Народы и отходы

                РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАШЕЙ ЖИЗНИ

     Удивительное дело, господа и товарищи, коллеги и друзья, земляки и гости! Всем нам и всегда хочется комфортной и сытой жизни. Наверное, так уж устроен хомо сапиенс, спустившийся по Чарльзу Дарвину с дерева и ставший на протяжении тысячелетий создавать  цивилизации.

     Чтоб окружающая среда, так почему-то стали величать Матушку Природу, была отличной. Даже слово такое придумали – экология! Это нормативы того, чем дышим, что едим, пьём и даже на что и на кого смотрим. И чтоб, как пел Леонид Утёсов в одном старом фильме, было: «А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо!»
   
     Чтоб инфраструктура, а это в сумме все бытовые и прочие блага, была развитой. Под боком, у дома – магазин, а в квартире – тёплый, извините, туалет и горячий душ. Место работы и службы, учёбы и развлечений, Батюшка Лес с грибами да ягодами и чистый водоём с купальней и отличной рыбалкой – в трёх бы шагах от дома. Ну, не в шагах, так в километрах, тоже сойдёт! А если дальше – то должна быть быстрая доступность общественным транспортом. Но это – идиллия, то есть идеальный случай, мечта, к которой стремимся.

     Последние десятилетия, но, возможно, и век, во всех странах, а в России особенно, стала прослеживаться вот такая неблаговидная, на мой взгляд, тенденция. Убывает население провинций, но растут городские поселения, превращаясь в огромные мегаполисы-миллионники и городские округа. Ладно бы в ближнем Подмосковье городской округ Балашиха, заменивший Балашихинский район, вобрал в себя два города, десяток сельских поселений и военные городки с общим населением около полумиллиона человек. Есть теперь и городской округ Шатура!  Вместе со всеми сёлами, деревнями бывшего района, пашнями, лугами, лесами, реками, озёрами и торфяными болотами этого замечательного природного уголка Подмосковья. А сама Москва взяла да и расширилась аж до Калужской области, став, наверное, самым крупным по площади на земном шаре столичным городским поселением с двадцатью миллионами своих и несколькими миллионами приезжих граждан.

     А ведь города, как известно, издревле предназначались совсем для другого. Огороженный от внешних посягательств непроходимым рвом, крепостной стеной и хорошо вооружённый, городок был средоточием ручных ремёсел и фабрик, потребителем и переработчиком сельскохозяйственного сырья, изготовителем промышленной продукции, центром образования и науки, не говоря уж о духовенстве. И со всеми своими обязанностями город справлялся! Вокруг него, совсем рядышком, была и Матушка Природа, ущерба которой ни город, ни ближайшие к нему сельские поселения практически не наносили никакого. Налаживались процессы сбора и утилизации отходов жизнедеятельности людей и производств. На примере деревенского бытия, а это всего-навсего лет 70 назад, расскажу, как справлялись с отходами, к примеру, сельские жители.

     Родина моего отца – село Ершово Клепиковского района Рязанской области. Ещё в те годы не электрифицированное и без прочих благ цивилизации. В домах – большие русские печи. Они служили не только для приготовления пищи, обогрева дома, тёплой постелью детям и старикам, но и выполняли мусоросжигательную функцию. Никакого централизованного сбора и вывоза ТБО тогда не предусматривалось. Как и в городе, к любому сельскому двору мог подъехать на телеге сборщик вторсырья. За детские игрушки – шарики из опилок, прыгающие от ладони на привязанной к пальцу резинке, глиняные свистульки, копеечные деньги скупалось тряпьё, кости, грампластинки, металлоотходы и даже стеклянные пузырьки от одеколонов и духов. Банки и бутылки в торговле и аптечная посуда в фармацевтике были многооборотными. Если  старьёвщик не приезжал, то всё, что горит, разумеется, сжигалось в печи вместе с дровами. Это могла быть и изношенная обувь, не представлявшая интереса для старьёвщика. С ЖБО ещё проще. Выгребная яма в каждом дворе под зиму или по весне освобождалась, её содержимое шло на подкормку фруктовых деревьев, вокруг которых прокапывались кольцевые канавки. А от домашнего скота и птицы все отходы всегда были отличным удобрением для картофельных и овощных грядок. Никому в голову не приходило выносить не сжигаемые отходы куда-то в лес. Битое стекло можно закопать поглубже, а сегодня его даже подсыпают в щебёнку при бетонировании. Жестяные банки из-под консервов и красок, тоже закопанные в землю, полностью в ней «растворяются» в течение нескольких лет. Так что с отходами на селе всё и всегда обстояло благополучно.

