Псковская эпопея

               
          Выехал вместо запланированного Великого Новгорода из Санкт-Петербурга в Псков по совету старого друга Игоря.  Погода была ужасной, шел сильный дождь, по всей трассе М-20 шли ремонтные работы, каждые 3-4 километра, светофор и остановка. Потом рывок 140 км/час, несколько обгонов и стоп на светофоре, и так до бесконечности все 300 километров, Слава Богу, что в пути, я  давно не нервничаю, и принял это испытание как данность.  Уже много лет я чувствую себя маленькой, но     неотъемлемой частью  процесса езды, которая ничего не силах изменить и поэтому при тяжелых условиях движения ощущаю только приятный прилив адреналина. Чем сложнее обстановка тем собраннее и спокойнее я управляю любимой Subaru Forester. А если совсем плохо выключаю музыку и непрерывно молюсь Господу, Николаю-Чудотворцу, читаю все значимые молитвы и псалмы. Почему-то  мне, человеку верующему, дорога стала с годами приносить все больше и больше удовольствия. Видимо пришло понимание, что когда ты один в машине все исключительно в руках Божьих, и я полностью доверяюсь его воле.
Феофилова пустынь
         Где-то на половине пути до Пскова  сквозь пелену дождя увидел рядом с трассой церковные купола и остановился. Прочитал название деревни «Феофилова пустынь»,  и припарковался прямо у входа в церковь, везде была грязь. Зашел и попал на вечерю,  у стоящих монахинь спросил разрешения совместно помолиться и после службы с одной мы разговорились. Я спросил, где мы находимся, и  рассказал о желании посетить псковские святыни. Она объяснила, что это Церковь Успения Пресвятой Богородицы, а в прошлом  тут был монастырь, и еще  посоветовала на ночь глядя не ехать в Псково-Печерский монастырь, который был у меня первым по плану,  вход  там закроют в 7 часов вечера. А продолжить маршрут в Свято-Елеазаровскую женскую обитель. После молитвы и беседы я выехал туда. Понял, это святая  Елизавета послала неравнодушную инокиню для корректировки маршрута.
        Дождь постепенно прекратился и  при подъезде к городу остановился на посту ГИБДД и поинтересовался, как ехать в монастырь, Один полицейский определил расстояние как 25 километров, другой 35. С трудом сориентировался куда ехать, уже проехал 25 км и 35развернулся обратно, думая, что проехал, и так несколько раз, оказалось 42 километра.
Елеазарово.
         В восьмом часу остановился у ворот монастыря. Только вошел, встреченная монахиня начала воспитывать, поздно приехал и мужчинам в это время здесь нечего делать. Но неожиданно пришла помощь, другая инокиня, случайно проходившая мимо, вызвалась помочь и повела к келейному корпусу. И вызвала ее для меня матушку  настоятельницу Рафаилу.  Узнав о цели моего посещения, игуменья очень тепло с любовью и радостью приняла меня, решив мои проблемы, благословила на место в монастырской гостинице, предупредив хозяйку по телефону, и объяснила где трапезная  и благословила там  обязательно поужинать.
        Я поблагодарил ее за содействие, как обычно пожелал любви и здоровья и помчался в гостиницу, ее хозяйка уже собралась домой, получил номер, потом бегом на ужин. Там меня встретила разговорчивая послушница и до сыта накормила.
        Вышел в монастырский двор после ужина и увидел открытую  часовню, и как это бывает, по Божьему промыслу  зашел помолиться и удивился, оказалось в ней покоится игуменья, возродившая обитель, Елисавета, в миру Татьяна Ивановна Беляева, почившая  в 2010 году. На ярком примере ее короткой жизни познакомлю с сегодняшней подвижницей,   принявшей на себя подвиг восстановления православных святынь, последовательницы великомученицы Елисаветы. О ней мой рассказ:
80

