Авторские комментарии к сборнику Графомания

«Кома»
Я шел к написанию этого произведения очень долго. Хотелось выразить много эмоций, которые кипели во мне в юношестве и создать что-то новое и самобытное. Я ориентировался на стиль «грязного реализма», неонуара и неон-нуара. Эдакая смесь фильма «Брат» и «Драйв».
Произведение должно было быть еще куда мрачнее, но я оставил только то, что считал нужным. Если бы это была кинолента, то я бы ставил ее в черно-белом стиле с яркими неоновыми фонарями окружающего мира.
Сейчас я вижу, что читать его непросто, в принципе, как и все, что я написал. Но конкретно данному рассказу это идет. Такая вязкая, темная атмосфера, как нефть.
Мой любимый момент – побег главного героя с отсчетом секунд в голове. Опять же, если бы это было кино, это был бы фирменный «быстрый монтаж» от Гая Ричи.
Кома – это мое дебютное произведение. Я очень долго решался, менял ветки сценария и после долгой подготовки выпустил его на портал. До proza.ru я выкладывался еще на нескольких сайтах, но там почти никто не замечал мой рассказ, не оставлял комментарии и мне захотелось «выхлопа» побольше. Остановился на этом сайте.
Герой часто слушает музыку. Эта та музыка, которую я и сам часто слушал, особенно когда писал это произведение. Но добавлены они не просто «чтобы было». Название песен, первые строчки которых вставлены в текс – «говорящие». Они предрекают будущие события или описывают настроение героя.
Дальше по списку:
«You know you need a fix when you fall down…» - строчка из Three Days Grace – Painkiller (Болеутоляющее). Утро героя начинается с принятия этих таблеток.
«I'm rollin' thunder, pouring rain…» - строчка из AC/DC - Hells Bells (Адские колокола).
«You are strong, when I am weak, silence when we speak…» - строчка из Earshot - Where The Pain Begins (Где начинается боль).
«In a violent world, where the sun shones free, things I can't control taking over me…» - строчка из Cold — With My Mind (Силой своей мысли).
«Why do you keep your anger up? Do you need it to survive ...» - строчка из Hypnogaja - Put Your Hate On Me (Выпусти свою ненависть на меня).
«Heaven can be cold, baby, baby, when you lose control…» - строчка из C. C. Catch - Heaven And Hell (Рай и Ад).
«I can't escape this hell so many times I've tried…» - строчка из Three Days Grace - Animal I Have Become (Животное, которым я стал).
«The indulgence of our lives has cast a shadow on our world…» - строчка из Disturbed - Another Way To Die (Другой способ умереть).
«The noise, it tends to drown her…» - строчка из Hypnogaja - Kill The Humans (Убить людей).
«Something's wrong, trying to conquer these fears i thought were gone…» - строчка из Earshot – Wait (Ждать).
«Your cruel device, your blood like ice…» - строчка из Alice Cooper - Poison (Яд).
«Pain, without love, pain, I can't get enough…» - строчка из Three Days Grace - Pain (Боль).
«With your feet in the air and your head on the ground…» - строчка из Pixies - Where Is My Mind? (Где мой разум?).
«Please allow me to introduce myself, if I'm a man of wealth and taste…» - строчка из The Rolling Stones - Sympathy For The Devil (Симпатия к Дьяволу).
«Hide your face forever, dream and search forever…» - строчка из Guano Apes - Open Your Eyes (Открой свои глаза).
«My secrets are burning a hole through my heart and my bones catch a fever…» - строчка из Bring Me The Horizon – Sleepwalking (Лунатизм).
«Winter's city side, crystal bits of snowflakes fall around my head and in the wind…» - Guano Apes - Big in Japan (Велик в Японии).
«New blood joins this earth and quickly he's subdued …» - строчка из Metallica - The Unforgiven (Непрощенный).
«Make his fight on the hills in the early day, constant chill deep inside…» - строчка из Metallica - For Whom The Bell Tolls (По ком звонит колокол).
«Cut my life into pieces, this is my last resort…» - строчка из Papa Roach - Last Resort (Последний отдых).
