Месть Джоконды

(Мои невыдуманные истории)


К художникам на Невском прихожу всегда, когда бываю в Санкт-Петербурге. Не только на их работы посмотреть, но и поискать лица творцов, запомнившихся с предыдущей поездки.  Потусоваться среди этого народа, запеленговать  разговоры  арт-бомонда. С перерывом в 8 лет  кое-кого встретила вновь. Вот радость-то: даже двоих!


Невероятных размеров тётя-художница без особого комфорта сидела на туристическом раскладном стульчике под оранжевым пляжным шезлонгом. Пила из бумажного стакана «Кофе с собой» и одномоментно  с этим курила. На ней была линялая куртка типа штормовки серии «Турист СССР», соломенная шляпка с голубой вуалью, и лиловые штаны в крупную клетку.


Вся эта неожиданная красота извергала смелые суждения, пересыпанные  ненормативной лексикой всех времён и народов, о бездарности художника «N». Конечно, художник «N» был «полной бездарностью» в её глазах,  соблазнял покупателей низкими ценами, рисовал портреты рокеров на фоне Армянской церкви. А ещё он никогда не сидел на своём месте – перемещался бессистемно по ближайшей мостовой, болтал по мобильному телефону и исчезал именно тогда, когда к его картинам приближался потенциальный покупатель. Мне тот художник очень нравился. Такой «француз» с кудрявой копной волос и в белых носках.  То ли после вчерашней попойки, то ли жертва хронической бессонницы – всегда с красными глазами, безупречной естественной улыбкой и заляпанными краской джинсами. Мог сесть прямо на бордюр, завязать на голову красный атласный платок и как вождь дикого племени барабанить ладонями по обшарпанному барабану. Или вдруг  резко побежать к ближайшей пешеходной улице, где питерские старики сутки напролёт играют в шахматы.


Я перемещалась за ним, доставала свои фотоаппараты, пытаясь  схватить его изображение на память. Но делать фото не решалась – такая независимость от него исходила, что страшно было посягнуть на эту свободу. Как-то оказалась настолько близко к «французу», что услышала его непереводимую игру слов про «эту заразу Мону Лизу», которую он никак не может продать: «Вроде   купила семейная пара её однажды, уже за деньгами мужик  полез в барсетку. А жена вдруг заявила, что дёшево  слишком, подозрительно даже. И не купили. На прошлой неделе девушка взяла. Крутила картину по всякому, почти на зуб проверяла. Сто вопросов задавала, деньги заплатила. А через час вернула назад. Видите ли,  слишком хорошо написана для подделки, может, украли её откуда-нибудь? Ну не дура, а?».


Ох уж эта Мона Лиза! У меня с ней своя история. Со школы знала, что это  самое популярное произведение изобразительного искусства в мире. Что написана картина самым знаменитым художником - Леонардо да Винчи. Загадочное выражение лица, какие-то скрытые коды…Всегда пугали руки изображённой на картине женщины – слегка опухшие, словно восковые, похожие на руки усопшего человека. Возможно, поэтому особого восхищения «Мона Лиза» у меня не вызывала. Шедевр- бесспорно, но душу не тревожила.


Приехав впервые в Ереван, осуществила давнюю свою мечту – побывать в музее Сергея Параджанова. Давно интересуюсь и люблю его творчество. Храню коллекцию фильмов, пересматриваю фотографии, сделанные в музее. Мастер невероятных инсталляций, картин, рисунков. Сюрреалист, режиссер-мистификатор, хулиган, фантазёр, парадоксальный художник!  Уф!!! Не хватает определений описать творчество этого чудака.  Его знаменитые коллажи с грудой битого стекла от любимой маминой чашки, старинных фотографий, бусинок, кружев и жоржетовых лоскутков. Куклы, шикарные палантины его собственного производства, перья и старые шкатулки. Шедевр на шедевре. Ходила, околдованная этим Параджановским зазеркальем, зависала перед каждым экспонатом уникального необычного музея.