Матушка.
     Родилась Татьяна Беляева 7 января 1956 года в селе Мишино Зарайского района Московской области. С детских лет она проявляет серьезный интерес к литературе, истории, философии, поэтому, после школы, поступает на филологическое отделение Московского пединститута им В.И.Ленина.
      Еще во время учебы Татьяна познакомилась с Николаем Евграфовичем Пестовым — видным ученым-химиком, глубоко верующим человеком и замечательным богословом - первым ее духовным наставником.  Она выполняла его поручения по распространению духовной литературы.
         Вскоре после окончания института Татьяна поселяется в Загорске (так тогда назывался Сергиев Посад), чтобы быть ближе к Троице-Сергиевой Лавре и ее главной святыне — мощам преподобного Сергия Радонежского, которого благоговейно почитает.  Где ухаживает за одной из последних дивеевских схимонахинь, Никодимой, став ее духовной дочерью.
          Все свое время не щадя своих сил и времени, она спасает от гибели и нравственного падения сотни людей,  щедро делится своим духовными знаниями, приобщает их духовной культуре. В 80-90 годы она организовывала паломнические поездки по возрождающимся обителям Валааму, Оптиной пустыне и Дивеево. Участвует в создании воскресных школ, преподает основы православной культуры в Абрамцевском промышленно-художественном училище им. Васнецова. Потом десять лет возглавляла Хотьковскую детскую художественную школу. Помогает в восстановлении Хотьковского монастыря.
         В 1995 году старец Николай Гурьянов благословил Татьяну Ивановну начать работу по возвращении Свято-Елеазаровского монастыря Православной Церкви со словами: – «Если возьмёшься за это - великое дело сделаешь и будешь высоко перед богом». Шесть лет  она готовилась к служению, изучала историю обители и его святынь, знакомилась с монастырским уставом и завещаниями Елеазаровских старцев  и неустанно обращалась к властям о передаче  разоренной обители верующим. Параллельно матушка продолжает образование, заканчивает  заочно еще теологический факультет Свято - Тихоновского Богословского института в 2001году.
         Наконец 28 мая 2000 года в день Свято-Елеазаровских чудотворцев  Ефросина и Серапиона открывается женский монастырь, и матушка Татьяна принимает монашеский постриг с именем Елисавета в честь великомученицы Елисаветы (Романовой). Надо отметить что, в первые годы настоятельницу окромлял, сподвижник  старца  Николая Гурьянова, митрофорный протоиерей Борис Николаев. А его духовными наставниками были монахини псковского Иоанно - Предтеченского монастыря, а они  в свою очередь окромлялись еще в начале века у схиархимандрита Гавриила  Зырянова, духовника  Великой Княжны Елисаветы Феодоровны.
        Вот такая незримая молитвенная связь сохранилась между двумя яркими Российскими подвижницами Елисаветами, объединенными одной православной идеей, нести крест созидания с беззаветной любовью к людям, даже сгоревших в одном возрасте. Их разделяет век, а роднит самоотверженное служение Богу:- одна создавала Марфо-Марьинскую обитель вместе с духовником протоиереем Митрофаном Серебрянским (будущим святым новомучеником),  другая Свято-Елеазаровскую с  протоиереем  Борисом Николаевым. Обе черпали силу у старцев одна у Иоанна (Крестьянкина) и Николая (Гурьянова), вторая у Гавриила (Зырянова) и Германа (Гомзина).
         Их сближает твердая вера и непоколебимая решимость, и,  без сомнения, талант руководителя, они смогли объединить вокруг себя много единомышленников, а воля и энергия сумели привлечь средства и  меценатов и государственной казны. Одна за четыре года построила  в Москве обитель милосердия, с Церковью Покрова, 
81
последним образцом русского искусства начала 19 века, расписанную выдающимся художником В.М. Нестеровым. Так же  молитвами игуменьи Елисаветы, при непосредственной помощи ее духовных чад из Москвы и Санкт-Петербурга, отреставрирована главная святыня монастыря, собор Трех Святителей, построенный около 1574 года псковскими зодчими.  А монастырь с многочисленными постройками  всего за пять лет поднят из руин и возвращен к жизни. Как утверждала матушка:- «Это чудо Божие; оно нерукотворное, человеку это не под силу. Не от нас это зависит, Господь Своею силою созидает все. Всем видно, что здесь Божия рука действует, и человеческие страхи отступают».
       Все свободное время  великомученица Елисавета отдавала богословским исканиям, со своими  духовниками и высшими иерархами  православной Церкви она создавала устав своей Марфо-Марьинской обители.  И как бы вторя своей небесной покровительнице, все десять лет своего управления обителью игуменья проводила колоссальную работу по изучению истории монастыря, духовного наследия старцев обители: Евфросина, Филофея, Серапиона, Гавриила и других. Понимая, что Спасо-Елеазаровский монастырь занимает особое место в истории Руси, а духовное наследие старцев актуально и для современной России, матушка становится инициатором проведения всероссийских и международных богословских конференций, развивающих теорию «Москва-Третий Рим».
        К своим организаторским способностям, получив прекрасное образование,  обе матушки увлекались художественным творчеством, одна прекрасно  рисовала и вышивала, другая обладала высоким  поэтическим даром, отмеченным Арсением Тарковским, вот так свою боль о Святой Руси она выразила в стихотворениях:
                ***
В годину лютых испытаний
Враги России и Христа
Взрывали храмы и восстали
На всех служителей Христа.
Горели книги и иконы,
И Церкви падали в пыли,
И всех святых и непокорных
На казнь мучители вели.
«Пускай разрушить можно стены,
И камень в щебень превратить,
Но даже щебень драгоценный
Душа не может не любить».
Земля, напоенная кровью
Святых, убитых в той борьбе,
Опять с великою любовью
Зовет детей своих к себе.
Оставьте суетное время,
Из шума душных городов
Вернитесь и взрастите семя
На ниве пашен и садов.
Украсьте храмами святыми
Раздолье русских деревень,
Тогда настанет для России
Тот светлый Воскресенья день.
Не будет счастья у народа,
Пока заброшена земля.
И не нужна ему свобода,
82
Коль жизнь съедает грех и тля.
В трудах великих возрожденья,
Своей души, своих святынь
Исполни то предназначенье,
Что дал России Божий Сын.
Ты светоч веры и спасенья,
Моя великая страна,
И всем народам в утешенье
Ты Бога любящим дана.
               
