Вампир вдохновения

(из серии стихотворений "Метаморфозы любви" http://www.proza.ru/avtor/belas&book=3#3, навеянных книгой "Уроки любви", Руслана Киреева.               
Здесь - о романтической и жертвенной любви писательницы Нины Ивановны Петровской к русскому (и далее советскому) поэту (символист) и писателю Валерию Яковлевичу Брюсову (1873-1924).


                Я помню чудное мгновенье:
                Передо мной явилась ты...
                А. С. Пушкин

Её любовь Он выпил, как вампир...
Не кровью, чувством вдохновения:
С Ней зван судьбой на творческий Он пир,
Где лучшие обрёл творения.

Провалы творческие есть у всех -
Он болен стал бесплодий ленью..
А творческий пришёл к Нему успех
Лишь с чувством, равным воскресению.  1*)

И это чувство взял поэт у Той,
Кого в романе, как Ренату,
Он вывел жертвой страсти огневой,
Что стала для Неё расплатой.          2*)

Так кто ж Она, заветная мечта,
Собой принёсшей вдохновение,
Воспета коим чувства красота,
Как жизненное предназначение.

Жена, с талантом, и... эмоций клад,
Ей в жизни нужен вечный трепет,
Переживаний сильных строй, подряд -
Всё с Ним нашла, навеки.              3*)

И Он родил роман живой любви
О романтической Ренате,
Готовой бросить всё в костёр судьбы,
Чтоб пить восторг и боль утраты.      4*)

Роман в средневековье отнесён,
Где деву соблазняет дьявол,
Она же, светлая, с любви огнём
Уйдёт из жизни вольным правом.

Задуман Им роман был до Неё,
Но не наполнен тем угаром,
Что романтизм рождает бытиём,
Где есть любовь, священным даром.

Она поэту всю себя сдала,
Чтоб Он Ренату гениально
С Неё лепил - Она поглощена,
Живой натурой став сакрально.

Она сгорела, от любви святой,
Но... к "дьяволу", что "духом светлым"
(Чтоб овладеть Её душой простой)
Прикинулся лицом приметным.           5*)

Любовь в природе Женщины - закон.
Быть жертвой тоже Ей не ново...       6*)
Из прорвы лет доносится к нам стон,
Чему Их жертвенность основой.

 Примечания, с включениями автора,взяты из книги "Уроки любви", Руслан Киреев, Рекл,-комп. аг. газеты "Труд", Москва, 2000 г., и
БВЛ "Русская поэзия начала 20 века /дооктябрьский период/", т. 2, стр. 52, 454.

1*) Из письма В. Брюсова, написанного ночью в июне 1906 г. "Помню, верно помню: я переживал тогда... изнеможение, бессилие, неспособность к творчеству, желание убежать, скрыться, утаиться, чтобы меня не заставляли думать, действовать, а прежде всего чувствовать (в письме жирно подчёркнуто - авт.). И вдруг пришла ты - ты, как что-то новое, неожиданное, несбыточное, о чём мечталось давно и что вдруг осуществилось. Пришла любовь, о которой я только писал в стихах, но которой не знал никогда, пришла женщина, о которой я только читал в книгах, но не видел никогда. Ты мне часто говорила, что тот год был воскресением для тебя, но и для меня воскресением."

2*) Нина Ивановна Петровская, небесталанная писательница, замужем за владельцем издательства "Гриф" Соколова, любовница поэта Андрея Белого, стала, влюбившись, взаимно, в Брюсова, живой натурой романтической любви для его романа "Огненный ангел", выданный им за авторский перевод средневекового повествования о любви (и последовавшей добровольной смерти) девы Ренаты к дьяволу,  являвшегося ей в образе светлого духа и соблазнившего её (см. примечание 4*)).
В безадресном предисловии-посвящении к "русскому изданию" (прикрытие автора романа), написанному якобы "непосредственно после переживаемых событий" узнаваемо представлена реальная Н.И.Петровская, "женщина светлая, безумная, несчастная, которая возлюбила много и от любви погибла".

3*) Поэт Ходасевич уже после добровольной смерти Петровской, практически по сценарию смерти (в подвале) Ренаты, писал в очерке "Конец Ренаты": "Из жизни своей она воистину сделала бесконечный трепет... Лихорадочная погоня за эмоциями, безразлично, за какими. Все "переживания" почитались благом, лишь бы их было много, и они были сильны". Сама она писала о любовном общении с Брюсовым: "... Во мне он нашёл многое из того, что требовалось для романтического образа Ренаты: отчаяние, мёртвую тоску по фантастически прекрасному прошлому, готовность швырнуть своё бесценное существование в какой угодно костёр, вывернутые наизнанку, отравленные демоническими соблазнами религиозные идеи и чаяния..."
 
