Русская народная песня. И. 32 песни

Энциклопедия Русской народной песни.
Подобрано 1612 песен из разных собраний.
====================

И кто ж у нас у;мен! И кто ж у нас разумен..!!

И кто ж у нас у;мен! И кто ж у нас разумен?
У нас Андрей у;мен, Прокофьич разумен.
Он хорошо ходит, манерно ступает,
Сапог не ломает, чулок не марает.
На коня садится, а конь веселится,
Плеткою машет, а конь под ним пляшет.
К лугам подъезжает – луга зеленеют,
К садам подъезжает – сады расцветают,
Сады расцветают, пташки распевают.
На двор въезжает – матушка встречает:
– Поди, мое дитятко! Поди, мое милое!
Что ты ходишь не весело, гуляешь не радостно?
– Сударыня, матушка, как же веселому быть?
Друзья, братья женятся, а я холостой хожу,
Еще не женатенький, белый, кудреватенький!
– Женись, женись, дитятко! Женись, женись, милое!
Возьми ж, возьми ж, дитятко, купецкую дочерь
С няньками, с мамками, с сенными с девками!
– Сударыня матушка! То мне не жена будет,
То мне не работница, а в доме не кукобница!
============
Якушкин. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

И пала ночь на поле брани. Полководец!!

И пала ночь на поле брани;
Дружины в мраке разошлись;
Всё стихло и в ночном тумане
Стенанья к небу поднялись.
Тогда, озарена луною,
На боевом своём коне,
Костей сверкая белизною,
Явилась смерть! И в тишине
Внимая вопли и молитвы,
Довольства гордого полна,
Как полководец, место битвы
Кругом объехала она;
На холм поднявшись, оглянулась,
Остановилась. улыбнулась,
И над равниной боевой
Пронёсся голос роковой:
Кончена битва я всех победила!
Все предо мной вы склонились, бойцы,
Жизнь вас поссорила я помирила,
Дружно вставайте на смотр, мертвецы!
Маршем торжественным мимо пройдите;
Войско своё я хочу сосчитать.
В землю потом свои кости сложите,
Сладко от жизни в земле отдыхать.
Граф А. А. Голенищев-Кутузов (1848 1913). 1878 г. Музыка А. Мусоргского.
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

И я батюшке говорила..!!

И я батюшке говорила,
Света свово как просила:
– Нет отдавай меня, батюшка, замуж,
Ты не льстись, государь, на богатство,
Не с богатством мне жить – с человеком,
Не с высокими хоромами – с советом.
Богатство у свекора в сусе;ке,
Золотая казна в кабинете.
Придет моя лада домо;ю,
Она велит себя разувати.
Я за сапог, а он в щеку,
Я за другой, а он в другую.
Отвернусь, молода, сама плачу:
– Ни как то, каналья взбесился,
Что на мне, молоденьке, женился.
===========
Московская губ. Звенигород. Деревня Воронки. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Иванушка сено косит!!

Иванушка сено косит,
Варварушка воду носит.
Иванушка припотел,
Испить воды захотел.
Варварушка удала
Воды выпить не дала.
Умилилась, воротилась,
Иванушку напоила;
Она Иванушку поит,
В глаза речи говорит:
- Что ты, Ваня вожеват,
Долго холост, неженат?
- Я бы рад, душа, жениться,
Мне Варюшка не велит.
Мне Варюшка не велела,
За меня замуж хотела.
И назад, и наперед
Озирается идет,
Супроть Варина окна
Останавливается;
С Варей кланяется,
Приуправливается.
- Здравствуй, Варюшка-душа,
Дома ль матушка твоя?
- Ни батюшки, ни матушки,
Нету дома никого!
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ивушка, ивушка зелёная моя!!

