День седьмой Шабат

День седьмой: Шабат
«И на седьмой день завершил Б-г работу, которую Он сделал» (Берешит 2:2).

Кажется, что этот стих говорит нам, будто Ашем закончил Свой труд непосредственно на седьмой день. Но так ли это?

Царь приготовил хупу для своей дочери. Брачный полог был установлен и украшен цветами, были готовы яства для гостей, и музыканты уже начали играть. Кого же недоставало? Невесты! Только она могла придать смысл всем этим приготовлениям.

Так и мир — он был создан во всей красоте и совершенстве, но не хватало важнейшего элемента — Шабата, покоя! Только вместе с Шабатом в мир пришел покой. Именно покой и был создан Ашемом на седьмой день.

Тем не менее, мудрецы, переводившие по приказу царя Птоломея приведенный выше стих на греческий язык, опасались неверного толкования. Поэтому они, не сговариваясь, перевели так: «На шестой день завершил Б-г Свои труды, а на седьмой день отдыхал».

«И благословил Б-г седьмой день…» (Берешит 2:3)
Шабат был благословен превыше всех прочих дней недели. Вот в чем это благословение выразилось:

1. В пустыне евреи получали двойную порцию мана в каждый Эрев Шабат (накануне субботы), что обеспечивало их пищей на Шабат. Благословение лишней порцией мана — только одно из подтверждений Б-жественного поручительства в том, что Ашем возместит человеку все, что он потратит в честь Шабата.

2. На самом деле человеку не только компенсируются любые денежные затраты, которые может повлечь за собой соблюдение Шабата, но ко всему прочему — тот, кто чтит этот день, вознаграждается еще хорошей жизнью и богатством. Следующая история иллюстрирует это:

Р. Хия бар Аба рассказывал: «Как-то раз меня пригласили в дом одного богача. Стол вносили тридцать два человека, державшие его на шестнадцати шестах. Он был уставлен всеми яствами, которые только можно себе представить. Ребенок, специально нанятый хозяином, сидел в центре стола и провозглашал: “Ашему принадлежит земля и все ее изобилие” (Теилим 24:1). Таким способом хозяин дома напоминал о том, что его богатство принадлежит не ему, а Ашему, и поэтому не следует слишком его благодарить».

Р. Хия продолжал: «Я спросил хозяина: Сын мой, каким образом заслужил ты такое богатство?» Он ответил: «Я был раньше мясником. Всякий раз, когда я видел действительно великолепное животное, я оставлял его на Шабат»

И я сказал ему: «Да, не случайно стал ты таким богачом! Велика твоя добродетель».

В этой связи мидраш приводит широко известный рассказ о человеке, который тратил большие суммы денег на покупку рыбы в честь Шабата и был вознагражден тем, что однажды обнаружил в рыбьих внутренностях драгоценный камень.

3. Ашем благословил Шабат еще и вкусной едой.

Однажды в Шабат р. Йеуда пригласил на трапезу римского императора Антония. Еда была подана холодной, но тем не менее, император нашел ее изысканной. В другой раз они вместе обедали будним днем, и еда была подана горячей. «Как так получилось, — спросил Антоний, — что пища, которую я ел у тебя в прошлый раз, была намного вкусней, хоть она и была холодной?»

— В той, что ты ешь сейчас, не хватает приправы, — объяснил р. Йеуда.

Изумленный император осведомился: «Разве есть такая приправа, которую тебе не может поставить императорская кухня?»

— Да, есть. Она называется Шабат!

4. Другое благословение Шабата заключается в том, что каждый седьмой день грешники в Геиноме получают передышку в пытках и наказаниях.

5. Ашем дал первому Шабату, завершившему Шесть Дней Творения, возвышенное благословение. На всем протяжении Шабата он даровал Адаму радость наслаждаться тем особенным светом, который был создан в первый день, а затем сокрыт. В виде особого субботнего благословения Адаму была дана возможность пользоваться этим светом тридцать шесть часов: двенадцать часов в Эрев Шабат и двадцать четыре часа в Шабат. Свет был постоянным, то есть он не прекращался даже в течение двенадцати ночных часов, так что в Шабат Адам не знал темноты. По этой причине Тора не говорит о Шабате тех слов, что о всех прочих днях: «И был вечер, и было утро».

Когда Шабат окончился, тот свет исчез и опустилась тьма. Адам не знал раньше темноты, и его охватил ужас. В отчаянии он прижал руки к лицу и застонал: «Горе мне! Должно быть, Ашем наказывает меня за мой грех.»

Тогда Ашем дал Адаму два камня, показав, как добывать огонь. Получив в дар огонь, Адам вознес хвалу Ашему: «Борей меорей аэш» (Благословен Ты, Ашем, создавший огонь и все его цвета и оттенки). Мы повторяем это благословение каждый субботний вечер, потому что именно в это время был сотворен огонь.

В тот же Эрев Шабат, не прожив еще дня на свете, Адам согрешил, съев запретный плод. Он заслуживал немедленного наказания, но сам Шабат защитил его. «Властелин Вселенной, — обратился Шабат к Ашему, — никто в мире никогда не умирал. Совершишь ли Ты первое наказание в Шабат! Как согласуется это со святостью и благословениями, которыми Ты удостоил этот день?»

Адам, избавленный от Геинома благодаря Шабату, воскликнул: «Не напрасно благословил и освятил Ашем этот день!» Он стал петь гимн во славу Шабата, возглашая (Теилим 92) «Песнь и стихи на день субботний». Шабат сказал: «Ты поешь гимн мне? Давай лучше оба споем Ашему! Славить Ашема — это и есть благо» (там же). Эти слова Адам сочинил, когда понял святость Шабата.


Рецензии