История одной родословной

История одной родословной или Родовое древо семьи Фархатовых

Возвращение к народным традициям, стремление их сохранить, желание представить самобытную культуру своего народа другим приводят, так или иначе, к интересу к своим собственным корням, своим прадедам и предкам. Зачастую на закате лет многие обращают свое внимание на семейную родословную и прилагают порой большие усилия, чтобы восстановить историю своего рода и воссоздать родовое древо. Эти усилия порой не ограничиваются самостоятельными поисками архивных данных и изучением истории рода в исторических источниках. Некоторые, имея возможности, обращаются к специалистам и готовы потратить и деньги, и время ради восстановления родовых связей и кровных уз. Но в большинстве случаев родовое древо семьи воссоздается своими силами. В свое время такую попытку сделал Ильяс Фархатов, переехавший из Армавира в Хамышки именно из-за восстановления своих родовых корней. И, как оказалось, успешно.  Как и с чего он начал воссоздавать свое родословное древо?

- Еще тогда, когда я жил в Армавире, я услышал совершенно случайно выступление писательницы Галины Шевелевой о том, что одна кандидат наук собирала свое генеалогическое древо для написания докторской диссертации. Как-то она отправилась в творческую экспедицию в Непал в сопровождении переводчика и гида. И, как известно, там, где цивилизации нет, народ более открытый и более добродушный. Люди встретили её радушно, но на третий день она почувствовала резкое изменение отношения к ней. Дополнительно приставили к ней прислугу, разработали исключительно для неё режим дня, готовили специально для неё особую еду и следили за тем, чтобы она съедала всё. Ученая сразу заметила эти изменения и была удивлена. Как оказалось, в этом племени человек, который не знает свою родословную до 13 колена наизусть, считается либо дураком, либо потерявшим память. А поскольку их гостья занималась наукой, то все решили, что она просто потеряла память. Поэтому они принялись откармливать и отпаивать её, чтобы восстановить её память. Та ученая знала только имя своей бабушки, но её девичью фамилию не знала. В итоге, ей стало стыдно, и она начала составлять свое генеалогическое древо. Вот поэтому я и сам стал этим заниматься. Но пока я дошел до результата, у меня было десяток вариантов. Один из них и воплотился в родовое древо Фархатовых.

Если приступать к составлению родословного древа, то следует знать его суть и правила составления. По своей сути, родословное или генеалогическое древо – это «условная схема, описывающая родственные связи в пределах одной семьи. Оно достаточно часто изображается в виде реального дерева. Рядом с корнями обычно располагается родоначальник или же последний потомок, для которого составляется схема, а на ветвях различные линии рода» (1). Воссоздание такого родового древа приводит к  формированию внутрисемейных ценностей, созданию чувства единства у потомков, которых оно безмолвно учит понимать их и гордиться своей семьей, родом и народом. При этом родословное древо бывает восходящим: «цепочка строится по направлению от потомка к предкам, а в качестве начального элемента выступает составитель схемы» (1), и нисходящим: «цепочка имеет противоположное направление, и в качестве начала выступает один предок» (1). Во втором случае для построения необходимо знать  многое  о своих родственниках: прямых и косвенных, поскольку только обширные сведения о семье позволяют учитывать линии наследования, которые бывают двух видов: прямые ветви и боковые ветви.

