Системы мер человека и вещей

Еще в детстве, читая сборник басен несколько раз возвращался к басне Кантемира «Верблюд и лисица», и в особенности, к понравившимся мне строкам, её морали:

                Кто древо, как говорят, не по себе рубит,
                Тот, большого не достав, малое погубит.

Словно само Небо, таким образом, желало предупредить меня – не совать, следуя совету лисицы, убеждавшей верблюда в том, как красивы и сильны его рога, свою голову в логово льва. Наверное, я был слишком молод и горяч, чтобы отнестись к этой морали с должным вниманием, на будущее.

Итак, Мера – на мой взгляд, это один из краеугольных камней, в смысле понятий, правил и предостережений в жизни человека. Я уже не буду касаться того, как часто - до назойливости, встречается это слово в нашей повседневной жизни. В некоторой мере делая нам «медвежью услугу», позволяя привыкать к нему, как к обыденности и даже заезженности. Как то:
 - принять меры;
 - строгие меры;
 - неоправданные меры;
 - меры предосторожности;
 - меры, меры, меры………………

Чтобы рассмотреть корни этой проблемы, обратимся к науке. Мера всегда занимала значительное место в жизни человека – измерению подлежало всё, большей частью, материальное. И в каждой стране система мер была своя – и приоритет её во многом зависел от продвинутости страны в области развития науки, техники, медицины и пр. В старые времена, к примеру, в России существовали «Старинные русские меры длины, веса, объёма». С древности, мерой длины и веса всегда был сам человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Система древнерусских мер длины, к примеру, включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть,  пядь и вершок.

Они, как и прочие меры существовали, как привычные и удобные, потому как были привязаны к жизни простого народа например:
 - Шаг = 71см.
 - Пядь - расстояние между концами расставленных большого и
                указательного (или среднего) пальцев = 17,78 cм.
 - Верста = 1066,8 м.  – так первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. И т. д. Но, пришло новое время и потребовало ввести единую систему мер – более совершенную и в то же время более простую, точную и применимую в различных областях жизни, науки и техники. И такая система  была принята XI Генеральной конференцией по мерам и весам (ГКМВ) в 1960 году, называется она системой СИ (фр. Le Syst;me International d’Unit;s, SI).

СИ определяет семь основных единиц физических величин и производные единицы (сокращённо — единицы СИ или единицы), а также набор приставок. СИ также устанавливает стандартные сокращённые обозначения единиц и правила записи производных единиц.

Основные:  килограмм, метр, секунда, ампер, кельвин, моль и кандела. В рамках СИ считается, что эти единицы имеют независимую размерность, то есть ни одна из основных единиц не может быть получена из других.

Производные единицы получаются из основных с помощью алгебраических действий, таких как умножение и деление.

Приставки можно использовать перед наименованиями единиц. Они означают, что единицу нужно умножить или разделить на определённое целое число, степень числа 10. Например, приставка «кило» означает умножение на 1000 (километр = 1000 метров).

Вот так и ушли в небытие многие старинные, так привычные для нас, меры, как например «Литр» - хотя и сохранив свое привычное название, но потеряв его в расчетах. Теперь его обозначают, как тысячную долю кубического метра. А в свою очередь, за такой популярный в медицине «миллилитр», принимают – тысячную долю литра, применяя приставку, это будет выглядеть так:  (мл, ml ).

К чему это я всё?! Не только и не столько для того, чтобы вновь погрузить вас в азы науки, а для того, чтобы поставить свои воззрения в отношении «меры вещей и человека» на более-менее прочную основу. Я считаю, что всякий объект, который мы можем наблюдать в нашей жизни, использовать или не использовать его, отойдя заведомо подальше, может и должен иметь МЕРУ. И что самое главное, что мы редко или неправильно учитываем, то, что эта мера, тем сложнее и многостороннее, чем более сложен сам объект. И что самое печальное – мы либо не учитываем эту самую сложность, либо оцениваем её не правильно – что и приводит нас, в конечном случае, к тем самым печальным результатам. Описанным в басне, приведенной мною, выше.