                ***
Как жалок тот, кто Господа попрал

Как жалок тот, кто Господа попрал.
И заповедь Его нарушил.
Враг душу у него украл,
А он того не обнаружил.

И стала жалкая душа
И пресмыкаться, и влачиться,
И благодать с нее ушла,
Не то душа, не то волчица.

И тянет холодом с нее,
От жесткости она скрежещет,
И страсти, будто воронье,
Ее терзают и калечат.

О, человек, как ты высок,
Когда ты с Господом во свете!
И превращаешься в песок,
Который разбросает ветер.

Когда порушишь Божий храм
Внутри своей души бесценной,
Ты станешь проклят, как и Хам,
И будешь изгнан как неверный.
       
        Их щедрое и мудрое сердце всегда болело за судьбу обиженных детей, и всем они стремилась помочь: лишенным родительской заботы – кров, больным — в лечении, стремящихся к знаниям – получить хорошее образование. Так случилось, что у матушек  не было собственных детей (еще в молодости они дали обет целомудрия),  но у одной были десятки крестников, у другой племянники мужа Сергея Александровича, Дмитрий и Мария и десятки детских приютов. Обо всех они всегда помнили и молилась.
       Обе подвизались на ниве паломничества по российским святыням и на Святую землю. Татьяна Ивановна без устали путешествует по святым местам нашей страны, тогда еще поруганным монастырям, храмам и источникам, встречается с людьми высокой духовной жизни — монахами, старцами, блаженными.  Всего за  месяц до кончины в мае 2010 года, игуменья побывала в Иерусалиме.  Великая  Княгиня  Елисавета ежегодно летом отправлялась, как истинные  православные россияне на
83
богомолье в древнерусские церкви и монастыри, для духовного окормления и молитвы
святым праведникам и страстотерпцам. Только по моим подсчетам посетила больше 150 храмов.  Особенно часто она посещала схиархимандрита Гавриила в Спасо-Елеазаровском мужском монастыре, любимой обители для обеих матушек.
        Неся  всю жизнь многочисленные подвижнические кресты, они не тяготились ими, а были счастливы и внутренне самодостаточны, творчески созидая с мощной  молитвой к Богу.  Были чисты душою, что к ним не приставала грязь и клевета.  Чем сложнее послушание, тем сильнее закалялись их глубокая вера и сильный дух. Очень цельные натуры  к концу своей земной жизни перед ними открылся промысел Господа, они стали носителями его Святого духа. Благодать Божья была с ними до последнего вздоха.   
        А свеча, зажженная святой Елисаветой Романовой в 19 веке, подхвачена другой Елизаветой Беляевой в 20 веке, и сегодня ждет нового молитвенника и  подвижника, чтобы совершить свой подвиг  во имя их светлой памяти во славу Божью.  Дерзайте.
Послесловие.
         Без сомнения это Господь через сто лет украсил свою паству новой молитвенницей о земле Русской, которая, думаю, так же как ее небесная покровительница, будет прославлена нашей церковью.      
               Молитва.
Научи меня, Боже, любить,
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить,
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать,
Лишь Твою милосердую волю,
Научи никогда не роптать,
На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить,
Ты Своею Пречистою Кровью —
Бескорыстной, глубокой любовью,
Научи меня, Боже, любить!
 
