Франция моя

Очень странная страна, она не нравится с первого взгляда, ее надо очистить как луковицу, снимать слой за слоем, сначала шелуху, потом первый слой, второй и где то на третьем слое ты начинаешь входить во вкус и дальше тебе открывается все больше и вкуснее, если предположить конечно что лук вкусный.

Какая была моя первая Франция? Очень неудачная, студентом я ехал из Испании в Голландию на автобусе. Нас остановили на границе в Перпиньяне, полиция вывела всех негров малайцев и прочий цветной народ на проверку документов, с диким снобизмом и брезгливостью нас досматривали стильные полицейские в милитаристски красивой униформе с лихими беретами и фамасами наперевес. Меня что то спрашивали на французском, я отвечал по испански который не понимали они, их это злило, наконец поставив штамп Police France в паспорт меня отпустили.

Когда я вернулся в автобус и шел по проходу на меня с подозрением смотрели до этого дружелюбные европейцы, а сосед голландец до этого трещавший без умолку, затих и до конца пути со мной не разговаривал. Ехать надо было около 20 часов, автобус делал остановки у придорожных кафе, пассажиры выходили перекусить, там принимали только франки, которых у меня не было а обменный пункт был на границе в куда я не успел из за полиции. Так что всю Францию я проехал глядя в окно голодными глазами, настроение было на нуле, хотелось что бы Франция побыстрее закончилась. Это была первая шелуха.

Второй раз я поехал туда спустя десять лет, вернее мы с девушкой поехали в Италию и решили заглянуть в гости к моему другу Давиду, настоящему марсельцу с которым мы крепко задружились в Доминикане, когда я там работал пару лет. Когда въезжаешь после Италии во Францию, все становится другим, эта “другость” во всем, и сначала кажется что все хуже и беднее, на самом деле я затрудняюсь подобрать описание, другой стиль, другой антураж, кажется что все построено в хаотично, дороги хуже чем в Италии. Но самое противное, что если в Италии люди тебя пытаются понять, то во Франции с тобой никто не будет даже разговаривать. Пока ехали делали пару остановок на перекус и чем ближе мы подъезжали к Эксу тем ниже падало настроение, в голове крутились мысли что зря я это затеял, отдых должен идти по нарастающей, а получалось наоборот.

***

Во Франции все кажется каким то хрупким, ненадежным и легкомысленным и нелогичным. Логика есть но она другая, своя, тот кто пересаживался с японской, американской или немецкой машины на французскую меня поймет, например спидометр состоит из нечетных цифр, кнопки расположены по другому, запаска под багажником, однажды пробил колесо на Пежо и долго с матами искал его, ну так и так далее.
Если в мире тон стандартам всегда задавали англичане, то французам было плевать и они шли своим путем, например револьверы Лефоше у которого капсюль был сбоку, фото и кинопленка фирмы Патэ у которой перфорация была между кадров, а не с двух сторон как у всех. Давным давно прошли времена когда Франция задавала тон в мире, сейчас это англосаксы и постепенно это захватывает всех, кроме французов. И именно эта непохожесть сначала вводит в ступор и раздражает, все не так, даже шпингалеты на окнах устроены иначе.

У них свое видение, в Наполеоновской армии у солдат был запасной сапог который подходил на любую ногу, у современной винтовки Фамас есть переключатель экстрактора гильз влево или вправо, для левшей и правшей что бы комфортнее было стрелять, у французов нет мелочей, казалось бы ерунда какой формы бокал для вина или чем резать фуагра струной или ножом, каким ножом вскрывать устрицу, вы подумаете что это понты и блажь, неа, это их жизнь.
Помню мы покупали розовое вино и мой друг вспомнил что бокалов для него у нет и пошел в отдел стекла, хотя у него были куча других разной формы, на мой возглас и так сойдет он сказал тогда давай другое вино возьмем, не, он не педант, они такие.

Еще случай, когда у Давида была свадьба, мы с пацанами поехали покупать рубашки и ремни для брюк, когда за мной приехали у всех было с собой по ботинку, что бы подобрать ремень в тон, пришлось вернуться за своей туфлей, я впервые в жизни ходил по магазину с ботинком в руках и подбирал ремень в цвет, пацаны со мной с серьезно обсуждали оттенки и спрашивая какого цвета мой костюм, хотя народ со мной был далек от гламурных кругов.
Легкомысленность наблюдается во всем, вернее легкое и воздушное отношение ко всему, но со временем начинаешь понимать что все это нанизано на жесткий внутренний стержень.