- В целом, свое родословное древо я составлял три года. К тому времени я уже знал, что мой предок со своим младшим сыном вернулся в эти края. Честно говоря, я думал, что это легенда. Но теперь мне кажется, что это похоже на правду. Мой предок Хапат (Пакъ) и его сын Магомет в декабре 1862 года спрыгнули с корабля и вернулись на землю, а затем поселились в ауле Джерокай, который был уже переселен. А сделали они так, потому что у Хапата были друзья Гуаговы. Эта дружба протянулась на целый век. Мой отец относился к их потомку как к родному брату и мог доверять то, что не доверил бы даже родным. Он готов был делиться с братьями Гуаговыми всем, и кровом, и едой. К сожалению, предков, от которых происходил Хапат, я пока не смог найти. Говорят, что в архивах в Тбилиси есть сведения о нём. А вот историю о том, откуда взялась наша фамилия, мне рассказал археолог Ловпаче Нурбий Газизович. Вообще, я ему очень признателен за всё. История нашего с ним знакомства интересная. Однажды получилось так, что приехали мы в Гузерипль, а тогда единственная гостиница была «Энэктур». Приезжаем туда, а там пионерский лагерь на всё лето. В поисках ночлега мы отправились в Хамышки, где я ни разу не останавливался раньше. Потом перед Бзыхой увидели вывеску «Сдаются комнаты». Остановились, подъезжаем ближе, а там табличка «Улица Мира 2А». Моя супруга обратила на неё внимание и указала мне на следующее. Ниже было написано «Зезарахов Абдуллах Махмудович». А я по матери как раз родственник Зезараховым. Тогда же я познакомился с Абдуллахом, дал ему свою визитку. Но он извинился передо мной и сказал, что у него гости из Ростова. Затем ушел. Но уже через некоторое время бегом вернулся назад к нам и спросил о моей тамге. Тогда он мне и рассказал, что мои предки отсюда, из Хамышков. После он поведал мне сказочную историю, которая меня сильно поразила. В газете «Адыги Ставрополья» 2007 года была опубликована небольшая статья, которую я написал на основе его рассказа. А получилось так, что я как бы обманул людей. Абдуллах рассказал мне, что тогда, когда выселяли, депортировали наших предков отсюда, местные жители поднялись на гору Монах, Мэзытха, и на скале выбили свои тамыгъэ, родовые знаки. Но во время какого-то землетрясения та скала обрушилась и легла так, чтобы все они были хорошо видны. Об этом я написал в той статье. Но, признаюсь, это сказка, это не было правдой. Оказывается, этот камень был описан до революции. А Нурбий Ловпаче, изучая архивы, нашел это описание. И он потом 4 года искал этот камень и нашел его совершенно случайно. Затем он сам описал его. У меня где-то есть и статья об этом камне. После этого я познакомился с Ловпаче, и он, можно так сказать, открыл мне глаза. Он исследовал знаки на камне и сказал, что тамге нашего рода уже 900 лет. Выходит, что наша тамга была выбита одной из первых. И он же, Нурбий Ловпаче, объяснил мне что, наш родовой знак взят с горы Трезубец. Правда, я видел её раньше. Но не всегда, когда смотришь, видишь. Смотреть и видеть – это не одно и то же. С этого Трезубца и идут мои корни, истоки нашего рода. К сожалению, всю родословную я собрать пока не смог. Пока у нашего генеалогического древа 6 поколений. Так что, если бы мне пришлось оказаться в Непале, то, боюсь, посчитали бы меня дураком или потерявшим память.

Не секрет, что в создании своего родословного дерева во многом могут помочь воспоминания близких, особенно представителей старшего поколения, которые еще помнят рассказы своих родителей о предках. И зачастую так получается, что именно по их рассказам следующие поколения составляют свою генеалогию, словно по крупицам строят отчий дом. А, как оказывается, история семьи, история рода раскрывает особенности и ценности кровных родственников, помогает человеку самоидентифицироваться и даже познать свои личностные основы. Поэтому рассказы дедушек и бабушек могут только укрепить семейные узы и родственные связи.

- У меня была бабушка. Она умерла в 1955 году, когда мне было 9 лет. Она из рода Брантовых из Хакуринохабля, очень много интересного она мне рассказывала. Особенно, я помню, как Аскер Гадагатль приезжал к ней. Он записывал у неё истории о нартах. Тогда мой отец категорически запретил указывать фамилию. Вот до такой степени в то время адыги боялись властей. К сожалению, дословно я пересказать, как говорила она, не смогу. Но она рассказывала очень красиво, очень интересно, захватывающе. Честно говоря, я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь рассказывал так интересно. Кстати, у Гадагатля нигде не написано, что информатором была Фархатова. Возвращаясь к родословной, хотел бы отметить, что я со своими братьями – это уже четвертое поколение. А вот для меня пока так и остается неизвестно имя жены Хапата, отца Магомета. В этой связи хотел бы рассказать об одном интересном случае. Когда я еще жил в Армавире, я был одним из создателей Адыгэ Хасэ в городе. На открытие в 2003 году к нам приехал Аскер Шхалахов. Тогда мы с ним и познакомились. А в позапрошлом году, когда у нас был родовой съезд Фархатовых и «фархатят», он мне позвонил и сообщил, что из Турции приехал мой родственник. Конечно, мы с ним встретились. Он уже не Фархатов. В свое время в Турции всем адыгам ультимативно поменяли фамилии, запрещали адыгские имена. Его предок, который переселился туда еще в 1862 году, был хромой. Поэтому его назвали Тимур Ленк, Хромой Тимур. И это стало фамилией всем его потомкам. Того, с кем я встретился, звали Лютвий. Но у него такая же тамга, похожая на нашу. У него высшее образование, он картограф, и он очень увлекается историей и культурой адыгского народа.

Знания о происхождении фамилии могут пролить свет на историю возникновения всего рода. Однако её этимологию не так просто узнать. Порой можно ошибиться, если пытаться разобраться в этом самому. Вот тогда, возможно, требуется обратиться к специалистам, которые помогут не только научно изучить фамилию рода, определить все виды тамги, которые у него имелись, но и выяснить, насколько древним он может оказаться.

