Кризисы психики. Записки в ум вошедшего

На фото: инсталляция "Агнозия" (потеря способности понимать назначение вещей).

Знакомы ли вам «Записки сумасшедшего»? Теперь предлагаю свои записки. С ума сошедшим мне побывать не приходилось. Тогда откуда я в ум вошёл, спросите вы? – Сделал я это, выйдя целым и невредимым из жизни. Нет-нет, совсем из жизни мне пока выходить тоже не приходилось! Точнее сказать, прошёл все 9 кризисов, которые природа обязывает пережить любого человека, и которые подтверждают учёные психологи. Я психолог не учёный, но любознательный. Поэтому эти, подтверждённые ими кризисы, знаю и популяризирую. Потому что считаю их знание абсолютно необходимым всем. Последний кризис бывает в 60 лет. Я этот «барьер» уже взял.

Вы скажете а мне-то это зачем? Отвечу вопросом на вопрос. Скажите, хотелось бы вам знать: почему ваш ребёнок до и после 3-х лет – прямо лапочка, а в 3 года, на некоторое время, перестаёт вас слушаться; почему его следует отдавать в школу именно в 7 лет; почему именно 12 лет педагогическая наука обозначает как время перехода от начального образования к средней школе; ... (пропускаю) ... почему в 30 лет вы (например) – совершенно для  себя и близких неожиданно –  сменили работу, или сменили специальность, или местность, где жили, или развелись, и т.п. Или всё вместе это сделали. Почему в 40 лет вы – спокойный, деловой семьянин – вдруг стали неуравновешенным и рассеянным мужчиной, про каких принято говорить – «седина – в бороду, бес – в ребро!»... Что, уже захотелось знать? Хорошо, я расскажу. На своём примере.

Но, для начала, расскажу всё-таки, что говорит о кризисах в психике человека наука, которую учёные психологи выделили даже – как самостоятельную часть своей области знаний – в «Психологию взросления». И сделаю я это по трём причинам. Во-первых, мой пример, скорее всего, может – в ваших глазах – выглядеть не показательным, не типичным, или лично для вас неинформативным. Во-вторых, таким образом я предоставляю вам возможность проанализировать свою жизнь и разобраться в ней в большей степени, чем до анализа. В-третьих, проводя анализ, вы будете иметь перед собой, какую-никакую, канву – мой пример. Это тоже удобно.

Психологию взросления я осваивал по ряду источников. Обнаружив, что они сильно не отличаются друг от друга, взял за образец учебник автора Свечение М. В., где подробно и не слишком замысловато дан интересовавший меня материал. Я изложил его здесь в предельно наглядном, удобном виде единой таблицы. Так что с вас – спасибчики. По-видимому, не все термины будут ясны. Однако, даже приблизительное понимание их, применительно к нашей цели будет достаточным. В крайнем случае, интернет – рядом.


0 лет --- Кризис новорождённости. --- Готовая система безусловных рефлексов. Выработка первых условных рефлексов. Формирование комплекса оживления.
3 года --- Кризис трёх лет. --- Негативизм и протестное поведение в отношении родителей.
7 лет --- Кризис семи лет. --- Потеря целостности мировосприятия – разделение ребёнком внутренней и внешней сторон своей личности. Ребёнок становится трудно управляемым, в отличие от 5-6-ти своих лет.
12 лет --- Кризис окончания детства. --- Завершение формирования личностных качеств. Построение ребёнком, по внушению авторитетных для него взрослых, своего образа и образа своей судьбы: каким он должен быть.                12-15 лет --- Подростковость. --- Недостаточность и неадекватность самооценок и уровня притязаний. Отсутствие целостного Я-образа.  Формирование Я-образа.
15-18 лет --- Ранняя юность. --- Формирование механизма самореализующего пророчества. Формирование идентичности. Личностное самоопределение.
18-20 лет --- Зрелая юность. --- Завершение развития самосознания. Формирование Я-концепции.
20 лет --- Кризис перехода к взрослости --- Смена деятельности: переход от изучения мира к его преобразованию. Необходимость и проблемы самоутверждения в новой деятельности. Необходимость и проблемы создания семьи.
20-30 лет --- Первая фаза ранней взрослости --- Формирование идеального Я-образа. Формирование реального Я-образа. Формирование Я-идентичности (ядра Я-концепции). Формирование периферийной части Я-концеции.
25 лет --- Кризис «окаменелости» психики. --- Прекращение формирования структур интеллекта. Начало  накопления идей и прекращение создания собственных новых идей.
30 лет --- Кризис тридцатилетнего возраста (кризис переоценок). --- Накопление и преодоление жизненных трудностей. Переоценка всех жизненных ценностей и целей. Качественные измене-
ния личности.
30-40 лет --- Вторая фаза ранней взрослости. --- Корректировка Я-образа в пределах его целостности. Завершение построения Я-концепции, идентичности личности человека.
40 лет --- Кризис среднего возраста. --- Критическая оценка и переоценка жизненных достижений. При негативной общей оценке – введение деструктивной защиты Я-концепции, или интуриоризация чужих свежих идей в свои.
40-60 лет --- Зрелая взрослость. --- Оценка своей Я-концепции в целом. Развитие Я-концепции в направлении повышения её реалистичности, снижения уровня притязаний, ориентации на настоящее и ближайшее будущее, интегрированности самооценок, ориентации на социально значимые и духовно – нравственные качества.
60 лет --- Кризис старения. --- Оценка готовности или неготовности к старости. При  негативной оценке – включение механизмов инволюции, или (и) деструктиных защит Я-концепции.
60 + --- Старость --- Перестройка Я-концепции в направлении сохранения смысла жизни, настроя на отдых, понимания отсутствия длительной перспективы, интеграции с прошлым, восприятия неизбежности конца, передачи опыта молодому поколению.