Как то ища парковку в центре Экса, дожидался машину которая выедет с парковки, чувак выехал, посигналил мне, вышел и передал мне свой парковочный билет, что бы я не платил, и что то сказав при этом, но видя что я ни бум бум, согнул руку в локте кулаком вверх другой рукой со словами мерд, адресуя этот болт куда то наверх в правительство, это вам не средний палец )

***

Французский язык для меня непостижим, другая планета. Вообще с языками у меня проблем нет, но франсе мне не дается как порядочная девица. Пытался его учить но разница звучания и написания слов вводит меня в ступор, букв может быть десяток а звука всего четыре. Наверное если поменять начертание то можно здорово сэкономить на вывесках. На слух язык очень экспрессивен, кажется что ругаются, я постоянно переспрашивал друзей при их диалогах драка будет?

Когда говорит по французски девушка это вербальная Виагра. Помню летел Эйрфранс, и нас обслуживала офигительная стюардесса в униформе от кутюрье который знает толк. Я наподдал как следует, откинул кресло и нажал на кнопочку вызова, она подошла склонилась надо мной и что то закурлыкала улыбаясь, я смотрю на нее снизу вверх улыбаюсь как мудак и ни понимаю ни слова, минут через десять повторил, она опять склонилась, а на ней один жакет и платок, и опять курлы курлы я в ответ уи уи уи.
Ушла, принесла вина. Через некоторое время повторил опять, она с раздувающимися ноздрями что то начала мне говорить сверкая глазами, а я с блаженной улыбкой смотрю на нее, сублимирую короче. Сосед сбоку который наблюдал весь этот концерт давясь от смеха перевел мне, ещё раз кнопку нажмёшь ментов вызовет.
Если в других странах как то понимают другие языки, то во Франции нет, то есть вообще. Никак. Совсем. Принципиально.

Поехали мы навестить с Давидом нашу общую знакомую в соседний Тулон, приехали погуляли и вечером вчетвером пошли клубится, мы и две мадемуазели. Давид зная меня, попросил не нажираться и вести себя прилично.

После третьего клуба мы оказались в месте куда пускают только пары и спустя некоторое время я остался один, дело шло к утру клуб закрывали, охранник подошел и что то сказал, типа мусью давайте на сорти, клюб будет фемер. Я пошел искать своих, сначала нашел пол столом знакомую (приличная девушка, модель между прочим)
Поднял ее и отвёл к выходу попросил подержать ее охранника и дал ему десять евро, сказал ща, и пошел искать дальше, в курилке нашел ее спящую, но не ходящую подругу, взвалил на плечо и отнес охраннику, дал ещё десять евро, сказал “унь минют сильвупле” и ушел искать Давида, охранник жестом подбородка показал что у него только две руки и больше он от месье не сможет принять никого. Нашел Давида и понес его к выходу, забрал у него Селин, и показал ему жестами вызывай такси. Так и стояли, я держа за шкирку двоих, а секьюрити держа подругу и свободной рукой вызывал такси. Приехало такси, я загрузил тела в салон и понял что адреса я не знаю.. таксист что то прокурлыкал про дирексьон и идентификасьон, я полез в сумку к Селин нашел ее ключи с биркой и ура, адресом на ней. По приезду поднял всех на третий этаж и уложил спать.

Утром меня разбудил Давид с выпученными глазами Где мой Пежо?! Ключи от машины я у него забрал ещё в третьем клубе видя как накаляется ситуация.

Потом мы пошли завтракать и все восхищались как это иностранец, не зная языка, первый раз в городе, разрулил все правильно, и не нажрался хоть и русский,
Мой рейтинг взлетел на недосягаемую высоту, и эту историю пересказывали друзьям. На самом деле секрет был прост, когда покупаешь бутылку французской водки Грей Гус, в придачу к ней идет Ред Булл, без лимита который подают в двухлитровых стеклянных кувшинах(!) Выдул я его изрядно и нейтрализовал изрядное количество водки. Больше я нигде не видел что бы Ред Булл наливали из бочки как пиво.

***

Гурманом меня не назовешь, главное что бы быстро и качественно, долго рассиживать за столом не люблю, особенно ждать когда принесут. Но французская кухня это ещё был один из слоев моего лука.

Сначала это были круассаны, заехали мы позавтракать в семейную пекарню - кафе размером три на три метра. В эти крохотные размеры каким то невероятным образом помещалось: печь для круассанов, печь для пирогов, кофемашина, соковыжималка, витрина, барная стойка, полка-столик вдоль стены с высокими табуретами для клиентов. Владели всем этим хозяйством муж и жена, крутились как белки в колесе, успевая печь, варить, выжимать, упаковывать, обслуживать, считать, продавать я шутить и улыбаться. Сначала мы купили два круассана на пробу, но когда получили воздушные и хрустящие шедевры похожие больше на сладкую вату которые мгновенно расстаяли во рту, сразу заказали целую корзинку. Народ в очереди смотрел на наши довольные лица что-то курлыкал про этранже и улыбался.

