Русская литература - исторические произведения 19

ЗАГОСКИН
Михаил Николаевич Загоскин (1789-1852). В 1829 году вышел из печати его роман "Юрий Милославский, или Русские 1612 г." Имя Загоскина сразу стало известным в России. Писатель представил читателю русский исторический роман, увлекательно написанный, в то время, когда были живы воспоминания о недавней победе русского оружия в Отечественной войне 1612 г. Писатель воскресил славные страницы прошлого России, когда народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым освободило родную землю от иноземных захватчиков. В романе показаны не исторические лица, а вымышленные герои, участники борьбы с польскими захватчиками. Конфликт романа построен на том, что главный герой его, Юрий Милославский, - благородный, честный юноша, принадлежавший именитому боярскому роду, присягнул верности польскому королевичу Владиславу, так как искренне видел в этом спасение от междоусобиц, губящих русскую землю. Скоро Милославский убедился в своей ошибке, но изменить клятве считает невозможным. Однако счастливое стечение обстоятельств приводит его в стан русских войск.
Автор большое внимание уделяет личной жизни героев, показывает большую любовь Анастасии и Милославского.
Вдохновленный успехом «Юрия Милославского» Загоскин пишет новый роман "Рославлев, или Русские в 1812 г." Этот роман воскрешал события недавнего прошлого - победу русских над Наполеоном. Герой романа Рославлев, патриот, отважный офицер, любит Полину, сердце которой принадлежит другому. Полина выходит замуж за французского офицера. Судьба Полины трагична: муж убит, соотечественники мужа презирают ее, а русские считают изменницей. Этот роман большого успеха не имел.
Загоскин написал еще несколько романов. Среди которых самым удачным был "Аскольдова могила". На сюжет этого произведения, А. Верстовским была создана одноименная опера, особенно популярная в 19 века. Отрывок из романа Загоскина "Юрий Милославский...":
"...Между тем один пожилой купец и с ним молодой человек, по-видимому, сын его, подошли к надгробному камню, возле которого стоял Кирша, и стали разбирать надпись.
-- Ну что, старый товарищ, -- спросил Кирша, -- как поживаешь? Да скажи, пожалуйста, кто этот молодой боярин, вон тот, с которым ты ходил и меня так обо всем расспрашивал?
-- Владимир Юрьевич Милославский.
-- Сын Юрия Дмитрича?
-- Да, сын его.
-- Ну, молодец! Вот таков-то был смолоду его батюшка -- кровь с молоком! А что он поделывает? где он? здоров ли? Чай, устарел так же, как и ты?
Алексей взглянул печально на Киршу и не отвечал ни слова.
-- Посмотри-ка, Ванюша, -- сказал пожилой купец своему сыну, -- оба в один день, видно, любили друг друга.
-- Да что ж ты молчишь? -- вскричал запорожец, -- иль не слышал? Я спрашиваю тебя, где теперь Юрий Дмитрич?
В эту самую минуту молодой купец наклонился и прочел тихим голосом: "Лета 7130-го [204], октября в десятый день, преставися раб божий болярин Юрий Милославский и супруга его Анастасия..."

