В селе танцуют рок-н-ролл
В российских сёлах не танцуют твиста,
поэтому здесь
неприглядный вид.
Ю. Визбор
1.
Павлик видел из окна деревенскую улицу, по которой торопливо двигался ветврач Алексей Иванович по прозвищу Стиляга Алекс. Алекс - выпускник ветеринарного института. Уже на второй студенческой практике Алекс после защиты диплома решил здесь, в Петровке, постоянно работать. Хотя с некоторых пор Петровка стала именоваться Ферма № 5. Даже в свидетельствах о рождении в графе «место рождения» писали «Ферма №5.
– Знаешь, у вас мне нравится. Воздуха для жизни хватает, – сказал однажды Павлику Алекс. – Природа шикарная. Речка родниковая. На ферме порядок, не то, что в других хозяйствах. Русских немцев из Поволжья много. Умело работают. Домики себе саманные выстроили. И начальство - не жлобы. Вчера был на втором отделении. Вот где скучная дикость! В коровнике редкое окно со стеклом. Коровы лежат в говне и моче. Телята рахитные. Две доярки и скотник - на сто коров. Руками доят. Парторг придурок по принуждению.
- Это как?
- Совпартшколу недавно окончил. Энтузиазмом захлёбывается.
Между ними сложились товарищеские отношения, когда Алекс узнал о музыкальных способностях сына сельской учительницы. Стал заходить послушать пластинки, помочь Павлику в разучивании на гармошке новых мелодий, взять книжку из домашней библиотеки.
-Ты, чувачок, ещё годами не вышел, но с тобой хорошо общаться. Ты меня подзаряжаешь. Умеешь слушать, - рассуждал Алекс. - А я – любитель поговорить. Даже с коровами разговариваю.
И добавил: «На первом курсе толковый препод, то бишь преподаватель, рассказал нам о судьбе Сергея Чекмарева. Тогда я окончательно понял: быть ветврачом и пахнуть карболкой – моя стихия.
На концерте художественной самодеятельности 7 ноября Алекс с искренним пафосом читал стихи Чекмарёва :
- Послушай, друг, мне уже надоело
Ездить по степи вперёд – назад,
Чтобы вьюга мне щёки ела,
Ветер выхлёстывал глаза.
Жить зимой и летом в стаде,
За каждую тёлку отвечать.
В конце концов всего не наладить,
Всех буранов не перекричать.
Высказывания Алекса любил Степан Ерин, с которым приятельствовал зоотехник. Степан в маленькую самодельную записную книжку, сшитую из ученической тетрадки в клеточку, коротким мягким карандашом записывал фразы уральского стиляги, типа: «Спасать тело животного благороднее и интереснее, чем тело человека, ибо у человека больше шансов выжить, и вы знаете почему».
Алекс – стиляга убеждённый, но стиляжностью не кичился, «стиль не давил». Ходил в узких брюках, готовых в любой момент треснуть по швам. Носил не серую фуфайку, а синюю «пижонскую» курточку не на пуговицах, а на молнии. Даже карманы на молнии.
Вначале над Алексом посмеивались, но когда узнали его безотказный характер и готовность в любое время суток бегать по вызовам, помогать заболевшей домашней скотине и ловко кастрировать поросят, зауважали. Стиляга Алекс для многих стал Иванычем. Простили и шейные платки, и туфли на подошве «манная каша», канадскую полечку на голове, и постоянное мурлыканье иностранной песенки: «Падн ми,бойз, из дет де Чаттануга – чуча…». И «лабушные» словечки: чувак, чувиха, хилять, берлять, зусман, солоп, башли …
Единственная странность настораживала петровцев в Алексе - он не ненавидел капитализм.
2.
Из окна Павлик заметил: Алекс повернул к их дому, но его остановил дед Ерин, отец Степана. Они начали разговаривать.
Степан был тоже приятелем Павлика. А боготворил соседку Валечку. С ней он в бесштанном детстве бегал по переулкам, распугивая дремавших на солнцепеке кур. Степан долго ухаживал за Валечкой, ставшей красавицей, с косой по пояс и нежной родинкой на правой щеке. Грустно смотрел в её синие глаза и ждал, когда же согласится она выйти за него замуж.
Валечка на ферме не работала, состояла в должности курьера в конторе. К Степану относилась как к другу детства. Выжидала.
Наружность у Степана приятная: высокий, мышцы в армии накачал. Любил лошадей и работал конюхом. В домашнем хозяйстве трудолюбивый, мозговитый, в деревне лучший гармонист.
Вечерами, после того, как уберется в сарае, подолгу музицировал в баньке на задах. По субботам играл в клубе на танцах.