К. Р. Так же как Великий Князь Константин Романов украсил сто лет назад поэтический небосклон своим стихом.
Елеазарово (продолжение).
           На выходе из часовни столкнулся с паломницей  Светланой, неожиданно землячкой из родного Екатеринбурга. У них на завтра посещение острова Залит, место служения старца отца Николая Гурьянова. Узнав, что она не была в Питере, решил ей подарить в память о встрече икону Ксении Петербуржской, купленной в ее часовне на Смоленском кладбище  и принес ее из машины.
           Утром гостиница оказалась пустой, все уехали. Пошел в монастырь на литургию  в Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Молился с сестрами, в храме были только два мужчины я и священник. После службы все прошли в собор  Трех Святителей и приложились к чудотворному образу Спаса Елеазаровского и иконе с мощами небесной покровительницы почившей игуменьи – великомученицы Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары.  Я же  по традиции помолился у всех икон придела.  С сердечной благодарностью к игуменье и сестрам  за комфортную ночь и совместную молитву  в любимой обители Великой Княжны отъехал в Псково-Печерский монастырь.
84
Печеры.
          Уже через два часа остановился у его входа.  Зашел внутрь через надвратную Церковь Святителя Николая. Пока спускался по дороге вниз, разговорился с пожилым  мужчиной, спешившим на литургию в Успенский пещерный собор, церковь, вырытую в горе,  и освященную в 1523 году.  В 1758—1759 годах над храмом построили Покровскую церковь, ее маковки возвышаются над храмом.  Он предложил присоединиться. Мы вместе зашли в храм и сели на скамейку, он поведал свою историю;  ему 80 лет, и у него очень больная жена и они вместе паломничают по монастырям, чтобы вымолить ей здоровье.  На этом разговор прервали соседи, началась служба. Молился у раки преподобного Корнелия, игумена обители, убитого Иваном Грозным, там же поставил свечи. В Храме ощущалось дыхание древних молитвенников. Поразили лики старинных икон и ее главная святыня Успение Пресвятой Богородицы,  раньше таких не видел, почувствовал как они намолены. Это единственный монастырь в России, ни разу не закрывался со дня основания в 1473 году  и молитва  в нем никогда не прекращалась. Вышел из храма и  остановился у входа в монастырские пещеры.
         Рядом стояла женщина в красивой белой накидке с подругой, перекинулись несколькими репликами и разговорились. Оказалось, они из Сергиева Посада и приехали по предварительной записи посетить пещеры, объяснили, в них просто так не
попасть.  С часик мы стояли у входа, проводили то военных летчиков, то МЧСников и только после ВИПов  начали зачитывать списки  простых смертных. Мои приятельницы забрали в пещеры и меня.
        Экскурсия была содержательной,  монах показал многовековые захоронения их около 10 тысяч и там упокоены насельники монастыря и очень много знаменитых русских благодетелей.  Пещеры называются богом зданные.  Не устаю благодарить святую Елизавету, посылающую добрых людей, которые мне помогают в паломничестве.
          Потом решил поискать иеромонаха Бориса Громова, знакомого послушника с Валаама.  Нашел братский корпус, у монаха-распорядителя попросил его вызвать, он его не нашел. Стою у входа в  кельи,  и мне навстречу выходит Дмитрий Певцов с сыном, не удержался, пожал ему руку с пожеланием успехов в творчестве.
        Пока ждал иеромонаха, подошла группа паломников с  седым пожилым батюшкой с красивым наперстным крестом. Оказалось, они ждали экскурсию в келью отца  Иоанна Крестьянкина. Увидев интерес к своему кресту, священник  перевернул и показал его,  на нем было написано  благословение патриарха.  И рассказал байку, что протоиереям  дарят кресты и у него их с десяток,  а епископам митры и чем старше митрополит, тем богаче, а носить эти митры все тяжелее и тяжелее.
       Монах - распорядитель посоветовал мне посетить келью отца  Иоанна.  Я попросил священника присоединиться к экскурсии. Он разрешил с условием, что не буду бежать впереди всех. Нас  встретил игумен Филарет, прочитал лекцию и провел в келью, где все приложились к иконе, подарив просфору и три конфетки по счету.
        У меня была идея остаться и потрудничать как на Валааме. И я стал искать 
