Антология Ирина Быкова Рассказы ЖЗЛ

       ВИВАТ, КОРОЛЬ, ВИВАТ!

       Счастливый день! Сегодня вновь встречается наш класс.     Саднит на душе-не будет двух моих самых верных друзей. Их  уже никогда не будет. Некому разделить со мной" самое- самое"... И все равно пьянит предвкушение праздника.
       Как всегда…. 
       Встречаемся мы у нашего старосты Гены в юбилейные годы или, когда приедет из Москвы Валерка (наш троечник), нынешний замминистра и пожелает нас лицезреть. Сегодня последнее. Валера пожелал, и Генка высвистал всех, даже из - за границы.
        Мне повод неважен. Главное - я снова увижу своих " ребят". Услышу  обращенное ко мне  веселое детское имя " Иринка". Так меня больше никто не назовет. Я  очень  их люблю. Всегда любила. Они меня тоже.               
       А какой чудесный вечер! Сумерки и снегопад превращают  мир в какую-то таинственную ирреальность:  едва сдерживаюсь, чтобы не крикнуть прохожим: "Привет!" - так похожи они на тех... прежних...
        С каждым шагом, приближающим меня к улице детства, свершается во мне какое-то чудесное преображение.   Здесь МОИ семнадцать лет!..  А вот и мой волшебный двор... Чуть изменился, расширившись за счет сноса моего дома.
        Деревья те же. Мы их сажали с родителями. К моему приходу мой заветный двор принарядился  и сверкает трогательной чистотой первого снега. Он ждет меня. Всех ждет!.. Всегда… Даже тех, кто сюда больше никогда не вернется….                Опаздываю... И все-таки загляну!.. Не было в нашем районе такого двора… Он, как магнит, притягивал к себе ребят со всей улицы. Мы так гордились своим королевством! Почему королевством?..
        Потому что был КОРОЛЬ! Настоящий!!! Коронован он был нашими сердцами. По праву. И, как тогда казалось, навсегда. Рыцарски благородный, преданный и отважный. Самый верный, справедливый и не по годам мудрый. К тому же, очень красивый!   Черноглазый, с вьющимися черными волосами, гибкий  и  стройный. Покоряло выражение его глаз: отчаянное и нежное одновременно. Такого я больше  ни у кого не встречала.
       В него, моего друга и одноклассника ,были влюблены  все девчонки .  Пожалуй, я была единственным исключением, храня  с двух лет верность соседу с третьего этажа.  Не ослепленная "тайной  страстью ", я преклонялась перед его талантом  заводилы самых искрометных игр, справедливостью в решении наших дворовых конфликтов, умением объединить всех  для общего дела (заливки катка, строительства горок для малышей). На всю жизнь запомнилось, как он полз по обледенелой крыше четырехэтажного дома, чтобы спасти скользящего с нее товарища. Тогда впервые раздалось: " ВИВАТ, КОРОЛЬ, ВИВАТ! "…

        Он придумывал в наши дни  рождения самые неожиданные сюрпризы, тщательно скрывая свое авторство…      
        Наш Король мечтал сделать всех счастливыми. И однажды ...сделал!.. Весенним утром (нам тогда было по 13 лет) наше королевство взорвалось от счастливого визга малышни. В песочнице - гора  ярких пластмассовых игрушек! 
        Такого праздника я больше  в жизни не видела!..
    Обалдевшие от счастья  малыши еще носились по двору, когда появилась милиция. Оказывается,  наш Король  ночью взломал дверь малюсенького игрушечно - канцелярского магазинчика( вернее, снял висячий замок) , стащил 50 пластмассовых игрушек и утром высыпал их в песочницу.   Сказка для малышей стала былью... а для Короля былью стало пять лет колонии.
        Мы окончили школу, поступили в институты, когда Король вновь появился во дворе. Курящий, выпивающий, но  верящий,  что жизнь только начинается. Глаза те же: отчаянные и нежные... И такая жажда быть, быть, быть!!!
                …ВИВАТ, КОРОЛЬ, ВИВАТ! 
         Через два месяца его опять арестовали.  Кто- то обворовал ларек. Десятки свидетелей подтверждали его алиби. ОН ЭТОГО НЕ ДЕЛАЛ!  Но долго разбираться не стали - он  ведь уголовник. Дальше, как в сказке: чем дальше, тем страшнее...
          Где ты сейчас Король?
          Дерево неожиданно  осыпало меня нежной охапкой снега (привет от Короля?).  Я очнулась от воспоминаний.  Да, все это было.… В прошлом.… А сейчас меня ждут наши "ребята ". Дом рядом.               