Вальсировать в клубе с Валюхой, ощущая рукой её трепетную тонкую талию, касаясь ненароком высокой груди, для парней было редкой радостью. Степан ревновал страшно, и если с Валюхой кружились под его музыку, тур вальса был коротким. Доверял только Алексу, зная, что у того есть в городе девушка.
В клубе ни патефонов, ни проигрывателей не водилось. Иногда кто-нибудь доставлял из дома радиолу с пластинками. Субботние танцы - не просто времяпровождение. Здесь устанавливались любовные контакты.
В недавно выстроенном кирпичном здании конторы большой зал с отдельным входом, со сценой и старым бархатным занавесом считался клубом. Вдоль стен – длинные скамейки. Во время танцев левая сторона принадлежала парням, правая – девушкам. Танцы - в основном под гармонь. Красная перламутровая Елецкая хромка – полуаккордеон Степана Ерина выдавала яркие звуки танго и фокстротов «Цветущий май», «Брызги шампанского», «Ландыши», вальсов «Над волнами», «На сопках Маньчжурии».
Танцевали в клубе прилично. Редко атмосфера накалялась из-за того, что кто-то из ухажёров приглашал не свою подругу. Иногда смуту вносил Алекс, когда привозили фильм, и можно было к кинопроекторному усилителю подключить проигрыватель. Алекс бережно приносил в конверте рентгеновскую пластинку, где тушью корявым почерком на самодельной этикетке было написано «Rock Around The Clock», Билл Хейли».
На середине зала показывали Алекс и Валюха, как танцуют рок-н-ролл. В бешеном ритме демонстрировали немыслимые поддержки, множество вращений, когда широкая шерстяная юбка Валечки постоянно задиралась. Стройный ножки взлетали к потолку, и на виду оказывались коричневые фильдеперсовые чулки, пришитые к белым фланелевым панталонам.
Алекс ногами отбивал что – то несусветное, и было видно, какое колоссальное удовольствие он получал.
Репетиции западных танцев проходили в клубе поздно вечером в строгой секретности. Конечно, о «тренировках» догадывались. Но если бы тихие селяне узнали, что вытворяли Алекс и Валюха, как партнер протаскивал партнёршу между ног, дёргая коленками, без скандала бы не обошлось.
3.
Совсем недавно в февральские морозы гуляла свадьба Степана и Валентины в просторном пятистенке Ериных. И в доме напротив вдовствующей тётки Степана копошились: суетливо таскали подушки, цветастое одеяло, белоснежное покрывало. Готовили постель для молодых. Под кровать прятали сковородник с кочергой. Принесли и ржаные снопы. На подносе - запеченную курицу и каравай душистого хлеба.
По улице носился молодой взмыленный жеребец, запряжённый в разукрашенную кошёвку. С утра молодых возили на центральную усадьбу в сельсовет регистрироваться.
На свадьбе пили бражку и самогон, много пели и плясали. Степан тоже в руки брал гармонь. Никто не подрался. Шибко пьяных сразу уводили домой. Юрка Подкорытов, ещё один обожатель Валечки, который дважды засылал к ней сватов, не появился вовсе.
Часов в двенадцать молодые тихо покинули застолье и пробрались в дом тетки Степана. В горнице было прохладно, широкая старинная кровать, с взбитыми пуховыми подушками, стояла наготове. Когда должно случиться самое главное, они были измучены поцелуями и объятьями. Степан нервничал и стеснялся необыкновенно. И у него закончилось всё быстро. Не получилось, как говорят, нормального супружеского соития. Лежали, молча, не касаясь друг друга, ошеломлённые неприятностью происходящего. Было так тихо, что Валентина слышала, как рядом с её полной грудью бьётся сердце Степана.
«С больным мужиком лежать – только себя мучить»,- сверлила в голове Валентины когда – то услышанная фраза.
Ничего не сказав Степану, сползла с кровати, у порога сунула босые ноги в чьи-то валенки, выскочила в темноту ночи. В одной сорочке, с распущенными волосами бежала к отчему дому, не плача, а воя.
Не покидало ощущение совершаемой ошибки, но сделать с собой ничего не могла.
Утром деревня затихла в ожидании.
Валентина к Степану не вернулась и оформила развод.
А сплетни вращались вокруг одного: « В штанах у Степана после армии перестало топорщиться».
Родители отправили Валентину в Магнитогорск к родственникам, где через месяц она удачно вышла замуж за молодого металлурга, у которого была своя однокомнатная квартира. Научилась варить щи и печь любимый роднёй мужа торт «Наполеон». С молчаливого мужнего согласия стала ходить в балетную студию при Дворце металлургов и выступать на сцене по праздникам.
