Концерт

О концерте Михаила Воскресенского в Малом зале Московской консерватории 7.12.2018

Михаилу Воскресенскому – музыканту и человеку

Когда я смотрел билеты на сайте, свободных мест было немного. Но, стоя в ожидании у входа, я не увидел большого наплыва людей. И всё-таки сайт не обманул! Зал был действительно полон – и особенно это стало заметно на выходе – в очередях в гардероб. …Побольше бы таких очередей! И в общем обличье людей чувствовалось отличие от обычной толпы. Здесь не выхаживали разряженные дамы, никто не старался блеснуть украшениями – но тонкость черт была выше средней. Хотя исключения встречались. Некая дама, немного раздутая – во избежание злословия, предположу – внутренним огнём, – проходя к своему месту, активно ставила сумочку на головы ниже сидящих людей – несомненно, забывая обо всём в накале высоких эмоций. Среди мужчин, которых, кстати, было немало – в отличие от обычного сильного женского преобладания, – обращали на себя внимание немолодые, не особенно торжественно одетые люди – в пиджаках, но  без галстуков – лица которых отличались особой значительностью – не нагло-начальственной, а художественно-интеллектуальной. Не знаю, кто эти люди – крупные музыканты, учёные – а, может, и не крупные, и не музыканты, и не учёные – но значительность в лицах была. И вообще – публика не производила впечатление потёртости – не внешней, а внутренней! – что иногда бывает и на весьма торжественных мероприятиях, – а вызывала весьма отрадное ощущение. Кстати, было много молодёжи, в том числе – студентов консерватории.
Выбранное место оказалось великолепным! Угол первого ряда балкона. Почти нет соседей, нет голов впереди, заслоняющих сцену, способных в самый патетический момент повернуться или почесаться. Почти в одиночестве – хотя в переполненном зале. А некоторая отдалённость от сцены – здесь – большой плюс. Взгляд сверху – и, в отличие от первых рядов, не видно излишних физиологических подробностей – например, капель пота на лице музыканта. Остаётся  – общий вид, обобщённость образа, не замутнённая деталями – и музыка – какой она должна быть.
Можно описать подъём по ступенькам, как восхождение, постепенное раскрытие души для высокого – но подобного рода описание оставлю для произведений другого жанра (возможно, своих) – и, сохраняя реализм повествования, в котором подъём по ступенькам – это просто подъём, перейду к самому концерту.
Начало – совершенно неожиданное для этого зала – и, к сожалению – неприятно-неожиданное. Ведущий с замашками карикатурно-провинциального конферансье в современной рекламной упаковке. Вероятно, долго смотрел сериалы, с особенным смакованием впитывая в себя рекламные вставки. К сожалению, эта бацилла проникает повсюду. Если эталон размывается – с чем сверять?
А теперь – от паденья – к подъёму! От низкого – к высокому!
Музыкант. Михаил Воскресенский. Восемьдесят три – но не дашь! Красавец, без старческой скованности в движениях – вышел на сцену под грохот оваций – и сел за рояль. И с юною силой играл. …Здесь нет преувеличения. Ощущенье искристой весны, весёлых ручьёв – в каждом движении пальцев. …А рояль не обманешь – и он сам заиграл, будто юн. …Юношеский задор? Неуместное слово. Скорее – новый виток диалектической (немодное ныне выражение!) спирали – обретение силы молодости, пройдя большую – и порою трагичную жизнь. Обретение? Нет – завоевание!  Освоение – невзирая на годы – всех сонат и концертов Моцарта, достижение новых вершин – хотя, вроде бы, можно уже успокоиться – есть признанье, почёт.  Но нет! Через тернии – к звёздам! И вот, в неустанном труде получив из ладони Моцарта свет – а непросто добиться пожатия моцартовой руки! – музыкант отдаёт его людям. И не видно труда! Видны лёгкость и радость. … И глубина. Без трагических нот – хотя Воскресенский способен играть и трагическое  – и с большой силой и чувством! – и у Моцарта есть, хотя и не всеми замечаемое, трагическое звучание многих произведений, скрытое за внешней гармонией и лучезарностью. Но, наверно – и построение программы это показывает – Воскресенский хотел дать людям радость и силу – без упоминания о том, что всё бренно. Солнечный луч ярче на фоне чернеющей бездны – но есть и собственная яркость луча!
Начало концерта – орнаментально-красивая фантазия Моцарта ( я не претендую на глубокое понимание и истолкование музыки – излагаю свои впечатления). А дальше – вновь Моцарт – и уже возникают волнения, грозы – только это весенние грозы! – и весёлый живительный дождь – и горящее солнце – и чудная радуга в небе. И Бетховен затем – и по времени, и по смыслу.  «Патетическая». Из весны, сквозь борения – ввысь – к этой радуге, к солнцу, к светилам!
И – раскручивание спирали – вновь – по времени и по смыслу. Часть вторая. Шопен. И опять – сквозь борения – ввысь. Без трагичности – ввысь!
И – на бис. Первый раз. И второй. Третий.  …Кажется, всё. Но овации длятся. И выходит опять музыкант. И, наверно, устал. Только нам не покажет. И – Прокофьев. И сколько энергии в звуках! (Из «Любви к трём апельсинам). И люди, уже поднявшиеся, собравшиеся уходить –застыли – и искрились глаза, отражая звенящие ноты!
Триумфальное завершение!
И пусть это будет не завершение, а начало!

8.12.2018

Мои стихи по мотивам концерта:
https://www.stihi.ru/2018/12/17/9217
https://www.stihi.ru/2018/12/17/9230


Рецензии