И вдруг, совсем неожиданно, в отдельном зале - вариации на тему Джоконды. «Мона Лиза в аду», «Плачущая Джоконда», «Мона Лиза, как обобщенный портрет человечества». 13 собственных версий Сергея Параджанова героини Леонардо да Винчи Есть даже с портретом самого автора. Я смотрела на эти неожиданные творения и чувствовала себя только что родившейся на белый свет. Так всё нестандартно, неузнаваемо, безумно и красиво одновременно. Коллаж «Плачущая Джоконда» был сделан С. Параджановым в тюрьме. Великий Мастер говорил, что если он погибнет в изоляции, Джоконда будет оплакивать его.


Посещение ереванского музея укрепило во мне интерес к великому Сергею Параджанову. Об этом сверхталантливом человеке могу говорить часами. И что интересно, я полюбила его Мону Лизу больше, чем  Джоконду да Винчи.  У Параджанова она какая-то живая, что ли. Улыбается по другому. Кокетливая,  шаловливая, женственная, грустная, непредсказуемая девушка-женщина. И руки у Джоконды живые.


Встреча с «настоящей Джокондой» у меня всё-таки состоялась. Это случилось в Лувре. С группой туристов и прекрасным экскурсоводом мы перемещались из зала в зал, практически интуитивно совершая движение ногами, так как полностью были поглощены шедеврами мировой культуры и красноречивыми монологами гида.


Посещение Лувра скорее обычный ритуал для путешественника. Все мировые музеи похожи друг на друга. Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительного искусства имени А.С.Пушкина и Третьяковская галерея  в Москве, Дрезденская галерея, Музейный комплекс Ватикана, Сикстинская  капелла, прекрасные музеи Германии, Испании, Армении – вот неполный список известных центров мирового искусства, где автору этих строк посчастливилось побывать. Каждая экскурсия приводила меня в какое-то нереальное эмоциональное состояние.   Пожалуй, на первом месте в моей душе стоит Музей изобразительного искусства в Вене. 


От огромного количества залов, информации, толп туристов и мощнейшей энергетики этих мировых шедевров  уже через час-полтора начинаешь ощущать себя беспомощной букашкой, которую вот-вот раздавит  невидимая сила. А тебе ещё непременно надо увидеть  «Девятый вал» Айвазовского или Венеру Милосскую. А скульптуру Давида? И, конечно же, Сикстинскую мадонну.


При этом калейдоскопе красоты, желаний, чувств, любопытства и  хронической усталости в голове постоянно крутится мысль – не отстать от группы, не отстать, не отстать... Потому что если отстать – это конец! Потому что до выхода самому не дойти. Потому что не знаешь, где тебя будет ждать автобус и так далее. Значит, слушая жуткую историю создания «Последнего дня Помпеи» или «Явление Христа народу» ты ни на секунду не можешь выпустить из своего обозрения яркий флажок над головой гида, нервно запоминаешь лица людей из группы и воспринимаешь бесценную информацию о том или ином шедевре процентов на 30.


А ведь ещё надо обязательно увидеть Джоконду! (Это уже вновь о Лувре). Как принято говорить – хоть одним глазочком. Среди более чем 300 000 тысяч экспонатов она красуется на особом месте, в самой популярной части Лувра – крыле Денон. Сюда ведут все экскурсионные маршруты.


В музеях строго запрещено принимать пищу, спиртные напитки, фотографировать со вспышкой. В зале с «Моной Лизой»  контроль за правилами посещения осуществляют 2-3 охранника, работают дополнительные камеры видео-наблюдения. Какие уж тут спиртные напитки! А еще надо соблюдать тишину.
Гид дарит нам целых  10 минут на свидание с Джокондой, и этот отрезок времени мы проживаем уже по отдельности, а вовсе не как коллектив.


