Внутренний Правитель Б. П. Вадья

Многие люди в современном мире готовы изменить свой образ жизни; обыденное существование одних и недовольство многих тяжелой работой заставляют людей искать объяснение, которое позволило бы им жить жизнью души вместо жизни тела. Теософское учение великих Учителей Мудрости, переданное через Е. П. Блаватскую, относительно практического применения духовных истин в повседневной жизни, отвечает на это желание и поиск. Предполагается, что последователи теософии должны вести более возвышенную жизнь. Но в последнее время, об этом давно забыли. Во времена H.P.B. этот вопрос стоял на первом месте. Если мы внимательно изучим литературу, которая содержит специальные инструкции для учеников, стремящихся к духовной жизни, мы найдём отрывки на тему раскрытия внутренних сил. Такие способности –  не психической природы, но духовного характера – укрепляют индивидуальность, управляют ею таким образом, чтобы извлечь из неё пользу, и убеждают в том, что ничто нельзя сделать, пока сам ученик не станет сильным, чтобы встретить трудности внутренней, духовной жизни. Если мы прочитаем о жизни людей, которые шли по пути оккультизма или мистицизма, мы найдём, что у них были свои внутренние трудности, и что они смогли преодолеть их только в той степени, в которой они укрепили свою собственную индивидуальность.
Мы склонны ожидать, чтобы нас духовно кормили и заботились, получать инструкции, которым мы должны следовать, и поэтому мы упускаем самый первый и самый кардинальный принцип духовной жизни, а именно, что путь нельзя пройти без внутренней помощи, которая приходит к нам из нашего собственного сознания. Учителя могут только указать нам путь, по которому надо идти. Они могут только помочь нам тем, что укажут необходимые качества для прохождения этого пути. Мы должны развить эти качества. Мы должна сделать это сами. Никто не может помочь нам в этом, даже Учителя; но об этом мы иногда забываем. Мы часто придерживаемся мнения, что если мы чувствуем внутри нас желание обучаться у них, то нас будут учить. Это не так. Мы должны учиться сами. Выражаясь слегка преувеличенно, Учителя не заботятся о нашем обучении. Они хотят использовать нас и наши возможности для своей работы, но большинство из нас находятся в таком состоянии ума, который не подходит для этого, потому что мы не создаём сильную индивидуальность. Сильная индивидуальность важна, в первую очередь, для духовной жизни. Если мы хотим быть учениками, мы должны быть сильными. Ни один учитель не поможет ребёнку, которого нужно всё время водить за руку и говорить, что он должен или не должны делать.
В учении Будды, когда он наставляет избранных учеников, он учит их отказываться от внешних вещей. Он называл церемонии и обряды оковами в духовной жизни. Если мы сопоставим это учение с тем, на что мы полагаемся в обычной жизни, то найдём, что слишком полагаемся не на высшее и святое, но на мелочи, которые считаем важными. Именно это стоит у большинства из нас на пути к быстрому развитию, потому что это является самым трудным шагом относительно внешних предметов. Первое, что необходимо, это достичь внутреннего сознания, которое говорит: «Я это сделаю. Я найду Учителя. Я добьюсь успеха в духовной жизни, и никто на земле или на небе не сможет остановить меня».
Хорошо почитать в этой связи то, что написала H.P.B.. Если мы придерживаемся этого учения, то видим, что потратили большую часть нашего времени, слишком полагаясь на помощь извне, ждали внешних приказов, устных или письменных, которые так и не пришли и не собираются приходить. В духовной жизни нет определенных и четких правил для всех. Это невозможно. В старые времена, когда учитель брал только от десяти до двенадцати учеников, как например, в древней Индии, и то это было невозможно, тем более, сейчас. Дух эпохи против этого. Люди так привыкли получать заказы и выполнять их. Есть некоторые подсказки в этом отрывке из сочинения H.P.B., которые мы должны очень тщательно продумать и применить к себе.
