Нерсборо. Музыка дорог Джона Меткалфа. Ч. 2

  Boris S. Gotman, Ph.D
 
  Продолжение. Начало - http://proza.ru/2018/12/15/1027

  Прочитавшему в первой части этой моей заметки строки Виктора Шкловского о слепом строителе дорог, они, эти строки, покажутся просто интересными или даже забавными.

  Однако с учётом того, что книга написана в первые послевоенные годы, когда  за любой положительный отзыв о зарубежье легко было угодить в лагерь, отнюдь не пионерский, можно удивиться смелости автора.

  Я не останавливаюсь на допущенных им неточностях в описании работы по разметке дороги, потому что главное написано верно: Джон Меткалф был выдающимся строителем дорог и при этом слепым.

  Это подтверждают не только многочисленные художественные произведения о нём, но и научные статьи в самых уважаемых изданиях его учеников и продолжателей.

  Надо сказать, что упоминание очень популярным тогда Шкловским (ведь из его произведений следовало, что все открытия и изобретения веками шли из России на Запад, а не наоборот) о слепом строителе прекрасных дорог подтолкнуло, видимо, советских руководителей к попыткам изменения ситуации с дорогами в СССР.

  Мой отец, который и снабжал меня всей научно-популярной литературой, в те годы работал над огромным справочником укрупнённых  норм на строительные и монтажные работы.

  Эти нормы должны были обеспечить более точное и свободное от ошибок и приписок определение сметной стоимости крупных строек.

  Как-то в начале 1955 года за ужином он бросил как бы в шутку, что его просят срочно рассчитать укрупнённые нормы на строительство автомобильных и железных дорог, потому что кто-то из партийных руководителей, прочитав книгу Шкловского, сказал на заседании совмина, что если в Британии слепой смог построить такие хорошие дороги, то зрячие советские строители эту задачу тем более решат.

  После этого мне стало ясно, что скоро опять чтением для всей семьи станет исключительно сверка и правка сотен типографских  гранок  новой  части справочника.

  Конечно, этому "скоро" предшествовал почти круглосуточный грохот арифмометра в нашей единственной комнате в коммунальной квартире. Эта "музыка дорог" извергалась видавшим виды  "Феликсом", на котором  мама  рассчитывала эти самые нормы.

  Джону Меткалфу в плане норм было проще, все цифры он держал в голове.

  А рабочим выдавал, например, такие нормы: "в третий слой не класть  камни, которые  не помещаются во рту".

  Как-то он обнаружил, что в полотно уложены слишком крупные камни и отчитал за это рабочего. 

  Рабочий в ответ взял руку Джона и провёл ею по своему рту: он был беззубым, поэтому и камни помещались в него большего размера, чем требовал Меткалф…

  Примерно через полгода дорожный раздел справочника был готов, а ещё через год было опубликовано Постановление ЦК КПСС и Совмина о мерах по улучшению строительства и эксплуатации дорог.

  Продолжение следует…


 


Рецензии
Рот как мера строительных камней звучит интересно))
Спасибо, Борис!
С уважением,

Рефат Шакир-Алиев   17.12.2018 03:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Рефат! Да, такой вот перл, якобы записанный три сотни лет назад со слов Меткалфа. Вполне возможно, что Меткалф экономил на грохотах. С уважением,

Борис Готман   17.12.2018 10:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.