Грузовик-2

Часть 1

Мне очень нравится один фильм Оксаны Бычковой. Каждое утро, значит, в квартире героини раздается телефонный звонок:
Тр-р-р-р-рр!.. Тр-р-р-р-рр!..

- Вы продаете грузовик?
- Нет, я не продаю грузовик
- В газете указан ваш телефон
- Не знаю я ничего, это какая-то ошибка
- Точно не продаете?
- Точнее не бывает

На следующее утро ситуация повторяется:
Тр-р-р-р-рр!.. Тр-р-р-р-рр!..

- Вы продаете грузовик?
- Нет, я не продаю грузовик
- В газете указан ваш телефон
- Вы мне уже вчера звонили. Говорю ж  вам, это ошибка!

----------

Каждое утро еду в автобусе. Снег падает пушистыми хлопьями, неторопливо кружится, сверкает в свете утренних фонарей. За окном еще темно, автобус мерно катит по шоссе, пассажиры заняты кто чем: кто дремлет, кто залип в свой смартфон, а кто и просто разглядывает пассажиров. У входа стоит бабулька с ситцевой кошелкой. За ней – дама весьма впечатляющих рубенсовских форм с нарисованными бровями и кроваво-красными губищами.

- Бабушка, вы выходите?
- Нет
- Так что ж вы здесь стоите?
- Так что ж мИне, лежать?

Осподибожемой, ну вот куда эти бабули едут каждый день с утра пораньше? Нет, определенно, от этого раннего вставания можно обезуметь! Кажется, это сказал Камю.
Я занимаюсь с учениками частным образом, На этой неделе  моя задача- знакомить школяров с творчеством великих русских писателей.

Тоня. Ей семнадцать. Немного странная. Пишет стихи, пьесы и музыку.
Она все время уверена, что у меня за спиной сидит Фредди Крюгер.

Читаем «Гранатовый браслет». Говорю, Желткову не нравилась его фамилия. Смешная.
- Мне тоже не нравится моя фамилия . Антонина Хренова.. Как жить с такой фамилией?
- Подумаешь. Живут же люди
- Я не все. Я другая. Творческая личность. А ну как мои подписчики узнают, что я - Антонина Хренова?!? Мне лайки нужны
- Зачем?
- Как зачем? Всем нужны лайки
- А
- Так что мне делать?
- Не знаю. Возьми псевдоним
- А
Тяжело живется творческим людям.

Звоню в следующую квартиру.
Их семья - верующие. Мама - весьма еще привлекательная молодая женщина и очень набожная.
Но у нас проблема - она категорически против некоторых произведений из учебника литературы.

Она бледна, всегда сдержанна, но сейчас у нее от волнения подергивается голубоватая жилка возле левого  века. Она жестикулирует активнее, чем обычно.

- Вот Бунин. «Кавказ». Это же кошмар, а не сюжет. Жена убегает с любовником на юг! Зачем ЭТО ребенку?

- Что ж вы хотите? И потом, здесь как раз говорится о том, к каким страшным последствиям может привести неправильное поведение

- Убрать!

- Позвольте,…

- Чехов. «О любви» - жуть! Замужней женщине понравился мужнин друг, и они подумывают о побеге. Что это?!? А я скажу- блуд это.

- Мы ведь это все изучаем не с назидательной,  а с проблемной точки зрения!

- Убрать! Потом «Ася» Тургенева…

- И Тургенева? Что ж с Асей не так?

- А вот я у вас хотела спросить, что с ней не так, почему герой  не женился на ней?

- Герой проявляет нерешительность и, получается, сам становится виновником своего одиночества

- Нет, это все понятно. А все ж таки, что с ней не так?

- Ну... она незаконнорожденная...

- Ну это ничего... А еще?

- Дикарка. Полукровка. Не умеет себя вести в обществе. Резкая смена настроений

- Воооот! Знаю я таких взбалмошных девиц - от них ничего хорошего не жди!

- Так что ж делать?

- Отсечь все лишнее по совету Микеланджело

- Есть еще Платонов- «Возвращение»

- Вот, точно! Тоже - отсечь!

- Но позвольте, люди-то ведь не праведники, но каждый человек может надеяться на  любовь и прощение. Писатели часто изображают внутреннюю борьбу человека, борьбу с самим со...