Итак, поехали! По моей жизни. Будучи не склонным к лукавству, перед тем, как нажать тапочкой на педаль газа, сделаю одну оговорку. Я открываю вам не все свои карты, показываю не всё подряд. Я вычеркнул из записок то, что не относится к их теме. Ведь правда же, записки эти не про меня, а про вас?

«Час зачатья я помню не точно – значит память моя однобока ...». Остальное помню, да и мамочка поможет. У неё память лучше моей. Кстати, не забудьте её поздравить со 100-летием 7 марта 2021 года.

0 лет. Появившись на свет божий, я обнаружил, что меня, на этом свете, уже поджидают две тётеньки в белом. Причём у их лиц были явно вопросительные выражения. Что такое, почему? Может быть, со мной что не так? И я стал лихорадочно стирать выражения с лиц этих медицинских персон. Для этого поорал, сколько надо, в ответ на шлепок по точке № 5, схватил кого-то за палец, отдёрнул ногу, когда полагалось, чихнул пару раз и что-то даже пососал. Это я так показывал вопросительным лицам, что у меня с безусловными рефлексами – порядок. И взялся за условные – включил первую сигнальную систему.

И к концу её демонстрации стёр-таки это подозрительное выражение с их лиц. И тут я получил первый жизненный урок: лучшее – враг хорошего! То есть, когда они пребывали уже в безвопросном состоянии и озвучивали решение своего консилиума (типа: ну чё, всё – ладушки?) я, гордый этими их «ладушками», решил выпендриться: как раз в ладушки-то и сыграть. Вот не надо мне было этого делать, оно гордыней называется – главным грехом каким-то. Откуда знаю? Да как же не знать – бабка моя, мамкина мамка Марья Дементьевна все уши прожужжала мне об этих делах, пока я родиться собирался! Я от неё  знал весь график своей жизни на год. Особенно хорошо знал, что «не покрестите – сидеть не буду». По три раза на дни говорила, так-то! (Это уж моя мамка от неё, так-то, отбивалась.) - Комсомолка, говорит, я – как  можно? Видно, это что-то страшное. Потому что, когда бабушка это говорила, у неё голос становился, как у дедушки. А у дедушки голос ... такой ...  нет, лучше об этом не спрашивайте я, из-за этого голоса, чуть рождаться не расхотел: стрррашно! Ну вот, опять разболтался. Хотя, как это – опять, в первый раз же! Начал с ладушек, а куда занесло! 

Как увидели эти медперсоны, что я понимаю их разговор про ладушки, так у них лица стали восклицательными! А я получил ещё один урок от жизни. И с тех пор решил лучше дурнем прикидываться. Меньше знаков препинания. Правда, привык так, что теперь уж и сам через раз могу твёрдо сказать – каков я? На всякий случай, позже, стал книжки писать, да не простые, а покруче – историософские. Вы на это дело внимания-то не обрашайте, это моя отмазка. Спросят: что это вы тут глупости всё болтаете? А у меня отмазочка-то тут-как-тут: вот, мол вам книжечки с рецензиями от авторитетиков – какие такие глупости?!