ЛАЖЕЧНИКОВ
Иван Иванович Лажечников (1792-1869) - автор книг - "Последний Новик, или Завоевание Лифляндии в царствование Петра Великого", "Ледяной дом", "Басуриан".
А. Бестужев-Марлинский так писал о творчестве Лажечникова: "... сочинитель "Последнего Новика", несмотря на прыгучий слог свой и на двойную путаницу завязки, умел стать самобытным, умел избежать укора за вербовку подробностей исторических, оживив их горячею игрою характеров..."
Лажечников очень рано приобщился к литературному труду. В 1820 году вышли в свет его "Походные записки русского офицера", где он передал читателю впечатление от военных действий 1813-1814 годов.
Признание писателю принес роман "Последний Новик..." (1831). Содержание романа связано с Северной войной против шведов, с борьбой Петра 1 за выход к берегам Балтийского моря. Прогрессивная деятельность русского царя, выступающего в романе патриотом, поборником просвещения, мудрым правителем.
Действие романа развертывается в Лифляндии, во время похода русской армии под командованием Шереметева. Герой романа - романтичный Владимир, начавший службу при дворе в звании Новика (пажа). Он получил от царицы Софьи прозвище - Последний Новик. Необыкновенная судьба этого человека, ставшего изгнанником Родины, покушавшегося в свое время на жизнь Петра 1, но позже раскаявшегося и помогающего русским войскам одержать победы над шведами, составляет сюжет произведения.
Большую известность получил роман Лажечникова "Ледяной дом" (1835). Драматическая напряженность, живость изложения, занимательность сюжета делают его одним из самых замечательных явлений в русской литературе. Мрачная пора бироновщины, гнетущая атмосфера конца царствования Анны Иоанновны с большой художественной убедительностью показаны писателем. Центральные фигуры романа - благородный патриот Волынский, смело вступивший в борьбу с Бироном и прекрасная княжна Мариорица - предмет его страсти. Любовная интрига произведения переплетается с мотивами столкновений политического характера, а роковые стечения обстоятельств придают особый драматизм развертывающимся событиям.
В 1838 году Лажечников написал роман «Басурман», в котором нашла отражение бурная эпоха конца 15 века – время правления московского князя Ивана 3.
Лажечников писал: «Миссия исторического романиста – выбрать… самые блестящие, самые занимательные события, которые вяжутся с главным лицом его рассказа, и совокупить их в один поэтический момент своего романа. Нужно ли говорить, что этот момент должен быть проникнут идеей?..»
Историки писали, что романы Лажечникова были фактами эстетического и нравственного образования русского общества.
Отрывок из романа Лажечникова «Последний Новик»:
«… Здесь схимник, потупив очи, замолчал. Государыня и Вадбольский старались излить в его сердце утешения и надежды, в которых оно нуждалось. Беседа оживилась мало-помалу красноречивым воспоминанием тех происшествий, которые имели столь сильное влияние на судьбу Екатерины и России.
Солнце давно скрылось. Москва и прелестные ее окрестности утопали в вечернем тумане.
Когда схимник прощался со своими гостями, впалые глаза его горели огнем вдохновения небесного, щеки его пылали.
-- Да! - сказала Вадбольскому императрица Екатерина Алексеевна, прохлаждая опахалом разгоревшееся лицо свое и глаза, красные от слез, когда они сходили с лестницы. - По взятии Мариенбурга пророческие слова таинственного слепца так сильно врезались в моем воображении и сердце, что я... поверите ли?.. вскоре после того начала мыслить... о короне. Да! это было так!..»

 
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Его основные произведения – «Евгений Онегин», «Арап Петра Великого», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «История села Горюхина», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», драматические сочинения, стихотворения.
В 1827 году Пушкин начал писать роман «Арап Петра Великого». Он считал, что его задача – «воскресить минувший век во всей его истине». Тема Петра-преобразователя, мудрого самодержца интересовала Пушкина. В центре задуманного романа – предок Пушкина Ибрагим (Абрам Петрович Ганнибал), царский арап, один из плеяды «птенцов гнезда Петрова». Пушкин использует в романе прием контраста – роскошной жизни французского высшего общества противопоставлена простота петровского двора, старой, боярской России – новая, петровская. Противостоят друг другу, вернувшиеся из Парижа, Ибрагим, преданный новой России, Петру, и щеголь Корсаков. Роман не был закончен. Известно, что женитьба на Наташе Ржевской, которую сватал арапу Петр, оказалась несчастной, так как Наталия изменила мужу и родила белого ребенка, за что была наказана. При жизни Пушкина были опубликованы два отрывка – Ассамблея при Петре 1» и «Обед у русского боярина».
Отрывок из произведения А.С.Пушкина «Арап Петра Великого»:
«…В доме Гаврилы Афанасьевича из сеней направо находилась тесная каморка с одним окошечком. В ней стояла простая кровать, покрытая байковым одеялом, а пред кроватью еловый столик, на котором горела сальная свеча и лежали открытые ноты. На стене висел старый синий мундир и его ровесница, треугольная шляпа; над нею тремя гвоздиками прибита была лубочная картина, изображающая Карла XII верхом. Звуки флейты раздавались в этой смиренной обители. Пленный танцмейстер, уединенный ее житель, в колпаке и в китайчатом шлафроке, услаждал скуку зимнего вечера, наигрывая старинные шведские марши, напоминающие ему веселое время его юности. Посвятив целые два часа на сие упражнение, швед разобрал свою флейту, вложил ее в ящик и стал раздеваться…»
С 1831 года Пушкин начинает собирать материалы для «Истории Пугачева», а в 1833 году набрасывает план «Капитанской дочки». В романе он показывает восстание под предводительством Пугачева. В этом произведении использована форма записок Петра Андреевича Гринева, который в ранней молодости прямо из родительского дома, попал в гущу пугачевского восстания. Гринев – честный и добрый молодой человек, воспитанный в дворянских обычаях, видит свой долг в верности присяге государыне. Он считает Пугачева злодеем, но этот человек помиловал Гринева, спас Машу Миронову. Поэтому, и отношение к этому «злодею» у него не однозначные.