           Я представляю накрытый стол, украшенный привезенными из-за границы диковинными бутылками вин и коньяка. И.....водки. Последней будет достаточно, чтобы " мальчики " оттянулись до утра. Наверное, все уже успели оценить  фирменные костюмы друг  друга и платья из бутиков. Пусть... Мне все равно предъявить  нечего, кроме " скромной элегантности (очень скромной!). Дело в том, что большинство моих одноклассников очень успешные люди.   
           Когда- то класс был, как теперь говорят, элитный. Все закончили вузы. Большинство мальчиков - доктора наук. В перестройку не растерялись. И бизнес успешный, и дети за границей.… Появился лоск, " комильфотность", мы стали походить на бомонд. Правда, четверть класса перестала участвовать во  встречах по неведомым причинам... Полагаю, в силу  возникшей  классовой несовместимости в одном классе. Я же "совмещаюсь" со всеми. Я люблю их  всех. Кем бы они ни стали. Они мое детство…               
           Генка (хозяин дома) встретил меня очень тепло, но как- то растерянно. Причину я поняла сразу, войдя в комнату. С краю стола сидел мужик  в " трениках", футболке и кроссовках.  Седая вьющаяся шевелюра. Отекшее, испитое, но выразительное лицо…            
             Компания меня бурно приветствовала, дружно сигналя глазами в сторону мужика: " Ну, каково?" Чувствую, что мужик здесь, как ржавый гвоздь в крышке рояля.               
            Что поделаешь! Села рядом и... сразу узнала - Король, наш КОРОЛЬ!!!                Позже Генка будет верещать: " Не звал я его!  Сам пришел! Этажом ниже живет. Не звать же милицию!"               
            Я ошеломлена.  Образ моих дворовых видений фантастически материализовался.               
            Мы говорили с Королем долго. Вдвоем. Обстановка разрядилась. Веретена общения в компании привычно завертелись. Никто нам " не мешал". Правда, оскорбительно быстро  незаметно исчезли стоящие перед нами спиртные напитки (прибрали от алкоголика).               

               Король помнил всех и все. Наших отцов и матерей. Мельчайшие детали той жизни. Наши таланты, успехи и горести. Он ГОРДИЛСЯ нами …         
               А  во взгляде все та же нежность и...(нет, отчаянности уже не было),  такая благодарность, когда я вспомнила его красавицу - мать ,безвременно ушедшую из жизни…
              Он по-прежнему был остроумен, наблюдателен, умен и добр.                Пришло время прощаться. Я позвала Генку и потребовала себе бокал водки. Тот понимающе хмыкнув,  налил. Женя (так звали Короля), смутившись, помешкав секунды, выпил и встал из-за стола. Громко попрощался. Почти никто не отозвался...               
              Я вышла его проводить. В прихожей  он долго не отпускал мою руку.       
- Ты зайдешь ко мне, когда еще будешь здесь?...               
-Зайду…                -Честно? - по-детски, по- дворовому, спросил он…-Честно… 

              Я вернулась в комнату. Там уже был не бомонд, а комсомольское собрание 10"а" класса.               
-Ну, и с КЕМ ты ворковала? Ты же знаешь, кто он…               
-Так же, как вы!..               
- А то, что он не просыхает, знаешь?  Шалаву его немытую  видела?...      
          Я пыталась сказать в ответ все, что могла. Безрезультатно. Того, кто мог бы меня поддержать, сейчас здесь не было               
          В ответ дружным хором:                - Мы сами добились всего, своим трудом. Он тоже мог бы. Меньше бы водку жрал!..
          Наконец  я нашлась:               
-Где бы вот ты, успешный наш ,был сейчас, если б тогда Женька тебя на той крыше не спас?..
          Прошло несколько лет. Король умер. После той встречи мы с ним не виделись. В этом году вновь был вечер встречи.  Помянули всех, кто навсегда ушел. Короля помянули отдельно. Вспомнили двор...  Женю ...    И вдруг раздалось:
" ВИВАТ, КОРОЛЬ, ВИВАТ!"               