Не ошибусь, если, делая реверанс в сторону барышень, катящих по жизни в роскошных ландо, скажу, что, пожалуй, самым сложным «объектом» природы является на сей день – сам человек. Причем, зачастую, не столько в физическом плане, сколько в:
 - материальном;
 - духовном;
 - душевном;
 - религиозном;
 - традиционном…………..
Всего не перечислишь, и каждый день приносит нам свет от его возникающих всё новых и новых граней - человек меняется с течением времени, и это нормально и закономерно. Сегодня он такой, а завтра его воззрения и система мер могут измениться, и порою - кардинально. И оценивая меры, силы или слабости человека, так легко ошибиться, принимая зачастую, те величины его достоинств, за главные, каковые на самом деле таковыми  вовсе и не являются - здесь никак нельзя опираться на "природу человека". Не учесть, не увидеть в человеке того, чем мы пренебрегаем и не считаем важным – основная причина неудачи в противоборстве или в союзе с этим человеком.

Мы всегда должны иметь в виду, что главные причины и свойства всегда будут довлеть над второстепенными, производными и не существенными. И что самое непредсказуемое. Когда мы имеем дело с человеком – это то, что каждая конкретная личность может иметь СВОЮ СИСТЕМУ МЕР – в которой основными величинами, с их единицами измерениями, соответственно, могут сильно различаться. Здесь, разумеется тоже не работает правило: «средней температуры больных по больнице» - оттого и «Закон больших чисел» в нашей жизни как правило не применим – ведь, мы имеем дело с малым числом окружающих нас людей. И где гарантия, что «решка» не выпадет пять раз подряд, низлагая и обесценивая это правило: 50/50 и наши надежды на то, что "все люди одинаковые". Даже будучи одинаковыми, они непременно, под давлением внешних причин и обстоятельств, через некоторое время станут разными - их СИСТЕМЫ МЕР станут не идентичными и похожими, как машины, выходящие с конвейера. Таким образом, собираясь так или иначе взаимодействовать с конкретным человеком, мы обязаны не только определить систему его ценностей и величину каждой из них, но, и ОТДАВАТЬ СЕБЕ ОТЧЕТ – КАКИЕ ИЗ ЭТИХ ЦЕННОСТЕЙ ИМЕННО ДЛЯ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА И ИМЕННО В ДАННЫЙ МОМЕНТ ЯВЛЯЮТСЯ ГЛАВНЫМИ, СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМИ НАИВАЖНЕЙШИМИ, КОТОРЫЕ, ПРИСУТСТВУЯ В НЁМ ДАЖЕ В МАЛОЙ МЕРЕ, НЕ ПОЗВОЛЯТ ЕМУ ПРЕНЕБРЕЧЬ ИМИ, И УСТУПИТЬ ВАМ.

Но, и в любом деле, пусть и собираясь работать с неодушевленными объектами, планируя свою будущую тактику принятия решений, мы не вправе не учитывать СИСТЕМЫ МЕР, даже если в ней не участвует другой человек – заказчик, близкий человек, даже заинтересованный посторонний, которого мы можем случайно обидеть или привлечь его внимание. Прежде всего, мы должны отдавать себе отчет о величине предстоящего объекта – в наших силах ли и возможностях ли осуществить задуманное лично, в главном. Чтобы затем второстепенные детали были доделаны приемниками и последователями – так ведь, надо для этого знать ОСНОВНОЕ и МЕРУ ЭТОГО ОСНОВНОГО, чтобы рассчитать свои возможности и умения.  Основываясь на вышеизложенном можно легко вывести правила. Полезные для жизни:

- Не выяснив основных и второстепенных понятий и величин, а также в какой мере они присутствуют в человеке, невозможно рассчитать свой успех в том или ином взаимодействии с ним.

- Не будучи уверенным в возможности выполнения предполагаемого дела, хотя бы в основных его чертах и деталях – не стоит браться за дело.

- Каждый объект имеет свою систему ценностей и их меру, познав которую, мы сможем уже реально оценить свои возможности и даже некоторые успехи в предполагаемом взаимодействии.

- Познать в полной мере, до того, неведомое нам – половина успеха в овладении им.

- Только осознав и взвесив главенства и содержания мер, предполагаемых субъектов, мы сможем реально оценить их шансы во взаимодействии или отказе от него, без сожаления.

- Главенствующее качество, даже находящееся в меньшей мере, всегда одержит верх над второстепенностью, даже в большей мере, не сейчас, так в будущем. Если само будущее не поменяет главенств этих качеств.

И эти правила можно продолжать бесконечно, даже тем, кто понял смысл изложенного выше.   Удач!!!


Рецензии