«Первым необходимым качеством является непоколебимая вера в собственные силы или божество в себя, в противном случае человек просто превратится в безответственного медиума». Слово медиум не следует понимать в обычном смысле, как спиритический медиум, но как означающее хранилище разных мыслей, эмоций и чаяний других людей, вместо развития своих собственных. Мы делаемся часто хранилищем идей и вдохновения других людей. А как насчет наших собственных идей согласно учению H.P.B. о «непоколебимой вере в собственные силы или божество внутри себя»? Нас часто охватывает страх и трепет, когда наша интуиция или рассуждения не согласовываются с интуицией или рассуждениями других людей. Почему они должны соответствовать? Каждый из нас имеет свой особый путь развития. Мы должны перестать быть детьми и цепляться за юбку матери.  Если мы не сделаем этого, мы не сможем применять учение H.P.B. к себе лично. «Во всей мистической литературе древнего мира, мы находим одну и ту же мысль духовного эзотеризма, а именно, личный Бог существует внутри, а не где-то за пределами верующего».
H.P.B. яростно критиковала идею личного Бога, как её понимают во внешнем мире, но она верила в личного Бога внутри каждого верующего.  «Личное божество не является напрасным дыханием или вымыслом, но бессмертной сущностью».  В этом и заключается сила сущности – в её бессмертии;  «бессмертная сущность, Посвящающий Посвящённых».  Мы должны задуматься над этим выражением. Мы слишком легкомысленно говорим о посвящении и делаем это потому, что мы не знаем ничего об этом. Над этой мыслью H.P.B. следует подумать. Есть что-то внутри нас, что является бессмертным, личным Бога, Посвящающим Посвящённых. Это – очень важная мысль, которая нуждается в самом тщательном обдумывании. H.P.B. намеренно говорит своим ученикам, которые готовятся вступить на путь в поисках Учителя и посвящения, что Посвящающий находится внутри каждого.
«Атман или  Эго, могущественный Владыка и Защитник, если только человек познал Его, как «Я есмь», «Ego Sum», «Ахми», – являл свою полную силу тому, кто был в состоянии узнавать «все еще тихий голос». Со дней первобытного человека, описанного первым ведическим поэтом, вплоть до нашего современного века не было философа, достойного этого названия, который не носил бы в молчаливом святилище своего сердца этой великой и сокровенной истины…Поэтому мы должны принять это напоминание и просто отметить, что даже в вымученной и варварской фразеологии «Кодекса назареев» мы повсюду различаем ту же самую идею. Подобно подводному течению, быстрому и чистому, она проходит, не смешивая своей кристальной чистоты с мутными и тяжелыми волнами догматизма. Мы находим ее в «Кодексе» так же, как в Ведах, в «Авесте», как и в «Абхидхарме», и в «Санкья-Сутрах» Капилы не менее, чем в четвертом Евангелии. Мы не можем достичь «Царствия Небесного», если мы не соединимся неразрывно с нашим Rex Lucis, Владыкой Великолепия и Света, нашим Бессмертным Богом. Сначала мы должны завоевать бессмертие и «взять Царство Небесное силой», данной нашим материальным «я».  («Разоблачённая Изида», Т. 2, стр. 317-318)
Весь этот отрывок несёт большое вдохновение. Мы должны найти бессмертную сущность в себе. Она будет посвящать; она принесёт нам свет. Это учение H.P.B. жизненно важно в настоящий момент. Без этого основного, центрального, кардинального факта, а именно, что внутри нас есть бессмертная сущность, деятельность которой должна найти выражение, мы не можем ничего сделать в духовной жизни. Мы можем взять силой Царство Небесное только тогда, когда мы приведём Бессмертного Бога внутри нас в действие или выражение. Поэтому нам надо найти его. В другом месте H.P.B. говорит, что он является Учителем Учителей, и нет Учителя выше, чем эта бессмертная божественная искра внутри нас. H.P.B. решительно настаивала на раскрытие сил высшего Эго. Сейчас, честно говоря, если мы посмотрим в себя, многие из нас обнаружат, что мы слишком зависим от внешних вещей. Это внешнее может быть очень хорошим, даже очень ценным, и, тем не менее, это – всего лишь внешнее. Есть тенденция попадания в неверную колею, и всё больше и больше углублять её. Пока мы не признаем, что все эти истины даны нам для применения на нашем собственном пути, в наших собственных обстоятельствах, и что для их применения никакая сила ни на небе, ни на земле не может помочь нам, кроме самих себя, мы будем продолжать делать ошибки. Поэтому необходимо полагаться на внутреннее сознание или внутренний мир.