Ну, что сказать? Конечно, появляется волнение. Но оно быстро переходит в недоумение, потом в возмущение и даже разочарование. Реально рассмотреть шедевр Леонардо да Винчи нельзя. Картина  покрыта толстым слоем  брони. Специальные барьеры сдерживают потоки туристов. Охранники строго следят за поведением зевак. На окнах плотные шторы. Но главное – толпы туристов. И фотоаппараты, поднятые высоко над головами. Что уж попадёт в кадр, то и попадёт.


Какие тут 10 минут! Ты оказываешься в хаотичном водовороте и вмиг теряешь управление над собой. Когда я поняла, что подойти цивилизованным путём к первой смотровой линии мне не удастся, решила воспользоваться своим скромным ростом и буквально протиснулась ближе к барьеру через плотно стоящие тела туристов. Пролезла! Но перед моим взором оказалась не Мона Лиза, а новый ряд таких же зевак, как я. Пришлось пойти на следующий маневр –  чуть ли не вприсядку, деликатно раздвигая плотно слепленные фигуры,  просочилась вперёд и оказалась прямо… у толстой стойки охранного барьера. Из-за этой металлической штуковины видно только часть полотна. Бронированное покрытие создаёт странные блики, мешающие запечатлеть знаменитую загадочную улыбку. Невозможно дышать, шевелиться, восторгаться и щелкать фотокамерой.


На никому непонятном языке, а больше жестами и искажённой мимикой, я попросила кого-то, стоящего за мной, сделать фото методом «тыка сверху». Этот «кто-то» выполнил просьбу и чудом умудрился передать фотоаппарат обратно. Поняв наверняка, что Джоконду мне не видать никогда, я затаила чёткое желание выбраться из этого монолита толпы без травм и душевного надрыва.


Вдруг случилось что-то непонятное. На долю минуты толпа поредела. Мне удалось слегка выпрямить спину и постучать онемевшими ногами по музейному паркету.
Ура-ура! Теперь увижу, наконец, шедевр да Винчи! (Наивное создание из казахстанской провинции!). Толпа поредела потому, что закончилось время у нескольких организованных групп  и по аудио-связи гиды дали им  команду выйти из зоны обороны.


Всем оставшимся кислород быстро перекрыла группа китайцев, посчитать которых никогда не представляется возможным.  Тут мне стало отчётливо ясно, что и так небольшие шансы сделать нормальный снимок знаменитой загадочной незнакомки, стали равны абсолютному нолю.  Выход оставался один – на выход! Вдруг рядом со мной что-то упало за ограждение. Охранник вмиг подбежал к этому месту и поднял бейсболку, видимо слетевшую с головы какого-то туриста.  Вызвал по рации подмогу, и пока шло выяснение случайных обстоятельств, у меня  наметился чёткий обзор той, из-за кого я здесь на веки застряла. Начала судорожно щёлкать своим терпеливым «Niconом», не ведая что творю. Даже видео осмелилась включить на айпаде. О Боги, Благодарю вас за всё!


Минуты три были даны судьбой для наслаждения великим шедевром мирового искусства. А Она и вправду, такая загадочная. Смотрит на тебя через бронированное стекло и хитро улыбается. Причём, с какого бы ракурса на неё не взглянул, направляет свой взор именно на тебя – глаза в глаза. Даже страшновато становится – словно головой крутит незаметно и посмеивается над  нашими страстями. Вот так и улыбнулись друг другу.


Тут я вдруг отчётливо понимаю, что в этой дикой толпе осталась одна из всей своей группы. Буквально ползком, без всяких признаков вежливости и  международной терпимости, с неожиданно появившимся напором, я продралась через великую китайскую стену и оказалась на свободе. Свернув всю цифровую технику, заметалась по соседним залам, тупо надеясь на спасительные указатели. Никакого намёка на мою группу не было и в помине. Тут уж не до Веласкеса или залов египетской культуры. Металась, как белка в колесе. Каждый раз, натыкаясь на «EXZIT», быстро понимала, что это просто выход из одного зала в другой, не более того.


