День Святого Георгия. роман. О молдаванах

*

- Не, я в это время в Бендерах служил.

- Да, там, говорят, тоже веселуха была! Я там тоже был – сказал журналист.

- Ну, ты блин, как Фигаро! Везде-то ты был! и здесь, и там!

- Доля такая – журналистская. Я про них еще раньше начал беспокоиться. Когда они на румынский начали переходить.

- Да? патриоты!

- Ну, что ты! Притом воду мутили не маргиналы. Цвет нации, можно сказать: писатели, художники, интеллигенция, короче. «Признать идентичность молдавского и румынского языков и перейти на латиницу!»

- Ух! круто как!

- Да! уж! Потом началось! «Молдавия — для молдаван», «Чемодан — вокзал — Россия», «Русских — за Днестр, евреев — в Днестр». Все очень интеллигентно! Там одна поэтесса, гля, пообещала румынам и квартиры русских, и мебель, даже мебель! - вот все они в этом молдаване, все сосчитано, все шторки, все тарелочки! - а тут такая щедрота, гля, все забирайте! Придите, убейте их, или прогоните! И тогда ладно уж, забирайте все: их квартиры, их мебель, так и быть, нам не жалко!

- Я помню. Мы тогда в Москве жили, слушали и не верили. А везде же так и было. Русских вдруг все так стали ненавидеть! Извини, перебил – капитан прикрыл рот рукой.

- Так, а что? так и было! Я же тогда всю страну объехал почти, только, может, в Прибалтике не был, но там всегда русских не очень… А молдаване меня тогда… просто!...  Они же… у них же государственности не было, своей, никогда! Их то поляки завоевывали, то русские, то с юга татары,  они в составе Румынии были-то всего двадцать лет! И то там Бендеры и кусочек правобережный! Румыны, гля! Так было бы чем гордиться! Вы хоть что-нибудь слышали, про румын?... кто такие? Может в международном плане? Нет? Или в технологическом? Или может в культурном? Или может какие-то исторически значимые события?... Нет? Ну, может они нам хоть помидоры в банках импотритровали? Нет! Тоже болгары.  Кто такие румыны? Никто! Цыгане! Промышленности нет. Денег нет! Кочуют… шумною толпой!...
 
И на это!... променяли русских!... которые для них - все! не врубаюсь!  Приднестровье с конца 18 века русские заселяли, ну, не только русские – переселенцы, но все - российские переселенцы. Границы же. Нужно же защищать! власти поощряли миграцию в Приднестровье.  Они, считай, весь девятнадцатый век , да и двадцатый! были в составе российской империи.
 
- Да?

- А то! Это потом румынские холуи придумали, как мы оккупировали бедное Приднестровье. А в реале до 1940 года все Приднестровье считалось автономией Украины, с подачи героя Котовского, на минуточку. Хотели вернуть Бессарабию, да это хотели, это правда!... которую в восемнадцатом году хапнула себе Румыния. В восемнадцатом году. Да ладно бы с толком, вся эта зачухонская Бессарабия –  нищета крестьянская! Вот какая была! до сорокового года! Такая и осталась. Хоть бы кто копейку вложил! Двадцать лет, двадцать два, че делали? Как были самой отсталой из всех провинций в Румынии, такими и в Молдавии остались!

Вся промышленность в Приднестровье была. Потому что русские вкладывались! Учили, лечили и строили! В нашем Приднестровье, в Советском! Эти как пахали, так и пахали. Пищевая промышленность 93 процента – вот тебе и вся Молдавия! Мы проживем на вине и мамалыге! Это они тогда так говорили! И кому это вино теперь нужно? А мамалыга – да! Европа, гля! «Мы румыны — и точка!»  Румыны – Европа! - я валяюсь с них! У них же тоже ж - Народный фронт Молдовы! «Один язык — один народ!»  Давайте присоединяться.

- Так от кого Приднестровье независимость хотело? Я чет не понял?

- Так от Молдовы! От кого! – рассердился журналист – Молдове это, естественно, не понравилось!

- А эти чего хотели?

- Эти хотели с Россией. У них промышленность, армия, вся образованная прослойка – русские! На них же первых бочку покатили. Молдаване же учиться не хотят. Я же говорю, крестьяне, по сути своей, до мозга костей! Кто тогда понимал, откуда в стране сытость, и достаток.  Даже русские не понимали! Они выучились, «партия сказала - надо, комсомол ответил - есть!» и поехали  поднимать Бэссарабовщину!