     Почему мы заговорили об отходах? Это была предыстория сегодняшних серьёзных российских бед.

     Бурный натиск строительного бизнеса, в котором рабочие на 80 % – мигранты, предложил свой путь развития городам с превращением их в гипермегаполисы. Этому способствуют и законы на свободу неорганизованного перемещения и проживания граждан. Муравейникоподобные сверхмногоэтажные каменные джунгли становятся главным атрибутом городов. Реклама приглашает всех в столицу России, в Подмосковье и расписывает новые жилые комплексы (ЖК), их современную инфраструктуру, отличные виды из окон и другие прелести. Правда, полностью игнорируется в рекламе информация о том, далеко ли от ЖК находится место работы будущих новосёлов, хотя упоминается о его транспортной доступности.

     Да, столица и Московская область, вернее, ближнее Подмосковье – это вам не бесплатный гектар где-то на Дальнем Востоке! Здесь уже постоянно проживает пятая часть населения России. Даже несмотря на ликвидацию в Москве многих промышленных гигантов – АЗЛК, ЗИЛ, «Серп и молот» и др. рабочие руки, опытные инженерные, медицинские и другие кадры востребованы. И если эти кадры ещё имеют средства на покупку здесь жилья, то работу они наверняка найдут. Не в Подмосковье, так в Москве, где и оплата труда повыше.

     Примерно полтора миллиона жителей ближнего Подмосковья каждый день едут только на работу в столицу. Есть ещё учащиеся и служивые. Встречный поток – в шесть раз меньше, примерно 250 тысяч. Все города и городские округа вокруг Москвы – это её «спальные» районы, в которых на развитие той самой инфраструктуры правительству Москвы не надо тратить ни копейки. А от подмосковных рабочих рук в столичном бюджете возникают многомиллиардные доходы, с которыми по закону нельзя делиться с тем регионом, в данном случае – с Московской областью, где зарегистрированы (прописаны по-старому) эти кадры. Так что инфраструктурой мест, откуда люди едут на работу в столицу, обязано заниматься правительство области. А это и детские сады, и школы, и поликлиники, и больницы, и автобусы, и дороги. Это раздельный с января 2019 года сбор и утилизация ТБО, проблемы его переработки и захоронения. Это проблемы ЖБО, строительства очистных сооружений и коллекторов для стоков. Это автопробки, необходимость колоссальных затрат на развитие дорожных сетей – сооружение новых, расширение и обустройство действующих магистралей…

     Проблемой совершенствования законодательной базы в части перераспределения между регионами доходов от рабочих рук (хотя бы в процентном соотношении 50:50 – В.К.) начинали заниматься предыдущие губернаторы Московской области Борис Громов и Сергей Шойгу. Но мэры Москвы Юрий Лужков и Сергей Собянин, наверное, не соглашались.

     Первый некомфортный итог – ЖК в области есть, а работы рядом нет, метро и электрички в часы пик переполнены, дороги забиты личным и общественным транспортом, доставляющим граждан к местам трудоустройства и обратно. Это – транспортный коллапс, смог, потери времени и здоровья людей, то есть расход не по назначению их жизней.

     Второй итог перенаселения – некуда девать ТБО и ЖБО. Свалочные газы и инфильтраты, превращение рек в сточные канавы, испорченные купальни и родники в местах отдыха…

     Последнее сообщение Интернета: китайцы разводят в промышленных масштабах тараканов для переработки пищевых отходов. Один миллиард насекомых быстрого размножения (около 100 тонн) за сутки перерабатывает 50 тонн отходов. Далее тараканов сушат, превращают в порошок, используемый китайской медициной и пригодный для скармливания аквариумным рыбкам и пернатым.

     Японцы обучают детей разделять пластиковые бутылки на легкосъёмную этикетку, крышечку и саму посудину для переработки.

     Швейцарцы аккуратно сжигают ТБО на мини-МСЗ чуть ли ни на каждой улице.
   
     Норвежцы даже импортируют мусор для сжигания вместе с природным газом на ТЭЦ.

     Немцы возвращают стеклянные бутылки, даже со сколами, на переработку, получая назад их высокую залоговую цену.