                Ирина   

*******************************************       
         ПЕТЕРБУРЖЕНКА

        Поверьте, что Ленинград моего детства и юности был во много раз более    Петербургом, чем сейчас, когда к  нему вернулось прежнее имя .
Живы были носители той уникальной культуры,которых в детстве мне посчастливилось застать. Вернее, носительницы...
       Считалось, что в Ленинград  стоило ехать, чтобы посмотреть Эрмитаж, Летний сад...и "петербургских старушек".
Нет, "старушки"- неподходящее слово. Один  мой  знакомый из провинции , сопроводив меня с визитом  к такой " старушке"(86 лет), потрясённо заметил: " Да она не старуха! Она женщина!"

       Как бы их назвать? " Петербургская  дама" в середине 20 века - это что-то водевильное. Не подходит. Ну что ж , будем называть этих женщин " петербургскими старушками"... Условно.
       У большей  части из  них трагические судьбы... Нежное  детство. Гимназия или женский институт( не обязательно"Смольный"- их было много). Прелестная девичья пора. Влюблённость. Счастливое замужество.
       А потом  гибель мужей  на  войнах и  в лагерях. Потеря в блокаду детей...  И безмерное одиночество. Нищета.  Жизнь в малюсенькой тёмной комнатушке( уплотнили) в  бывшей, ещё "папиной" квартире. Служба библиотекаршей ,машинисткой или бухгалтершей  в ЖЭКе.
       Никогда они  не  сидели  на лавочке  возле  дома, обсуждая жильцов. Только в скверах и  парках  можно было увидеть их одинокие фигурки. Одинокие...
       И ещё... Их  отличала  юность  осанки, благородство  жестов, интонаций и элегантность  невесть  когда сшитой скромной  одежды. И лица у них были особенные. Истончённые возрастом , с печатью чего-то неуловимо девического ( такое бывает у женщин в свое время не ставших "тетками").
       Эти женщины не  делали  нам, подросткам, замечаний,не одёргивали, называли нас на " Вы". Но  само  их  присутствие создавало  недопустимость чего-то...мягко говоря, вульгарного. Они  воспитывали  нас  просто тем ,что  жили  рядом , вызывая желание  быть похожими на них, не потерять в  суете  достоинство и благородство.
        Вот о такой "петербургской  старушке " и пойдет речь.
      ***   ***   ***
 1969 год. Мне 25 лет.

       Мы с 81-летней  бабушкой  остались  одни. Умер  дед, следом  за  ним  мой отец.   Лишились  мы  не только  духовной опоры, но и  весьма  весомой  материальной. Работать мне пришлось очень много. За три  года нам грозило второе переселение в связи с очередной  реконструкцией центра  города.
       День, в который произошла встреча с моей героиней , был поистине безумным.  Единственный  день между  уходом  в отпуск  и отъездом  на работу в молодёжный  лагерь в  Карелию. Но все осложнялось  еще  тем, что , кроме многочисленных приготовлений , мне  надо было до отъезда   получить  "отпускные"  двух  учебных заведений , где я  работала, гонорар за  литературную  передачу на телевидении  и срочно снять оставшиеся деньги с одной  из сберкнижек  недавно умершего отца.
       Надо заметить, что этой проблемой  была  очень  обеспокоена и бабушка, с 2-х лет заменившая мне мать. В  доме  всегда  царствовала  она. Казначействовала тоже она.
       Она-то вот и походила  на  петербургскую даму(не водевильную). Посчастливилось  ей  прожить  полвека  с любящим , к тому же обеспеченным мужем, не ведая ни одиночества, ни нищеты. Несмотря на трагедии, гибель детей,  опора была  всегда  надёжной..
      После смерти деда  всё продолжалось по-прежнему . Бразды  семейного правления -  в её руках.Признаться, все  заботы  были  давно на  мне ,но очень не хотелось ,чтобы она почувствовала, что роли  поменялись и она  превратилась в зависимую старушку. Она должна царствовать!
     И сейчас в своей книжечке она чётко подсчитала, что я должна получить и  вручить ей 900 рублей.