«Some folks are born to wave the flag, they're red, white and blue…» - строчка из Creedence - Fortunate Son (Сын удачи).
«There was a friend of mine on murder…» - строчка из AC/DC – Jailbreak (Побег из тюрьмы).
«Love me tender, love me sweet…» - строчка из Elvis Presley - Love Me Tender (Люби меня нежно).
«Now I've told you this once before, you can't control me…» - строчка из Godsmack - I Stand Alone (Я стою один).
«See me ride out of the sunset on your colour tv screen…» - строчка из AC/DC – TNT (Тротил).
«Here I stand, helpless and left for dead…» - Breaking Benjamin - Dance With The Devil (Танец с Дьяволом).
«There ain't no grave can hold my body down…» - Johnny Cash - Ain't No Grave (Нет для меня могилы).
«This is the end, beautiful friend, this is the end, my only friend, the end…» - строчка из The Doors - The End (Конец).
Частично рассказ вдохновлен реальными событиями и реальными людьми. Я сам вырос в городе, который застал рассвет и закат как националистических, так и антифа движений. Обусловлено это было наличием двух самых популярных местных футбольных команд, болельщиками которых являлись с одной стороны антифа, а с другой – нацисты, прямо как в рассказе. С идеи отразить это и началась работа над рассказом.
В начале те строчки, где "темный попутчик" героя просыпался были помечены черным жирным шрифтом. Но потом я понял, что такой вариант не пойдет и остановился на кашле и таймере, как показателе того, что герой вот вот сорвется. К слову, "темный попутчик" не картавит. Совсем.
На мой взгляд первый блин вышел комом, но все равно имеет право на существование.
«Капкан»
Изначально это были вообще два рассказа – отдельно про войну, и отдельно, про прикованного воришку. Но потом в моей голове это как-то легко соединилось и превратилось в самостоятельный рассказ.
По внутренним ощущениям это почти пьеса. Это произведение легко поставить в театре, не имея бюджета – единство времени и места сохраняется. Есть просто два персонажа – старый и молодой, весь рассказ – это их диалог.
Как и всегда, я запрятал пару «пасхалок» в текст и оставляю его открытым для интерпретаций. Это мой любимый прием – не дать читателю четкого ощущения, где правда, а где ложь, где галлюцинации, а где реальность.
Рассказ старика о войне и остается таким – мы не знаем, выдумал ли он это, либо же это чистая правда. Если читатель обдумывает произведение после прочтения – это лучшая похвала автору. Что автор заставил его думать – ведь мы все это не любим.
Уже после написания вижу некоторую связь с фильмами «Не дыши» и «Параграф 78». От первого концепт вора в ловушке у ветерана войны. Но к моей чести, мой рассказ вышел раньше даты выхода фильма. От второго – идея бункера с чем-то неведомым и зловещим. Но не сказать, что эта идея никогда раньше не встречалась нигде, так что думаю, что эту схожесть можно мне простить
«Перекресток»
До сих пор считаю «Перекресток» своим magnum opus. Я долго собирал идеи и мысли, которые можно вложить в него и считаю, что не зря.
В произведении лейтмотивом идет число четыре. Поэтому рассказ и называется «перекресток».
Я подумал, чего у нас четыре? Поры года. В каждом из миров, в которые попадают герои – новая пора года, от самого теплого к самому холодному, вместе с тем, как меняется тон произведения к более мрачному. Еще каждый из героев олицетворяет сторону света – Азия (Восток), Америка (Запад), Финляндия (Север), Африка (Юг).
Не совсем получилось реализовать еще две мысли. Каждый из миров должен был олицетворять стихию. Если с водой у меня получилось, то воздух, землю можно уловить уже не так буквально, а в мелких деталях мира.
Каждый из миров должен был олицетворять каждого из четырех всадников Апокалипсиса – войну, голод, смерть, чуму.
Имена героев тоже «говорящие». Я смотрел на каждом из языков значение их имен. Имена олицетворяют желания героев – деньги, слава, молодость, гордыня.
Что хотелось, но не получилось реализовать в принципе – каждый из миров должен олицетворять масть карты. Но я правда не знал, как это можно реализовать в тексте.
