Орловское казачество. Краткий исторический обзор

Небольшое предисловие.

       Сразу скажу, что я не казак и к казачеству не имею никакого отношения. Именно никакого – т.е., ни восторженного, ни критического. Появление этого материала вызвано просьбой некоторых лиц изложить мое мнение о конкретном явлении – орловском казачестве. Изложить спокойно, без прикрас, что я и постарался сделать.

                1.

       История появления термина «орловские казаки» вкратце такова. В XVI-XVII вв., «казаки» были военным сословием, которое государство принимало на службу как служилых по прибору [1], вовлекая их не просто для хождения по Дикому полю, а в организованную защиту госграницы. «Казаки» в XVI веке были настоящим разбойным элементом. Заслугой молодого Иоанн IV (Грозного) было привлечение этого элемента на службу родине, умелая политика учета каждого, кто «гуляет» на Диком поле. Тем более, что тогда тех, кто называл себя казаками, было очень немного в этих краях. Среди них вольница была совершенно дикая, и правительство прикладывало усилия к ее приручению, давая земли атаманам в пределах жеребьев детей боярских. Здесь сработало прагматичное соображение, что целесообразней использовать этот контингент, чем пикироваться с ним.
       Конечно же, у них была своя субкультура, ведь сказывались и общий вид службы и общие интересы, но говорить о казаках как о полноценном этноявлениии на Орловщине не приходится, – слишком мало прошло времени, чтобы казачество на Орловщине обособилось в субэтнос, характерный для южных регионов России. В конец XVII века, граница Московского государства отходит на юг и места основной службы казаков, как военного сословия, уже находятся далеко от орловских земель. Именно там, на юге и формируется казачество, уже не как служивое сословие, а как субэтнос. В орловских же землях, у жителей остается память – «мы из казаков», потому, что их предки были служилым сословием и назывались тогда детьми боярскими, которых, кстати, было большинство в Орловской крепости и на орловской земле. Об этом термине – «сын боярский», – мы скажем чуть ниже, а пока отметим, что уже в XIX веке потомки тех, кто был в XVII в сословии детей боярских, не пользовались более этим термином. Слово «казак» было проще и понятнее людям XIX века.
       Когда же стало возрождаться казачество в начале 1990-х, многие стали себя ассоциировать с «казаками» именно как субэтносом, потому что термин «дети боярские» был утрачен. И поэтому казачество, в том виде в котором его сегодня понимают, к Орловщине никакого отношения не имеет!
       Все, кто сегодня на Орловщине называет себя потомками именно «орловских казаков», - потомки детей боярских городовых.

                2.