В день, когда весть, что Валентина ожидает ребенка, пришла на ферму, Степан Ерин повесился.
Хорошая гармонь Степана Ерина досталась Павлику. Такова была воля Степана, изложенная в предсмертной записке. Дед Ерин со слезами на глазах отдавал гармонь и шептал: «Какое горе! Ах, какое горе! Не бог – сам себя приговорил. Играй, Павлик, вспоминай нашего сыночка».
Павлик свою тульскую гармонь задвинул под кровать. На еринской - больше возможностей: есть бемоли и диезы, полная хроматическая гамма. Павлик разучил весь репертуар умершего сельского музыканта и стал играть на танцах.
Иногда собирались деньги и через Алекса передавались втайне от мальчика его матери. Поэтому Павлику разрешалось в клубе задерживаться допоздна.
Алекс перед танцами заходил за Павликом, брал под мышки гармонь и говорил: «Ну, что, лабух, пора на работу!»
Однажды на клавиатуре басов запала кнопка. Павлик за помощью в ремонте обратился к Алексу. Когда открыли левый полукорпус гармони, внизу под голосовыми планками обнаружили знакомую записную книжку и свернутый в трубочку маленький листочек. Ещё одна предсмертная записка Степана: «Жизни нет без неё».
4.
Алекс появился взволнованный, с блестящими глазами. Даже не здороваясь, не рассказывая о встрече с дедом Ериным, не раздеваясь, привычно усевшись на табуретке у двери, разместив на домотканом полосатом половичке длинные ноги в чёрных туфлях, начищенных до блеска, в красных носках, торопливо заговорил: «Знаешь, Павлик, киномеханик Сашка – заика привёз шикарный американский фильм « Серенада Солнечной долины»! Там такая музыка! Джаз! На саксофониста я просто запал. Как он высвистывает «Чучу»! Я «Серенаду» шесть раз смотрел. Обязательно иди на первый детский сеанс, потом я проведу тебя на взрослый. Если работа не задержит, я на детский тоже приду. Потом разучим все мелодии».
Когда Павлик подошёл к клубу, помощница киномеханика рыжая Вера из местных, у которой Сашка-заика останавливался на постой, уже продавала синенькие входные билеты. Детский – пятачок, взрослый – двадцать копеек.
Киномеханик был парень холостой, симпатичный, но сильно заикался.
С кинопередвижкой разъезжал по всему району, зимой на широких санях, летом - в « телеге на резиновом ходу».
Говорили, что таких помощниц, как Вера, у него - в каждой деревне.
В клубном зале скамейки стояли рядами. Павлик успел сесть на второй ряд с краю. Справа сидела его одноклассница Наденька. И это было здорово! С Наденькой у Павлика - взаимная симпатия. По крайней мере, так казалось, потому что она всегда ему ласково улыбалась и в школе на переменах угощала домашними леденцами и курмачом. А когда выпадал случай сидеть рядом в темноте киносеанса, позволяла брать себя за руку. Павлик, в прямом смысле не дыша, перебирал её нежные пальчики, горько сознавая, что блаженство закончится, когда загорится свет.
Как только вспыхнула вступительная голливудская заставка и возникли звуки оркестра Глена Миллера, Павлик впал в состояние необъяснимой восторженности: мурашки бегали не по спине, а по затылку. Музыка поглотила мальчика. От одной до другой музыкальной композиции напряжение росло и достигло предела, когда Глен Миллер сказал: « Репетируем «Чучу». Прошу. Раз, два!» Мальчик, заражённый задорной атмосферой, не контролируя себя, ладошками по коленкам отбивал ритм.
В мерцающей полутьме Наденька недоуменно косилась на Павлика. Потом обиженно отодвинулась. И больше не поворачивалась. Ей определённо нравились на экране забавные приключения музыкантов и любовный треугольник, где беженка из Норвегии и американская певица борются за симпатягу-пианиста с набриолиновыми волосами. Но не нравилось поведение Павлика.
А Павлик чувствовал счастье от музыки из динамика, стоявшего в углу сцены.
Такое же редкое мгновение музыкального счастья Павлик испытал, когда стал учиться в пединституте и ребята – однокурсники, с которыми он жил в общежитии в сто седьмой комнате, сделали ему подарок на день рождение – билет на концерт оркестра Олега Лундстрема. Это был 1966 год. Драмтеатр. Маэстро, король свинга, сам дирижировал. И звучали «In the Mood», «Chattaoga Choo Choo», «I Know Wau».