- Слышать ничего не хочу. Тэффи о чем пишет?

- Оленька купила воротник и стала вести себя как гулящая женщина. Тема зависимости человека от ве...

- Тем более. Ни к чему моему сыну их развратный опыт. Мы уж как-нибудь сами

- У читателя ведь может быть иное мнение, отличное от авторского. Это даже хорошо, что у ребенка формируется критическое мышление,  это в будущем ему пригодится.

- Нет, нет и еще раз нет!

Она полна решимости  и тверда как никогда. По ее виду можно понять, что Чехов и Бунин – враги народа и всего человечества. Разговаривать на эту тему далее бессмысленно.
И уже тише, она сказала  более доверительно: «Вы уж, пожалуйста, подберите нам другие рассказы. О животных».

Ого! Уже 16.00. Сегодня мы договорились встретиться с моей лучшей подругой в небольшом кафе. Мы давно не виделись.. лечу на всех парусах. Нина недавно стала матерью вторично, и ей не до посиделок со мной с сушами.
Она заметно похорошела - глаза сияют, все -таки верно говорят, материнство делает женщину краше. Пышная высокая грудь красиво топорщила кофточку. Знойная женщина, мечта поэта. Предметом ее сокрушения была забота о старшем сыне Толике. Она нервно ковыряла вилкой в тарелке.

- Не знаю, ему  достается внимания все меньше и меньше. Я очень переживаю за Толика
(«Толика - католика, которого лишь ма-аа-аленькакя толика»,-пришла мне в голову очередная глупость). Я закручивала на вилку китайскую лапшу.

- Я боюсь, мы можем потерять сына!
- Как потерять? - туплю я.
- Ну как-как? Что-то делать надо. Обязательно. Нам все не до него, мы за Семкой все бегаем, а Толику ?
«Толику – католику?».  А вслух сказала:

- Не знаю, может, третьего родить?


Часть 2

Вторник. 7.30 утра. Завариваю кофе, быстро  глотаю. Как всегда.
 
Прихожу к первому моему гению -  Игореше. Читаем «Онегина». Внимательно сидит, - слушает. Татьяна Ларина. БЭЭЭУ. Вещаю ему про высокий пушкинский  идеал.
«Дика, печальна, молчалива (Что за девка такая?)
«Она ласкаться не умела
….
Играть и прыгать не хотела...» (Час от часу не легче).
Вижу, Игорешка сидит- морщится.
Перехожу к письму.
Онегин-де получил письмо Татьяны, ужасно тронут был.

- Мог ведь и опозорить бедную Татьяну и показать кому-то ее письмо!..
- Но не показал...
- Да. И не показал (теряюсь, сбита с толку)
- И вообще...сам факт написания письма мужчине в 19 веке - это  факт выдающийся сам по себе, из ряда вон! И более того, - тут торжественно поднимаю палец вверх, вознамерясь потрясти Игорешку величиной пушкинской мысли-
- И более того...Онегин...- говорю я, потрясая в воздухе пальцем
-...и более того решает поддержать переписку, - подсказывает Игорь.

Ээээ.  Игорешка - мой лучший ученик.

Еду к другому гению. Тоже домучиваем с ним «Онегина».
Прочитала ему отрывок «Онегин в деревне».
- Все ясно?
- Ясно
- Онегин ведь с кем-то не ладил в деревне?
- С кем-то не ладил
- С кем?
- С мужем
- Онегин?
- Онегин
- С кем не ладил?
- С мужем
Уверенность и логика  Сашки меня обескураживают. Ставлю школяру «три» и удаляюсь.

Вечером звонит Ленка,  так то она - моя школьная подруга. Но сейчас Ленка - агент «Орифлейм».

- Мася, нам нужно срочно увидеться!

Почему она называет меня Мася? Кто это?

- Ты совершенно запустила себя. Да-да! А у меня как раз пробнички пришли
- Не могу я, Ленка. У меня важное партзадание. Просматриваю рассказы о животных для ученика
- Так у вас же программа. Учебник на что?
- Учебник велено отсечь, по совету Микеланджело
- Чем провинились великие русские писатели?
- У них опыт развратный
- А
- Вот ищу у них что-то другое. Неразвратное
- Да плюнь ты на них. Пусть читает про животных. Наверняка массу нового узнает

Секунду подумав:

-Но так это... это все ерунда. А у меня - пробнички!! Тоналочка, помадка. Человека из тебя сделаю. Мася, у меня заказ горит!
 
