Нодар Думбадзе. Солнечная ночь

Имена главных героев у Думбадзе во всех произведениях разные, но я их не особенно различаю, потому что пишет он всегда от первого лица и это очень верно. Невозможно выразить ту искреннюю мощь и силу своего громадного сердца откуда-то со стороны.

"Солнечная ночь" - малоизвестное произведение Нодара Думбадзе и мне очень за него обидно. Ну, показалась цензорам тема неоднозначной в те годы, зажимали данный труд, упоминалась здесь еще и смерть Сталина, ну и что? Писатель только отобразил время, показал всю глубину переживаний героев и, кстати, несколько сгладил впечатление, ибо по сюжету мать главного героя отсидела двенадцать лет по политической статье. В общем, зря я все это здесь пишу, можно будет подумать, что "Солнечная ночь" исключительно об этом. А произведение, межу тем, фирменное от автора, как и все у Думбазде, светлое и доброе, смешное и грустное, умудренное опытом и с бесшабашностью юности.

Пора студенческих лет, беззаботного веселья молодости, ее в той или иной мере ощутили все. Мои студенческие годы, например, были тяжелыми, пришлись на 90-е годы, но какую-то их часть я все равно вспоминаю с особой теплотой. "Я взял билет (экзаменационный) и понял, что это именно тот билет, думать над которым я буду до самой смерти". А, вот еще, "Гурам тоже взял билет и я прочел в его глазах печаль отданного на заклание бычка". В каком-то другом произведении Думбадзе выдал нечто обобщающее на данную тему, что-то типа "студенческие годы - это бесшабашная пора, когда ты понимаешь цену корки черного хлеба, психологию трамвайного зайца и, проведя бессонную ночь, с беспокойством открываешь зачетную книжку (а вдруг двойка??), но, увидев долгожданную тройку, вымученно улыбаешься и пошатывающейся походкой покидаешь аудиторию". Как все это знакомо! Это из " Я, бабушка, Илико и Илларион".

Большинство книг Нодара Думбалзе о юности, любви и чем-то еще более важном. Для кого-то это смысл жизни, для кого-то самоидентификация, для кого-то что-то человеческое.
"- Куда ты? - спросил Артаваз.
- Не знаю...- пожал я плечами.
- Подожди, и мне туда..."

Впрочем, если я начну цитировать "Солнечную ночь", то перестану писать сам. Тем более, что книга практически отсутствует в сети и прочитать ее все равно можно с трудом. Есть аудиовариант в плохом качестве и с невероятно унылым чтецом.

"Солнечная ночь" Думбадзе соткана из множества историй, совершенно оригинальных, странно, что их давно уже не переписали по-своему и не выдают за свои. Хотя, кто его знает. Студенческое творчество, поэты и критики, послевоенный Тбилиси, грузинская доброжелательность и ни капли советчины в "Солнечной ночи".

А еще история в произведении чем-то напоминает ту, что всем известна по "Мимино" Данелии. И там много иного, но в итоге она о чем-то настоящем, человеческом, вечном. Где заканчивается формальное, истлевает правильное и начинается живое.

Прошу прощения, сударыня! Мы, правда, не знакомы, но я каждый день вижу вас на нашей улице. И я прошу вас, пожалуйте сегодня на мой день рождения. Мне исполнилось двадцать четыре года. Я живу вон в том доме на четвертом этаже.

Мое любимое:
"... увидев нас, Окропета одной рукой взялся за бок, другой воткнул в деревянную стойку огромный кухонный нож и громко объявил:
- Часы, паспорта и пиджаки в залог не беру!"


Рецензии