Ивушка, ивушка зелёная моя!
Что же ты, ивушка, не зелена стоишь?
Или тебя, ивушка, солнышком печёт,
Солнышком печёт, частым дожжичком сечёт,
Под корешок ключева вода течёт?
Ехали бояре из Нова-города;
Срубили ивушку под самый корешок,
Сделали из ивушки два весла,
Два весла, третью лодочку;
Сели они в лодочку, поехали домой,
Взяли, подхватили красну девицу.с собой;
Стали они девицу спрашивати:
Девица, девица, красавица моя!
Что же ты, девица, не весело сидишь?
Или ты, красная, думаешь о чём?
Как же мне, девице, весёлой быть,
Как же мне, красной, не задумываться!
Что это у батюшки выдумано,
У родимой матушки выгадано?
Меньшую сестру прежде замуж отдают,
Меньшая сестра чем же лучше меня,
Лучше меня или вежливее?
Меньшая сестра ведь ни ткать, ни прясть,
Только по воду ходить, с горы вёдра катить.
Качу я, покачу с горы вёдра:
Станьте вы, ведёрочки, полным-полны,
Полным-полны, с краями ровны.
У Соболевского три других варианта. Самый ранний из песенника 1780 г.
Русская классическая народная песня
+++++++++++++++

Ивушка, ивушка, ракитовый кусток..!!

Ивушка, ивушка, ракитовый кусток!
Что же ты, ивушка, не зе;лена стоишь?
– Как же мне, ивушке, зеленой быть?
Сверху меня, ивушку, частым дождиком сечёт,
Частым дождиком сечёт, солнышком печёт,
Под корешёк ключева вода течёт.
Ехали бояре из Новагорода,
Срубили ивушку под самый корешёк,
Делали из ивушки два весла, третью лодочку,
Посадили красну девицу душу,
Сели, поехали гулять.
Девица, девица, что невесела сидишь?
– Как же мне, девице, веселой быть?
Батюшка с матушкой неправдой живут:
Меньшую сестру прежде замуж отдают;
Меньшая сестра чем же лучше меня?
Ни ткать, ни прясть, ни початочки мотать,
Только по воду ходить, дубовы; вёдра катить.
===========
Москва. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Идет кузнец из кузницы..!!

Идет кузнец из кузницы.
– Ты, кузнец, ты, кузнец!
И ты искуй мне венец,
Из остаточков мне золо;т перстень,
Из обрезочков мне булавочек.
Уж и тем то мне венцом венчатися,
Уж и тем мне кольцом обручатися,
Уж и теми булавкам притыка;тися.
Уж кому же мы спели, тому добро.
Кому вынется, скоро сбудется, не минуется.
===========
Москва. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Иду мимо свово дому, зеленого саду!!

Иду мимо свово дому, зеленого саду,
Зайду в милую комнатку постель млада слати.
Вот постелька мяковенька - не с кем ночевати.
Под горою стоит житня, калиною бита,
Под белою березушкой солдатик убитый.
Вот у этого солдата нет ни отца, ни брата.
Уж некому по этому солдату жалковати.
Пришла к нему девчоночка - совсем не такая,
Вот пришла к нему другая, с черными бровями.
Она его жалковала, головку связала,
Приподнявши бел платочек, взяла, поцеловала.
- Ты устань, устань, солдатик, ты устань, молоденький!
Твой конь вороненький по лужечку ходить.
- Вот пускай же его ходить, пускай заночуеть,
Солдатские слезы даром не пропануть:
Солдатские слезы камень пробивають.
Молодая девчоночка дороженьку торить.
Молодого человека ум-разум расхожий:
Куда мысли не помыслють, туда разум клонить,
Как помыслили же мысли дружку в ночь гуляти.
==============
Архангельская губ. Разные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Из боярских ворот выезжает тут холоп..!!

Из боярских ворот
Выезжает тут холоп.
Ай, навстречу холую
Сама барыня идеть,
Сама спрашиваить:
– Уж ты где, холуй, был,
И где был пабывал,
И где был пабывал,
И где ночку начевал?
– Сударыня боярыня,
Я у вас ва дому,
Ва высоком тиряму,
Ва высоком тиряму
С твоей дочерью.
– Уж рассукин сын холоп,
На што сказываишь?
– Сударыня боярыня,
На што спрашиваишь?
Кабы ты ни спрасила,
Я бы повик ни сказал.
============
Якушкин. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Из ларца ды из кованава..