Сеанс закончился. Павлик стоял на широком крыльце клуба, среди выходящих высматривая Алекса. Джаз ещё бушевал в его голове. В весёлой толпе Алекса не было, но зато мальчик услышал, как кто – то насвистывает «Чучу». Павлик решил немедленно бежать домой и разучивать мелодии из фильма, пока музыка ещё жива внутри и течёт по кровушке.
У мальчика не было никакой системы разучивания. Единственное – это то, что он внимательное слушал игру других гармонистов, отмечая у каждого свой способ подачи музыки. Нот не знал. Брал инструмент и старался воссоздать мелодию. Алекс восхищённо говаривал: «Ты ж любую песню сыграть можешь!» Павлику, действительно, удавались и наигрыши, и песни советской и зарубежной эстрады. А иногда он уходил в небесные дали, импровизируя.
Павлик мечтал о человеке, который был бы рядом и помог освоить музыкальную грамоту. С Алексом он только с интересом подбирал музыку с пластинок.
Осенью Алекса перевели руководить ветеринарным делом района. Такому карьерному росту не удивились. Алексей Иванович - специалист от бога. А через год он уже работал в областном управлении в Челябинске. Павлик тоже уехал из Петровки. Об Алексе слышал, что тот женат, жена - педагог, есть сын.
5.
В привокзальный ресторан Челябинска Павел зашел, чтобы убить время до отхода поезда. Павел возвращался из Ялты. Это был первый отпуск, и, как полагается, Павел провёл его в Крыму.
Загорелый, в белых польских брюках, в туфлях «Цебо», болгарской тенниске, пахнущий полленовским парфюмом, молодой педагог, бегло оглядел зал и по рекомендации администратора занял свободный столик. Заказал, что было в первых строчках меню: шпроты в масле, бифштекс, рубленный, с луком, чай с лимоном. Прикинул стоимость – 1 рубль, 05 копеек. Нормально. С финансами после юга - напряжёнка.
Свет лился в полупустой зал из больших не зашторенных окон, выходящих на перрон.
Павлу с детства нравилась ресторанная церемония поедания пищи, когда обслуживают симпатичные официантки. Была приятна белизна льняных скатертей. Блеск столовых приборов уводил от обыденности.
Бывало, мать, выезжая в город, брала с собой маленького Павлика. Возвращаясь, перед поездом, они посещали ресторан. В городе ресторан один – при вокзале. А в привокзальных ресторанах стоял не запах кухни, а воздух встреч и расставаний, путешествий и свободы.
Рассматривая ближайшие столики, Павел оторопел: у самого окна с внешностью зрелого Аллена Делона одиноко сидел Алексей Иванович. Они не виделись лет пятнадцать. Алекса Павел узнал бы и через двадцать, потому как считал его духовным старшим братом.
Павел вскочил и быстро двинулся к его столику. Пока шел, успел подумать : будет ли узнанным.
Павел остановился перед Алексом, как ученик перед учителем, и, не желая ставить человека в неудобное положение «узнает – не узнает» с придыханием выдавил:
- Я – Павлик. Из Петровки.
Алекс как-то нерешительно, но широко улыбаясь, встал, протянул руку. Они обнялись.
- Ух, какой ты стал!
- Какой?
- Солидный мужик!
- Не смейся. Я разный. Ничего, что на ты?
- Глупости. Мы же старые друзья. Ты как здесь?
- Пересадка.
- Ну, давай, садись, рассказывай.- Алекс взмахом руки подозвал официанта, попросил дополнительный фужер и рюмку.
Павел свой заказ перевёл на столик Алекса.
У Алекса стояло нетронутое мясное ассорти. В графинчике - водочка.
- Не поверишь, я на днях вспоминал тебя,- сказал Алекс.- Как жизнь складывается? Где? Кем? Музыкант?
- Увы, нет. Закончил литфак пединститута. Учительствую в совхозе Южный. От музыки отошёл, но в музыкальной школе учился. Играю неплохо на баяне, могу на фоно, гитаре. В студенчестве увлёкся авторской песней. А по какому поводу обо мне вспоминал?
- Да, так. Картинки юности иногда всплывают. Времечко было, когда много не думал, больше чувствовал. Душа бродила, как заблудшая корова по осенним околкам. И чувствовал себя на ферме номер пять своим парнем.- Алекс был слегка хмельной. – Совхоз Южный знаю. Крепкое хозяйство. Посёлок на асфальте.
Подняли рюмки, чокнулись. Алекс, задержав на Павле взгляд, опрокинул, не закусывая.