Антагонист должен олицетворять классический образ трикстера – персонажа-хитреца. Мне хотелось, чтобы тот общался только цитатами известных людей, поэтому он так часто их цитирует.
Сами миры представляют вполне реальные сценарии конца света – глобальное потепеление, бездушная кибернизация, остановка земли. Я пытался подобрать максимально реалистичные варианты.
Конец открытый – я хотел, чтобы он был открыт для интерпритаций и для каждого читателя он был свой. Но могу сказать, что для меня эта концовка – счастливая, что для меня нехарактерно.
«Мерзлая земля»
По ощущения это мой вариант «Сайлент Хилла» - таинственного места, где герой в первую очередь борется не с реальными демонами, а с демонами внутри себя.
Город – метафора души и памяти главного героя. Единственное теплое место, долго не затухающее – это дом детства, самое приятное место с самыми приятными воспоминаниями. Чем воспоминания мрачнее, темы быстрее они исчезают. Как и в мозге, первыми откидываются плохие воспоминания, а цепляется разум за самое хорошее и светлое.
Образ милиционера – это метафора на совесть главного героя. Он избегает ее, пытается договорится, сбегает, но она все равно находит его и становится одним из последних вещей, не пропадающих из души. Как и девушка – метафора любви. Совесть и любовь остаются до конца.
Сильно рассказ пропитан и каким-то духов лихих 90-х: байкеры, бандиты, русский рок. Есть в этом что-то близкое каждому из нас, как мне кажется. Имя девушки – «Алиса», тоже отсылка к известной рок-группе, как и песня «Арии»-«Засыпай», не выходящая из памяти героя. Я не самый большой фанат этих групп, но это было нужно для создания правильной атмосферы и духа времени.
«Крики мертвого моря»
Это мое признание в любви к творчеству Говарда Лавкрафта. Взяв некоторые стилистические приемы и классические ходы его сюжетов, я решил создать на их основе свой, независимый сюжет. Конечно, он набит отсылками и к «Дагону», и к «Тени над Инсмутом», и к «Зову Ктулху», но как без этого.
Как потом подсказал товарищ, корабль стоило назвать не «Бэтси», а «Саламандра», что придаст больший символизм – саламандра и огонь. Но я все равно остановился на первом варианте, отдав дань классике. Да и само противостояние огонь-вода уже достаточно символично.
Мне часто, в силу косноязычия, не удается раскрыть свои собственные идеи до конца. Часто путаешься в мыслях, ходах сюжета, часто просто не хватает стиля, чтобы это было интересно читать. Смысл есть, а формы не хватает, как было с той же «Комой», на мой взгляд. Но с «Криками мертвого моря» мне уже было не стыдно за произведения.
Само название мне нравится. Даже не так. Нравится самое название – Мертвое море. Вода – жизнь, но тем не менее, мертва. Неплохо.
«Трибьют»
«Трибьют» - грустная история, в первую очередь, творца. Творчество, истинное творчество, на мой взгляд, неразрывно связана с муками, выраженными творческими поисками, постоянными изменениями состояния разума, торгами с совестью, когда хочется сделать лучше, а не получается, и хочется все бросить.
На мой взгляд поэтому так много творческих людей несчастны. Как и часто многие хорошие вещи связаны с болью – любовь, рождение детей.
Так второго брата подавляло то, что часто встречается в семьях с несколькими детьми. Когда кто-то все равно первый, лучший, любимый. Как говорится «если вам говорят, что любят вас одинаково, то любимый ребенок – не вы». Я единственный ребенок в семье, но эти чувства все равно так или иначе близки мне. И не только мне – все мы знаем историю Сальери и Моцарта.
«Урбан»
Это мой «привет» братьям Стругацким, тоже одним из моих любимых авторов. Упоминать их в предисловии я не стал, так как их черт тут нет, на мой взгляд.