- До знакомства с Нурбием Ловпаче я ничего не знал о происхождении моей фамилии. В своей книге, подаренной мне, он так и написал: «Вот этого полководца, который был, его звали Уар Хату». С его слов, «Уар» - это имя собственное, а «Хату» - это хатты, предки адыгов. К сожалению, мне так и не удалось восстановить поколения, которые предшествовали Хапату (Пакъу). Правда, я пока не обращался в архив в Тбилиси, как мне и советовали. И пока не обращался в наш Национальный архив. На самом деле, я занялся составлением своего родословного древа 11 лет назад. К тому же, некоторые обстоятельства моей жизни помешали мне выяснить появление моих предков в Джерокае. Тем не менее, я продолжаю изучать историю своей семьи через историю своего народа.

Родословное дерево такое же живое и растущее, как и настоящее дерево, растущее из земли. Вбирая истоки из своих корней и опираясь на свой ствол, оно раскидывает свои ветви в самые разные стороны и порой довольно широко. Поэтому не менее важно продолжать составлять свою генеалогию, пусть даже самыми простыми подручными средствами. Но главное, необходимо привлечь к этому семейному делу следующие поколения, которые будут заниматься им, храня так же, как и семейный фотоальбом или семейный архив.

- Когда я вижу, как пополняется наше родовое древо, то меня переполняет гордость.  На самом деле, я живу ради них, ради детей и внуков. Но не только. Каждый год я жду, когда наступит второй выходной июля месяца. Для меня это самый важный день. Это день сбора семьи Фархатовых и «фархатят». Выбор этого дня сделал я сам. Подумал так, в это время дети заканчивают учиться в школе, те, которые должны поступить в институт, уже поступили. Это также время отпусков. В этом году все собрались здесь во дворе. Для меня это самый большой праздник. Вообще, всегда я открываю этот наш сбор рода Фархатовых, как старший рода, а потом уже проводится целая программа. Другие выступают, делятся своим успехами и достижениями. В этом году мы сделали небольшой тираж календаря семьи Фархатовых в подарок всем. Затем всё записывается в Семейной книге. А если о ком-то из нашего рода или о наших родственниках напишут в «Советской Адыгее», то я собираю эти заметки и статьи. У нас даже есть «семейный писарь». Мой племянник Руслан Фархатов. Его выбрали всей семьей из-за каллиграфического почерка. Также в этом году мы сделали общую фотографию, собралось 53 человека. Такие встречи мы будем продолжать проводить каждый год. И все ждут этой семейной встречи. Внуки моей племянницы Марины Куваевой начинают собираться в Хамышки на сбор Фархатовых с января месяца. Сегодня я могу сказать, то, что я хотел узнать и сделать в отношении своей родословной, я уже добился. Но мне хотелось бы, чтобы и после меня это продолжалось, и чтобы мой дом в Хамышках, который я сам построил, оставался домом семьи Фархатовых, местом, где могли бы собираться Фархатовы. Конечно, я рад, что мой старший сын очень серьезно относится к этому делу. Это он со своей сестрой, моей старшей дочерью, были ответственные за создание семейного календаря. Я еще надеюсь на своего младшего сына. Он студент Питерского медуниверситета, ему 21 год. Его назвали Анатолием в честь моего брата. Тот умер 19 августа, а 29 августа родился мой сын. Так что, я полностью рассчитываю на этих двух своих сыновей.  А для всех тех, кто хотел бы заняться своей родословной, я бы посоветовал относиться серьезно к этому, вкладывать в это всю свою душу и сердце. А сердце обязательно подскажет, где и как искать. В любом случае, всё идет от сердца. Многие считали, что я занимаюсь ерундой. Честно говоря, надо по-хорошему «заболеть» этим. Вот и всё! Самое главное для каждого мужчины – знать свою родословную, знать свои корни!

Родовое древо, Семейная книга и даже отпечатанный в типографии семейный календарь – это не просто временные оттиски глубокого исследования родословной, это драгоценные реликвии, которые вся семья, весь род будет хранить веками, чтобы не потерять память и не стать дураком, как это считается людьми племени из Непала. А главное, они сохранят память о том человеке, кто не пожалел своих сил, своей души и сердца, чтобы восстановить историю своего рода, пусть и схематично в виде генеалогического дерева. О том, кто старается из года в год укреплять семейные узы и родовые связи, собирая в своем большом доме всех своих родных и близких, приучая их делиться между собой своей суетной жизнью и своими достижениями. И это он гордиться успехами каждого своего родственника, радуется появлению на свет своих новых потомков, вписывая каждого простым фломастером в густую крону красочного родового древа. Так годами он и создает историю одной родословной, историю своей семьи, своего рода и даже своего народа.

Благодарим за создание материала Ильяса Фархатова, искренно поделившегося в своем интервью многолетним опытом создания родословного дерева, а также Каплана Ворокова и Варзамеса Кудайнетова за предоставленные возможности.

Автор Фатима Теучеж

Библиография:
1. Статья «Как составить генеалогическое древо»/ Российский дом родословия/


Рецензии