Спасением стал информационный стенд: дрожащими руками набрала свой запрос и получила ориентиры на самый нужный мне выход. Буквально бежала по бесконечным коридорам, залам, проходам и лестницам. Нескончаемые лабиринты! Сдалась мне эта Мона Лиза! Где теперь искать свой автобус?! По-настоящему заблудилась! Что теперь делать? Какие-то бутики, кафешки, вдруг снова указатели музейных залов.  Запахи приближающейся улицы. На воздух я-то точно выйду, а вот как группу найду – кто мне подскажет? Хватило ума прекратить панику. Решила добраться до Стеклянной  пирамиды – нового символа Парижа. Там всегда тусуется народ. Вдруг увижу «знакомые лица».


С этим настроем и выбралась «на большую землю».Подошла к хайтековской пирамиде, присела на скамейку и стала думать, как жить дальше. Вдруг зазвонил телефон. Как сигнал с другой цивилизации. Звонила подруга из моего родного города - просто узнать, как дела. Про свои дела рассказала ей кратко и в очень мрачных тонах. Она засмеялась, сказала, что с ней случилась похожая история здесь же много лет назад и что гиды имеют традицию перед отправкой автобуса приходить к «стекляшке» в надежде отыскать отставших туристов. «Сиди и жди!» - приказала подруга. Случайный звонок оказался вовсе не случайным, и как же это здорово!


 Надвигались сумерки. Демонстрируя самой себе полное спокойствие, достала заготовленный перед поездкой французский перекус и заела свои волнения прекрасным круассаном. Буквально в следующее мгновение передо мной появились знакомые люди. Подтянулась вся группа. Оказалось, что я, гонимая страхами потеряться в Лувре навсегда,   вырвалась на out the door раньше остальных. По ходу передвижения экскурсовод, видя, что не все остались «под её крылом», решила установить пост с «дежурным» у пирамиды для сбора  потерявшихся. А тут вот и я – спокойная, свободная, жующая парижскую сдобу с ореховой начинкой…


Та поездка  случилась благодаря подруге - однокласснице Леночке. После долгих лет разлуки я приехала к ней в Германию, откуда и совершила экскурсию в Париж. Вернувшись к друзьям, переполненная впечатлениями, устроила вечер парижских воспоминаний. Вместе с подругой и её мужем с удовольствием посмотрели мои фото- и кино-зарисовки о маленьком путешествии во Францию. Каково же было наше удивление, когда оказалось, что ни видео, ни одной фотографии Джоконды не сохранилось. Нигде! Со мной были два фотоаппарата, видеокамера, айпад. Техника  напряженно работала всю поездку, вовремя заряжалась. Фрагменты съемки  предварительно постоянно прокручивались мною для контроля качества. И вот финал. Джоконды нет!!!


Еще одна загадка  шедевра Леонардо да Винчи.


Была, точно была у меня  Мона Лиза! На всех фотоаппаратах! Куда подевалась? Или отомстила за что-то? Если да – то за что? За любовь к Параджанову? Или за любование  самопальной Джокондой на Невском?


Может, поэтому такая улыбка у неё - еле распознаваемая: то ли есть, то ли нет. Этот расплывчатый фон за спиной.  Слегка видимый мост через реку,  туманный воздух, обнимающий  нечёткое лицо. Словно и впрямь через бронированное стекло смотрит на меня и на каждого из нас.


Нет ответа…


Рецензии
Ещё раз прочёл после долгого перерыва и с головой окунулся в водоворот музейных, классно описанных,событий. Здорово и очень тонко воспроизведены наблюдения и эмоции сказочного путешествия.

Григорий Семенов 2   20.04.2023 04:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Гриша! Как всегда, стараешься прочувствовать то, о чем пишет автор. Твоё мнение очень важно для меня. Спасибо!

Ольга Криводанова   20.04.2023 05:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.