Посадивши коровай и одних только посаженых, отца с матерью, посадят за стол, потчуют вином и начнут обыгрывать песню:

Из ларца ды из кованава,
Из плащи ды из золата
Свитлитса, иснитса дарагой камень.
Будь над табой, Антон, ды божия милость!
Будь над табой, Фёдорович, да божья милость!
На жане твоей да кунья шуба,
Под сынам под твоим винаходный конь,
На дочери на твоей залотой винок.
============
Рязанская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Из страны, страны далёкой!!

Из страны, страны далёкой,
С Волги-матушки широкой,
Ради сладкого труда,
Ради вольности весёлой
Собралися мы сюда.
Ради вольности весёлой
Собралися мы сюда.
Помним холмы, помним долы,
Наши храмы, наши сёла
И в стране, стране чужой
Мы пируем пир весёлый,
И за родину мы пьём.
Мы пируем пир весёлый,
И за родину мы пьём,
Пьём с надеждою чудесной
И стаканом полновесным
Первый тост за наш народ,
За святой девиз вперёд.
Первый тост за наш народ,
За святой девиз вперёд.
Вперёд!
Вперёд!
Вперёд!
Переделка песни И. М. Языкова «Из страны, страны далёкой». Музыка А. Алябьева (1839).
+++++++++++++++

Из терема в терем!!

Из терема в терем
Красна девушка идеть.
Красна девушка идеть -
Сама речь говорить.
Загорися, мой терем
Со широким со двором!
Соблюди, боже, овин,
Овин дядюшкин один.
Вы овине дворянин
Короватушку смостил.
==============
Сабурово. Орловская губ. Сказочные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Из-за гор-горы!!

Из-за гор-горы едут мазуры,
Из-за гор-горы едут мазуры.
Едут, едут мазурочки,
Везут, везут нам веночки,
Венок золотой, венок золотой.

Приехали панычи во темной ночи,
Приехали панычи во темной ночи.
Стук, бряк во колечко:
«Выйди, выйди на крылечко,
Дай коню воды, дай коню воды».

«Не могу я встать, коню воды дать,
Не могу я встать, коню воды дать.
Мне матуся приказала,
Чтоб я с паном не гуляла,
Матуси боюсь, матуси боюсь».

«Матуси не бойсь, садись на мой конь,
Матуси не бойсь, садись на мой конь.
На мой конь скорей садися,
Вместе с бурею несися
В венке золотом, в венке золотом».
+++++++++++++++

Из-за города из-за Питера!!

Из-за города,
Из-за города из-за Питера
Выезжает молодой майор,
Молодой майор, полковничек,
Выбирает молодых ребят,
Молодых ребят, солдатушек.
У отца было и три сына,
Да и три сына хорошиих:
- Да большего сына жаль отдать,
А среднего не хочется,
А отдам я сына меньшего,
Сына меньшего Иванушку.
Как меньший сын расплакался:
- Государь мой, родной батюшка,
Или я тебе не родный сын,
Или я тебе был пасынок?
- Вы пойдите, мои детушки,
Вы пойдите во чисто поле,
Да вы вырежьте по прутику,
Да вы бросьте вы по жеребью:
Да кому из вас достанется?
Как досталось сыну меньшему,
Сыну меньшему Иванушке.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Из-за леса, леса тёмного!!

