Жизнеспасительный феномен Израиля

Выживание крохотного, географически уязвимого Государства Израиль в условиях нарастающего межцивилизационного противоборства будет историческим феноменом. Но, этот феномен должен еще сформироваться и состояться. Попробую определить еще некоторые ресурсы и процессы к тому, чтобы такая сказка стала былью.

1. ВНУТРЕННЯЯ СИЛА

В 1933 году Бен-Гурион написал, что в местах, «определяющим образом могущих повлиять  на судьбу еврейского народа, мы должны быть сильнее, чем даже крупные государства или альянсы государств». Два десятилетия спустя, ссылаясь на это высказывание, Бен-Гурион заявил, что он не изменил бы в нем ни единого слова (профессор Ури Бялер в книге «Становление судебной системы и внешнеполитической ориентации Израиля», Тель-Авив: Открытый университет Израиля, 2001 // Курс «Становление израильской демократии», книга четвертая, сс. 16–55).

Сообщения о том, что у нас есть американские самолетики, а в Армии обороны Израиля служат девушки, не произведут в славянских и любых других аудиториях  устойчивого серьезного ощущения Израиля и евреев. Должно быть представлено что-то более впечатляющее. Типа сочетание необыкновенного интеллектуального проникновения в суть вещей + масштабная решимость добиться своего + соответствующее владение всеми располагаемыми ресурсами, начиная с личностных.

Говоря о средствах, с помощью которых Израиль может преодолеть трудности, связанные с его международными проблемами, Бен-Гурион трижды повторяет: «внутренняя сила, внутренняя сила, внутренняя сила». При этом, сила – это не только армия, но и возможность создания политической реальности. Провоцирующая *избиваемость* евреев стала элементом глубокого культурного кода у многих народов. Поэтому, внешнеполитические экзистенциальные проблемы маленького и географически уязвимого Израиля «не могут быть решены путем убеждения. Их решению может способствовать только признание необратимости политических изменений… создание необратимой политической реальности превалирует над потугами словесных или театральных убеждений… ».

2. ОТНОШЕНИЯ С СОЮЗНИКАМИ-ГИГАНТАМИ

В 1953 году Бен-Гурион писал: «Я не могу себе представить, что в случае мировой войны Америка, Англия или какая-либо другая страна смогут прислать сюда четверть миллиона солдат и содержать их здесь вместе со всем необходимым им оборудованием. Поэтому они будут нуждаться в нашей промышленной, технической и научной базе, и в этом случае мы не будем объектом благотворительности».

СССР он рассматривал как опасного идеологического врага, политические и стратегические связи с которым маловероятны, но с которым можно договориться в определенных политических ситуациях. При этом он считал, что во всех случаях необходимо избегать любой конфронтации с Россией.

В контексте метастратегии «проскользнуть между противоборствующими гигантами» Израиль должен осуществлять систему прагматических тактик -  искать помощь везде, где ее можно найти, и в то же время воздерживаться от вступления в налагающие обязательства международные союзы и блоки, втягивающие Израиль в качестве расходного материала в битву гигантов.

Предупреждающим сигналом из прошлого является ситуация начала 1950 года, когда руководство США изменило свою позицию в отношении стран, не поддержавших однозначно Америку в ее конфликте с Советским Союзом. Без открытого официального присоединения к антисоветской политике, Израиль не мог ожидать необходимой ему экономической помощи. Лидеры американского еврейства полностью разделяли требования американского руководства.

Одновременно Израиль Бен-Гуриона готовился к весьма возможной втянутости в битву гигантов. В 1950 году Америке было предложено содержание сотрудничества -  Израиль «построить с помощью американского оружия сильную армию с личным составом в двести пятьдесят тысяч человек, которая поможет США, Великобритании и Турции противостоять советской агрессии». С учетом содержания и уровня угроз предусматривалось упреждающее прибытие войск союзника в общий форпост, выдвинутый вглубь враждебной среды: «в случае войны, предварительно хорошо подготовленные и вооруженные израильские войска с увеличенной численностью личного состава будут гарантией единства израильского народа в деле поддержки Запада. Если Россия атакует стратегические аэропорты Израиля, обновленная израильская армия будет способна сражаться и выстоять до прибытия войск США и Великобритании».

Ясный политический принцип - политическая независимость в условиях мира, в случае войны мы будем полностью на стороне Запада. Как основа для достижения прагматических целей - получение максимально возможных экономических и военных преимуществ от союза с США. Готовность Израиля быть интегрированным в экономические структуры, создание которых предусматривалось американскими стратегическими планами в отношении Ближнего Востока. Не, не связывать себя обязательствами перед США в отношении глобальной политики в мирное время. В планах, переданных тогда в Вашингтон, не было ни одного предложения ни по строительству в Израиле американских военных баз, ни по совместной военной стратегии против Советского Союза. Новые тенденции во внешней политике Израиля были не столько предложением помощи, сколько просьбой о ней.

Учитывалось в тогдашнем поле сил и присутствие английской мощи. Учитывалось в чисто прагматическом аспекте – в случае военного конфликта в ближневосточном регионе, первыми, а возможно, и какое-то время, единственными, могут быть англичане. В таком случае, несмотря на неоспоримый вес США в мировой политике, на региональном уровне Израиль был бы вынужден предпринимать практические шаги для выработки совместных действий с Великобританией.