А Павел подумал: «Как же ему обращаться к этому человеку в чиновничьей униформе - серый костюм, белая нейлоновая рубашка, черный узкий галстук? Алексей Иванович или по - детски Алекс? Нет, нет, конечно, Алексей Иванович.
Возникло нелепое ощущение, что перед Павлом другой человек.
Рука Алексея Ивановича с сигаретой над пепельницей подрагивала. Павел помнил, что в том далеком времени у молодого ветврача были обветренные, красные, но красивые руки, которыми он изящно жестикулировал. Сейчас же в движениях друга детства не ощущалось прежнего азарта.
- Я помню, как перед тобой тренировал свой лексикон, – продолжал Алексей Иванович. - Был глупым, самонадеянным. Стремился себе что-то доказать. Не любил начальство. Но….
- Быстро стал начальником, - Павел очень хотел поддержать разговор, думая, что бы такое сказать пооригинальнее.
- Предложили - согласился, считая, что молодой, толковый специалист на руководящей должности может принести много пользы. И влез в номенклатурную систему. Работа стала службой. Хотя какая – там номенклатура?! Сплошные командировки, отчёты. Столько лет фильтрую бредятину в документах. Честолюбивые мыслишки лопнули. Понял главное: только не подличать и совесть не терять.
Алексей Иванович с удовольствием рассказывал о семье, очаровательной жене, называя её «мой генерал».
- Все дела по дому решает Наташенька. Соблазны юности тихонько устранил. А сын – это такое счастье! Ползает по тебе трехлетний клончик и верещит: «Пощекочи меня, пощекочи»! Блаженство! – От удовольствия Алексей Иванович зажмурился.
- Сегодня пятница. Отправил моих дорогих на выходные на электричке в Миасс, к тёще. Уже скучаю. Расстаться с ними – всё равно, что расстаться с собой. – Алексей Иванович остался верен себе: вещал велеречиво и афористично.
Павел взглянул на большие часы, висевшие над входом в ресторан. Время забирать чемодан в камере хранения и идти на посадку. Алексей Иванович понял и сказал: « Я провожу».
Они двигались по вокзалу, обходя спешащих с унылыми лицами пассажиров. Стоял гул от множества голосов и нескончаемых объявлений по громкоговорящей связи. Шли быстро, охваченные всеобщей суетой.
Алексей Иванович доверительно говорил, говорил и говорил. Вспоминал образную премудрость о банке с солёными огурцами, в которую, если вложить свежий огурец, он обязательно станет солёным.
- Это к тому, что изменился я очень, Павлик, размениваясь на всякую ерунду. Иногда нахлынет какое-то беспокойство, так я его изгоняю работой. Когда устанешь, меньше думаешь….Вообще-то, всё у меня в порядке – размеренная колея жизни. Но без стандартного набора: ни «Жигулей», ни дачи. Музыке, как радости жизни, не изменил. Есть хорошая аппаратура и вертушка, большая коллекция винила.
Сказал, что в привокзальный ресторан зашёл по привычке молодости. И тут так повезло.
Перед выходом на перрон Павел свернул к пустующей скамейке для пассажиров, поставил на неё чемодан и, расстёгивая его, сказал:
- В ялтинском универмаге купил хорошую грампластинку, только что выпущенную « Мелодией». Джаз Лундстрема играет всю музыку из «Серенады». Это тебе мой подарок на добрую память.
Павел достал яркий пакет с пластинкой.
Необыкновенно довольный, Алексей Иванович с осторожностью, присущей всем коллекционерам, держал за края диск и зачитывал русские названия всех композиций:
- « В хорошем настроении», « Лунная серенада», « Дорога на Чаттанугу», « Я знаю, почему», « Мы снова здесь», «Коричневый кувшинчик», «Это что-то зыбкое», « Утренняя серенада», «В кругу друзей», «Нитка жемчуга», «Я очарован». Это же, как здорово, чувачок! Я в восторге от прекрасного подарка! Падн ми,бойз, из дет де Чаттануга – чуча…
Алексей Иванович чуть задумался, потом снял с левой руки часы:
- Японские, с самозаводом. Тоже на память.
Прощались у вагона. Крепкое рукопожатие и долгий взгляд в глаза друг друга. Объявили отправление. Проводница пригласила в вагон. Поезд тронулся. Из окна купе Павел смотрел на медленно шагающего по перрону Алекса с качающимся в левой руке «дипломатом» из натуральной кожи и удивлялся не уходящим из головы словам духовного наставника из тёплого детства: «Жаль, что не стал настоящим музыкантом. Музыку ты понимал лучше всех».
Свидетельство о публикации №218121901733