Рассказ о школе

               
    Жаркое июльское солнце нещадно палит землю. Нигде нет спасения от зноя. Вячеслав Сергеевич вынес в сад под вишни журнальный столик, стул и склонился над чистым листом бумаги, продумывая сюжет очередного рассказа. Лёгкий, свежий ветерок с водохранилища играет листвой, обдувает лицо, руки пожилого учителя.
- Странное дело – столько лет отдано школе, а ни одного рассказа не созрело. Ну, нет сюжета, и всё тут! Эти годы пронеслись ураганом, унеся с собой все события тех лет, разметав их на мельчайшие молекулы, неспособные удержаться в памяти. Огромная часть жизни, а написать не о чем! Неужели всё зря? Должно же хоть что-то быть! Но нет, всё мелко, не о чем писать. Может, и жизнь моя так же мелко проходит…
    Учитель задумался, отложил ручку в сторону. На улице послышались голоса, и скоро к палисаднику подошла возвращающаяся из магазина жена Инга.
- Дед, ты чего тут расселся?! Давай домой быстрей, побрейся, оденься, выпускники твои к нам идут, я чай пока поставлю…
   Скоро к дому подошла группа красивых молодых людей. Едва учитель вышел, как эта ватага налетела на него.
- Вячеслав Сергеевич, здравствуйте! Это мы! – Девчата принялись обнимать  учителя, парни здороваться за руку, его облепили со всех сторон, как раньше, на уроках физкультуры, когда в подвижных играх они нападали на него кучей, стараясь повалить в снег, с визгом и смехом, весёлые и счастливые.
- Вячеслав Сергеевич, сегодня мы организовали вечер встречи вместе с параллельным классом, ведь двадцать пять лет прошло! В семь часов вечера мы Вас ждём с Ингой Григорьевной! Мы побежали дальше, ребят собирать и учителей пригласить! До встречи! – Ватага отхлынула на другую улицу.
   Инга на вечер встречи идти отказалась, сославшись на здоровье, да и на то, что она этих ребят не учила и будет там лишней. В шесть часов вечера Вячеслав Сергеевич вышел из дома, намереваясь прийти пораньше, походить по школе, посмотреть, что там изменилось, что нового?
Вход в вестибюль перегораживал ученический стол со стулом, но за столом никого не было. Учитель прошёл на второй этаж, к спортивному залу, разглядывая стенды.
- Странно, стенда « Рекорды школы » на прежнем месте не было. Видимо перенесли на другую стену, - подумал он, но и там его не оказалось. – Как же так, зачем его убрали? Неужели сейчас не фиксируются рекорды? Может быть, и спортивная работа не ведётся в школе? – Он вспомнил, как вечерами строгал этот стенд в школьных мастерских, сколько труда и души вложил в эту работу…
Спортивный зал оказался открытым, и учитель вошёл. В зале почти ничего не изменилось, сменили лишь лампочки на плафоны дневного света. Тот же старый пол, торчащие шляпки гвоздей, те же баскетбольные щиты, которые он устанавливал и красил, и даже та самая краска сохранилась…
По коридору послышались торопливые шаги, и вошёл молодой человек лет тридцати.
- Вы что, гражданин, тут делаете? Почему зашли в здание?!
- Ничего, просто смотрю, я тут работал раньше.
- Ну и что, мало ли кто тут работал! Покиньте помещение!
- А что случилось? Вы кто?
- Я охранник в школе, вы прошли без разрешения!
- Так ведь вас же не было на месте, и потом, я пришёл на вечер встречи…
- Я покурить отходил, а вечер ваш в семь часов.
- Вообще – то в школе не курят, молодой человек! Или вы этого не знаете?
- Вы ещё учить меня будете, выходите на улицу! – он подошёл и взял Вячеслава Сергеевича за рукав. Учитель напрягся.
- Уберите руку, юноша, я был учителем физкультуры, а не пения!