     Во многих странах обязательны для отдельного сбора и утилизации отработавшие химические источники тока – батарейки, аккумуляторы, а также изделия, содержащие ртуть. Из радиоэлектронных отходов, а их тоже становится немеряно, предприниматели умеют извлекать и драгметаллы…
 
     А вот Москва, Подмосковье и другие мегаполисы России утопают, извините, в дерьме и задыхаются от свалочной «розы ветров». Закрытие опасных и вредных полигонов – свалок не сопровождается оперативным открытием мусороперерабатывающих предприятий и МСЗ. Но вывозить ТБО куда-то надо! Соседние и даже дальние российские регионы напрочь отказываются от московского мусора, граждане перекрывают дороги мусоровозам, собирают подписи за подобные запреты. Что дальше? И вечное русское – кто виноват, что делать?

     Виноватых искать поздно. А делать надо многое. В первую очередь необходимо защитить людей от вредных воздействий «скоропортящейся» окружающей среды.

     Вот уже и с гигантских Тимоховских полигонов ТБО, выросших на пустых карьерах из-под добытых и превращённых в кирпичи для новостроек глин Юрского периода, ядовитые метановые выбросы при восточных ветрах добрались и до Балашихи. Следующий – 30-гектарный полигон в Торбеево? Этот совсем рядом. У северного подножия его горы есть дачный посёлок, в котором, наверное, уже опасно находиться, а не то, что отдыхать…

     Мегаполизация, назовём так не ограниченный пространством и временем рост народонаселения столиц регионов и вообще городов, выгодна, несмотря ни на что. Но в разумных пределах, которые никем не установлены. Она концентрирует в одном месте производства и кадры, удешевляет логистику – издержки на снабжение, транспортирование, строительство, торговлю, обучение, лечение и развлечение, позволяет создавать системы жизнеобеспечения и другие инфраструктуры с оптимальными расходами. Но строительный бизнес и его владельцы, архитекторы городов и регионов, исполнительные власти и законодатели должны предусматривать комплексный подход ко всему, что связано с мегаполизацией. И не в последнюю очередь – с проживанием, трудоустройством и доставкой граждан к месту работы, учёбы, службы, в том числе из окрестностей мегаполиса. Не в последнюю, как сегодня, очередь заботиться и об экологическом комфорте для людей, создавая вместе с новыми ЖК мощные системы сбора и переработки отходов, что образуются в результате жизнедеятельности народа. Вот тогда-то и можно будет подпевать Леониду Утёсову: «Всё хорошо, всё хорошо!»

     18 декабря 2018 года о проблемах с мусором шёл разговор на заседании Правительства России. Ждём конкретных и важных действий.

     Снимок из спецвыпуска № 1 газеты «Единая Россия «ПОДМОСКОВЬЕ» от 20 мая 2018 года – закрытый 23 июня 2017 года полигон ТБО «Кучино».

     2018


Рецензии
Здравствуйте, дорогой Владимир Михайлович! Давненько не заглядывала в гости к Вам (немного здоровье подвело) и уже соскучилась))) Ох, и больную тему поднимаете (((
Везде, ведь, одна и та же картина - города разрастаются, богатеют, а окраины беднеют и пустеют. И другие результаты такой глобализации - налицо! Вы в своей статье всё это хорошо описали. Конечно, необходимы кардинальные меры со стороны правительства. И общественность должна оказывать на него воздействие.
Да и каждый из нас должен стараться как можно меньше загрязнять матушку Природу. В поселке, где живёт моя мама, одна женщина-мастерица делает из пластика чудесных сказочных птиц и украшает ими дворы. В Интернете вижу очень много примеров интересного использования пластика, старых автомобильных шин итп...

Главное - действовать и всё получится! С уважением, Таня

Татьяна Бабина Берестова   29.06.2020 22:19     Заявить о нарушении
Таня, доброго здоровья! Московская область в этом году закрывает все полигоны ТБО кроме Тимоховского. Сортировка жителями мусора даёт хорошие результаты. Но продолжается интенсивное жилое строительство в столице и ближнем Подмосковье без привязки к работе. Скоро половина россиян будет сконцентрирована в центре европейской части страны. А Сибирь, а Дальний Восток, а остальные, остающиеся без людей просторы Родины? С уважением,

Владимир Калабухов   01.07.2020 04:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.