Ну вот, даже в будущее занесло. Вы со мной построже, а то мне дай волю, так я вам всё будущее расскажу, причём абсолютно точное. Жить станет неинтересно – всё будет уже известно! Так что – айда назад, во время и на место рождения. Кстати, там и месторождение было. «По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах ...». Вот эти горы – Яблоновый хребет за рекой Хилком – как раз то, что я увидел первое, кроме пелёнок – распашонок. Когда мне отец впервые Родину показывал – из окна военного госпиталя, послужившего мне роддомом. И этот пейзаж: с рекой, папашиным аэродромом перед ней и горами – за ней теперь для меня – часть моей идентичности, любимый архетипический  пейзаж. И сейчас, со своего 11-го этажа вблизи Нижнего, я вижу всё его же. И детство в Татарии прошло в этих же декорация. Только вместо аэродрома – равнины перед рекой. Разве не это – счастье? Короче говоря, как вы видите, у меня и со второй сигнальной системой – тоже ладушки. О чём я и хотел сказать белым тётенькам, да не получилось. Рановато тогда было ещё.

3 года. Это время, когда я решил: пора от родителей отрываться, что я – маленький, что ли? Прежде всего, мамку за сиську стал кусать, а потом и вовсе завязал с молочной диетой: что это ещё за манная каша круглый год? Ну-ка, мол, мамочка – дуй в магазин, не могу я на подножном корму всю жизнь сидеть! Даже похудел ... Так то больше ничего особенного в 3 года не припомню ... Даже маме письмо отписал, может быть, она что вспомнит – про  мои 3, 7, и 12 лет? ... 

Ага, сам вспомнил! Дед, со своим голосом, меня, к тому времени, совсем доканал. Как начнёт жизни учить, так хоть святых выноси! Лежебока! И не старый он тогда ещё, по нашим, сибирским меркам, был – лет 80, поди. Настрогал 10 детей, мамка моя 9-я была, и полёживает. Устал, что ли? Так вот, лежит он, как то, на своём любимом аляпистом китайском диване, радио слушает. А я хозяйством занимаюсь. А то, кому же заниматься? – Папка в Албанию улетел – фотографировать Югославию, пока нас Тито оттуда окончательно не турнул. Вернётся не скоро. Ну вот я с молотком-то похаживаю по дому, постукиваю. И понадобилось мне гвоздь по шляпку забить, который ковёр с оленями над диваном поддерживал. Полез я туда, а дед своим сатанинским голосом на меня опять скрежещет. Не удержался я – въехал ему по лбу. Молотком. Больше он на меня скрипеть не стал. Справедливость любил. Бабке от меня не доставалось – она мне всё разрешала. От отца я вообще не отрывался, и против него не бунтовал – в 3 года-то. Не было его с нами тогда. Недаром мать от меня сейчас – за 1000 км, а отец – за 1000 лет, но я с ним встречаюсь чаще.

7 лет. По-настоящему целостной личность бывает только до семи лет. 4-6 лет – это  лучший возраст ребёнка. Ему что дом, что улица, что солнце, что лампочка – всё едино. Мир един. Своего мнения пока нет; если что – бежим спрашивать у мамы: а что мне сейчас делать? Всё просто. В семь мир катастрофически разваливается на части, раздваивается. Это и пугает, и приводит в восторг! Ещё вчера вам даже не надо было иметь запрет отца ходить в соседний парк – вас туда и не тянуло! Что там делать: там нет ничего своего, близкого душе. А сегодня, в 7 лет, вам не нужно ничьих разрешений – и так пойдёте. А ещё чуть позже – да хоть три запрета – всё равно пойдёте! Потому что главный уличный авторитет Рыжий сказал, что там классно. Вот и я, до семи, никогда не был на улице «своим в доску», всегда был здесь гостем. Да и мир-то мой был не гуще, чем дом да спортивная площадка рядом. А в 7, кроме этого – и класс, и парк огромный, и кладбище в 100 метрах от дома, и три взвода: «кавалеристы», «матейковцы» и мы - «досовцы», то есть три кулачно – футбольные команды – с улиц Кавалерийская, Матейко и из «ДОСов» – «долговременных огневых сооружений» - двух пяти(?)этажек, где жили офицеры с семьями. Это – кроме ещё семейного моего мира.