      Надо было успеть! И я стремглав понеслась в разные концы города. Представляете: я успела! В сумке у меня лежало портмоне с 900-стами рублями. Всё в порядке!
      В полуобморочном  состоянии я поднялась по эскалатору  метро" Технологический институт" и влилась  в плотную потную толпу двигающихся по мраморному коридору людей.
       Вдруг я  заметила  маленькую, хрупкую фигурку той самой "петербургской старушки" в сереньком  чесучовом костюмчике и такого же цвета элегантной панамке.. Вжатая в серый мрамор стены, она напоминала барельеф.Перед ней стояла корзина с букетиками очаровательных маленьких роз. В моем распаренном мозгу мелькнуло:"Как в Париже!!!"-и неожиданно:"Интересно, она была в Париже?" Место для торговли было более чем неудачно. Да и такой формы продажи  я ещё не встречала .Экзотика, как оказалось, была экспериментом близлежащего фирменного магазина.
      Остановиться в несущейся толпе было почти невозможно, но я всё же умудрилась.Букет стоил рубль. Купила, сама выбрав его из корзины.Успела разглядеть немолодое прелестное лицо продавщицы - ах, " она была мечтой поэта.".

       Пришла домой. Вручила букет бабушке.Она, занятая сборами к отъезду со мной в Финляндию ( так и не переучилась),рассеянно спросила,все ли в порядке.
-Да. Замечательно-, откликнулась я и  потянулась к сумке. Она была ...раскрыта. Портмоне не было. Несколько  минут  я просидела в своей комнате в шоке: как об этом сказать 81-летнему человеку. Решила срочно собрать в долг 120 рублей-телевизионный гонорар, объяснив, что больше никуда не успела.Ну а потом как-нибудь выкручусь,хотя бы подготовлю её. Не убивать же разом!

      Всё же с детства меня не покидала вера в людей и... чудо.
      Я вернулась в метро. Подошла к милиционерам. Это были знакомые мне ребята, не раз провожавшие меня до квартиры, если я возвращалась поздно одна.Спросила.-Нет, денег никто не передавал.
      Ввинтилась против течения в толпу выходящих. Возможно, портмоне просто топчут ногами: вниз-то никто не смотрит.Нашлись сердобольные помощники. Отыскали 5 пуговиц,ключ и упаковку  цветных карандашей.
      И вдруг... в широком пространстве между входом и выходом  вижу ЕЁ!  Кто-то помог"петербургской старушке" найти более удобное и просторное место. Цветов в корзине почти не было. Лицо посерело, и почему- то заплаканы глаза. Я очень стеснялась подойти к ней с этим нелепым вопросом. И так, бедняга , едва жива.

       Всё же подхожу. Спрашиваю. Женщина мгновенно преобразилась!  Сверкнули остатком голубизны глаза!
- Какое счастье, что Вы пришли!Я не знала , что мне делать! В милицию?  В стол находок? А вдруг люди непорядочные попадутся? Думала: с ума сойду! Девочка, родная, Вы меня спасли.
       Протягивает мне моё портмоне, плотно набитое двадцатипятирублевками.
       Еще покупая цветы, я спросила её, давно ли она торгует.
-Один день.Больше и не смогу.
-А сколько обещали заплатить?
-Семь рублей.
       И здесь мне  в голову пришла замечательная идея.
- Я уже с этими деньгами простилась. Их нет! Ведь произошло чудо, что они оказались в  Вашей корзине!  Давайте поделим их пополам!
       Открыла портмоне...Она строго и осуждающе смотрела на меня и качала головой.      
       Я не уступала.
-Понимаете, из этих денег моих 500 рублей. Остальные- покойного отца.Он совсем недавно умер. Сделайте милость- возьмите! Я хочу этого  в память отца...Он был бы доволен. Возьмите. Умоляю  Вас!
       Она по -прежнему непреклонна.
       Спрашиваю:
-Вы ещё долго здесь будете?
-Примерно полчаса.

       Лечу в кондитерский магазин. Лихорадочно оглядываю прилавки.
       Обращаюсь к продавщице:
-Мне, пожалуйста, этот торт ...  и всё-всё самое дорогое, вкусное  и элегантно упакованное.
       Продавщица не без ошеломления обслужила.
       С пакетами и коробками мчусь в тот фирменный магазин , от которого работала моя спасительница . Покупаю все оставшиеся розы.

       Замирая от ужаса, что могу не успеть, устремляюсь обратно к метро.
       Женщина ещё там. Собирается уходить.
       Дарю ей цветы, передаю коробки и пакеты. Целую.
       И вдруг... она разрыдалась.
-После войны... мне..никто цветов не дарил...