   Выйдя на парадное крыльцо, учитель остановился. После общения с охранником душа наполнилась мерзким чувством, захотелось уйти и больше не заходить в школу. Он перешёл на другую сторону улицы и присел на скамейку возле бывшего Дома пионеров.
- Что же это происходит с людьми?! Почему раньше этого не было?! Почему, почему сейчас нужно охранять детей от людей?! Это что, люди волками стали?! Где улучшение человеческих качеств, где душевность, любовь и доброта, где справедливость?! Куда всё это подевалось?! Ведь это было в пятидесятые, шестидесятые годы! Люди, пережившие страшную войну, потерявшие родных и близких, дома, квартиры, имущество, были добры и приветливы! Что произошло с нынешним поколением? Почему люди пошли по пути регресса и деградации и к чему это приведёт в дальнейшем?... – Вячеслав Сергеевич навалился спиной на тёплую обшивку Дома пионеров.
- Вот Дом пионеров закрыли, а кому он помешал? Прекрасное пионерское движение! Что в нём было страшного для политиканов? Десятки различных кружков, пионерские лагеря, слёты, сбор металлолома, макулатуры, помощь ветеранам войны…Разве дети там политикой занимались, думали о ней?! Дом пионеров закрыли, якобы с целью экономии средств на отопление, но вот прошло уже больше двадцати лет, а здание по – прежнему отапливается, хотя по существу пустует… Где детям набираться знаний, учиться что-то делать руками, постигать азы дружбы, добра? – учитель тяжело вздохнул. Конечно, если не встреча со своими выпускниками, он бы ушёл домой, но хочется же повидать их, посмотреть, какими стали, как устроились в жизни? Он вспомнил, как началась его работа в школе. В первый же год директор свалил на молодого учителя всё, что можно и нельзя. Помимо огромного объёма физкультурно-спортивной работы и уроков, Вячеслав Сергеевич был членом месткома, командиром комсомольского оперативного отряда, депутатом райсовета, а главное – классным руководителем пятого класса, потом шестого, а затем и девятого – десятого. Это потом он узнал о том, что учителя физкультуры освобождены от классного руководства, но своих старшеклассников он не оставил и довёл до выпуска. И вот уже двадцать пять лет прошло. Как же стремительно они несутся… А вообще, он не жалеет, что был классным этих ребят. Старшеклассники – они уже взрослые люди, только без жизненного опыта. Мальчишек в классе было мало, и руководили всем девчата. Умные, инициативные и дружные. Работалось с этим классом легко. С самого начала Вячеслав Сергеевич потихоньку приучал их к самостоятельности, ссылаясь на сильную занятость по своей основной работе. Добрые девичьи души, поняв, что им доверяют, как взрослым, взяли всё в свои руки, и дело пошло! Учителю оставалось только ненавязчиво подправлять и поощрять их. За два года у него не было ни единого повода пожаловаться на кого-либо родителям. Девчата хорошо учились, тянули отстающих мальчишек, организовывали и проводили все классные и школьные мероприятия и были в школе в первых рядах!
    Вот и сейчас их задорные голоса раздались возле школьного крыльца. Вячеслав Сергеевич присоединился к ним. Охранника в школе уже не было, да и к тому времени учитель почти забыл о нём. На вечере встречи правили бал, конечно, его взрослые девчата. Всё проходило по разработанному сценарию душевно и весело. Были песни, рассказы, воспоминания, танцы. Потом все уселись на свои любимые места и началась демонстрация различных слайдов. На экране высвечивались фотокарточки прошлых лет, учителей, ребят, их узнавали, смеялись и аплодировали.
    Вячеслав Сергеевич с улыбкой наблюдал за ними. Взрослые, семейные люди, окунувшись в школьную атмосферу, повели  себя, как дети, забыв, что сами уже родители, они не сознавали этого… Он вспомнил, как в первый раз привёз сборную команду школы на районную спартакиаду по летнему многоборью Г.Т.О. Для него это был настоящий экзамен. Как они выступят? Какое место займут среди пяти средних школ? Правильно ли тренировал детей? Он страшно волновался. Но вот начались соревнования, и с первых же стартов лидерство захватили его ученики. Вячеслав Сергеевич опекал своих ребят, подсказывал, успокаивал, хвалил, записывал результаты. И когда прошло больше половины видов, успокоился.
- Всё, везде первые! Уже никто не догонит! – Эх, молодость! Как же она бывает наивна! Как он мог тогда подумать, что ему, начинающему учителю физкультуры, позволят занять первое место и обыграть команду районной школы… Итог – вторые. Возмущённый учитель обратился к главному судье соревнований.
- Почему второе место?! Вы ошиблись! Давайте пересчитаем! – Ему показали огромную сводную таблицу.
 - Пожалуйста, пересчитывайте… - Подошёл заведующий РАЙОНО, подал  руку.
- Поздравляю Вас со вторым местом! Вы хорошо подготовили команду! Это очень высокий результат! Мы Вас обязательно поощрим отдельным приказом, а сейчас собирайте детей, паром уже ждёт.
    На пароме, усадив ребят в пассажирском салоне, учитель вышел на палубу. Навалившись на высокий деревянный леер, тупо смотрел на пробегающие волны.
-Как они могли! Люди, работающие с детьми, обманули их! Воспользовались тем, что я молодой и никого не знаю! – Перед глазами учителя стояла маленькая, худенькая Светланка, гибкая, как былинка. С каким она мужеством брала высоту за высотой, дерзко, задорно, только взлетали, отблескивая на солнце, её  маленькие белые серёжки, и как она переживала, что не смогла взять метр сорок, хотя сама росточком метр пятьдесят всего… Как можно было обмануть этого человечка?! Тогда впервые у молодого спортивного мужчины закололо в левой части груди.
Подошли девочки старшей группы.
- Вячеслав Сергеевич, не переживайте Вы так! На следующий год мы их обязательно победим, ещё лучше будем тренироваться! А по правде сказать, мы считаем, что победа наша! Почти все первые места наши, и результаты у нас намного выше по всем видам… - Учитель с удивлением посмотрел на девчат.
- Правильно, девочки, считаете, обманули нас! Общую сумму очков подогнали в сводной таблице, а выписывать и пересчитывать всё это полдня нужно. Тут я виноват, не подумал, что обмануть могут…
- Так ведь можно самим пересчитать. Приехать после выходных и выписать всё из таблицы.
- Сомневаюсь я, что нам дадут эту таблицу, да и под неё могут переписать пару протоколов, подогнав общую сумму очков. Нет, девочки, в этом году истину мы уже не найдём.
- Но это же нечестно! Они и на следующий год так поступят!
- Думать надо, девочки, искать способ, как это преодолеть.
- Да очень просто! Выписывать на каждом виде результаты и самим считать!
- Не получится, вы и так заняты весь день.
- А кто нам помешает ещё девчонок привезти, паром-то огромный! – Учитель на мгновение задумался.
- Верно, это решение! Молодец, Светланка! Берём девочек старших классов, даём им таблицы подсчёта очков, ставим по двое на каждый вид. Они записывают результаты, проставляют за них очки и тут же считают! Здорово! Гениально! Молодцы! Так и сделаем на следующий год! Кто нас считает на пароме? Сколько нас приехало? Но только про это – никому, устроим им сюрприз!
Девчонки завизжали. – Ура! Нашли выход!
Вячеслав Сергеевич обнял эту кучу. – Умницы! Что бы я без вас делал?! Пойдёмте к ребятам...
   На следующий год всё было разыграно по намеченному плану. В результате – сокрушительный разгром районной школы! Общекомандная победа с разницей в шестьсот очков! В личном зачёте районной школе досталось лишь одно третье место. Больше ученики Вячеслава Сергеевича в районе не проигрывали. Потом были победы в первенстве области среди сельских школ, участие во Всероссийском финале по летнему многоборью Г.Т.О., где его ребята вошли в десятку лучших сельских школ России! Много чего ещё было…