распределителя  работ. Но никто мне не помог.  Единственно порадовала встреча и беседа со старцем обители Никоном, схиигуменом монастыря, я сопроводил его по территории  и благословился. На источнике попил святой воды и толкался у братского корпуса, мне посоветовали не мешать и заниматься своими делами.  Хотя уже оформился в гостиницу, в монастыре не остался, окончательно разобравшись, что мой труд здесь не нужен, пошел к машине.
        Но увидел  своих благодетельных спутниц на экскурсии и присоединился. Выслушал  интересную лекцию  от послушника об истории монастыря.  Встретил утреннего мужчину-паломника, пожелал здравия его жене, а новым спутницам любви,
85
и мы сердечно расстались.
       Думаю, по молитвам Елисаветы состоялись эти восемь интересных встреч, что позволило очень содержательно провести время.  Наверное, и  святой Корнилий, видя как я с чувством молился на литургии у его раки, с любовью встретил и проводил по святыням своего монастыря, посылая мне добрых людей.  Не понравилось только, что везде очереди как Дивеево, хотя не такие выматывающие. Все! За день я очень проголодался, заехал в магазин за продуктами, перекусил немного и выехал в Псков, по дороге у местных купил свежих помидор и огурцов.
Псков.
          И по навигатору подъехал в Завеличье  к Мирожскому монастырю. Сразу пошел в действующую надвратную Церковь апостола Стефана, построенную в 1406 году. Было время вечери и службу проводили  иеромонах с послушниками с монахом. Также как в Феофиловой пустыне из мирян в церкви был один. На стенах увидел интересные росписи, под старину. Помолился с чувством, как учила Ксения Петербуржская у всех икон. Спросил когда приедет настоятель, чтобы попасть в гостиницу. Но мне ответили, сегодня его не будет. И мне пришлось поехать в магазин за продуктами для ужина, а вернувшись, ночевать у ворот монастыря на берегу реки Великой.  Только когда начал описывать поездку, случайно нашел в YOTUBE фильм  о монастыре. В нем  описывалось, как под руководством художника Сарабьянова В.Д. в Спасо-
Преображенском соборе  отреставрированы фрески  первой половины 12 века, написанные греческими иконописцами, единственные  сохранившиеся в России  только в  Пскове. Жалко мне про них никто не подсказал.
       Проснулся рано, по привычке, хотел вскипятить святую воду для кофе, случайно опрокинул миску, и засомневался, правильно ли я использую святую воду. Но желание попить горячего заставило повторить попытку. Все, позавтракал солнце ярко светило на небе, потеплело, Привык  ежедневно перед молитвой  приводить себя в порядок, поэтому разделся и в плавках,  захватив купальные принадлежности, спустился к реке. И как когда то в Питере  помылся с шампунем и мочалкой. Потом длительное купание в теплой  летней воде. Самое интересное, в это утро я был не один, около меня гуляла женщина с красивой немецкой овчаркой, а в реке долго плавала молодая девушка. Мы разговорились с хозяйкой собаки, очень приветливая, звали ее Ирина, Рассказала как, гуляет здесь каждый день, и ей и собаке это очень нравится.   Потом поведала историю псковской русалки, плавающей на средине реки. Ее много раз донимали спасатели, но каждое утро независимо от погоды с ранней весны до поздней осени, она плавает по часу. С ней, подождав, когда переоденется, я тоже познакомился, русалку звали Александрой. Пожелав ей любви и здоровья, вернулся к машине.
         У меня был большой список достопримечательностей города, где молилась Елизавета. Первым набрал на навигаторе Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный княгиней Ефросиньей, в монашестве Евпраксия, в 1243году, до нас дошел только одноименный собор,  ставший усыпальницей для псковских княгинь. Подъехал на стоянку, вошел в церковь и один некоторое время молился у храмовых икон, все они были новодел. Удивился, что нет старины, и с этим вопросом обратился в иконную лавку. Женщина, примерно моя ровесница, рассказала о возрождении их прихода. Я
поведал свою историю о паломничестве из Екатеринбурга, и о посещении их
монастыря Великой Княгиней Елизаветой Федоровной Романовой до революции. Мария  так ее звали, нисколько не удивились, вспомнив, что старец, духовный отец Елисаветы, Гавриил Зырянов жил в монастыре. Мы долго беседовали,  вспомнили о временах раскола и историю православия, она мне помогла составить порядок  посещения  храмов Пскова. Рассказал о своей  паломнической прозе, заинтересовалась