В жанре «постапокалипсис» творить одновременно и сложно, и легко, как ни парадоксально. Легко – потому что можно добавить много условностей. Те же «тахионы» - чистая условность, чтобы направить сюжет в свою канву. Сложно же, потому что если не набить мир десятками мелких деталей, то читатель в него просто не поверит. Я попытался побольше добавить описания обычного быта людей из гетто. Что они пьют, едят, их клички, кем были до инцидента, почему пришли к тому, кем они стали, каких животных они предпочитают. Каждое животное кстати – олицетворения его хозяина.
В Верхнем Урбане рассказ покрывается легкой «коркой» киберпанка. Вся эта роботизация, так или иначе пугает нас, людей второго тысячелетия. Что дадут нам машины – спасение или смерть? Мой ответ где-то посередине.
Хотя в рассказе из Стругацких чувствуется влияние лишь «Пикника на обочине» от всех этих аномалий, на самом деле есть одна маленькая отсылка к другому их произведению. Патрон, который герой носит на шее, а потом заряжает в пистолет. К какому произведению отсылка – решать вам.
«Приют»
Признаюсь, что когда я писал это произведение, все время чувствовал какую-то легкую тревогу. Обоснованно это не только полумистической тематикой, а скорее тем, что это – самое взрослое из моих произведений, самое жесткое, на мой взгляд. Хотя и раньше у меня встречалась кровь, насилие и общая мрачность, тут особый случай. А все потому. Что тут дети.
Главныв источником вдохновения является студия Punchline, а точнее их игра «Rule of Rose». Это тот случай, когда игра вызвала очень противоречивые отзывы, и на мой взгляд, весьма заслуженно. В силу присущей японцам стилистики, они добавили сразу много всего непонятного нам, обычным европейцам. Особенно сбивает с толку повествование с нескольких временных точек. Этот прием очень опасен для автора, особенно если он им не владеет
Для меня это был тот случай, когда ты видишь чье-то произведение, когда «вот тут убрать», а «тут переписать», и для меня это была бы отличная история. Я так и сделал, и на мой взгляд получилось достойно. История получилось очень самостоятельной и жутковатой, хотя в чем-то и весьма клишированной. Но клише для того и добавляют, потому что они работают.
Сложно грамотно развешивать «чеховские ружья» - детали, которые «выстрелят» дальше по сюжету. Часто автор, я особенно, перебарщивает с тем, чтобы сказать читателю «вот, обратите внимание». Это приводит к тому, что от этой детали сразу ждешь чего-то «эдакого». В моем случае это была собака, думаю опытные читатели поймут, о чем я.
Дети тут тоже не просто так. Хорошее правило хоррора – возьми что-то невинное и сделай это жутким. Клоуны, куклы, мы ведь все знаем эти истории. В моем случае – дети. И неспроста. До сих пор удивляюсь тому, насколько они могут быть и милыми, и жестокими. В рассказе мы и видим и такими, и такими. Как и «Повелитель мух», мое произведение показывает, что даже в детском обществе, человек человеку – волк, особенно, если поместить их в «клетку». Не буквально, просто в изоляцию – на остров, или в отдаленный приют. Этим и пугает хоррор – тем, что в него можно поверить.
И как в хорошем хорроре, настоящих призраков нет. Есть люди, они страшнее любой паранормальной ерунды.
Дети и их испытания – мое ноу-хау. В каждого из ребят я вложил по смертному греху, будь то лень, чревоугодие, зависть и прочие. Испытания и идут от того, чтобы дать героине окунуться в этот жуткий мир смертных грехов, познать их страшную сущность.
«Дети Мглы»
Я очень люблю «Дюну» Фрэнка Герберта. Настолько, что задумался, а почему бы не написать свою? Шутка, конечно, но заимствований и правда много. Два дома, борющихся за планету, богатую ресурсами. Не то, что бы это был оригинальный сюжет, что-то похожее есть в любой фэнтези-вселенной, даже в популярной «Игре престолов». Однако для меня было важно не повторить ошибки оригинала, избавится от арабской сказочной атмосферы в угоду более научно-фантастической.  Для людей, не знакомых со вселенной данный комментарий исчерпан, для остальных - разберемся поподробнее. Итак, какие же изменение были внесены?