Кроме «мы», мир доставил мне «их» – людей со стёртыми, серыми и неинформативными лицами, обозначавшими «не познанное», «не опознанное». Пока. Позже они плавно переходили в категорию «мы». Война с матейковцами которые, почему-то, никак не переходили в категорию «мы», длилась и длилась, пока наши папаши не подписали перемирия – прямо на наших задницах.

Внешняя сторона моей личности, выделившись в самостоятельную, развивалась шустро. Вдруг снял маску стёртости и дед, живший в хате у кладбища и оказался бендеровцем. Он застрелил, на наших глазах, общего любимца – пса Лютого – за курицу. Дальше – больше.
 
Уж на что безобидное место наших игр – старое польское кладбище – и то в разряд «чужих» переползло – со всеми своими склепами, огромными деревьями и белыми ангелочками. Ещё вчера мы тут от жары прятались, и храбрость испытывали: пробежишь по дорожке кладбища ночью, или нет? А сегодня оказалось, что в склепе прячутся два непонятных парня, которые просят нас: « - Хлопци, йысты хочу, дэвъять днив нэ йыв ничого, прынэсть, будь ласка, йыжи, тильки никому нэ говорьтэ!» И мы таскали им два дня свои пацанские заначки – конфеты, печенье, кусковой отцовский лётческий шоколад ... Но они пропали. И только пару дней спустя мы увидели их – в окружении четырёх автоматчиков и офицера с флажком – ведомыми по середине мостовой. Так что даже автобусы от них шарахались. Я попытался спросить у офицера, в чём дело, но встретился, лицом к лицу, с большой жестокой правдой жизни ...

12 лет. Детство закончилось. Вместе с ним закончилась жизнь на Украине: Коломыя, Луцк, Черновцы. Закончилась и лётная служба отца, а с ней и мои мечты стать лётчиком. О чём мечтать здесь дальше, было совершенно непонятно, и мы переехали разбираться с этим вопросом в поволжье, поближе к родине отцовских предков.

Как прощался с украинским детством, не помню. Помню только финал прощания – моё дежурство по классу. Я разливал чернила в чернильницы и облил парту. И тут наша Анна-Ванна (Анна Ивановна Краснихина) выдала своё коронное: «- Вы играете на руку врагу!» Порадовал я старушку, под занавес-то: она нас всегда на вы называла, когда сердилась. А вообще, говорили, что она никакая не Анна-Ванна, а Изольда Карловна, или что-то в этом роде, уцелевшая троцкистка. Ей бы в полку комиссарить, а она – в школе.

На третьей родине всё было гораздо проще. Никаких тебе врагов-комиссаров, автоматчиков на мостовой и непонятных парней в склепах. Да и склепов никаких смрадных нет. Зато ходил в дом пионеров, в авиамодельный. Видимо, мечты тоже инерцию имеют. И это – замечтательно. А тут ещё стали спутники запускать, Гагарин полетел. Ну, мы с самолётов на ракеты перешли, в кружке-то. Нефтяники наши Альметьевские мировые рекорды стали бить по скорости проходки, бандитов всех переловили, дядьки в чёрных шляпах прогресс стали рекламировать ... В общем, стал я теперь мечтать о светлом будущем всего человечества. Правда, для какой нужды мне это всё человечество, до сих пор не прояснилось. Но стать космонавтом я ни разу даже не мечтанул, несмотря на уговоры друзей. Курочка назад не скачет.  Это – что новое появилось. А остальное всё старое было: река, горы, футбол и далее – по ГОСТу.

15 и 18 лет тоже похожи на кризисные годы, но не очень. В голове один туман: то ты то любишь, то, как раз наоборот – это. То по течению плывёшь, то сразу и назад – против него. Так что 11-летнее образование правильно ввели. Правда, я его проигнорировал – в единственную в городе 10-летку перевёлся. Кто не учиться после школы – точно в армию надо. Чтобы Я-концепцию сформировать и сознательным стать точно к 20 годам, и ни днём раньше. Потому что 20 лет – это не кризис, а кризище!