Энтузиасты, гля! Там жилье давали, заводы новые, профессиональный рост, карьера. Армия там стояла, как в Крыму - образцовая, советская. Кто же купится, на эту сомнительную Румынию, которая тебя грязью поливает! Надо отдать им должное, они бились за свою республику. Тогда еще  дипломатическими методами: депутаты всех уровней, чрезвычайный съезд, провозгласили независимость, социалистическую республику. Их Москва сдала. Сам Горбачев, сказал «никаких!»

Потом самого Горбачева снесли, и тогда уже Молдавия отделилась. Но отделилась вместе с Приднестровьем. А оно-то не хотело. Там же наши советские все, не молдаване! Кого там только не было: болгары, русские, хохлы, евреи, немцы, армяне, греки, белорусы наши. Они в гробу видали эту Румынию. Только их не спрашивал никто.

- Да уж! Вот ведь присоединили к здоровой голове, гнилую тушку.

- В том-то и дело, теперь эта тушка претендует на голову. Короче этой тушке организовали республиканскую гвардию. Отморозок такой был Костенко. Возглавил это дело. Афганец бывший. Воровство, грабежи, экспроприации. Народ стал машины продавать, все равно отнимут, такие дела.

- Ну, а наши-то что?

- Что наши. Наши вступились, когда там уже такой разгул был! молдаване они же жестокие… Они режутся почем зря… А тут их отпустили. Можно больше  не завидовать, а правдиво ненавидеть! А русские, конечно, хорошо жили. Они и ехали хорошо жить! Заводы строили! Электростанции. Инфраструктуру. Конечно, и жилье стоили: приходи, работай и получай, чет не разбежались сами молдаване. Приехали советские переселенцы: инженеры, рабочие, учителя и врачи. Тоже ни кто попало. Это ж особые люди, это ж надо встать и уехать на новое место. Все бросить. И снова обживаться.
 
- Да это, наверное, во всех республиках так… Было…

- Да… И было так, и стало потом так же…Все же уехали!  Из республик… Все уезжают! Н-да!... а там такие удивительные вещи были, например, женщины, вышли навстречу войскам, типа «защитим наших мужей» Вы представляете, чтобы сейчас такое?!

- Обалдеть! Чекнутые бабы! – Юрик даже вспотел.

- Нет, это как раз о том, насколько мы тогда были уверены в том, что защищены. Бабы просто не верили, что посмеют! Посмеют стрелять.

- И что? посмели?

-В них не посмели. А потом постреляли,  да! За все  время погибло около тысячи человек. Но там такое творили. Сказали просоветским – если не сдадитесь – уничтожим семьи. Те понятно не сдались. Волонтеры, так это называлось, изнасиловали дочек, жен,  изувечили убили, хозяин пришел - его расстреляли, потом бросили в дом гранату. Такие фантазии у советский не так давно людей. Понял? И это еще не было фильмов ужасов по телевизору. Так-то.

- Да, уж!...

- Потом волонтеры захватили военную часть, получили оружие  и тут началось! А там все вокруг моста, все битвы. Те - через мост, наши инженеры – кран – привезли  бетонные плиты – все перегородили. Те по льду – инженеры спустили часть воды из водохранилища.

- Стратеги! Одобряю.

- Те давай «градом» обстреливать инженеров… те разоружили бойцов 14 армии, и тоже давай стрелять.

- Как это разоружили?

- Ну, как  как! нейтральные советские войска  не могли участвовать. Президент запретил.

- М-м-м. И кто ж там воевал?

- Волонтеры от румын и трактористы от инженеров. Ну как трактористы, там все очень грамотно сделали. Там даже провели мобилизацию запасников. При том оружие у них было такое – не детское В общем в противостояние в Дубоссарах во второй половине мая 1992 года участвовали:  истребители, вертолёты,  БТРы - а нет, эти не участвовали,  миномёты, 27 гранатомётов, 50 пулемётов. Больше десяти безуспешных атак, и убийственный арт-обстрел  по Дубоссарам. И потом еще неделя уличных боев. В которых. Внимание, в которых трактористы вытеснили  войска волонтеров со своей территории. И молдаванам пришлось сесть за стол переговоров. Такие дела, брат, воинский дух, понял?!

- Да, уж… А наши-то когда придут?

- Да придут… Когда уже Горбачева снимут, тогда Лебедь приедет в Дубоссары, там уже начнется настоящая военная операция. Вот там он и сделает карьеру. В общем, такая ботва.


Рецензии