       Пойдемте ко мне. Накроем стол. Будет праздник.
       Первый праздник за столько лет! Пойдёмте, девочка, прошу Вас!
       У меня перехватило дыхание от сердечной боли. Как могла, объяснила ей, почему сейчас не могу этого сделать.
       Она рыдала и повторяла:
-Боже, Боже, сколько благородства и доброты в людях!
       И это говорил человек, который держал в руках целое состояние, обеспечившее  бы его  жизнь до явно близкого конца.

       Мы расстались.
       Ну, почему я не спросила её адрес, чтобы навещать, помогать чем можно.
       Тот безумный день лишил меня разума.
       Так и стоит у меня перед глазами " петербургская старушка"...Хранительница неповторимого духа города.

***************************************************

"Счастливое" письмо из блокадного Ленинграда
 
    6.06 1943г.   Только вчера послала тебе, мой мальчик,письмо. А сегодня вечером пишу снова.  Знаешь, Пашенька, я давно хотела написать тебе РАДОСТНОЕ письмо . Думала, что так и не смогу. Смерть папы, бабушки, Валечки. Казалось, ничего в жизни не обрадует меня, кроме встречи с тобой .

    А сегодня  был  день чудес, радостных ,нежданных .

    Поверишь ,я  была    на праздновании  дня рождения  Пушкина! Музей был закрыт  с начала войны... И вдруг получаю розовенький  листочек- приглашение в музей!            Пришло восемь человек из близлежаших домов . Выступали Вс.. Вишневский, В. Имбер и Николай Тихонов. С какой пронзающей душу верой Вишневский сказал:" Голод уйдет! Поверьте : мы победим!"  В. Имбер читала" Памяти Пушкина".  На бюсте Пушкина был венок, настоящий, из живых цветов. А я вспоминала, как малышом ты потерялся в музее и я с трудом отыскала тебя у этого самого бюста. Ты тогда сказал: " Я с каменным дядей гулял!" Знаешь, сынок, нас было 8 человек. Всего. Но мы были в центре Вечности...и Бессмертия. Жизнь будет! Она бесконечна.               
    Дом Пушкина не пострадал. Бомба упала в Мойку и не взорвалась! Есть в мире места, неприкасаемые , хранимые свыше!

    Я, Пашенька, пока не очень хорошо хожу( только не волнуйся- ничего серьёзного), а из дома Пушкина пошла ( первый раз) на Стрелку . Силы появились! А день какой сегодня чудесный! Солнце! Нежная зелень деревьев! Ах, какое чудо!!!
    Ты не представляешь: Румянцевский садик разбили на квадратики  ...под огороды!  А на набережной разрыхлили газон для ЦВЕТОВ!
    Милый ,меня так взволновал запах парной земли... Я целыми пригоршнями  подносила её к лицу и до головокружения вдыхала её запах- запах жизни!
    Господи, скоро я увижу ЦВЕТЫ!  Павлик! Какие у нас ЛЮДИ! Город, в котором  сажают  в блокаду цветы, победить нельзя!
    Вернулась домой. Зашла Зинаида Васильевна. Рассказала, что весь персонал их детского дома собрался, чтобы посмотреть драку двух мальчуганов.  Женщины плакали от счастья. Дети молча лежали,только с трудом начали вставать.  И вдруг....ДЕРУТСЯ!  И не из-за еды! А  свои мальчишеские отношения выясняют. Ожил маленький народ! Победа! Еще какая победа!

    Вечером у меня стала кружиться голова. Тетя Дуся( бывшая лифтёрша- помнишь ее?) говорит: " От слабости, Лексевна, поди, долго не протянешь "-А я ей : " От радости!" - Не поняла, посмотрела, словно я  умом тронулась
     Я , Павлик, поверила сегодня, что у нас будет ЖИЗНЬ.  И ты вернёшься, сынок! Я это   ЗНАЮ,ЗНАЮ, ЗНАЮ!!!
    Только не узнаешь ты нашей квартиры. Сожгли всё, что горело, даже паркет. Ничего -  наживём! А вот твою комнату не тронули. Там всё так, как было. Даже листочек из блокнота и карандашик, оставленный тобой на письменном столе.