86
и попросила прислать на почту. Расстались с любовью, обещая, молиться друг о друге.
       Дальше по ее совету приехал в  Псковский Кремль в Троицкий кафедральный собор, Как часто получалось, попал на службу в придел Александра Невского на литургию. После совместной молитвы благословился и  сфотографировал  иконы 16- 17 века.
        Пропитавшись  древним духом собора, последовал в церковь Одигитрии Божьей Матери Псково-Печерского подворья. Еле-еле нашел, здание  16  века все в руинах. Оно было закрыто на замок, но подошедший охранник открыл ее и предупредил находиться в центре, в других местах не безопасно. Там была только храмовая икона Всецарица, я с чувством, на коленях помолился,  Охранник оказался продавцом в иконной лавке, он подарил благословение наместника. Я внес посильную помощь деньгами. Новый знакомый, узнав, откуда родом, признался, что у нас на Урале служил в армии.
         Дальше по плану, подсказанному Марией, мой путь лежал в Старо-Вознесенскую женскую обитель в центре Пскова, с богатой историей, первое упоминание  о ней было в 1420 году. Сейчас принадлежавшие, монастырю церковь Рождества Христова переделана под планетарий,  а в колокольне находится обсерватория, бывшие кельи напротив храма стоят в запустении. Из действующих осталась Старо-Вознесенская церковь 16-17 века, куда и зашел, в храме никого не было, я спокойно помолился у всех икон и попросил продавца иконной лавки рассказать историю  монастыря. Она неожиданно предложила познакомить с настоятелем и показала на молодого мужчину в черном рабочем халате. Я сразу благословился, мы представились Сергей-
паломник по Елизаветинским местам из Екатеринбурга, протоиерей Георгий Псков. Услышав мою просьбу узнать историю обители, показал стенд с фотографиями на стене, а приходская церковь Вознесения Христова, где он служит все, что осталось после большевиков от женского монастыря,  где молилась и исповедовалась  у старца Гавриила Великая Княжна в начале века.
         И вдруг какая-то искра пролетела между нами, оказалось, батюшка поклоняется подвигу Елисаветы и даже был в Храме Марии Магдалины в Иерусалиме и показал фотографии раки  Княжны и инокини Варвары. Я попросил разрешения приложиться к ее раке в телефоне. Я показал свой список 80 обителей и церквей, намеченных для посещения в паломничестве. Получил  умный совет, не надо стараться объять необъятное, а сосредоточиться на половине списка, иначе все перемешается.
        Это послужило началом трех часового разговора об основах религии, о догмах православия, о реформе Никона, попутно он успокоил об использовании святой воды, уточнив, что она использовалась для освящения отхожих мест. Вспомнили, что наши святые, например преподобный Сергий, молился двумя перстами. Я поделился, как не очень приветливо меня встретили монахи Псково-Печерского монастыря. Он признался, что и ним так бывает. Очень тепло отзывался об Иоанне Крестьянкине, и до сих пор вспоминает, как их встречи вели его по жизни. И тут же пошел в библиотеку и   подарил его книжку. Долго говорили о святоотеческой литературе и неожиданно, всплыло имя игуменьи Арсении, настоятельницы Усть-Медведицкого женского монастыря, которой я поклоняюсь, бывая в Серафимовиче, где находится монастырь. И снова книга в подарок. Всего подарено 4 книжки.
         Но строительные дела отвлекли отца Георгия, и мы вышли на улицу и пообщались с дорожными строителями и архитектором храма. Закончилось наше общение моей посильной помощью, я разровнял землю около входа в церковь. Обменявшись телефонами, мы тепло расстались. Батюшка показал в телефонном навигаторе  как проехать в следующую святыню, Церковь Покрова Богородицы от Пролома, комплекс которой состоял из двух  объединенных одной стеной храмов Покрова 14 века и Рождества Пресвятой Богородицы  пристроенной в 15 веке в память о защитниках Пскова от нашествия Стефана Батория.
      На улице светило солнце, и давила дневная жара.  Припарковался у церкви и зашел
87
внутрь, навстречу выбежали две маленькие девочки, одна из них рыженькая в
веснушках с болезнью Дауна. Неожиданно вырвалось - « Солнышко!». Она подбежала к  полке с книжкам и взяла раскраску. Я сразу  сказал женщине в лавке, что оплачу ее. И вошел в прохладный храм, снова был в одиночестве, помолился у всех храмовых икон, конечно современных. Продавец попросила подежурить в церкви, пока она отведет девочек домой, я согласился. На этом экскурсия  завершилась, город  и храмы оставил самое благостное впечатление, а теплый прием псковичей согрел душу. Осталось чувство, что меня всегда здесь ждут. Даст Бог, свидимся.
        Зная глубину веры, Елисавету Феодоровну  с большой любовью встречали во всех псковских  древнерусских святынях, и их  красота  оставила в ее сердце  неизгладимые впечатления, недаром, она несколько раз возвращалась в Псков. Интересно получилось в поездке, что в тех храмах, где в начале века молилась Елизавета,  у меня произошли интересные встречи. 
Новгород.
          Поездку от Пскова до Новгорода мне пришлось совершить не по навигатору как обычно, который направлял на ремонтируемую М-20, а по указателям, через Порхов-Дно-Сольцы. Дорога была незагруженной транспортом и с хорошим покрытием, и я с комфортом и динамично добрался до города. И по совету друга детства Игоря набрал  на навигаторе Юрьев, где в монастыре он видел сохранившиеся фрески 12 века  и уже около 4 часов подъехал к его воротам.  Было безоблачно, и еще стояла дневная жара. 
