Неужели я стала ученым?

Никогда не предполагала, что я буду ученым. И до сих пор, когда уже прошло больше десяти лет после защиты диссертации, не могу себя назвать ученым, поскольку в науку пришла не для того, чтобы что-то открывать, изучать, продвигать новые идеи, а для того, чтобы защитить и предложить для внедрения определенный способ обучения чтению. Конкретная узкая цель-задача. И до сих пор я продолжаю этим заниматься. Однако цель стала более широкой, но задача также и остается узкой – предлагаю для внедрения определенный способ обучения чтению и письму, пытаюсь его защитить от нападок, искажений и всё надеюсь, что внедрить удастся еще при жизни.

Подталкивать меня к защите диссертации начали в 1989 году, но я активно сопротивлялась, то ли страх мешал, то ли низкая самооценка своих способностей, то ли не понимала, зачем это нужно, то ли не сформулировалась конкретная цель. И только через 9 лет, когда я поняла, что мне есть что сказать по конкретному узкому вопросу, я решила, что защищаться надо для того, чтобы технология обучения, которая была опробована в Пушкине, не должна быть  подпольной, а должна применяться во всех школах. Вроде маленькая конкретная задача. Но… за годы написания диссертационного исследования и тема изучения расширилась, и знаний прибавилось, и задел для будущего изучения темы оставался, но вопрос о внедрении, как будто бы повис в воздухе.

Теперь, когда я могу себе признаться, а были ли у меня шансы для внедрения? И честно себе отвечаю, да, конечно были. Почему же я их не использовала? Было несколько причин:

- Не захотела остаться на кафедре, хотя меня уже туда записали. Почему? Потому что не считала себя ученым и не собиралась посвятить себя научной деятельности. И, кроме того, видимо осталось какое-то ощущение недоделанности работы…

- Не получилось внедрить эксперимент в одной конкретной школе. Почему? Потому что хотелось, чтобы весь коллектив начальной школы включился, а не одна учительница…  И вот эта причина преследовала меня в течение нескольких лет… (Даже теперь, когда я это понимаю, по-другому я все равно бы не сделала… видимо еще какие-то причины были)
 
Однако, несмотря на все перипетии этих лет, я продолжала работать над своей темой, добиваясь ощущения некоторой завершенности.

И вот, наконец-то, это ощущение появилось. Но вопрос о том, а кому я это могу рассказать?   Кому это нужно? Оказался открытым…  И, после некоторой легкой депрессии, я пошла, куда глаза глядят… И пришла я в институт практической психологии «Иматон». Заметьте – практической психологии…  Уж очень хотелось внедрить в практику, то что «защищено», изучено и апробировано локально.
Три года разовых семинаров принесли некоторые плоды. Появилась несколько вызывающая тема семинара: «Начальная грамотность: чему не учат младших школьников», в которой уже объединялась тема обучения чтению, письму и оценивания качества.
 
И только у меня появилось ощущение: «Наконец-то! Я делаю то, что хотела – передаю свои разработки тем, кому это нужно!»

Но не все так просто в этой жизни…  Появляется на моем пути небольшая фирма, которая обещает мне во-первых, помочь оформить патент на мою технологию, во-вторых, издать дидактический материал в том виде, как бы я хотела его видеть и в дальнейшем очень активно заниматься продвижением этой технологии.  Разве я могла не согласиться?

И вот опять потянулись годы ожиданий…  Оказалось, что в процессе оформления патента, широко распространять свою технологию нельзя. И опять вопрос о внедрении (одна из главных целей и задач моего диссертационного периода жизни) отодвинулся на неопределенный период…
 
Чего жду? Зачем жду?
А, впрочем, я и не жду.

Я провожу над собой эксперимент. Решила освоить рисование с целью улучшения собственного почерка.  Дело в том, что почерк у меня испортился очень давно. Искала причины, но эти причины не давали ответа на вопрос, а как исправить.
Уверенности в том, что это поможет, не было абсолютно никакой! Почему? Потому что кисть держится совершенно не так, как ручка. И это было самым главным аргументом «против». По крайней мере, большинство учителей так считали. Правда были еще и другие скрытые аргументы, говорящие о том, что может улучшиться концентрация внимания, может быть, могут возникнуть какие-то компенсаторные механизмы, о которых мы не знаем, но можем только предполагать…

Два года я занимаюсь рисованием, но, к сожалению не регулярно, поскольку это всего лишь хобби. Однако мне сказали, что рука у меня поставлена и рисунки цветов (на этом я специализировалась) у меня получаются. Что же с почерком? Улучшения наблюдаются, но пока неустойчивые, но все-таки они есть, и я не теряю надежду.
 
В итоге я своим почерком написала методическое пособие «Пишу сам», правда со второго раза. (Первый раз не понравился). Я поняла, что наша методика обучения письменным буквам, действительно, облегчает способ формирования навыка.

Патент мне не выдали, но авторство за методикой закреплено.
 
И вот появилась надежда, что в 2019 году все-таки проявится интерес к новой технологии обучения. Уж слишком много потрачено времени на рекламирование.

С наступающим Новым годом!


Рецензии