Мы должны снова и снова обращаться к замечательному списку качеств в Гите (глава XVI). Они предназначены для человека, который хочет пройти духовный путь освещения. Первое качество — бесстрашие. Рассматривая его в свете того, что было сказано ранее, мы можем спросить себя, почему бесстрашие считается первым из всех замечательных качеств, необходимых для прохождения пути. Изучая Гиту, мы находим, что Арджуна прикладывал огромные усилия, чтобы стать бесстрашным. Вновь и вновь ему говорят: «Поэтому встань и сражайся». Что означает качество бесстрашие с точки зрения духовного прогресса?  Оно несколько отличается от обычного бесстрашия солдат в армии, которое, однако, является отражением истинного духовного бесстрашия. Оно имеет отношение, как H.P.B. говорит, к сущности, личному Богу внутри. Оба учения являются одинаковыми, хотя изложены на разных языках. Оба являются духовными учениями, излагающими одну и ту же истину.
Почему же страх одолевает нас? Потому что мы только начинаем развивать первое качество духовной жизни – различение или проницательность. Мы обнаруживаем, что когда мы возвращаем из безмолвия нашей медитации реальное и бессмертное Эго в темноту этого мира, мы окутываемся нереальным. До тех пор, как мы не разовьём качество различения, страх будет пронизывать нашу жизнь. Как только мы будем распознавать между реальным и нереальным, постепенно мы сможем правильно определять значение вещей. Только из-за того, что мы полагаемся на внешние вещи, мы владеем неправильным различением или проницательностью.  Мы идём от формы к форме, а не от формы к жизни. Разница перехода от нереального к реальному является разницей характера, а не уровня. Для нас это часто только разница уровня. Это – не духовная жизнь. Мы должны различать характер. Мы должны идти от формы к жизни. Это – настоящее различение. Истинным отсутствием желания является понимание того, что все вещи реальны, но имеют разные значения и разные места во вселенной для её наполнения. Поэтому для духовной жизни нам нужна истинная проницательность.
Итак, что нам делать? Мы переходим от объекта к объекту и позволяем спать внутреннему сознанию. Мы считаем, что переживаем духовное освещение, когда проходим через различные этапы и соприкасаемся со многими формами, набирая опыт, который может дать внешняя жизнь. Человеческая личность – эго в нас – имеет два полюса. На это «эго» постоянно воздействует нижний полюс. Мы не соприкасаемся с духовным полюсом внутри нас, но постоянно устремляемся к материальному полюсу. Внешнее управляет нами, вместо того, чтобы мы управляли им.
Поэтому мы должны быть бесстрашными с духовной точки зрения. Мы должны иметь место уединения или крепость, в которую мы можем удалиться и посоветоваться с сотрудниками нашей штаб-квартиры – генералом крепости, который не принимает непосредственного участия в боях, но кто руководит и направляет нас, показывая нам ход кампании. Оттуда приходят духовные силы, что позволяет нам терпеливо идти дальше. Без такого подхода, мы не сможем «взять Царство Небесное силою». Мы должны иметь для этого силы, иначе оно может взять нас силою. Это происходит постоянно. Происходит, так сказать, борьба между различными природами вселенной. Если мы отождествляем себя с материальной природой, то каждый раз терпим неудачу, и поэтому именно бесстрашие делает людей свободными. «Усилия выше судьбы», это правило повторяется снова и снова. Мы правильно делаем, если отождествляем себя с духовным полюсом, а не с материальным.