    Мы с твоей Лёлей( чудесная девочка) часто сидим у тебя в комнате.....С ТОБОЙ! Твоя Лёля давно мне дочь. У меня - никого. У неё- тоже. Один свет на двоих - твоё возвращение.     Без неё, моего Ангела Хранителя, я эту зиму не пережила бы Теперь-то точно доживу и внуков понянчу... 
    Не выдавай меня , сынок,- Лёля  рассердится. Но в такой особый счастливый день проболтаюсь. У каждого ленинградца есть сумочка, баульчик с самым ценным, с которым не расстаются. А знаешь, что у Лёли в сумочке, кроме документов и карточек? Не догадаешься!!! - Узелок со свадебным платьем и туфельками, которые ты ей купил 20 июня 41года! Голодала, а на хлеб не поменяла. Знает девочка, что наденет свой свадебный наряд! Волшебная наша девочка!
    Видишь, сынок, получилось !!!! у меня РАДОСТНОЕ письмо.

   Будем жить , Павлик, уже втроём. И внуки у меня будут.Красивые и добрые,как ты и Леля! Целую тебя, мой ненаглядный мальчик, кровиночка моя ,надежда, жизнь моя ! Береги себя, сынок!               
Мне кажется,что прожитый сегодня СЧАСТЛИВЫЙ день- Божье знамение.               
Твоя мама.
***   ***   ***
От автора.
Вера Алексеевна Вечерская умерла 8 июня 1943 года. О  её смерти  Павлик узнал через полгода. РАДОСТНОЕ письмо матери хранил всю войну в кармане гимнастёрки вместе с фотографией Лёли. Фронтовые друзья неоднажды просили прочитать это последнее РАДОСТНОЕ материнское письмо. И обязательно кто- то вслед за Верой Алексеевной повторял: " Будем жить, будем! " Павлик вернулся. Они с Лёлей поженились. У них самих есть уже и внуки ,и  правнуки.

И ещё.. .Кроме обычных праздников, в их семье есть праздник РАДОСТНОГО дня, "дня чудес радостных и нежданных." Маршрут" их праздничной прогулки тот,которым в предпоследний день жизни шла Вера Алексеевна.
**********************************************
     ДЬЯВОЛ
 Памяти  М. М. С. посвящается
 
     Невский проспект. Юная стройная женщина  берёт за руку маленькую белокурую девочку.  Рассекая толпу , ведет её так быстро , что та едва поспевает за ней, перебирая еще не окрепшими в  розовых туфельках  ножками.
     Странно : в перспективе исчез  шпиль Адмиралтейства.
Вместо него сад с высокими , почти до белоснежных  ажурных облаков  деревьями.
 -   Говорила : встретитесь !!!
     Раздался властный , пугающе знакомый голос. Вот от этого властного голоса я и просыпаюсь .     "Господи , в который раз -,  думаю я . Теперь не заснуть.
      Голос продолжает звучать уже в воспоминаниях.
 -    Где твоя мать?
 -    Умерла.
 -    Неправда. Эту ложь выдумал твой дед !
      Так начался разговор. Тот самый. Важный. Для которого меня ,
четвероклассницу,  задержала после уроков Ольга Алексеевна. 

      Горбато-прямая, с чёрными распадающимися пролысинами   волосами ,
острым  птичьим  носом ,со  сверлящими неулыбчивыми глазами .
Черный жакет с длинными , словно крылья , полами украшала медаль.
За птичий облик и жёсткость прозвали её "стервятницей".
Но, что это такое , я не знала. И никакие сомнения в учительской безупречности меня не посещали.
 -   Моя мама умерла, когда мне было два года. В Одессе. Каждый год ездим.
И памятник есть. Большой такой. Я его ракушками украшаю.
 -   Памятник твой дед поставил , чтобы ты правду не узнала.
 То, что совершила его дочь ,для него ,коммуниста, хуже смерти.
 -   А что она совершила ? Если не умерла , то отчего бабушка на могиле плачет ?
 -   Родителям - то  каково , когда дочь преступница ? Вот и рыдает.