Из-за леса, леса, тёмного,
Из-за садика зелёного
Собиралась тучка грозная
Со снегами со сыпучими,
Со морозами трескучими.
Грозно туча ворочалася,
Дочка к матке собиралася.
Пособравшись, дочь поехала,
Поехала, не доехала,
Среди лесу становилася,
Лошаденка истомилася,
Тележонка изломилася,
Все каточки раскатилкся
Ко дубочку прикатилися,
На дубу сидит соловушка.
Ах ты, птушка, птушка вольная!
Ты лети в мою сторонушку
Ко батюшке во зеленый сад,
А к матушке во высок терем,
Ты неси, неси, соловушка,
Ах батюшке да низкой поклон,
А матушке челобитьице:
Что пропали наши головы
За боярами, за ворами,
Гонят старого, гонят малого
На работушку ранешенько,
А с работушки позднешенько.
Шейн. Великорусе.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Из-за лесу было, лесу тёмного..!!

Из за лесу было, лесу тёмного,
Из за гор было высокиих,
Летит стадо гусиное,
Другое лебединое.
Отставала лебёдушка
Прочь от стада лебединого,
Приставала лебёдушка
Ко стаду гусиному.
Начали; её гуси щи;пати:
– Не щиплите вы, серы; гуси!
Не сама я к вам зале;тала,
Занесли меня буйны; ветры,
Бу;йны ветры осенние.
Отставала красная девушка
Анна Петровна
Прочь от красныих девушек,
Приставала к молодыим молодушкам;
Начали; над ней смеятися:
– Вы не смейтеся, молодушки,
Не сама я к вам заехала,
Завезли меня добры; кони
Филата Пафнутьевича.
===========
Московская губ. Верейский уезд. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Из-за лесу идут тучи!!

Из-за лесу идут тучи,
Тучи тёмные,
Как по мне молодёшенькой
Горе горькое,
Горе горькое, кручинушка
Непокрытая,
Что пошёл мой мил сердечный друг
Во солдатушки,
Он покинул меня младу
Одинёшеньку.
Выду ль я млада ранёшенько
В поле чистое,
Расскажу ль я, расскажу тоску
Ветру буйному.
Как несёт мне ветер буйный
Весть нерадостну:
Закатилось моё солнышко
Желанное,
Уж пал, помер мой сердечный друг.
Якушкин.
Сборник Розанова
+++++++++++++++

Из-за лесу, лесу тёмнава!!

Из-за лесу, лесу темнава
Выступала, выходила сила войская,
Сила войская, гусары царя белова,
Царя белова, Петра Первова.
Наперед идут гусары сы знаменами,
Пазади идут гусары с барабанами.
Барабанушки прабили па-унывнаму,
Все указы прачитали по-печальному,
Они песенку запели по-веселому.
Во втором полку гусарском урон сделался,
Урон сделался, генерал помер.
Самого генерала на главах несут,
Генеральского конечка в поводу ведут,
Самою генеральшу шестерней везут.
Во слезах генеральша слово молвила:
- Вы падити, гусары, в зеленую рощу,
Вы срубите гусары, кипарис-древо,
И сделайте кипарисов крест,
И поставьте между трех дорог:
Между Курской, между Тульской, между Киевской.
Как во Курской он родился,
А во Тульской он крестился,
А во Киевской женился.
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Из-за лесу, лесу тёмнаго..!!

Из за лесу, лесу темнаго,
Из за садику зеленаго
Заходили тучки темныи,
Тучки темныи, непогожии,
Сы снегами, сы морозами,
Сы частым дожжичком.
Пролегала там дорожунька
Широка, торна, все раскатиста,
Раскатистая, разухабиста.
Да никто по ней ни хаживал,
Никто следу ни накладывал,
Только ехала, проехала
Единая дочка к матери,
К отцу, к матери поехала.
В ней кобыла уморилася,
Серед лесу становилася,
Серед лесу, серед темнаго,
Серед садика то зеленаго.
С соловьями думу думала,
С молодыми думу крепкую:
– Соловей ты мой, соловеюшка,
Залетная, вольна пташечка.
Полети кася, соловеюшка,
На родимую на сторонушку.
Ты скажи, скажи, соловьюшка,
Моей матушке да низкой поклон,
А батюшке – челобитьице.
Это, матушка, неволюшка,
Осударушка, боярщина!
Посылают меня, молоду,
По стюденую по ключ – по воду.
Налетели гуси серые,
Возмутили воду свежаю!
============
Якушкин. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Из-за лесу, лесу тёмного. 1-й вариант!!