Итак, совершая медитацию или исследование в нашей повседневной жизни, мы должны прилагать усилия, чтобы найти и выразить внутреннее эго в нас и не слишком полагаться на внешние вещи. Давайте искать свой собственный путь, не идти по следам других людей. Ребенок, когда он вырастает, находит свой путь, работу, коллег, свою собственную философию. Мы слишком склонны полагаться на руководителей и вместо того, чтобы самим нести часть бремени, мы взваливаем весь груз на Учителей, и иногда Учителям приходится сбрасывать нас. Огромная карма мира лежит на плечах Учителей. Мы должны избавить их от какой-то её части; не взваливайте на них дополнительное бремя. Мы должны быть готовы встретить свою собственную карму.
Это подводит нас к точке ученичества, приближает к Учителю. Ученичество не происходит в рамках личности, если только эго не управляет личностью, и эго не начинает работать как личность. Мы можем говорить об ученичестве, мы может играть с этой идеей, но невозможно, чтобы в нас и через нас действовала бы истинная энергия Учителя, пока этого не будет.
Первой необходимостью по выражению H.P.B. является нахождение внутренней сущности, бессмертного правителя, посвящаемого посвящённых. Эта работа должна осуществляться определенными этапами – во-первых, четкое понимание того, что должно быть сделано, затем постоянное применение учения о внутреннем правителе, не только во время медитации или изучения, но и в повседневной жизни, когда нужно принимать решение,  решение должно исходить изнутри. Не важно, если мы делаем ошибки. Мы постоянно падали в прошлом, но всегда поднимались и шли дальше. Если мы мудры, то учимся на ошибках других людей, на их примере. Именно так мы можем добиться успеха. В нас так много личного, что мы не видим великой истины. Поэтому мы должны следовать внутреннему голосу совести; даже если он не всегда мудр, но это наша совесть. Это лучшее, что у нас есть, так что следовать своей совести является лучшим способом в духовной жизни.
Мы слишком полагаемся на внешнее, и поэтому не добиваемся успеха. Мы можем приобретать книгу за книгой, находить новые формы служения; но они не приблизят нас к духовной жизни. Мы переходим от формы к форме, от образа к образу, но мы должны переходить от формы к жизни; внутри себя мы находим руководителя, которого нельзя сжечь огнем, утопить в воде или смести ветром. Когда нам нужна помощь и руководство, он всегда находится внутри – вечный, непреходящий, всегда готовый помочь и направить. Найти, Бога внутри себя – это первое достижение.  Мы должны понять, что живём в мире богов, мы должны найти место обитания Учителей и сделать его нашим собственным местом. Их мир есть мир жизни, света и бессмертия. Их нельзя найти в другом месте. Их выражения можно найти то здесь, то там в этом мире, но здесь их не найти. Наша задача состоит в том, чтобы найти нашего бессмертного правителя или наше Эго, а затем идти в мир, неся ему Царство Небесное. Рабство – это зло, а духовное рабство является худшим из всех видов рабства.
Это – великая и ключевая идея духовной жизни. Если мы не живём этой жизнью, мы не сможем добиться никакого прогресса. Мы можем идти от  формы к форме, и в течение долгой эволюции, когда мы придём к седьмому глобусу в седьмом круге, мы сможем, наконец, найти себя. Но наша идея заключается в том, чтобы ускорить свою эволюцию и делать сегодня то, что человечество будет делать в дальнейшем. Давайте тогда принесём в качестве подношения наши медитации, исследования, повседневную жизнь нашим Учителям, которые готовы помочь всем нам.  Пробудите спящего Владыку внутри вас, и тогда постоянно бдящие Владыки Сострадания помогут вам освободить мир от оков духовного рабства.


Рецензии