       В ХV веке, после ухода Верхнеокских княжеств из Литовского государства в Московское [2], при Иоанне III, территория нашего края оказалась открытой крымским татарам. До этого у Литвы с Крымским ханством был союз.  С конца XV века союза больше не было, как и не было строгой защищенной границы. Поэтому за несколько десятилетий территория современного Орловского края была выжжена, люди убиты либо проданы в рабство. Были уничтожены почти все поселения. Так обнажилась территория, называемая «Диким полем». Московское княжество впервые стало спускаться за Оку в 1555 году. Тогда на Судбищах (Орловская обл.) состоялась знаменитая битва на Муравском шляхе. «Гулящие люди», в том числе и с Дона уже пытались селиться на Диком поле. Их было немного, вооружены они были как попало, и серьезной угрозы крымскому хану не представляли. Донские казачьи атаманы возглавляли весьма разношерстную толпу.
       Наконец, Иоанн IV озаботился созданием нормальной границы. Для этого стала оформляться Тульская засечная черта. Там, где леса не было, строили крепости и их гарнизоны охраняли дороги. Миссия охраны границ была возложена на детей боярских городовых. Их официально наделяли землей, которая становилась их зарплатой. По Царской Грамоте 1686 года они имели одинаковый с дворянами поместный оклад: выборные по 150, дворовые по 120, а городовые по 100 четей на человека. Сверх того был особый разряд, известный под именем боярских детей украинских городов, которые равнялись с городовыми казаками и имели поместного окладу по 50 четей. Землю обрабатывали для себя, границу охраняли для Родины. Каждый ребенок сына боярского городового был сосчитан, переписан; выросший, он сменял своего отца.
       Это были не дети каких-то реальных бояр, а определенное военно-служивое сословие, существовавшее на Руси в XIII-XVIII веках. В XVI-XVII веках дети боярские вместе с дворянами несли обязательную службу, за которую получали поместья и записывались в десятни по уездам, и составляли русскую конницу [3]. Дети боярские городовые – это как бы сказать – лейтенанты, если бояре – полковники. В XV веке отряды детей боярских и их слуг составили основу русского войска, став опорой великих князей. Как показывает генеалогические исследования, часть детей боярских действительно происходила из боярских родов, а некоторые – даже из княжеских. Немногие из них были потомками знатных иностранцев. Однако остальные роды детей боярских имели не столь знатное происхождение – они могли быть потомками дьяков, состоятельных общинников, княжеских и боярских послужильцев [4].
       Жеребья, нарезанные детям боярским, получали их имена. Поэтому помимо топонимов, связанных с географией, основная масса названия Орловского края связаны с фамилиями детей боярских городовых, заселивших эту территорию и оборонявших ее от врагов. В конце XVI века царское правительство стало выделять из жеребьев детей боярских участки для донских казачьих атаманов, пытаясь как-то оформить на службу. Казаков оформляют как служилых по прибору, в документах пишут без отчества. В отличии от них, дети боярские в документах писались полной росписью. К примеру, запись 1595 г.:
   «Шеховцов Федор Алфимов сын. Орел стан Корчаковский починок Шеховецъ. Помещик [5], сын боярский.
   Шеховцов Иван Алфимов сын. Орел стан Корчаковский починок Шеховецъ. Помещик, сын боярский.
   Шеховцов Давид Алфимов сын. Орел стан Корчаковский починок Шеховецъ. Помещик, сын боярский» [6].

       Дети боярские, потерявшие землю в связи с татарским опустошением, уходили в казаки, если не «шатались меж двор». Чаще, всего дети боярские шли служить в гарнизон, где их писали так, как было принято у служилых по прибору казаков, без отчества. Например, запись 1615 г.:
   «Шеховцов Иван. Ливны стан Красной сл. Казачья, острог Покровская да Успенская, казак.
   Шеховцов Оноха. Ливны стан Красной сл. Казачья, острог Покровская да Успенская, казак.
   Шеховцов Богдан. Ливны стан Красной сл. Казачья, острог Покровская да Успенская, казак».

       Если же потом сын боярский снова оказывался в своей страте, ему возобновляли прежнее полное написание. Запись 1637 г.:
   «Шеховцов Исай Степанов сын. Усерд, полковой казак.
   Шеховцов Никита Артемов сын. Усерд, полковой казак.
   Шеховцов Денис (не указано). Усерд, полковой казак».

       Казаки направлялись служить в гарнизоны крепостей, где выполняют функции стрельцов, воротников и проч. Казаки в те времена – самый низкий слой служилых. У казака, как служилого по прибору, «звание» двумя степенями ниже – после сына боярского шло звание «донской казачий атаман». Земля казаку дается условно, живет он в основном на жалованье, выделяемое на гарнизон. Селиться казаки стараются слободами, компактно. Так возникают возле городов южной границы Стрелецкие, Драгунские, Ямские слободы, потому что в ямщики их тоже определяют, кладут денежное жалованье и пороховое.
       Впоследствии, часть детей боярских отправлялась служить всё ниже на юг, в районы, где уже существовала пограничная служба, занимавшая рубежи по рекам. Граница Московского государства была отодвинута так, что многие бывшие крепости сразу потеряли военное значение. В 1702 году была упразднена крепость Орел. Часть потомков детей боярских осталась дома, и землю им закрепили по закону; часть ушла в низовья Дона и Кубани – охранять новые рубежи, где смешивалась с местным населением. Так мы находим жителя Мценска в «Поручныя взаимныя записи вольныхъ ратныхъ людей, набранныхъ в украйныхъ городахъ для отправления на Донъ въ помощь Войску Донскому»:

   «Л. 57:  Се язъ, десятникъ Степанъ Прокофьевъ сынъ Калугинъ, да язъ, Иевъ Прокофьевъ сынъ Чевылевъ Курска города, да язъ, Абросимъ Микитинъ сынъ Сороколетовъ Рыльска города, да язъ, Василей Петровъ сынъ Озаровъ, да язъ, Василей Степановъ сынъ Пушкаревъ, да язъ, Сидоръ Федоровъ сынъ Скорого Курско города, да язъ, Антипъ Ивановъ сынъ Ворыхановъ Белгородецъ, да язъ, Говрила Герасимовъ сынъ Шехавцовъ Курчининъ, да язъ, Мосей Герасимовъ сынъ Кутыхинъ Комаречининъ, да язъ, Василей Ивановъ сынъ Лобозихинъ Мченска города, вольные охочия люди донской службы, и поручилися есми мы другъ по другу, десять человекъ, кои въ сей поручной записи имены писаны.... (1646 г. мая 28)» [7].

       Это были уже «казаки», в современном понимании. Границы, проходили по рекам, т.к. так легче было держать оборону, отсюда названия казачества - донские, днепровские, запорожские, далее, при завоевании территорий появлялись пограничники терские, кубанские и т.д. Это были казацкие формирования, в которых росло новое, качественно иное сословие. Дети боярские, попадавшие к казакам, тоже начинали называться казаками. Всех, оказавшихся в служилых на южных границах с тех пор стали называть «казаками». В 1711 году Петр I отменил сословия бояр и детей боярских, а казаков - как реальных служилых на границе – оставил с этим названием. Дети боярские стали дворянами и однодворцами. Эти последние еще помнили, что они были служилыми.

                3.

       История орловского казачества начинается в 1577 году, когда царским указом было велено учредить казаков на орловской земле. Хотя и до этого Указа казаки были и в Орле и во всех украинных (окраинных) городах Московского государства, уже несли сторожевую службу. Собственно, речь шла о казаках как роде легкой кавалерии, набранной для сторожевой службы.
       Казаки были различных родов: городовые, станичные, сторожевые, полковые и др. Это была категория служилых людей Русского государства XIV-XVII веков. Городовые казаки, как и все служилые, разделялись на две категории: по «отечеству» - то есть родом из служилой семьи, и «по прибору» - то есть рекрутированные или завербованные. Верстали (набирали) в служилые казаки представителей различных сословий, свободных от «тягла» (налогов) – вольных землепашцев, безместных стрельцов, посадских людей разных профессий, «гулящих», т.е. не имеющих определенного вида деятельности.
       Городовые казаки несли гарнизонную, полицейскую и пограничную службу на укрепленных («засечных») линиях, преимущественно по южным и восточным границам Русского государства. Им платили жалованье («кормовые казаки») или наделяли землёй («беломестные казаки»). У казаков, поступивших на службу отрядами (станицами), сохранялись их выборные атаманы, подчинявшиеся казацкому голове или городовому воеводе.
       Но орловские казаки, по сведениям [8] известного орловского краеведа Г.М. Пясецкого (1838-1900), были мало способны к хорошей службе и вместе с ними на службу посылали «детей (сынов) боярских». Орловские казаки, служившие в районе Орловской крепости,  были весьма разношерстными и состояли из «гулящего» элемента. К детям боярским они не относились. По данным Писцовых книг только в конце XVI века царская администрация стала приравнивать донских казачьих атаманов к детям боярским. О казаках рядовых вопрос так даже не стоял, они числились на порядок ниже детей боярских городовых [9].
       Вблизи Орловской крепости [10] казаки занимали правый берег Оки, район современного Универмага. Там у них была своя церковь - деревянная, Покрова Пресвятой Богородицы. Она имела второе название: Покровская казачья. Кроме того, были и подгородние слободы в их земельных участках. Казаки, поверстанные в драгуны, жили в Драгунской слободе. Если брать Орловский район, жили в р-не деревни Куликовки; в современном Новодеревеньковском районе и в окружающем ареале. В Кромском уезде они были и в Ливенском. Так сохранился список Список кромских казаков [11], сидящих в осаде от отрядов Лжедмитиря I в Новгород-Северском в 1604 году:
   «Да сверх росписи по приговору боярина и воеводы князя Никиты Романовича Трубецково да окольничево и воеводы Петра Федоровича Басманова дано государева, царева и великаго князя Бориса Федоровича всеа Русии жалованья Кромским казаком… Всего девяносто одному человеку, лутчим из них пятидесятником и десятником и раненым трехнадцати человеком по сукну по доброму по четыре аршины сукно, а семидесят осми человеком по сукну по середнему да по два рубля денег человеку».