Из-за лесу, лесу темного,
Из-за садику зеленого
Выходила туча грозная,
Туча грозная, непроносная,
Со снегами, со морозами,
Со дождями непогожими.
Дочь у матери в гостях была,
Поехамши, не простилася,
Серёд лесу становилася,
С соловьями думу думала,
С молодыми думу крепкую;
- Полети же, мой соловьюшко,
На родимую сторонушку,
Поклонись мому батюшке,
А матушке челобитьице.
==============
Тверская губ. Разные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Из-за лесу, лесу тёмного. 2-й вариант!!

Из-за лесу, лесу темного,
Из-за садику зеленого
Заходили тучи грозные,
А другие непогожие
Со дождями, со морозами,
Со снегами со глубокими.
Собиралась дочь от матери,
Она ехала, не доехала,
Среди леса становилася,
Ко дубочку приклонилася,
С соловьями думу думала,
С молодыми думу крепкую:
- Соловей ты, мой соловушко,
Соловей ты мой, вольна пташечка!
Полети же, мой соловушко,
На родимую сторонушку,
Ты скажи, скажи, соловушко,
Мому батюшке низкой поклон,
А матушке челобитьице:
- То-то, матушка, неволюшка,
Да, сударыня, боярский дом!
Посылают меня, молоду,
В полночь с ведром одну по воду
И разутую, и раздетую,
И холодную, и голодную.
На мое ли на несчастьице
Налетели гуси серые,
Возмутили воду свежую.
Уж я той ли воды час ждала,
А другой час слезно плакала,
А на третий час домой пошла,
К белу свету ко двору пришла.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Из-за лесу, лесу тёмного. 3-й вариант..!!

Из за лесу, лесу темного,
Из за садику зеленого.
Заходила туча грозная,
Не дождлива, не погодлива.
По утрам раном ранёхонько
Выпала бела порошица;
Как по этой по порошице
Дочь от матери уехала,
Уехала, не спросилася,
Ни с кем она не простилася.
Середь лесу становилася,
Середь лесу, середь темнаго,
Середь садику зеленаго,
С соловьями думу думала,
С соловьями речь говаривала,
Соловьюшкам наказывала:
– Соловей ты мой, соловьюшко!
Соловей ты, вольна пташечка!
Полети ка ты, соловушко,
На мою родиму сторонушку,
Ты скажи, скажи, соловушко,
Мо;му батюшке низко;й поклон,
А матушке челобитьице.
Ах ты матушка, неволюшка,
Чужа дальня сторонушка.
Чужа; дальня, незнакомая!
Как чужой та отец с матерью
Безвинно журит, бранит,
Понапрасну говорит,
Старый молодёхоньку
Не пущает погулять,
Со робятами поиграть.
===========
Московская губ. Звенигород. Село Ильинское. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Из-за лесу, лесу тёмного. 4-й вариант..!!

Из за лесу, лесу темного,
Из за садику зеленого
Выходила туча грозная,
Туча грозная – непроносная,
Со снегами, со морозами,
Со дождями непогожими.
Дочь у матери в гостях была,
Поехамши не простилася,
Серёдь лесу становилася,
С соловьями думу думала,
С молодыми думу крепкую:
– Полети ж, мой соловьюшко,
На родимую сторонушку,
Поклонись мому батюшке,
А матушке – челобитьице. –
Мне то ночесь доброму молодцу
Спалось то спалось, много виделось,
Нехорош то мне сон привиделся,
Привиделась то мне мать крута гора,
Будто я хожу по крутой горе,
Будто я гляжу на свою сторону.
Сторона ли ты моя сторонушка,
Незнамая, незнакомая!
Я не сам то я на тебя зашел,
Занесли то меня неволюшка,
Власть господска, воля царска.
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Из-за лесу, лесу тёмного. 5-й вариант..!!