20 лет. Переход к взрослости. На этом повороте легко можно улететь за обочину. Главное здесь - не запрягать телегу спереди от лошади. Говорят психологи, что это переход от изучения мира к его преобразованию, значит так и надо делать: сначала изучить, сдать об этом все экзамены, а потом уж браться за преобразование. А я сделал наоборот: как только 20 лет стукнуло, не закончив изучение мира, перешёл к его преобразованию. Другими словами, не доучившись полтора года в институте, занялся взрослой жизнью –  женился, размножился и стал решать сопутствующие проблемы, а уж вдогонку – доучиваться. Обошлось без обочины. Но тяжко – кризис тянулся не год, как ему положено, а все три. Так что даже не успел толком пожить в лучшем, творческом времени человеческой жизни – перед 25-ю годами.

25 лет. В это время я перевёлся из опытного производства в науку. В самый раз творить-выдумывать-пробовать. А тут – «окаменелость» психики! То есть, прекращение формирования структур интеллекта и создания собственных идей; начало накопления чужих идей. Очень не кстати, но сам виноват: лошадку-то впереди надо было запрягать! Осталось полагать, что господь растянул этот кризис во времени. Потому что я успел-таки насоздавать своих идей - довольно.

30 лет. Кризис переоценки ценностей и целей. Работал я себе в науке, работал, статейки пописывал, графики рисовал, формулками жонглировал, по рекам-морям плавал, пивко потягивал, короче жил-поживал. Добра, правда, не наживал – не принято тогда это было. И так бы прожил, может быть и всю жизнь. Да тут зашёл как-то, в 30 лет, ко мне Кризис. Сели мы с ним потолковать о жизни. Он и спрашивает:
  - А скажи ты мне, мил друг, какие ты успел, к сему дню, накопить жизненные трудности? – И как ты их преодолевать изволишь?
 Я репу чесал-чесал, ничего не вычесал и говорю:
 - Да никаких трудностей.
 - А ценности твои жизненные каковы есть? - спрашивает.
 Я пальцы стал загибать:
 - Статьи люблю писать, графики рисовать, по Волге-реке люблю кататься – пивко  потягивать.
 - И всё? – говорит.
 - Всё – говорю. А что, мало?
 - Да негусто – говорит. И это всё духовное. А материальные ценности тебя что – не интересуют? – Ну, там, хоть машина, дача?
 Я говорю:
 - Да нет, они же только от главного отвлекают, на кой это мне?
А он:
 - А семья как же – тоже твоими графиками счастлива будет?
А я:
 - Так на эти дачи-машины же копить сколько надо, недоедать, пить только чай!
 - Ты брось эти штучки, всё лень врождённую свою прикрываешь! Это на твою зряплату долго копить надо, а защитишься разок-другой, так дело-то в 2-3 раза живей и пойдёт! - Думай!

А что думать-то? Вообще-то, всё уж продумано. И нового ничего не надо – пиши-рисуй, только пошустрее. И вместо пивка – двойной-тройной чаёк. Короче, Кризис помог мне в переоценке ценностей и целей, как ему и положено наукой психологией. Да и я изменился, качественно.

40 лет. Тут сразу – и биологический кризис среднего возраста, и оценка-переоценка жизненных достижений. Берегись, человек, будь готов. К своим 40 годам я шёл на всех парах – кандидат наук, ведущий научный сотрудник, зарплата и премии – как у директора завода среднего калибра. Докторская в планах. То есть оценка мной моих достижений положительна. Всё ближе, ближе к юбилею. Хлоп! - В стране нашествие Иуд, перестройка называется. Всё, на что меня настроил Кризис – коту под хвост. То есть, оценка эта – негативна. И что – две противоположных оценки?! Тут уж не психология, а психиатрия ...

Народ бегает, суетится: ужас!, кошмар!, как сберечь накопленное?, как нахапать?, как не сесть? Кризис-то пришёл. Но я его проигнорировал. По-видимому, сработала деструктивная защита Я-концепции: хожу туда-сюда среди этого бедлама и мне - хоть бы хны! То есть, концепция защищена; я, сам для себя, всё такой же хороший, а мир стал непригоден для жизни хороших людей. И надо менять концепцию, то есть становиться совершенно другим человеком и, лучше всего – жуликоватым торгашом. Что неприемлемо. И таким вот – безразличным к миру – я проходил до 43 лет. А дальше – вообще «бес в ребро», не до внешнего мира мне стало. И то: психологией так положено. Только к 46 годам вынырнул. Очнулся и стал, как все, предпринимашкой. То есть, чужие «свежие» идеи интуриоризировал. Так что работает, граждане, работает возрастная психология-то, и не шуточно работает!

