Честное слово

Даже сегодня, по прошествии двух десятков лет, я не могу объяснить: почему обратил внимание на этого человека в вестибюле  ресторана. В нем моя супруга отмечала день рождения. Один из гостей привлек мое внимание, но тогда мне удалось  переброситься с ним не более чем десятком слов и, лишь придя домой, я узнал от жены, что это муж ее сослуживицы Татьяны – Вася  Потапенко. И  что он – инженер отдела комплектации ферросплавного завода. Затем мы встречались несколько раз на различных застольях. Вскоре я стал замечать, что мне не хватает общения с этим человеком. Тем более, что какая-то душевная теплота, исходящая от Василия и Татьяны, тянула к ним.
По-видимому, и Василию хотелось чаще встречаться со мной, и он предложил присоединиться к нему и еще к двум нашим общим друзьям, чтобы ходить  по субботам в баню. Я дал согласие и уже более двадцати лет живу в этом банном ритме, лишь по уважительным причинам пропуская процесс парной терапии и контрастного омовения.
За это время ряды нашей команды поредели: кто-то перестал хлестать себя веником по состоянию здоровья, сменив парилку на душ в домашней ванной комнате, другие уехали к детям, перекочевавшим в другие города, а мы с Васей все так же созваниваемся по пятницам, сверяя боевую готовность.
Обычно, с возрастом, люди тяжело сходятся друг с другом: вырабатываются незыблемые привычки и принципы, менее гибкими становятся характеры, да и чувства притупляются. Но, с Василием было не так. Порою, казалось, что мы с ним дружим с  самого детства и все друг про друга знаем. Более того,  моя журналистская работа предопределяла то, что я постоянно встречаюсь с людьми, с некоторыми даже сближаюсь и дружу, но они, при всем уважении к ним, не могли мне заменить Василия. Потому, что он, это я чувствовал всеми клетками тела, верный товарищ и не бросит в трудную минуту. А во-вторых, я каждый раз открывал в нем что-то новое. В первую очередь, его какие-то врожденные тактичность и предупредительность. Я его по-дружески называл Вася или, как это делали наши младшие товарищи, – дядя Вася, а он меня – уважительно только  по имени отчеству. Хотя,  у нас разница в возрасте была  в год, причем с его преимуществом. При этом, ни я ему, ни он мне ничего не были должны друг другу и не зависели ни он от меня, ни я от него, будучи социально равными. Просто, как я позже понял, это была его манера уважительно  относиться к тем, с кем он сблизился.
 А еще меня поражала его постоянная  готовность помочь людям. Это проявлялось даже в мелочах. К примеру, вот в таком. Помывшись, одеваемся возле своих шкафчиков. И тут  Василий замечает, что наискосок парень безуспешно пытается надеть туфли, но в них не влезают  его «распаренные» ноги. Мой друг, молча лезет в свою банную сумку, достает «ложечку» для  обуви и передает «мученику» и тот решает свою проблему.
А взять чай. Во время мытья в бане – мы не пьем пиво и другие спиртные напитки. В приоритете – минеральная вода или чай. Я приношу с собой пару бутылок минералки, а Вася – чай. Причем, это не просто традиционный напиток, а – творение. Во  вместительном термосе дома он заваривает различные  дачные ягоды, лимон, пахучие травы и этим целебным отваром угощаюсь не только я, но и банные старожилы соседних шкафов. И таких фактов добродетели моего товарища, я могу привести уйму.
А еще он меня поразил своим шефством надо мной. Так получилось, что мне сделали операцию на сердце, установив там шунты. Несколько месяцев я был отлучен от бани, а когда пришел, то Василий начал сам меня парить, не допуская до верхних полок,  бдительно следя за тем, чтобы мне не стало плохо, и контролируя число моих заходов в парилку.
Да что баня! В любых наших товарищеских семейных вылазках за город, если кто-то что-то забудет, то это обязательно  найдется в запасах Василия. Порою, мы поражаемся, как он вмещает в свою «Ауди-80» разобранные кресла и стол, посуду, мангал и шампуры, поленья дров, лопаты и ведра, различные скатерти и пледы, продукты питания и еще уйму вещей, необходимых для застолий на природе.
И пока все выгружаются из своих авто, осматривают окрестности и обживаются, мой товарищ уже разводит костер и мангал, нанизывает шашлык на шампуры.
…При этом, не стоит думать, что мой товарищ – эдакий добрячок и рохля. У него на все имеется свое мнение, которое он отстаивает, и любого оппонента всегда поставит на место. И сделает так, чтобы все было по справедливости.
То есть, мы все привыкли к тому, что на плечо моего друга можно опереться и с ним можно идти в разведку. Но, недавний наш поход в баню открыл мне еще одну «страницу» дяди  Васи. Хотя, как говорит героиня кинокомедии, «наши люди в булочную на такси не ездят», боль в коленках заставляет меня порою пользоваться этим видом транспорта. Помывшись, я по телефону вызвал машину, так как на улице был мороз, и мы с Васей направились к мини-рынку рядом с его домом, где я намеревался купить мясо и овощи. Когда мы подъехали к этой ярмарке, то таксист, не найдя места, где можно было припарковаться, высадил нас, сказав, что машину поставит чуть подальше. Василий забрал свою сумку с банными принадлежностями, мы, прощаясь, пожали друг другу руки и он пошел к арке, ведущей во двор его дома, а я заспешил к торговым рядам. Пока покупал нужные мне продукты – прошла ни одна минута. Выйдя с покупками на улицу, я стал глазами искать свое такси. И вдруг увидел  Василия, который с банной сумкой торопился мне навстречу. Не поняв этого его маневра, интересуюсь:
- Ты куда? Тебя что твоя Татьяна тоже на рынок послала?
- Да нет, – ответил он просто. И, как  само собой разумеющееся сказал. – Водитель свернул вот  за тот угол, машину отсюда не видно, а ты будешь ее искать и волноваться.
…Мужчины – плачут редко. Но в тот миг у меня навернулись слезы. Подойдя к такси, я попытался сделать своему товарищу «выговор» за то, что после бани он, дожидаясь меня, стоял на морозном ветру, вместо того, чтобы уйти в тепло квартиры. Василий  небрежно отмахнулся, как от пустяка, не заслуживающего внимания, еще раз пожал мне руку и шагнул в арку дома.
Я сел в машину и тут вспомнил рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово». Суть его такова. В городском саду мальчики играли в войну и одного «сержанта» поставили охранять будку («пороховой склад»). Взяв с него честное слово, что он не покинет пост. Наступил вечер, парк готовился к закрытию, а «часовой» все стоял там, где его поставили. Один мужчина, направляясь, домой, услышал плач ребенка. Он пытался уговорить малыша покинуть пост, но тот  твердил, что не может этого сделать, так как обещал стоять, пока его не сменят. Тогда мужчина выбежал из парка, нашел на улице военного и повел его, под ворчание сторожа парка, к ребенку. Майор дал «сержанту» команду покинуть пост, пожал ему руку, сказав, что из него выйдет отличный воин, и счастливый ребенок побежал домой.
…Вася мне ничего не обещал и не давал честное слово караулить такси. Он просто представил, как я,  с пакетами, стану бегать по стоянке, думая, Бог весть что, и остался на «посту», чтобы показать, где стоит  привезший нас автомобиль.
Сергей Горбунов


Рецензии
На таких людях и держится этот грешный мир!

Татьяна Мелентьева   06.12.2023 15:17     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.