А твой отец зачем на Север уехал ?
-   Завод подводных лодок строить...
-    А работают там ,знаешь кто? -  Заключённые. Вот и  мать твоя там.
А отец из любви к ней туда поехал. Я давно всё поняла.
-    А что плохого она сделала ?
-    Тебе не понять. С врагами по глупости молодой связалась.
-    С какими врагами ?
-    Всё узнаешь. Скоро встретишься  и  узнаешь. Сейчас  таких  на свободу выпускают,  которые " по глупости ". Вот  только дед  не  даст тебе с  ней встретиться.
-    Неправду  Вы говорите .  Всё-всё неправда !
-    Неправду ? Я???   А ты  послушай тихонечко , о чём дед с бабушкой говорят , когда  тебя нет. Услышишь что про это - мне расскажи.  Сама-то не сообразишь, как поступить.   Умён  твой дед.
        И  я , ужасаясь тому , что творю , стала подслушивать первый  и 
последний раз в жизни.  Дрожа от холода в батистовой сорочке,  ночью кралась по коридору ,приоткрывала соседнюю дверь  и слышала то , что слышала всегда.
 Никаких тайн.

      В Одессе опросила всех , кого могла. Помнили. Рассказывали.
Молдаванка  тепла  и отзывчива.
    В первый день нашего приезда по дворам и балконам разносилось:
 " Дитю приехало !!! " Переживали за "дитю " , радовались- выжило ,
растёт - норовили приласкать , угостить , одарить чем могли.    
 Ближе всех мне была бабушка Вера. Это она нас , покидающих
после похорон  Одессу навсегда , пригласила  приезжать к ней и жить
сколько угодно.  "Угодно " моей бабушке жить вблизи могилы дочери было по три-четыре месяца. Так и сроднились.

       Бабушка Вера , будучи истово верующей , окрестила и меня. Стала крёстной матерью , в отцы  назначив девятилетнего внука ( взрослых претендентов не оказалось - побаивались ).  Водила меня на службу в церковь Успения.
    Я очень любила бабушку Веру и церковь  её готова  была полюбить .
И всему научиться...Если бы не один эпизод. В момент , когда все и бабушка  Вера  пали ниц , мне 4-х летней стала скучно.
Повернулась спиной к алтарю и начала разглядывать "картинки".
Вдруг кто-то страшный, в чёрном схватил меня , проволок по проходу  и швырнул на паперть. Захлёбываясь от слёз , я ничего не могла сказать сердобольному люду , кроме своего имени.   
И ...вдруг :" Да то ж наше дитю !  А  Вера  где ? "               
    С тех пор в церковь  меня было не зазвать  никакими  уговорами.
Но любовь и сердечность между нами не померкли.
-    Бабулечка  Верунечка  , я  об одной важной вещи хочу Вас спросить . Только это тайна. Никому не говорите.

       Дремавшая  в кресле  на огромной кухне  в ожидании  сбора домочадцев , чтобы накормить так , что пальчики оближешь  и невзгоды позабудешь, бабушка Вера встрепенулась , открыла глаза.
-    Я  увижу свою маму ?
-     Какая же это тайна. Увидишь.  Обязательно. Только нескоро.
-     Почему нескоро? Говорят  , что совсем - совсем скоро.
 -    Кто тебе такое сказал ? Милостью Божию поправилась. Жить еще долго будешь ! Вот  по - божески жизнь проживёшь -  в раю и встретитесь.
 -   Не в раю , бабушка Вера.  Здесь . Скоро.
       И  я рассказала всё , о чём говорила Ольга Алексеевна.
 На моих глазах голубка обратилась в орлицу.
 -   Дьявол это ! Дьявол !  Не учительница ! Дьявол !!!
       Бабушка Вера рыдала , взывала к  Богу , чтоб покарал.
Потом утихла , прижала меня к себе  и сказала :
 -   Деду  не говори.  Никогда.  Ох , возьмёт он  грех на душу , такой грех !
 -   Какой  грех , бабулечка ?
       Не ответила.  Ушла в свою комнату молиться.

               Послесловие
       Вот и написала,  друг мой , хоть и  предупреждал:
 "Не пиши.  Не поймут.
Начнут : тоталитаризм , сталинизм...Не в эпохах дело.  В людях.
 Я  эту нашу стервятницу  , умирать буду , не забуду.
За четыре года всю душу искромсала.
Душу человека убить , заглотить  и  на охоту за новой. 
Порода такая  -  стервятники. "   
 А  я  не хочу до смерти помнить.  Написала – освободилась .
 И теперь она не в моей душе  -  в тексте. Это легче.

*********************************************


Рецензии