Ибо где сокровище наше, там будет и сердце наше

"Пора подумать о душе. Выгодное предложение от бедного художника.
*****************************
"Ах, душа моя тельняшка — Cорок полос, семь прорех!"
Владимир Высоцкий

Мы говорим: "пора подумать о душе", когда уже почти умерли. Предлагаю сделать это прямо сегодня. Нет драгоценней сокровища и более выгодного контракта с жизнью.

Когда моя учительница по математике хотела посмеяться над ошибкой ученика у доски, она ехидно говорила, обращаясь к классу: "Ну что? Художник от слова "худо"! С тех пор и отложилось, что художником быть стыдно, иллюзорно, бедно. Музыкантом, актером, поэтом - та же петрушка, не надо нам закатанных глаз, экстравагантных манер, душевных мук. Правильнее обжигать горшки. Ну и пошел в банкиры.

Копал как все, три высших, заграничная карьера, профайл в линкдине, звезды на погонах. Нарыл входов и выходов, стал кротом, глаз от песка уже не открывал. А если нужно было помыться, стал потихоньку похаживать в консерватории да в галереи. В середине 90х в концертных залах Москвы было пусто, всем было не до этого - копали. Я с работы ехал в филармонию, брал до смешного дешевый билет в последний ряд на концерт органной музыки и засыпал на первых аккордах. Просыпался под жидкие аплодисменты редких зрителей. Сказать, что я ловил на этих креслицах мир в душе, это ничего не сказать. И ведь задуматься бы тогда, где мир где война, и почему мир случается только с 19 до 21 по будням. Но кто ж тогда об этом думал, надо было копать.

Нет, всем не бывать художниками и музыкантами. Наверное, и в годовом отчете есть своя музыка, и в подписанной четырехсот страничной сделке на поглощение есть полет. Большая рыбка съедает маленькую, день закончился очередным ростом котировок, на годовой бонус купим пентхаус - песня! Только от этой песни за долгие годы набилась оскомина. Ни гордости ни радости, одна кислятина по рту. Похоже, надо что-то "в консерватории подправить".

В нас с детства вставлены "правильные движочки". Я, например, всегда знал, что цель моей жизни - карьера.

Так говорила мама, школа, газеты. Ну ладно, им виднее, там разберемся. Потом, уже постарше, появилось слово самореализация, уже более абстрактное, интригующее - я сам и я реальный. Оно мне нравилось больше. Слово карьера пахло грязью на руках, карьером, в котором закопаны коллеги и конкуренты. Поэтому я стал ходить на работу для самореализации. Не война, а философия, понимаешь ли. Потом все чаще стал слышать, что надо думать и о душе, но только в контексте подготовки к смерти. "Тебе уже за 60, не пора ли о душе подумать." "Боюсь, уважаемый, это неизлечимо. Советую писать завещание и думать о душе."

Теперь вижу, как криво все устроено. Прямо, это когда уже сейчас все заботы и думы о душе. Самореализация и карьера вторичны. Посудите сами:

1. О чем бы мы сейчас ни думали, в конце всех концов мы придем к мыслям о душе. И факир и банкир и сам лысый черт невластен перед ней. Сколь веревочка ни вейся, мы все равно знаем, кто здесь хозяин. Откладывая на потом, заменяя главное второстепенным, однажды мы упремся в непреложное - все ложное, кроме души.

2. Половина из нас вообще не верит в душу. При этом та же половина, говоря о самых ценных моментах своей жизни, вспоминает именно ее: душевная музыка, душевный разговор, душевно посидели. Вот они, ценности, сколько ни ври себе.

3. От художников нам в этой жизни никуда не деться. Карьера у них может и не сложиться, но доступ к душевным безднам им дарован прямой. "Бедные" художники имеют над нами непреодолимую власть. Потому и стоим в очередях за билетом затаив дыхание, кто в Сикстинскую Капеллу, кто на концерт Стаса Михайлова. Не знаю про доступ к "безднам" во втором случае, но ведь как душевно поет!

Я никогда не плакал над подписанным контрактом. Но слезы часто просятся наружу не берегу реки или под третью симфонию Брамса. Отбросив в сторону бредовые наказы, что плакать нехорошо, я задумался - где истина?

Почему бы не делать то, что просит душа? Все время и только так.

Ведь именно она слезами увлажняет путь человечка-щепочки в ее вечном стремлении к океану. Почему не перевернуть шкалу ценностей с головы на ноги: душа-самореализация-карьера? Подписать с жизнью новый контракт - на обретение высшего сокровища - собственной души. Я как раз в начале пути. Дошел к сорока, хорошо хоть не к смерти, есть время попробовать. Все равно этим кончится, так почему с этого не начать?

Мы публично ценим деньги, власть и силу, а когда никто не видит, сбегаем в прибежища для души. Мы кладем жизни, чтобы достичь публичных ценностей, умираем, не дойдя до финиша, или, получив полцарства, бросаем за ненадобностью. Остаемся в дураках, добившись всего и устав от бездушия. Вот вам более выгодное предложение: не ищите жемчугов в дальних морях. Душа и есть высшая ценность. Думайте о ней также страстно, как вы думаете о новых машинах или об отпуске на Гаваях, и посмотрите, что получится. Дай Бог вам силы!"
Автор Бедный художник.
*****************************
Не мучай, родная, своё золотое сердечко,
не рви его зря, не учи меня к старости жить.
Поверь, здесь последнее в мире огромном крылечко,
которое силы хватило мне переступить.

С нуля начинать мне в сорок, ох, как было не просто...
Менять все привычки и к быту себя приручать.
Сейчас же подавно, в шагах от земли и погоста,
о вечной душе надо думать и напоминать.

Кленовым листком я по жизни беспечно носилась,
а мне предлагают на старость богачкою стать)))
Известность пророчат, дворцы, гонорары за книги...
Самим не смешно список почестей перечислять?

Зачем мне свой дом?И к чему мне к квадратам прописка?
Я жизнь пропетляла бродягой и стажа ни дня.
Ведь пенсию точно за тюрьмы мои не начислят,
закончу дорогу, мне кажется, в дождь у плетня.

И как бы писала стихи окровавленным сердцем,
коль душу в кольчугу благополучия заковать?
Есть хлеб на столе, пачка чая, огонь, сигареты,
о большем по жизни не буду мечтать я и ждать.

На ноги бы стать да купить себе скутер "беушный",
под песни "шансона" на скорости дикой летать.
Работу найти, чтобы зимами было не скучно,
щенка завести и к реке по утрам с ним гулять.

Читатели, чтобы хотели моих "откровений",
друзья бы любили такою, какая я есть.
Святое ценить, в Бога с искренней силою верить,
Всем сердцем о мире, любви и природе запеть.
Анна Калева. 16.12.2018 г.


Рецензии