На удивление стоянка была забита машинами, оказалось новгородцы, отдыхают на пляже Волхова семьями у его стен. Послушник-распорядитель, по имени Георгий  на мою просьбу ознакомиться с древними фресками, объяснил, что сегодня это не возможно без благословения настоятеля, уехавшего по делам. Тогда я попросил разрешения переночевать, чтобы утром их посмотреть, он пообещал найти хозяйку гостиницы и направить ко мне. А пока я гулял и фотографировал виды монастыря, особенно выделялась красивая 52 метровая надвратная колокольня, творение итальянского зодчего Карло Росси.
         Наконец он нашел хозяйку, как всегда, торопившуюся домой. Открытая, приветливая симпатичная женщина, мы как-то сразу сблизились, звали ее Ирина. Пока  шли до гостиницы разговорились, ей показался мой говор знакомым, и, узнав, что я из Екатеринбурга  и паломничаю по святым местам преподобномученицы Елисаветы и мучаюсь мыслями о разводе, она рассмеялась. В прошлом году из моего города приезжал к ним молиться хоккеист, тоже Сергей, и с такой же целью, понять, разводиться с женой или нет, и целую неделю жил в монастыре. Такое впечатление, смеялась она, всех мужиков Екатеринбурга мучает только одна проблема. Но самое главное она позвонила владыке и получила благословение для меня на посещение фресок. Пришли в гостиницу, бывшие монашеские кельи, никого там не было, она отдала ключ и сказала все комнаты и санузлы в твоем распоряжении, хоть танцуй хоть девок води, пользуйся всем, что увидишь, только ключ верни. От встречи осталось приятное впечатление, как о позитивном человеке, нас очень  роднил  оптимизм и здоровое  чувство юмора. Не перестаю благодарить  мою Елизавету за неравнодушных людей, встречающих меня с братской любовью и молю Бога об их здравии. 
        Дальше  она передала дьякону Алексею, он получил благословение для меня у
иеромонаха на посещение трапезы. Мы с Георгием поставили машину на территории обители у гостиницы, и пошли на вечерю в Спасский собор 18 века, построенный графиней Орловой-Чесменской в 1840-1850 годах. Поскольку я собрался ночевать, решил исповедоваться и причаститься. Служба началась с молебна святому Георгию-Победоносцу, из мирян был один. Проводил ее проникновенно протоиерей, с хорошо поставленным голосом.  Настало время исповеди, и, надо же,  только в Свято-Юрьевом мужском монастыре 12 века в далеком Великом Новгороде, проехав 4000
88
километров, после непрерывной недельной молитвы, меня услышал святой Георгий и послал неравнодушного батюшку. Единственный из встреченных, он внимательно выслушал мою историю, что жена не верит в Бога, не любит моих детей, любит только деньги и своего единственного  великовозрастного сына, почувствовал мой  внутренний очень ранимый мир,  разобрался, что семейное взаимопонимание утрачено безвозвратно и твердо настоял на моем разводе с женой, а иначе он  определил, что я, заболею и плохо закончу свою жизнь. Я поцеловал крест и евангелие, с чувством, что сбросил груз греховных переживаний и, согласившись с отцом Александром, так его звали, принял решение о полном разрыве отношений.      
      Сразу после вечери меня пригласили на ужин, где присутствовали  все служащие монастыря, с молитвой вкусно поели, слушая жития святых. Удивился только, что монахов  в обители всего восемь.  Поблагодарил  всех за  совместную молитву и  трапезу и уже на крыльях, как  свободный человек, вернулся в гостиницу.
       Одел все для купания, благо воздух сохранил полуденное тепло, побежал на берег. Подхожу к пляжу и слышу неумолкающий смех. А навстречу идет негритянка больших габаритов, я ей на английском « Здравствуйте!»,- она по-русски «Привет». Оказывается хохот, низвергает компания  ее друзей африканцев, устроивших пикник.      Узнал у нее, кто они и откуда, Оказалось, студенты из Сомали учатся в Новгороде. Я не мог удержаться и попросил сделать селфи. Девушка отказалась, думая это прикол и издевка, но почувствовав мой уважительный и  дружеский интерес к ней, как обычному человеку, меня поддержала и даже позвала свою  подругу. И, наконец,
долгожданное селфи с африканскими симпатяшками. Потом долго общался с местным рыбаком, поделился воспоминаниями  о волховском соме-слоне в устье Ладоги. И вечерний речной фитнес 20 минут в прекрасном настроении, река меня помнила и встретила тепло…ом. Мой почти годичный стресс окончательно смыл седой Волхов.
       Бегом в гостиницу, постирушки, душ и чтение вечерних канонов, которые нашел в библиотеке.  Долгожданный сон в удобной постели, а рано утром бегом в собор на службу и долгожданная радость от причастия.  И, понимание, что, наконец, молитва моя, моих друзей и  родных  с именем Юрий  (особенно батюшек) услышана, и святой Георгий  в своем монастыре открыл мне через отца Александра Божью волю. Это он с легкой руки гостиничной хозяйки, с помощью своего тезки, послушника Георгия, сопроводившего меня в подкупольный  храм собора, разрешил его посетить только после благоговейной молитвы у своего образа  на двух службах. И только увидев, мое смирение,  познакомил с древними фресками святых и показал удивительно красивый вид с этой высокой башни на реку Волхов и Великий Новгород.  Я с разрешения моего гида,  взял на память осколок каменной кладки  этой старой церкви собора Георгия-Победоносца, где молились наши предки еще 900 лет назад, дух просто захватывало.
       Это святая Елисавета,  услышав мои молитвы, привела в Юрьев монастырь, к святому Георгию, которому она сама усердно молилась летом 1910 года сто лет назад о помощи небесной. Без сомнения меня здесь услышали. На все Божья воля.
05.11.2018 г. 
P.S.1. Промыслительно мое благодарение-посвящение Георгию-Победоносцу, написанное ровно 3 месяца назад:
* * *
Спасибо  Георгий святой,
Что имя Юрий всегда со мной,
Есть шесть Георгиев у меня,
Без их любви не прожил и дня.