Будущее, но огромного скачка технологий нет. Почему? Моя версия – Первая Межгалактическая война, Герберт оставил это без внимания. Также я заменил дом Корино на ООГ, выделяя, что это не просто люди, а целая организация, могущественная и властная. Планета-карлик, а никак не огромная планета, почему же? Просто если масштаб небольшой, то и вариант, что климат везде одинаков, более правдоподобен. Планета удалена от светил, поэтому она в темноте и во льдах, и как мы знаем из истории, жизнь во льдах вполне реальна – есть флора и фауна, человек в ней может существовать. А под массивной мерзлотой действительно могут скрываться ресурсы. У Герберта была планета-пустыня, жизнь как которой из-за жары и отсутствия воды реальной не представлялась. Ресурс в виде «специи» был почти фэнтезийным, окрашивал глаза в синий без особого смысла, силы, которые он давал, были нереалистичными. Я разделил ресурс и средство развития человека. Смысл ресурсов понятен и так – для межгалактических полетов нужно топливо, топливо и добывают. Скам – вполне реалистичен, силы дает вполне реальные и достижимые, глаза окрашивает тоже вполне оправданно – на планете нет света, а значит людям нужны особые глаза, что отражено изменением их цвета. К тому же здесь есть сразу две отсылки к научным работам. К теории «упоротой обезьяны» (гуглите, если не в курсе) и к тому, как работает выведенный учеными глицин на глаз человека. Также объяснено, почему присутствие людей на планете было ограничено – так как это могло бы повлиять на развитие чужой истории иной расы. Становится понятным косвенное нападение ООГ на Лето, те просто отказывались отдавать ресурсы ООГ «в карман» и они пошли на сделку с Таггартами. Присутствие Лето на Мгле тоже оправдано, а не полагается на случайное стечение обстоятельств – они обеспокоены влиянием технологий на планету, решили перепроверить данные, ведь ООГ может врать для своей выгоды. Также ясно, почему тело Лето никто не искал, выстрел в сердце и лавина – выглядит как убийство, но выжить реально. Общение представителя королевского рода и более примитивного племени с другим языком объяснено переводчиками из будущего. Убрана вся идея избранности главного героя. Шаман это видел просто в видении, это может быть объяснено просто галлюцинациями и тем, что он увидел в Лето потенциал и королевский интеллект. А урбосы доверяют ему с поддержки шамана и тому, что видят, насколько тот более развит, чем они, когда Лето научил их тому, что знал. Их пассивность, как и долгая жизнь, объяснены холодом на планете, все биологические процессы замедляются, тело стареет медленнее, но экономит энергию, делая человека ленивым. Грибы тоже вполне реально могут расти в пещерах без света и ясно, почему население начало употреблять их в пищу и осознало их эффект – просто потому, что еды и так не особо много. Понятно, как отряды урбосов добрались – ассемблеры, запрограммированные на полную загрузку и доставку ресурсов домой сами их привезли в логово Таггартов.
Появились два очень четких посыла, размытых в оригинале. Первый – против наркотиков, зависимость от Скама стала губительной для Лето, хотя когда-то и казалось, что она может сделать его неуязвимым и неприкасаемым. Второй – экологический, добыча ресурсов в неограниченных масштабах действительно губительна для климата, что особенно заметно будет на небольшой планете-карлике. Кроме того видно, что Лето не остановился вовремя, жажда мести сгубила его, что часто происходит и в жизни, когда человек не может остановится в своей жажде власти и денег. Показано, что человечеству для развития нужна здоровая конкуренция, чтобы двигаться вперед. Кроме того можно еще найти парочку отсылок к научной фантастике – Лето из «Дюны», Скарджи из «Unreal Tournament», Скам из «Skyrim», Скотфилд – автор «Dead Space», 221B – квартира Холмса, белые глаза навеяны фильмами о Риддике, неандертальцы с развитым мозгом были в «Merchants Of Brooklyn», ресурс анаптаний был в «Аватаре», ассемблеры назывались харвестерами в «Дюне», Вулканский договор – отсылка к вулканцу Споку из «Звездного Пути» и произведению братьев Стругацких «Трудно быть богом», учитель Мармок – похоже на учителя Метамока из «Zeno Clash».


Рецензии