60 лет. Кризис старения. Или, как я его понимаю, переход от жизни под диктовку обстоятельств ко времени сбычи мечт. То есть – к реализации всего списка ваших недореализованных планов и пристрастий, накопившихся за 60 лет. Входя в этот переход надо, непременно, определиться – куда тебе дальше следует завернуть: налево, или направо? То есть – готов ты к старости, или не готов? Не ошибитесь – это два очень разных пути! А ошибка очень даже вероятна. Выбрать – на этом перекрёстке – самое трудное. Не выбирайте пока, давайте попробуем сотворить инструкцию по выбору.

А пока вам предстоит пройти  по одному, именно вашему, коридору. Если, конечно, вы хотите закончить дни свои в состоянии счастья. И это – в старости – ключевое слово. По жизни вы его нередко избегали и даже игнорировали, в погоне за его суррогатами, а в старости – шалишь! Даже не пробуйте отклониться от пути к этому свету в конце тоннеля – провалитесь!

Какой коридор - ваш? Тут самое главное – пошевелить свою Я-концепцию уже не интуитивно, как было по жизни, а в трезвом уме и ясной памяти, причём с прицелом на ближнее будущее. И увидеть в ней главную подсознательную линию своей жизни: Душка вы, или Тушка? То есть, какого рода жизненные ценности для вас стояли и стоят существенно выше – духовно-душевно-идеологические, или материально-вещно-материалистические? Если вам всё едино то, скорее всего, вам дальше, не напрягаясь умом, надо свернуть в коридор с соответствующей табличкой. И далее – идти, руководствуясь брежжущим вдали светом, не обращая внимания на другие повороты с табличками.

Когда вы выбрали – Душка вы, или Тушка, надо свернуть в соответствующий коридор. Дальше. Допустим, вы твёрдо решили, в ближайшие годы, быть Душкой, и в этом у вас нет сомнения. Тут следует подсчитать, в вашем жизненном багаже, накопленные и запасённые на старость ценности. Если духовного оказалось больше, чем материального, то вы – на верном пути. При условии, разумеется, что материального запасено больше некого, приемлемого для вас, минимума. Если же минимума нет, то перед вами снова встаёт необходимость выбора: или вы станете жить жизнью, подобной монашеской, или вы к старости не готовы. Если же ваш выбор – Тушка, и нет сомнений то, при наличии минимума духовных запасов и достаточных материальных, ваш выбор, также, верен. При отсутствии минимума перед вами тоже выбор: или вы, вполне счастливо, будете бирюком-скаредом-затворником, или к старости не готовы.

Если после выполнения этих действий оказалось, что к старости вы не готовы, то дальше вашего выбора уже не требуется. Природа сама, по законам психологии, направит вас в один из двух, или в объединённый, из двух, коридор, включив механизмы инволюции, или (и) деструктивных защит Я-концепции. Сказать проще: вы, по первому из путей, будете деградировать вплоть до впадения в детскость, или в старческий маразм. Второй путь включается в тех случаях, когда слишком велик разрыв между вашими идеальным и реальным Я-образами. Разрыва такого природа не терпит, и выход тут – снизить идеальный, или повысить реальный. Первый выход, например, такой: вы начисто разорены в свои 60; остаётся уехать в глушь и жить там в развалюхе, искренне наплевав на "цивилизацию". Второй выход: вы не в силах расстаться со своими идеалами, но и поднять реальный уровень жизни вам не по силам; остаются самогон и наркотики.

Но вот, наконец, вы, готовый к старости, прошли все предложенные этой инструкцией коридоры. Тут вы попадаете в расположенную в конце каждого из возможных путей поверочную комнату с образом вашей старости. Если вы не против такой своей старости, то добро пожаловать из этой комнаты на волю. Если против, возможно, вы где-то ошиблись и тогда вам надо всё повторить, начав с начала-перехода.

В добрый путь, пенсионеры, будьте счастливы! Ведь это – лучшая пора нашей жизни!


Рецензии
Интересно. Но у каждого всё индивидуально.

Александра Казакова 2   03.11.2021 01:22     Заявить о нарушении