       В той же книге о них написано, что «по государеву, цареву и великаго князя Бориса Феодоровича всеа Pycии указу дано государева, царева и великаго князя Бориса Феодоровича всеа Русии жалованья в Новътородке в Северском и бояром, и воеводам, и головам, дворяном и детем боярским Брянчаном и Иовагородка Северскаго, и московским стръмьцом, и Новагородка Северскаго пушкарем, и затинщиком, и казаком, и стрельцом, и Белевским и Кромским казаком и всяким людем, которые в Новътородке сидели в осаде золотых, и ноугород, и московок золоченых, и дорогов, и тафт, и сукон и денег по росписи за приписью дьяка Тимофея Витовтова».

       В Российском государственном архиве древних актов существуют сведения и о Севских казаках (город Севск, сейчас Брянской области, до 1944 г., входил в состав Орловской губернии) [12]. В Новосильском районе  довольно многочисленную группу составляли однодворцы, имеющее самоназвание «новосильские казаки». Примечательно то, что уже после расформирования гарнизонов городков засечных черт Центрального Черноземья эта группа населения дольше всех однодворцев казачьего звания (наряду со стрелецким, пушкарским и т.д.) сохранила за собой такое наименование.
       По Разрядной росписи в 1616 г., в Новосиле стоял следующий гарнизон:

   «... В Новосиле осадная голова Сава Кривцов; а с ним:
   детей боярских – 376 ч.,
   стрельцов пеших – 40 ч.,
   казаков, которые осталися за Смоленской службою, – 84.
   деревенских казаков с головою с Горчаком с Болотниковым – 130 ч.
   конных, пушкарей и затинщиков – 20 ч.,
   кузнецов и плотников – 6 ч.,
   подымных людей – 150 человек.

И всего 806 человек».