Моей подруге подчас очень трудно отказать.
 
Ленка примчалась через 10 минут с заветным сундучком.
- Ого! Как быстро. Ты ж вроде была на другом конце города
- Я на метле

Ленка сбрасывает свой бежевый  плащик и бодро  направляется ко мне в кухню.

- Вот, смотри, что  у меня, - гордо говорит Ленка и вытаскивает на свет божий баночки, одну за другой из волшебного чемодана
- Щас будем делать из тебя человека! Отбоя от мужиков не будет!
- Я не хочу
- Как не хочешь? Чего ж ты хочешь?
- Покоя хочу. Чтоб... все от меня отстали!
Ленка присвистнула:
- Покой нам только снится!
- Да мне он даже и не снится
- Скушный ты человек...Ну что, выбрала? Тоналочка очень хорошая, просто бомба, а с кремиком антицеллюлитным, вот этим вот, да, - так вообще будешь звезда!
- Ленка, у меня нет на это денег

На что Ленка изрекает нечто, что ввергло меня в состояние когнитивного диссонанса, как сейчас говорят, - внимание:

- Это не те деньги, которых у тебя нет

Гнетет какая-то неявная, трудноформулируемая потребность. Тургеневская девушка страдает под липами, у Андрея Болконского - две встречи с дубом, жители горьковского «Днища»  сами не знают, чего хотят- то ли истины, то ли лжи утешительной. Все ищут чего-то.

Мне припомнился наш разговор с Ленкой много лет назад. Нам было лет по восемнадцать; Ленка училась на философско– социологическом факультете и очень увлекалась соответствующей литературой.

«Вот, представь, - говорила она мне,- если допустить, что в этом мире все заранее предопределено и записано в каком-то глобальном сценарии: каждое наше движение, каждое слово, и нас, как кукол, дергает за ниточки неведомый кукловод?  Может, стоит красиво и талантливо  отыграть свою роль, а не просто повиснуть безвольной тряпочкой, отыграть  свой спектакль до конца, прежде  чем нас уберут в пыльный сундук с нафталином».

Ленка знала много философских непонятных словечек. Ей, например, очень нравилось слово «детерминистский». Она так и говорила: «В этом нашем детерминистском мире...».

«Ну, если предположить, что жизнь – это воображаемая сцена,- говорю я, - в ней важно не перепутать роли. Если так, то я  желаю быть Пьеро - любящей и страдающей куклой, роль циничного растаманского Пиноккио явно не по мне».

- Ленка, помнишь наш разговор, про кукловода, Пьеро и Пиноккио?
- А, эти разговоры при луне? Ладно, мне некогда, я побежала: в «Пятерочке» сегодня огромадная скидка на гречку и кошачий наполнитель «три по цене двух»! - говорит Ленка и нахлобучивает свою вязаную шапоньку поглубже.

Вот-вот, и я про то же.

Прежде на одной вечеринке могла решиться Судьба целого отдельного человека: вот, этот мальчик, который давно и сильно нравился, снился ночами, с серебристым голосом, от звука которого били в висках тысячи молоточков и коленки подгибались, пригласил на танец другую девочку - и все! Как будто звезда взорвалась, и мир разбился и раскололся на тысячи, мириады стеклянных осколков. Жизнь – боль, - говоришь ты и идешь зализывать свои незаживающие раны.

Когда тебе стукнуло тридцать - летишь роняя тапки за скидочной  гречкой  и кошачьим наполнителем – и ты СЧАСТЛИВ! Счастлив от того, что ты крут. Потому что успел.


Часть 3

- Я придумала себе псевдоним, - встречает меня довольная и счастливая Тоня, - «Бугатти Вейрон»! И у меня двадцать лайков! Я счастлива
Слава богу. Хоть у кого-то жизнь удалась.
- А у вас за спиной Фредди Крюгер!

---------
- Алло, Вы продаете грузовик?
- Да. Я продаю грузовик. Золотой, платиновый. В бордовую клеточку и в сиреневую полосочку. Вам какой?


Рецензии