5. Апокалипсис и канон

Каноническая история «Апокалипсиса» довольно запутанна, многосложна и многотрудна. Объясняется это всё той же его особенностью - «Апокалипсис» - та вершина Предания и Писания, на которой, с максимальной и экстремальной очевидностью, обостряются все противоречия и различия между истинной, реальной, духовностью веры и иллюзорной, кажущейся, механической привычкой душевной религиозности. Здесь, как нигде более, внутреннее противопоставляет себя внешнему, живое - мёртвому, особенное - обычному и обыденному, исключение - правилу, откровение - догме. Догмат и канон здесь испытываются на прочность в своей связи между небесным порядком и иерархичностью (пневмологией) и их отражением на земле (психологией).
Первоначальная или Древняя Церковь, отличалась от последующих периодов в истории Церкви Христовой «живостью веры». Эта «живость» объяснялась тем, что вера в евангельское благовестие ещё не было окончательно формализована и заключена в религиозные уставы и чины; божественные заповеди ещё не были полностью «упакованы» в заповеди человеческие. Канон, как и блаженство, воспринимался более эстетически и этически, чувственно и эмоционально, чем интеллектуально и логически, богословски и философски.
«Живостью веры» и позволяла Церкви - «держать свою умную руку на пульсе биения духовной жизни Апокалипсиса» и вполне понимать его смысл и значение для духовно жизни Церкви. Ведь у Церкви, у её общин и членов, тогда не было никакой жизни, кроме духовной. Но, чем многосложнее и дальше от божественной и блаженной простоты становилась жизнь Церквей и общин, тем более «тёмным» становился смысл «Апокалипсиса» для тех, кто пытался проникнуть в глубины духовной жизни.
Превращение живой религиозности в культ, вторжение в неё политических и экономических сложностей, привело к тому, что вера постепенно скрывалась в глубинах религиозности подобно тому, как божественный образ скрылся в глубинах человеческих сердец. Повторилась старая история с грехопадением! - Только теперь произошло падение общин и Церквей, то есть как раз то, от чего предостерегал и о чём скорбел, апостол Иоанн Богослов.
«Тьма» накрыла и поглотила соборную мысль Церкви! - И Церковная мысль развивалась далее уже не в виду ясного понимания «Апокалипсиса» и его канонического значения.
 Но это происходило не одновременно по всей Вселенской Церкви. В некоторых Поместных Церквах «Апокалипсис» сопротивлялся забвению и небрежению дольше, чем в других.
Например, в Сирийской Церкви.
Науке известен так называемый «Список Пококе» - сирийский перевод «Апокалипсиса», относимый к VI-му веку. Известен исследователям Писания и «Кодекс Пешито» - богослужебная книга Сирийской Церкви, содержащая в себе тексты, предназначенные для чтения за богослужением.
«Кодекс Пешито» интересен тем, что в тех его списках, которые относятся к времени жизни Ефрема Сирина (ок. 306-373) [1] и ранее, содержат в себе «Список Пококе», а в более поздних - он отсутствует.

[1] Ефрем Сирин (ок. 306, Низибия - 9 июня 373, Эдесса) - христианский богослов и поэт, один из Учителей Церкви IV века.

Более того, сам прп. Ефрем Сирин в своих сочинениях многажды раз использует тексты «Апокалипсиса», как канонической книги Нового Завета, украшая и иллюстрируя ими свои духовные поучения.
Так или иначе, но «Апокалипсис», с течением времени выпал из круга богослужебного чтения Церкви Христовой. Но это совсем не означает того, что Церковная мысль, в своих лучших проявлениях, стала с сомнением или пренебрежением относиться к этой Книге.
Напротив, большинство отцов Церкви, истолковывавших священные книги Нового Завета, от времён древних до новых времён, считают «Апокалипсис» книгой «тайн истинной веры», рассказывающей о том пути, который уготован всем истинно верующим христианам.
Несмотря на темноту, особенно для рациональной мысли нашего времени, любому искренне стремящемуся к вере мыслителю, несомненно то, что в ней скрывается таинственный смысл. И, невзирая на многочисленные мнения неверующих, считающих эту Книгу подложной и еретической, все признанные святые отцы и учители Церкви всегда относились к «Апокалипсису» с уважением и почтением. Приведём лишь две цитаты:
- Свт. Дионисий Александрийский (ум. 265) [2] пишет: - «Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не всё в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судией истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими моё понимание»;

[2] Дионисий Александрийский (ум. 265) - епископ Александрии, почитается в лике святых как священномученик.