       В 1644 году царь Михаил Федорович выдал новосильским служилым – стрельцам, пушкарям, казакам и прочим – грамоты на владение землей в «Диком поле». В 1765 году новосильские казаки были исключены из управления воевод и находились в ведомстве собственного особого управления, что и обусловило сохранению за «казаками» такого самоназвания, не встречающегося у прочих потомков городовых казаков. Интересно и то, что жители «казацких» (в сельском просторечии) сел вплоть до 1836 года в метрических книгах, земельном генеральном плане и других официальных документах писались «казаками» [13].
       В XVII веке с реорганизацией русского войска лучшие из казаков были переведены по службе в драгунские полки, не способные к службе были причислены к однодворцам, а позднее из однодворцев были переведены в крестьяне. На этом история «орловского казачества» заканчивается. В середине XVIII века, как и в XIX, тем более в начале XX, никаких казачьих войск на территории Орловской губернии не существовало. Оставались потомки детей боярских городовых,  хотя некоторые авторы сообщают о поселениях казаков, на территории Орловской губернии [14].
       Эти потомки писались однодворцами, хотя помня свое «служивое» прошлое называли свое происхождение так: «из казаков» или «из войсковых жителей (войсковых обывателей)». Они уже не помнили формулировку «дети боярские городовые», в то время как казачьи формирования существовали в низовьях Дона и на Кубани, а слово «казак» было у всех на слуху, вот так и писались – «казаки». Хотя уже «сидели на земле» как крестьяне и занимались крестьянским трудом, а не как не охраной границ, не «ратным делом». При этом они не были крепостными, но даже имели более высокое положением среди крестьян, а у некоторых однодворцев даже сохранялись крепостные крестьяне. В ГАОО есть документы, когда у них суду их отбирали, т.к. они больше не имели права на крестьян.
       Но это, как мы отметили, было характерно для Новосильского района. В целом же по Орловской губернии никаких казацких формирований не было. Начиная с 1860 г. в Орле издавалась ежегодная книжка «Памятная книга Адрес-Календарь Орловской губернии» (последний выпуск 1916 г.) [15]. В ней перечисляются все существующие губернские организации, не только государственные, но и частные (типа «Лиги для борьбы с туберкулезом», «Орловского Дома Трудолюбия», «Общество взаимопомощи лиц, занимающихся интеллигентным трудом» и т.д.). Здесь же неукоснительно и подробно сообщалось о военных организациях. Среди них казацких войск нет, как нет и иных казацких формирований.

                4.

       Я не стал писать некое резюме от себя лично, хотя неплохо знаю этнологию, и даже несколько лет преподавал  курс «Этнология» в одном из вузов г. Орла. Моя кандидатская диссертация во многом носила этнографический аспект, поэтому одним из оппонентов на защите выступила профессор МГУ, этнолог, Шибаева М.М., которая дала ей положительное заключение.
       В Орле существует довольно много людей любящих Орловщину и серьезно занимающихся краеведением. В том числе и довольно профессионально знающих историю «орловского казачества», о котором мое мнение с ними одинаково. Им слово:
   «В вопросах касающихся «казачества» ответы на самые простые вопросы почему-то всегда подменяются дутым пафосом и общими фразами о величии и мировом значении. И всё потому, что никто из этих самых «казаков» ничего не знает, да и по сути знать не хочет. Куда как проще обтянуть пузо псевдомундиром, самому себе на грудь сувенирных медалей навешать и орать «Любо!» на пьяную голову, чем попробовать разобраться в простых вещах. Только никто разбираться не хочет и не будет – иначе сразу станет ясно, что весь современный пафос казачества в большинстве своём на пустом месте. Феномен современного «оказачивания» на не-казачьих территориях нужно рассматривать не с точки зрения истории, а с точки зрения психологии. Судите сами – зрелые мужики, начинают вдруг одеваться в псевдовоенные одежды, придумывать себе звания и привилегии, награждать самих себя самими же собой придуманными наградами и требовать от других к себе уважения. На мой взгляд, это не история и поиск предков – это чистый Фрейд с нереализованными желаниями и кризисом среднего возраста» [16].

        А вот интересный рассказ очевидца «казацкого движения»:
   «Я присутствовал один раз на сборище, где чуть не было организовано еще одно орловское казачество (их у нас в области кажется три или четыре). Вот собрались взрослые и вроде бы адекватные мужики и говорят:
– А давайте свою казачью организацию создадим? А то другие все плохие – мы будем правильные.
И все говорят:
– А давайте.
Я спрашиваю:
– А делать то что будете?
Они говорят:
 – Ну, у государства денег просить будем – другим казакам дают же. Форму себе закажем, патрули по городу организуем как на Дону – будем «нерусским» лица бить т.е., следить за общественным порядком.
Я говорю:
– А почему казаками-то сразу назваться нужно? Назовитесь «скаутами» или «богатырями» или еще как. В Орле «казак» слово нецензурное.
Они мне отвечают:
– Да мы, говорят, знаем. Только своё придумывать и себе положительный рейтинг зарабатывать – это сложно, а казаков и так все бояться будут.
На том и разошлись».
                5.