В наше время, в поле таких проблем действуют или стараются действовать Нетаниягу («Нынешний премьер Израиля» в сборнике «Проблема выживания современного Израиля») и Трамп («Стратегический брачный контракт»). За ними надо пристально следить, стараясь понимать их действия, при возможности поддерживать, при необходимости поправлять. Но, ни в коем случае не поддаваться позывам к дешевке – изображению из себя суперпатриотов, знатоков, разоблачателей, крутых борцов и т. п. Возможно, опасения, что русскоязычные репатрианты, особенно, немолодые и, особенно, воображающие себя крутыми учеными и специалистами - возможно, такие опасения и побуждают держать эту массу в мягком «гетто», занять чем-то увлекательным в стороне от практического влияния на израильскую внутреннюю силу.
 
Снова и снова Бен-Гурион обсуждает сложную, экзистенционально важную проблему для Израиля. Обнадеживает возможность того, что Америка будет защищать регион вместе с теми странами, которые готовы в этом участвовать. Но, Израиль должен тщательно подготовиться к любому осложнению, которое может возникнуть в результате такого союза, - «избегать жестких договорных обязательств, не попасть в дипломатическую ловушку в ходе переговоров с Россией». Целостное, системное видение сложной проблемной ситуации Израиля позволяло находить и решаться на меры, «весьма нетривиальные в контексте израильского политического мышления того периода».

3. ОПОРА НА ЕВРЕЙСКУЮ ДИАСПОРУ

Государство Израиль потеряет свою природу, если не будет ответственным за судьбу мирового еврейства; необходимость поддержания связи с еврейскими общинами во всем мире базируется на моральном принципе, который делает евреев единым народом. В реализацию этого принципа строятся уже конкретные прагматические соображения.

Д. Бен-Гурион был убежден, что опора на еврейскую диаспору должна быть центральной осью внешней политики страны. В частности, на российскую, украинскую и т. д. диаспоры. Тогда, проектируя внешнеполитические акты, в том числе на уровне «народной дипломатии» международными еврейскими организациями и организациями в диаспорах, надо иметь содержательные и ясные представления по множеству существенных предметов. В чем и какова «опора» Израиля на диаспору? Каковыми должны быть евреи России – личности и община? Евреи Украины, других стран? Какая для этого работа должна быть проделана израильтянами, самими российскими евреями, американской общиной – самой крупной, так далее?

В 1956 году, когда отказ Израиля предоставить себя в распоряжение американской политики привел к ответному отказу США поставить нам оружие, в израильском руководстве взвешивали возможность установления более тесных связей с Францией. Но, Франция, по своим конкурентным «внутрикапиталистическим» мотивам хотела привлечь Советский Союз к участию в ближневосточной политике. В этой проблемной ситуации в израильских расчетах присутствовал и учет того, что  США – самая сильная держава в западном мире, и наличие в США самой большой в мире еврейской общины, намного превышающей по численности еврейскую общину Франции, и уверенность в том, что американское еврейство одобрительно воспримет маневр Израиля с получением оружия  от СССР. При этом, понимая зыбкость и недолговечность международных союзов,  Бен-Гурион рассматривал США как самого сильного потенциального союзника и как наиболее важную цель израильских дипломатических усилий.

При учете возможностей диаспоры влиять в интересах Израиля принимается во внимание не только влияние на политическое руководство и крупный бизнес, но и на массы населения. Те самые массы, диапазон возможных проявлений которых простирается от готовности поддержать евреев до восторженной вакханалии погромов и массовых убийств.
 
Перед диаспорами задача - производить ОБОСНОВАННОЕ впечатление на нееврейскую среду: перед ними народ, НАМЕРЕННЫЙ и СПОСОБНЫЙ наносить РАЗМЕРНО БОЛЕЕ СИЛЬНЫМ врагам ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРЕЖДАЮЩИЕ удары. В этом «ОБОСНОВАННЫЕ=РЕАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТЬ и НАМЕРЕНИЕ к ЭФФЕКТИВНЫМ УПРЕЖДАЮЩИМ ударам ПО  РАЗМЕРНО БОЛЕЕ СИЛЬНЫМ врагам» должен заключаться жизнеспасительный феномен Израиля. Феномен, соизмеримый с потенциальным феноменом катастрофической угрозы со стороны противоборствующих цивилизационных гигантов.

Навскидку, для беглой иллюстрации, выхватываю из МНОЖЕСТВА аналогичных сообщений - http://pravaya.ru/look/12574, 2007 г.: «… зыбкость стабильности положения на юге России. Ставропольский край в экономическом плане является одним из самых благополучных регионов в этой части страны. Здесь довольно развитое сельское хозяйство и в значительной мере сохранилась промышленность. Тем не менее, социальная напряженность в крае очень высока и общее положение всегда остается тревожным.

Связано это с тем, что ставропольский край всегда, вплоть до настоящего времени был "прифронтовой зоной", и война на Ставрополье не прекращалась никогда. Именно Ставрополье испытало на себе все ужасы соседства с Чечней. Беспрерывные грабежи, угон скота, похищения и убийства людей — всё это долгие было здесь обыденностью. В районе, приграничном с Чечней, даже поля приходилось порой пахать под прикрытием бронетехники, а чтобы хоть как-то защититься от грабежей местные казаки своими силами на границе с Чечней копали рвы».

Именно, на таком фоне ставропольцы воспринимают и оценивают евреев.
Проектируя «акты» - мероприятия, не стоит самообманываться или обманывать других видимостью «эффективной» деятельности. Надо четко определить параметры целевых состояний тех, на кого нацелено производство впечатления, показывать достигнутые уровни в этих параметрах, соотносить эти уровни с сверхцелью: политико-идеологический маневр в обеспечение существования Государства Израиль.


Рецензии