Женатый Брюсов посвятил Петровской также множество стихов. Одно из них "Портрет":

Черты твои - детские, скромные:
Закрыты стыдливо виски,
Но смотрят так странно, бездомные,
Большие зрачки"

А вот её описание от поэта Андрея Белого, предыдущего возлюбленного:
"... худенькая, небольшого росточка, она производила впечатления угловатой; с узенькими плечами, она казалась тяжеловатой, с дефектом: какая-то квадратная и слишком короткие для такой талии ноги... Она взбивала двумя руками свои зловещие чёрные волосы, отчего тяжёлая её голова казалась ещё тяжелее и больше, но огромные, карие, грустные, удивительные её глаза проникали в душу сочувственно".
 
В романе "Огненный ангел" Андрей Белый выведен "ангелом" (маска дьявола), который и является героине романа Ренате, а та принимает его за ангела без колебаний.

4*) В 1910 году в Мюнхене была напечатана книга "Огненный дьявол", "правдивая повесть" из 16 века о девушке, соблазнённой дьяволом, о которой мгновенно заговорила вся Германия. Но в России эта повесть-роман появилась на три года ранее (в 1907 г.), в переводе Валерия Брюсова. И уже с русского была вновь переведена на немецкий, поскольку немецким оригиналом мюнхенские издатели не располагали.
А (может быть?!) такового просто не существовало, и всё это была грандиозная мистификация, и автор её жил не в 16 веке, времени повествования о событии на немецкой земле, а в 20-м, в России, где это удивительное сочинение впервые увидело свет под прикрытием переводчика Валерия Брюсова.

5*) После смерти Брюсова в 1924 г. сама Петровская приводит общепринятое мнение о Брюсове, который и себя запечатлел в "Огненном ангеле": "Инквизитор от литературы, схема, картонный манекен, начётчик, маг, волхв, "одержимый", маньяк честолюбия и величия, в общении человек трудный и тяжёлый, ядовитый, колющий, как игла". Петровская, определившая,  по впечатлению от "чудного мгновенья", его "сухим и корректным", в своих воспоминаниях опровергала это мнение, а кто знал его лучше неё? Она ни о чём не жалела даже за несколько недель до собственной добровольной смерти: "... я нужна была Брюсову для создания не фальшивого, не вымышленного , а подлинного почти образа Ренаты из "Огненного ангела". В этом увидела она, окидывая взглядом свой завершившийся путь, своё жизненное предназначение, выполненное ею блестяще".
А в одной из статей его называли "поэт мрамора и бронзы", что эквивалентно холоду сердца и бесчувственности.

6*) Петровская в 1907 г. сделала спонтанную попытку стрелять в Брюсова. Вот что пишет одна из свидетельниц: "Роман Нины Петровской с Брюсовым становился с каждым днём всё трагичнее. Нина грозила самоубийством, просила ей достать револьвер. И, как ни странно, Брюсов ей его подарил. Но она не застрелилась, а, поспорив о чём-то с Брюсовым... выхватила револьвер из муфты, направила его на Брюсова и нажала курок". Но... произошла осечка! Брюсов, в одном из писем, вспоминал об этом эпизоде со свойственной ему иронией.
Причина? Причина простая. "Огненный ангел" к тому времени был закончен, образ Ренаты, напитанный горячей кровью реальной женщины, обрёл самостоятельность, теперь уже совершенно отдельную от своего создателя жизнь, были написаны стихи, где эта реальная женщина воспевалась - больше она ему не требовалась...
Отсюда и револьвер у его груди, и одурманивание себя морфием, и открытый ею газовый кран. Она приняла добровольную смерть по примеру списанной с неё героини.
"Она успела прочитать роман, узнала себя в нём, написала об авторе воспоминания (полностью не опубликованные), и в ночь с 22 на 23 февраля 1928 г. (через 4 года после смерти Брюсова - авт.) открыла газовый краник в своей убогой парижской квартирке, где ютилась с 1911 года, безработная, терзаемая нуждой, исколотая морфием. После чего легла на застеленную белоснежной простынёй тахту, закрыла глаза и... Утром её нашли бездыханной."
 
Очередная жертва любви не смогла пережить предательства любимого человека, ненужности и одиночества и ушла в никуда.


Рецензии