- Святой Иероним Блаженный (342-419 или 420) [3] говорит: - «В нём столько же таинств, сколько слов. Но что я говорю? Всякая похвала сей книги будет ниже её достоинства».

[3] Софроний Евсевий Иероним (342, Стридон, Далмация - 30 сентября 419 или 420, Вифлеем; Святой Иероним) - иллирийский церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. В Русской православной церкви именуется Блаженный Иероним.

Мнений, подобных точке зрения римского пресвитера Кая (III век), о том, что автором «Апокалипсиса» является какой-то еретик Керинф - достоверно не сохранилось.
Сам Кай, кстати, говорит не о Книге, называемой «Откровение», а о неких «откровениях» Керинфа, так что это его свидетельство может и не относится к «Апокалипсису».
И Евсевий Кесарийский (между 260-265-339 или 340), [4] приводящий эти слова Кая, ни слова не говорит о том, чтобы Керинф был автором книги «Апокалипсиса».
Ни у кого из других святых отцов, упоминающих «Апокалипсис», не находят никаких мнений или сомнений, относящихся к авторству «Апокалипсиса», приписываемому апостолу Иоанну Богослову.

[4] Евсевий Кесарийский (ок. между 260 и 265 - 339/340) - римский историк, отец церковной истории. До создания его «Церковной истории» сочинение на подобную тему составил Гегесипп, но от него сохранилось только название. Жил в Кесарии.

Тем не менее, экзегетическая темнота, сложившая в понимании «Апокалипсиса» к III-V векам, привела к тому, что за богослужением «Апокалипсис» перестал читаться. И произошло это, без сомнения, из-за того, что в Древней Церкви, в отличие от нынешнего времени, богослужебное чтение Писания всегда было творческим и проповедническим, то есть всегда толковалось, а «Апокалипсис» стал слишком труден для толкования последователям: иерархам и членам, раннехристианских общин.
И, вероятно, наиболее поздно это произошло в Сирийской Церкви, в богослужебном «Кодексе Пешито».


Рецензии
Как говорит Исаия: =Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего?=

Хотел бы, чтобы Вы немного более раскрыли кусочек про "догмат":
Догмат и канон здесь испытываются на прочность в своей связи между небесным порядком и иерархичностью (пневмологией) и их отражением на земле (психологией).
--------------------------------
Размышление над пониманием "догмы" получилось таким: догма - это мировоззрение либо часть его, за которые её носитель, с радостью, готов отдать свою жизнь.
Безусловный Пример носителя догм явил нам Иисус.
Уподобляясь Ему, мы понимаем, что утверждаемая догма "доказывается" единственным путём :).
Не только "оставленными домами, жёнами и детьми", разрывом с "родителями, сёстрами и братьями", но и душой своей.
Не "борьбой", "законом" или "силой чуда", а жертвой.

Благословений нам.

Ваня Сталкер   17.12.2018 18:03     Заявить о нарушении
Догма - явление земное, а догмат - небесное.
Догма - без Христа, а догмат с Ним.
Догма - ветхая истина человеческая, а догмат - истина божественная.
Канон, в своей связи с небом, есть список догматических истин, а вне связи с небом, он есть свод языческих узилищ для человеческой мысли...

Сергей Михальчук 7   17.12.2018 21:26   Заявить о нарушении
Спасибо.
Благословений нам.

Ваня Сталкер   17.12.2018 21:51   Заявить о нарушении