89
Первый мой брат родной,
Друг преданный второй,
Третий батюшка духовный,
Питерский ангел  четвертый,   
Пятый воин непревзойденный,
Шестой служитель церковный,
А все вы мне как братья кровные.

Победой овеяны Ваши дела,
Святой Георгий с Вами всегда.

Написано 06.05.2018 в день памяти св. Георгия

P.S.2.  Обидно только, что новый митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) тащит с собой свой клир и иноков, как в миру, например, убрал игуменью Рафаилу, мою благодетельницу, в Спасо-Елеазаровском монастыре и назначил свою новую. Это напомнило смену нашего владыки Викентия патриархом Кириллом в 2011году, и смену настоятеля церкви Симеона и Анны в Сысерти  Сергия митрополитом Кириллом в 2017 году, протоиереем из его Ростовской епархии. Как-то это не по христиански убирать истинных подвижников, отдавших служению всю душу.
P.S.3. 22.11.2018 г.  Дополнено рассказом «Матушка».
Послесловие.

                Молитва.
Научи меня, Боже, любить,
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить,
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердую волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить,
Ты Своею Пречистою Кровью —
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!
 
К. Р.  Таким стихотворением  в начале 20 века украсил поэтический небосклон Великий Князь Константин Романов.


Рецензии