Из за лесу, лесу темного,
Из за садику зеленого
Заходили тучи грозные,
А другие непогожие
Со дождями, со морозами,
Со снегами со глубокими.
Собиралась дочка от матери,
Она ехала, не доехала,
Среди леса становилася,
Ко дубочку приклонилася,
С соловьями думу думала,
С молодыми думу крепкую:
– Соловей ты мой, соловушко,
Соловей ты мой, вольна пташечка!
Полети же, мой соловушко,
На родимую сторонушку,
Ты скажи, скажи, соловушко,
Мому батюшке низкой поклон,
А матушке челобитьице:
То то, матушка, неволюшка,
Да, сударыня, боярский дом!
Посылают меня, молоду,
В полночь с ведром одну по воду,
И разутую и раздетую,
И холодную и голодную.
На мое ли на несчастьице
Налетели гуси серые,
Возмутили воду свежую;
Уж я той ли воды час ждала,
А другой час слезно плакала,
А на третий час домой пошла,
Ко белу свету ко двору пришла.
============
Орловская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Из-за острова на стрежень. Из волжских песен!!

Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.

На переднем Стенька Разин
С молодой сидит княжной -
Свадьбу новую справляет,
Сам веселый и хмельной.

А она, закрывши очи,
Не жива и не мертва,
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.

Позади их слышен ропот:
«нас на бабу променял!
Только ночь с ней провожжался,
Сам наутро бабой стал».

Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
И могучею рукой
Обнял персиянки стан.

Брови черные сошлися -
Надвигается гроза.
Алой кровью налилися
Атамановы глаза.

«ничего не пожалею,
Буйну голову отдам, -
Раздается голос властный
По окрестным берегам.

«волга, волга, мать родная,
Волга - русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака.

Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, волга, мать родная,
На, красавицу возьми!»

Мощным взмахом подымает
Он красавицу княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну.

«что вы, черти, приуныли?
Эй ты, филька, черт, пляши!
Грянем, братцы, удалую
На помин ее души. »

Д. Н. Садовников (1847 1888). 1883 г. Переделка.
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Из-под гор погодушку ветер дует, подувает..!!

Из под гор погодушку ветер дует, подувает,
У нас на синем море весь ледочек узломало.
Посередь моря студенушки усплывали,
Вастраханские бурлаченьки взрадовались,
Во легкие студенушки побрасались,
Во легиньки студенушки разъездные.
Во красной девке живот, сердце замирало
По своему горюшку, по миленьком по дружочку.
Выходила девушка на крутинькой бережочик,
Становилась красная на желтенький песочик,
Она журила, она прикащика суднавова:
– Ты, вор, злодей, судновой, подлец прикащик!
Ты на што, почему суденушко занимаешь!
Ты на што, почему красных девок сажаешь?
Ты на што, почему в ины земли отсылаешь?
============
Якушкин. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Из-под дуба!!

Из-под дуба, из-под вяза, да,
Из-под вязова коренья, да,
Вот и калина да вот и малина.

Из-под вязова коренья, да,
Моему дому разоренье,
Ох, и калина, да, ох, и малина.

Из твоих ясных очей, да,
Протекал быстрой ручей, да,
Ох, и калина, да, ох, и малина.

А на этом ручеёчке
Плыла девонька в платочке,
Вот и калина, вот и малина.

Она мыло колотила,
Валик в воду уронила,
Вот и калина, вот и малина.
Ох-ох-ох-ох-ох-ох-ох

Ох, козка моя,
Ты не брось-ка меня,
Ты не брось, не покинь,
Я остался один.

Ох, с девкой играл,
С молодицей играл,
Озорливость нарушал,
Погулять побежал.

Ах, ты, ягода-калина,
Ах, ты, девонька-малина,
Вот и калина, да, вот и малина.

