К 60-летию снятия блокады

 

                Дорогие друзья!


          Сегодня мы отмечаем 60-летний юбилей со дня снятия блокады Ленинграда. А в следующем году мы будем отмечать 60-летний юбилей Победы над фашистской Германией. 

          Отличительной особенностью нашего нынешнего юбилея является то, что самым младшим из нас – жителей блокадного Ленинграда – на сегодняшний день 60 лет. И никто из более младшего поколения уже не пополнит наши ряды. То есть в 70-летнем юбилее им будет по 70 лет, в 80-летнем – по 80 лет. И так далее. А коль скоро человек не вечен, то ряды наши с каждым новым юбилеем будут всё больше и больше редеть.

          Тем не менее, дети блокадного Ленинграда и дети концлагерей, в силу особого статуса приравненные к ветеранам войны, я думаю, сумеют дожить и до 90-летнего, а некоторые и до 100-летнего юбилея, как со дня снятия блокады, так и со дня Победы. И эти счастливые одиночки, мне кажется, получат все почести и уважение, какие подобают настоящим героям. Хотя, казалось бы, их героизм состоял лишь в том, что в нечеловеческих условиях кровопролитной бойни им посчастливилось выжить!   


   Снаряд пролетел, свой полёт завершая.
   Кирпич стал мгновенно размолотым перцем…
   У девочки – рана совсем небольшая.
   Осколок чуть виден. Но – в самое сердце.


          Когда я приехал в Израиль и впервые увидел эфиопских евреев, я вспомнил, как кто-то говорил: "Мало того, что он еврей, так он ещё и негр!"

          По аналогии с этим можно сказать: "Мало того, что он блокадник, так он ещё и еврей!"

          Вы хорошо все знаете, что нас, евреев, фашисты безжалостно уничтожали, как вредных насекомых; считали за нелюдей. А потому евреи, оказавшиеся в блокаде, в случае падения Ленинграда, не имели абсолютно никаких шансов на выживание. Тем отраднее констатировать тот факт, что даже сегодня, спустя 60 лет, в Израиле проживает более 2000 блокадников-евреев.


      Блокады нет… Уже давно напрасно
      Напоминает надписью стена
      О том, что "наиболее опасна
      При артобстреле эта сторона".


      Обстрел покоя больше не нарушит,
      Сирены по ночам не голосят…
      Блокады нет. Но след блокадный в душах –
      Как тот неразорвавшийся снаряд.


          Надо отдать должное статистике, что соотношение евреев, погибших во время блокады от голода, болезней и бомбёжек, к евреям, оставшихся в живых, соответствует числу погибших и выживших блокадников в целом по Ленинграду. То есть где-то 18-20 тысяч евреев жило во время блокады в Ленинграде. Что составляет приблизительно 0,5% всех ленинградцев. 

          И вот среди 2000 блокадников нашёлся один-единственный человек в Израиле, который сумел нас объединить и делает всё возможное и невозможное, чтобы о нас узнала общественность, чтобы нам делались какие-то привилегии и награды, чтоб нам уделяли внимание, чтобы о нас заботились, наконец. Ведь мы все уже немолодые люди!.. И этот человек находится сейчас среди нас. Зовут её Соня Баруля. Так выпьем за её здоровье и пожелаем ей ещё долго и счастливо вести нас по праведному пути.

          Хочу дополнить, что заслуги Сони перед блокадниками более чем очевидны. Благодаря ей мы – блокадники – были приравнены к ветеранам войны и на-равных с ними получаем ежегодно дополнительную субсидию. Благодаря ей мы получили израильскую награду – медаль борца с нацизмом. Благодаря ей мы ежегодно отмечаем в Яд Вашеме день начала блокады – 8 сентября. Благодаря ей издана книга памяти "Чтобы помнили…", в которой опубликованы воспоминания блокадников и имена погибших блокадников-евреев во время блокады. Благодаря ей была организована в Биньян ха-Ума выставка, посвящённая 300-летию Санкт-Петербурга. Благодаря ей нас наградят памятными медалями в честь этого события. Благодаря ей мы сидим здесь за праздничными столами и отмечаем 60-летний юбилей со дня снятия блокады. И так далее и тому подобное. И это ещё не всё. Она и теперь полна энергии и добивается восстановления российского гражданства для тех, у кого его отобрали. А вслед за этим, очевидно, для них будет  восстановлена  и  российская  пенсия,  которую мы все честно заработали. И все эти её достижения носят целенаправленный и глубокий характер.            

          Увековечить память блокадников в Яд Вашеме, в музее Катастрофы – это ещё одна её сокровенная мечта. Эта мечта её пока не осуществилась. Но она пытается воплотить её несколько в ином аспекте: посадить деревья, вырастить "аллею блокадников" в районе Пискат-Зеэва. И это тоже неплохо. И если она в чём-то бывает не права, или в чём-то ошибается, то это так незначительно по сравнению с тем, что она делает, что за это не стоит на неё обижаться. И даже когда она в трудную минуту кому-то нагрубит, то поверьте мне на слово, – это не со зла. Просто нервы не выдержали. И потому – надо её простить. Этот человек достоин, чтобы уже при жизни ей поставили памятник! Так выпьем ещё раз за её здоровье. Лехаим!


27.01.04.               


Рецензии