременности событий, их принадлежности настоящему, прошлому и будущему. Кроме того, на оценки времени влияют интенсивность нашего участия в жизни и насыщенность событиями конкретного периода времени.

      Когда событий много, и мы с интересом принимаем активное в них участие или они вызывают у нас положительные эмоции, время летит быстрее.  Если настроения нет или мы испытываем негативные эмоции, время тянется медленнее.  Субъективное время может также замедляться в процессе понимания чего-либо и даже останавливаться в момент обретения смысла.

      Субъективное восприятие времени, зависящее от настроения наблюдателя, может вызвать вопрос: существует ли вообще объективное время? На первый взгляд, идея отсутствия времени кажется нелогичной, но в истории науки многие понятия устройства мира, прежде казавшиеся фундаментальными, оказались в последствии иллюзорными.

      Размышление о субъективном времени приводит нас к подозрению в его иллюзорности, ибо оно складывается из прошлого, которого уже нет, будущего, которого еще нет, и мгновения настоящего, которое есть, но не имеет длительности. Все три части времени удерживаются лишь в нашем сознании, время – это последовательность состояний сознания, форма бытия души. Теперь спросим у современного физика-теоретика: что есть время?

      Отвечает сам Ричард Фейман: «Время ; это просто часы», или то, что мы измеряем часами. А что такое часы? Часы ; это некая физическая система, в которой происходят периодические процессы. Для того, чтобы определить время, нам нужен какой-то цикличный процесс. (Древние греки считали, что время замкнуто в кольцо, идет по кругу).
 
      В начале прошлого века в Европе все знали, что такое абсолютное объективное время, кроме одного человека по имени Альберт Эйнштейн. (Из мемуаров самого автора). В 1905 году он показал, что если мы можем обмениваться информацией только с конечной скоростью, то двум людям невозможно синхронизировать свои часы без всяких дополнительных договоренностей.

      Значит, некое абсолютно объективное время, не зависящее от человеческого восприятия, невозможно измерить. Этим Эйнштейн похоронил ньютоновскую концепцию абсолютного времени. Понятию абсолютной одновременности пришел конец. Спустя 15 лет Эйнштейн писал: «Люди, подобные нам, которые верят в физику, знают, что различие между прошлым, настоящим и будущим — всего лишь упорно стойкая иллюзия». Словом, время – явление, изменяемое как вне, так и изнутри.

       Когда говорят о теории относительности Эйнштейна, никто не уточняет, теория относительности чего? Можно сказать, Эйнштейн провозгласил относительность времени. Он первым понял, что время не абсолютно и зависит от системы отсчёта, в которой мы его наблюдаем, от состояния наблюдателя.
   
      Итак, современная наука считает, что объективное абсолютное время вообще отсутствует. Это – чистая иллюзия. Более того, Эйнштейн показал, что в отличие от субъективного представления не существует единственного конкретного мгновения настоящего, все моменты физического времени одинаково реальны. То есть, у физического времени нет моментов прошлого и будущего.

      Еще вчера классическая физика утверждала, что время – одно из главных измерений материального мира, такое же ключевое и необходимое понятие, как длина, ширина, глубина.  Сегодня мнения ученых разделились. Многие из них предполагают, что время возникает из чего-то более фундаментального, нашего понимания (созерцания) настоящего как единственного момента в потоке времени, отражающего глубокую природу реальности.

      Кроме того, время стало центром конфликта теории относительности и квантовой механики. Наше прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, а не последовательно – утверждает теория Эйнштейна. Ученые квантовой физики, напротив, полагают, что поток времени и его направление реальны и что относительность нельзя считать иллюзорностью времени, т.к. мы не можем получить представление (знание) о событии, пока оно не окажется в нашем прошлом.

      Прислушаемся к себе. Наше время уходит. Прошлое растет, будущее сокращается и тем быстрее, чем меньше мы обращаем на себя внимание. Лишь одно мы знаем безусловно – будущее конечно и наше время истекает. Время как форма бытия души, как единство воспоминания, восприятия и ожидания.

Киев 2023.


Рецензии