Ах, ты, ягода-калина,
Ах, ты, девонька-малина,
Вот и калина, да, вот и малина.

Как у наших у ворот
Согулялица идёт.
Ох о о о о о о о
О о о о о
Ой, да, ой, эй.

Из-под дуба, из-под вяза, да,
Из-под вязова коренья, да,
Вот и калина, вот и малина.
Вот и калина, да, вот и малина, ой.
Вот и калина, эй.
+++++++++++++++

Из-под камушка из-под белого!!

Из-под камушка из-под белого,
Из-под куста, куста ракитова
Не огонь горит, не смола кипит -
Кипит сердце молодецкое
Не по батюшке, не по матушке,
Не по братцу, не по родной сестре -
А по душечке красной девице.
Перепала ему весточка -
Красна девица немощна лежит.
После весточки скора грамотка:
Красна девица переставилась.
Я пойду теперь на конюший двор,
Я возьму коня что наилучшаго,
Я поеду ли к церкви божией,
Привяжу коня к колоколенке,
Сам ударюсь об сыру землю.
- Расступись ты, мать сыра земля,
И раскройся ты, гробова доска,
Развернись ты, золота парча,
Пробудись ты, красна девица,
Ты простись со мной, с добрым молодцем,
С добрым молодцем, со милым дружком,
С твоим верныим полюбовничком.
==============
Рязанская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Из-под камушка течет речка, не шумит..!!

Из под камушка течет речка, не шумит,
Зеленой садик стоит.
Во том ли во садику там девчоночка сидить.
Сидела бы тут девчоночка под грушею зеленой,
Под грушею зеленой заливалася слезой.
Неродная свекры матушка рано будит поутру,
Посылает меня, молоду, полночь по воду с вядром,
Полночь по воду с вядром, по морозу босиком.
Признобила свои ноженьки, по морозу ходимчи,
По морозу ходимчи, свежу воду черпамши.
Почерпнувши свои ведерки, на плечушка подняла,
На плечушка подняла, на круту гору взошла,
На круту гору взошла, к родной матушке зашла.
– Родимая матушка, зачем замуж отдала?
Зачем замуж отдала за стараго старика,
За стараго старика, за сядую бороду,
За сядую бороду, за табачную ноздрю!
============
Якушкин. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Император Николай по всей армии прошел!!

Император Николай
По всей армии прошел,
Во солдатушек спросил:
- Хорошо ли вам, ребята,
На приступе стоять?
Мы стояли на приступе,
Что на правом на крыле,
Что на правом на крыле,
На камышевой траве.*

* Далее следуют записи дразнилок и, видимо, плясовых припевов:

Акули-кули-кулина
Тетка Лёна, она не делена...
Дядь Иван, Иван, Иван...
Линтатуда, линтатуда...
==============
Бессонов.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ишла девка из лесочка!!

Ишла девка из лесочка,
В руках несла два тветочка,
Два лазоревых, два лазоревых.
Гонить пастух скотину в околицу,
Она стоить на улице,
Машить пастушку, машить пастушку:
- Пастушок ли мой, пастушочик,
Пастух, размилой дружочик,
Ходи ночевать, ходи ночевать,
Во всю ночь гулять.
==============
Архангельская губ. Разные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ишла, ишла девушка по лесу-лесу!!

Ишла, ишла девушка по лесу-лесу,
Нашла, нашла девушка ракитовый кусток.
На этом на кустике все листики шумят,
Шумят, шумят листики, пошумливают,
А нам, красным девушкам, назолу дают.
Нарёк, нарёк батюшка замуж далеко,
Далеко - далече: за сто за семь верст
Нарёк, нарёк батюшка пять лет в гостях не быть,
А лихая-то мачиха - хоть век не бывай!
Скинусь я кукушечкой, полечу к батюшке во садок,
Сяду я на яблоньку, на тоненькой пруток.
==============
Бессонов.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++


Рецензии