 

 
 

 

 
 

 
А.К. ТОЛСТОЙ
Алексей Константинович Толстой (1817-1875). Его основные произведения: «Упырь», «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет», «Князь Серебряный».
Литературная деятельность Толстого приходилась на 60-70 годы 19 века. Писатель страстно любил поэзию, свои литературные занятия считал «Чистым искусством». Интерес к русской старине отразился во многих его стихотворениях, балладах, драматической трилогии и в его романе «Князь Серебряный» (1861). В этом произведении он воссоздал картины далекого прошлого.
Толстой утверждал: «Многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего».
В далекой эпохе Грозного, в личности Ивана 4 писатель искал истоки современности. Толстой писал: «Мой рассказ имеет целью не столько описание каких-либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи».
В своей работе автор опирался на «Историю государства Российского» Н. Карамзина. Наиболее ярок в романе характер самого царя – многогранный, сложный и противоречивый. В романе преобладают трагические мотивы – любимые герои писателя, представители старинного боярского рода, такие как Дружина Андреевич Морозов или сам Серебряный, по мере сил борются с ударами судьбы. Им приходится умирать, но изменить что-либо им не под силу. В стиле романа читатель видит и реалистические и романтические элементы. Но как художник Толстой более сильный в реалистических картинах. Он живо изображает бытовую сторону эпохи – ярко описывает утварь, одежду, оружие того времени.
«Князь Серебряный» - не единственное прозаическое произведение Толстого. Свою литературную деятельность он начал рассказами и повестями на историко-фантастическую тематику – «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». Повести эти, основное действие которых происходит в Сербии, овеяны славянскими поверьями и легендами о фантастических существах – вампирах.
Из произведения А.К. Толстого «Князь Серебряный»: «… Долго еще разговаривали за столом, а когда кончился обед, Годунов и тут никого не  отпустил домой,  но пригласил каждого сперва отдохнуть, а потом провести с ним весь день.  Угощения следовали одно за другим, беседа сменяла беседу,  и  только поздним вечером,  когда объезжие головы уже несколько раз проехались по улицам,  крича,  чтобы гасили кормы и  огни,  гости разошлись, очарованные радушием Бориса Федоровича…»

 
 «Упырь» лист 1
 
 «Упырь» лист 2
 
«Упырь» лист 3
 
 «Упырь» лист 4
 
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) – великий русский писатель.
Критики отмечали, что в его творчестве выделяются две черты - глубокое знание психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства.
Его основные произведения: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Хаджи-Мурат», рассказы, повести.
Литературная деятельность началась у молодого Толстого с1851 года, когда он отправился на Кавказ, к месту службы своего старшего брата, офицера. События кавказской жизни (участие в войне с горцами и в Крымской компании) нашли отражение в ранних повестях и рассказах. Однако первое появившееся в печати его произведение – «Детство», не связано с Кавказом, а писатель вспоминает  о своих детских годах.
С 1853 по 1863 годы писатель работает над одним из самых поэтических своих произведений – повестью «Казаки». Герой ее, молодой дворянин Оленин, уезжает весной 1851 года на Кавказ. Толстой не приукрашивает своих героев, не рисует исключительных обстоятельств, а воссоздает жизнь казачьей станицы во всей подлинности, с некоторой этнографической точностью.
С 1863 по 1868 годы Толстой работал над романом «Война и мир». В этом произведении автор показал целую эпоху.
Как писал И. Тургенев: «Это великое произведение, великого писателя» вобрало в себя весь предшествующий жизненный и литературный опыт Толстого. Писатель сумел подвергнуть переоценке привычное представление о героизме и патриотизме. Его герои, вынесшие на своих плечах все трудности войны, лишены внешнего блеска, не любят пышных фраз (Кутузов, Тимохин, Тушин). Толстой показал жестокий характер войны. Этот роман не укладывается в привычные рамки исторического и психологического произведения – он воплотил в себе все. Поразительно в романе сочетание широты охвата событий, грандиозности описаний битв, столкновений государств и целых армий – с вниманием к внутреннему миру героев, с психологической мотивировкой их поведения. (Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова).
Отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир»:
«… Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили; приехал дипломат граф З. в звездах и орденах всех иностранных дворов, княгиня Л., отцветающая красавица, жена посланника; вошел дряхлый генерал, стуча саблей и кряхтя; вошла дочь князя Василия, красавица Элен, заехавшая за отцом, чтобы с ним вместе ехать на праздник посланника. Она была в шифре и бальном платье. Приехала и известная как самая обворожительная женщина Петербурга молодая, маленькая княгиня Болконская, прошлую зиму вышедшая замуж и теперь не выезжавшая в большой свет по причине своей беременности, но ездившая еще на небольшие вечера…»