     Если спросить мое личное мнение по данному вопросу – орловскому казачеству, – то  скажу следующее. Я уважительно отношусь ко всему, что связано с краеведением, историей края, России, сейчас работаю над созданием музея под открытым небом «Орел – город воинской славы!», где будет немало страниц об орловском казачестве. Но, я не могу понять как служивое сословие со временем превратилось почти что в этнос. Почему современный житель города, офисный работник, ничего тяжелее авторучки в руке не державший, с гордостью говорит что он из казаков. У него, оказывается, дед был казаком на Дону, отец бухгалтером в Курске, сам он менеджер в Орле – и тоже казак! Это что – национальность?
     И если идти по этой логике, то я ученый, мой отец был инженер, дед  писатель – и кто же тогда я? Мне кажется в этом, собственно, и состоит единственная на сегодня проблема казачества на не-казачьих территориях. Казачество – это сословие, быт, уклад, общественная организация, вооруженное хлебопашество, приграничная служба и т.д., и т.п. А не этнокультурная наследственность. Об этом, собственно, данная статья.

          Примечания:
1. «По прибору» – рекрутированные или завербованные.
2. Так в 1492 г., был взят Мценск. Окончательно перешел к Москве  в 1500 г.
3. См. подробнее: Михайлова И. Б. Служилые люди Северо-Восточной Руси в XIV — первой половине XVI века. 2003.
4. См. статью  «Дети боярские» в Википедии на http://ru.wikipedia.org
5. Помещик – дети боярские в конце 16 века имели поместья (от слова "помещать") или жеребья, что по тем временам одно и тоже. поместья их – поместья, где нет крестьян, а места их помещения, они сами обрабатывают.
6. Писцовыя книги Московскаго государства / под ред. Н. В. Калачова. – С-Пб.: Издание Императорскаго русскаго географическаго о-ва, 1877. Ч. 1: Писцовыя книги XVI века. Отделение II: Местности губерний: Ярославской, Тверской, Витебской, Смоленской, Калужской, Орловской, Тульской.
7. Русская Историческая Библиотека издаваемая Имераторскою Археологическою комиссиею. Т. 24. – СПб, 1906. С. 975.
8. Исторические очерки города Орла. 1874; К истории г. Орла. 1899; Материалы для истории Орловского края. 1865; Материалы для истории и статистики городов Орловского края в царствование Михаила Федоровича. 1867; О четырех дорогах, которыми крымские татары вторглись и опустошали пределы нынешней Орловской губернии. 1870.
9. В XVI веке дети боярские делились на дворовых детей боярских (часть верхов господствующего класса) и городовых детей боярских (провинциальные дворяне). был еще особый разряд детей боярских, которые служили на жалованье; так в 1623 году в Царском наказе воеводам Черкасскому и Пожарскому упоминается о поместных и о кормовых боярских детях из Рославля.
10. Орловскую крепость за полной ненадобностью упразднил Петр I в 1702 году.
11. Акты Московского государства. Т. 42-й.
12. РГАДА, ф.350, оп.2, д. 3012. Книга переписная церковнослужителей, казаков, солдат, пушкарей и стрельцов г. Севска, жителей, монастырских крестьян, работных людей винокуренных и др. заводов, церковнослужителей Чемлыжского, Радогожского, Брасовского станов, Комарицкой волости Севского уезда (1721-22 гг).
13. По этой теме см.: Зеленина Д.К. Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных. 1913 г.
14. Так,  например, В.Н. Глаголев  отмечает 17 казачьих сел: Воротынцево, Галичье, Каменка, Петушки, Голянка, Скородное, Ямская Слобода, Пшевь, Судьбищи, Березовец, Вышняя и Нижняя Залегощь, Дичнь, Казарь, Нижнее Скворчее, Среднее, Гремячий Колодец, деревня Верховье.
15. Они есть в Областной библиотеке, часть есть в Интернете.
16. http://www. orel-story.ru / Краеведение / Казаки и Орловская область.
17.


Рецензии