Договор сотворчества

53.МР.12

Договор о сотворчестве.
Автор.

Издание любой книги требует труда.  Само по себе произведение бумажного книжного продукта в типографии это простое производство. Типография производит книги и другую печатную продукцию. И эта продукция ничем, по большому счёту, не отличается от прочего  производства.

И если автор притаскивает в типографию макет книги, принимаемый ею для производства книжной продукции, то это Автор, автор с большой буквы, особенно если он сам оплачивает тираж своей книги. Потом ещё и все заботы по распространению своей книги Автор тоже принимает на себя.

Но не все личности способны быть Автором, более того, не все хотят быть Автором. Многие считают, что самое главное – это написать книжку. Некоторые даже не только пишут, но и оформляют своё произведение. А вот подготовку его к печати перекладывают на посредников. Посредника называют Издательство или Издатель.

Издатель заключает договор с автором, или действует даже без договора, по закону. Суть этого договора, как правило, в том, чтобы оформить книгу, проверить ошибки, и создать целостное произведение для печати его в типографии. Оформляют книгу художники, проверяют ошибки корректоры, а общее идейное руководство осуществляет редактор или даже целая редакция. И за свои услуги они требуют от автора либо деньги, либо права на распространение книжного продукта.

Некоторые издательства даже дают авторам деньги и авторские экземпляры его книги, а печатают тираж на свои, издательские деньги. Это, как правило, издательства, имеющие хорошие отношения с сетями по распространению и продаже книжной продукции, хорошо знающие, что сейчас пользуется спросом у покупателей книг. За этот сервис Издатель получает авторские права на производимый  книжный продукт.

И это разумно, потому что речь идёт о сотрудничестве автора с Издателем, а повод  для совместного труда – производство книги. Это общий подход, в этом суть издательской деятельности. Издатель и автор совместно творят эту книгу.

Но не обязательно быть издателем, чтобы заниматься сотворчеством. По большому счёту, даже вкладывание денег в производство книги является сотворчеством. Ведь без этих денег книга не увидела бы свет, не была бы сотворена.

А редакторские правки, работа корректора и художника вообще являются трудовыми обязанностями  оных. Хотя, как соавторы, они вносят свой значительный вклад в любое произведение. Или не вносят практически никакого вклада. А если не вносят, то зачем они нужны? А вот если вносят, то они на самом деле являются соавторами.

Классический пример на эту тему – жена Льва Толстого. Она фактически была соавтором произведений, но официальным автором был  её муж. Отсюда и конфликт, и непонимание интересов друг друга. Дело в том, что автор обладает исключительными правами на все свои произведения, то есть решает их судьбу. А тут был большой конфликт между реальными авторами «де факто» по поводу судьбы  творческого наследства Льва Толстого, который был «де юре» единственным автором.

И многим художникам, редакторам и корректорам обидно бывает, что они ни кем не признаются, как соавторы. А особенно обидно, когда  денег мало за большое дело получают. Но это издательская деятельность, и у неё свои законы. А некоторым редакторам, корректорам и оформителям очень даже хорошо, за них всё работу делает автор, они получают деньги за неё и имя их указывается в  изданной книге, как соучастников этого процесса. Такова жизнь.

Является ли Автором  автор, который делится с редактором, корректором, художником, оформителем  и личностью, вкладывающей деньги своими исключительными авторскими правами? На мой взгляд, да. Потому что если ты автор, то несёшь ответственность за произведение. И не важно, что, может быть, ты правильно поставил всего одну запетую в тексте.  Ведь эта фраза может быть и такой: «Казнить нельзя помиловать».

А Автором с большой буквы быть очень приятно. И мне хочется быть Автором, а не автором. Всё равно при издании любой книги у Издателя ты всем поделишься, так лучше уж делиться не с безликим монстром, а с конкретными личностями. Так что я всегда рад всем художникам, корректорам, оформителям и составителям наших совместных произведений. А вкладывание денег в печатание книжек  – это ещё и бизнес. Во всяком случае, в отличие от сметаны, книги не стареют и не портятся, а реликтовые произведения через сто лет могут очень хорошо стоить.


Источник - http://xn--7-0ub.net/obschii-razdel

Важная тема. -


Рецензии