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

ДАНИЛЕВСКИЙ
Григорий Петрович Данилевский (1829-1890). Его основные произведения: «Беглые в Новороссии», «Воля», «Мирович», «Княжна Тараканова», «Сожженная Москва».
Данилевский известен читателям, как автор исторических романов. Он родился и провел детство в семье украинских дворян. Учился в Петербургском университете. Был арестован и около трех месяцев провел в Петропавловской крепости (дело петрашевцев). Позже служил в департаменте народного просвещения. Литературной деятельностью (стихи, статьи) Данилевский стал заниматься еще, будучи студентом университета.
В 1859 году автор написал свой первый роман – «Беглые в Новороссии», о жизни крестьян бегущих от крепостной неволи в далекие южные степи. В 1863 году Данилевский пишет роман «Воля». На фоне мастерски выписанного пейзажа Приволжья писатель рисует картину нравов современного общества. Основная линия сюжета – тяжба генерала Рубашкина с помещицей Перебоченской и волнения крепостных по поводу крестьянской реформы.
Первым крупным историческим романом Данилевского явился «Мирович» (1879), действие которого развертывалось во время царствования Екатерины 2. Увлекательная по замыслу интрига, мастерское воссоздание образов реальных лиц (Екатерина 2, Михаил Ломоносов, братья Орловы, Кирилл Разумовский), прекрасное знание быта прошлого обеспечили роману большой успех.
После ряда повестей Данилевский в 1883 году написал роман «Княжна Тараканова», в котором рассказал о загадочной авантюристке, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны.
Лучшим романом Данилевского литературоведы считают «Сожженная Москва» (1886). Роман посвящен Отечественной войне 1812 года. Тяжелое время наполеоновского нашествия показано здесь с эпической широтой и многокрасочностью. Размеренный бытовой уклад богатого московского дома княгини Шелешпанской, нарушенный вторжением врагов, судьбы людей, искалеченные войной, патриотический подъем, охвативший все слои общества, показаны в книге с большим художественным мастерством.
Патриотический дух романов Данилевского, виртуозное владение историческим материалом, занимательность сюжета, простота и выразительность языка – характерны для большего мастера литературы.
Отрывок из романа П.Г. Данилевского «Княжна Тараканова»:
«…Об этом празднике долго потом говорили газеты всей Европы. Сумасбродный и расточительный князь, влюбленный в княжну, давно на нее сорил деньгами, как индийский набоб. Здесь он превзошел себя. Долго пировали. Драгоценные вина лились. Гремела музыка, стреляли в саду пушки и был сожжен фейерверк в тысячу ракет. А в конце волшебного, с маскарадом и танцами, пира, пане-коханку вдруг объявил, что танцы должны длиться до утра и что с зарей все пирующие, для прохлады, увидят настоящую зиму и будут развезены по домам не в колясках, а на санях…»


Рецензии
Исторические романы прошлого ,сами и очень давно ,превратились в Памятники истории культуры . Никому в голову не придёт спросить : " А читали ли Вы сочинения господина Загоскина ?" (Гоголь Н.В. "Ревизор")

Некрас Игнатов   18.12.2018 10:06     Заявить о нарушении