Но у французов гурманизм видимо врожденное качество. Как то мы отмечали Новый год в Стамбуле, и мои друзья привезли с собой фуагра и сука струну для ее резки, джем из фейхоа и специальные галеты на которые надо это все мазать(!) иначе Новый год без этого не состоится, это типа что то нашей традиции с оливье (хотя нашего ли), как я писал в предыдущей части, мелочей у них не бывает. Еще выкинули бутылку вина за двадцать евро при открытии которой кусочек пробки упал внутрь, я попробовал и так и так, разницы никакой!

Блюда у них самодостаточные, тебе приносят полностью готовое блюдо не надо солить перчить поливать кетчупом, и вообще отношение к американскому типу еды издевательское. Только я сейчас понял что, видел всего один Макдональдс где-то на трассе за все мои поездки. К еде отношение серьезное и вдумчивое особенно к ужину, в меню копаются долго. Не кусочничают, не охотятся на холодильник по ночам, едят три раза в день без перекусов. Ужинают всегда компанией, редко дома, мы обычно собирались у кого нибудь дома на аперитив часам к 6, до 7 пока все соберутся пили водку, виски, ром, перно, всегда крепкие напитки и часам к восьми ехали в ресторан. Ужин длится минимум часа три, независимо от уровня ресторана, даже в недорогих ресторанах есть сомелье, это кстати меня удивило, до этого я считал что наличие сомелье это фишка только дорогих ресторанов, как мне объяснили сомелье необходим так как вин бывает очень много в подвале ресторана и знать их всех невозможно, каждая область производит свое, а сомелье знает что у него есть. Нам попался молодой парень в джинсах, с бородой и майке I love New York, он быстро и легко дирижировал наш ужин. Спросил что мы заказали из еды, порекомендовал что пить до еды, что во время, что после, и что взять с собой на афтерпати, этим почти всегда заканчивались ужины. Благодаря вот таким дирижированиям, мы были постоянно навеселе, но не пьяные.

После одного из первых наших ужинов, я предложил оплатить счет только мущинам, мущины были не против, но зато мадмуазели отчаянно запротестовали и попросили себе отдельно терминалы - свобода, равенство, братство и феминизм. Я писал выше что французская легкомысленность насажена на твердый стержень, так вот счет всегда скрупулезно делится на всех или каждому приносят отдельный счет. Не бывает такого что как у нас официант приносит общий счет и его клиенты сами делят, а потом кто-нибудь в кураже подпития крикнет: я угощаю!

Все вот эти цирлихи минирлихи распространились по миру, и стали признаком высокого и как правило дорогого тона, а тут когда это видишь в повседневной жизни это удивляет, помню мы поехали в соседний Монако на экскурсию, Давид сказал надо с супере закупиться здесь, потому что дешевле (в Монако нет налогов) Мы зашли за вином в магазин и когда я увидел продавца одетого как оперный певец во фраке, белом жилете, белых перчатках, я подумал тут очень дорого, но оказалось все как обычно бутылка вина 5-10 евро, продавец выглядел на тысячу. Там же зашли перекусить в пиццерию на набережной, где официант предложил моему другу наебать меня и снять побольше денег с карты и потом поделиться. Монегаски гандоны, прокомментировал Давид потом, типа официант услышал его Марсельский акцент и поэтому предложил ему аферу, этот акцент у них что-то вроде фени.

Когда он узнал что я ни разу не пробовал устриц, он сразу сказал что надо это дело обставить правильно как в лучших домах Франции. Были закуплены устрицы разных сортов, лимоны и белые вина, и хрустящий белый батон, все это закупалось не в cупермаркете, а в лавках при хозяйстве, саде, пекарне и винодельне. Все это покупалось и складывалось в плетенную корзину которую достали из подвала и очистили от паутины, он сказал что мелочей тут нет и детали это важно.
Мою устричную невинность теряли за столом накрытом на улице под фруктовыми деревьями. А да, устрицы полагается закусывать булкой с маслом и майонезом. Майонез был взбит и приготовлен вручную (!) подружками Давида, вернее не майонез, а майонезы, мне раньше не приходило в голову что их может быть несколько видов сразу. И вообще я думал что майонезы делают исключительно на фабриках.
Стол был накрыт, устрицы вскрыты, мне сказали последовательность закусок (обязательное условие) я приготовился, повторил в уме последовательность, отрепетировал и начал! Народ за столом замер и ждал моей реакции. Вкусовые ощущения во рту были, как в том анекдоте про чукчу который приехал домой их Москвы и рассказывал про то как пробовал апельсины: точь-в-точь как ночью с женой только вкуснее.
Продолжение следует.


Рецензии