    На экране появился молодой мужчина в простой клетчатой рубашке. Вслед за этим вдруг резкий взрыв восхищения, аплодисментов и все повернулись к Вячеславу Сергеевичу.
- Бог мой! Ведь это же я на фото! Где это они успели незаметно меня сфотографировать?
- Вячеслав Сергеевич! Спасибо Вам за ваше терпение и доброту! Мы всё помним: и наши игры, и походы, мы этого никогда не забудем… - Аплодисменты не утихали. Вячеслав Сергеевич сидел обескураженный, едва сдерживая выступающие слёзы. Потом началось застолье, и учитель незаметно покинул школу.
    Он шёл домой, почти не касаясь земли. Душа его парила. Никогда в жизни он не ощущал такой эйфории!
- Передал, передал частичку себя другим – не зря жизнь прошла! – Получив душевность и доброту от своей матери, он передал её другим, они передадут эти качества своим детям, а те своим… И не оскудеет человек, не скатится в подлость и победит – таки зло! И пусть это не материально, но это сила, которая никогда не исчезнет из сознания людей. И в этом общем сознании будет вечно парить и его частичка!

Вячеслав Сергеевич вошёл в дом.
- Дед, ты что сияешь, как начищенный самовар, на грудь принял?
- Не без этого, выпил рюмочку коньяка…- он вышел в сад. Унырнувшее за горизонт солнце ярко освещало небо с запада. В черёмуховых зарослях лога выдавал трели припоздавший уральский соловей. Воздух звенел насекомыми. Жизнь неслась по кругу...


Рецензии
Помню своего учителя физкультуры. Настальгия это хорошо!!! Вот бы сейчас в школу!!! Понравилось. Удачи Вам.

Юлия Резникова   18.02.2019 13:08     Заявить о нарушении
И Вам в сего хорошего!
Николай.

Николай Алфимов   18.02.2019 22:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.