Казахи и Чингисхан. По праву крови и памяти
Если попадётся факт, противоречащий,
господствующей теории, нужно признать
факт и опровергнуть теорию, даже если
таковая поддерживается крупными именами
и всеми принята.
Бернард Клод.
Чингисхан – это имя будоражит умы человечества на протяжении нескольких столетий. По резолюции ООН оно вошло в список величайших людей второго тысячелетия. А что же, мы казахи, народ, имеющий непосредственное отношение к нему, мы словно страусы, зарывшие голову в песок, делаем вид, что нас это мало касается. Тогда как нынешние монголы, имеющие к нему довольно отдалённое отношение, как народ перенявший имя: мынкол- мынгол – монгол и заселивший земли, покинутые племенами объединившимися под знаменем Чингисхана, сделали его имя, если говорить современным языком, главным брендом страны и эксплуатируют память о нашем Великом предке. Чтобы не быть голословным, обратимся к простым и ясным фактам, которые приведут нас к ошеломляющим выводам.
Факт первый – религия. Эта та духовная сфера, которая сопровождает человека всю жизнь, являясь неотъемлемой частью его связи с народом. Когда говорят иудаизм, мы понимаем, что это религия евреев, ислам – религия арабов, православие – религия славянских народов и так далее. Чингисхан исповедовал тенгрианство – религию тюрков, тогда как монголы, даже сейчас исповедуя в основном буддизм, многие верят, что ведут род от матери-оленихи. Мог ли Чингисхан исповедовать религию чужого для него народа? Оставим ответ на этот вопрос открытым, так как последующие факты, сделают его очевидным.
Факт второй - обряд захоронения. Это обряд, который практически не меняется столетиями. Чингисхана и его детей хоронили по обрядам тюрков, тогда как древний монгольский обряд не предусматривает захоронения, чтобы душа усопшего легко освободилась от тела, тела оставляют или у подножья гор, холмов или в степи. И ныне в Монголии некоторые предпочитают этот обряд, органы правопорядка часто находят тела усопших. Вопрос, почему «монгола Чингисхана хоронили не по монгольски?».
Факт третий - имена предков, географические названия местностей. В нынешней Монголии десятки мест с тюркскими (казахскими) названиями сохранились с тех времён: реки Онен, Керулен, Халка… Список можно долго продолжать, столицу государства Чингисхана назвали – Каракорум. Имена всех семи предков Чингисхана тюркские – Дутум манан, Кайду-хан, Байсанкур, Тумбине – хан, Кабул –хан, Бартан, Есугей. Имена практически всех соратников и полководцев Чингисхана были при переводе «Юань Чао Би Ши» (история государства Юань), в русском варианте «Сокровенное сказание о монголах» в переводе Козина С.А. подправлены на монгольский манер: Жебе – Джебе, Желме – Чжелме, Онгыр – Онгур, Улчатай – Чулгетай, Талан – Толоан и далее в той же транскрипции. Почему монголы на своей территории оставили сотни каменных изваяний с записями на древнеказахском языке уйгурским письмом? С какой стати монголам брать себе тюркские имена? Почему в переводе исказили имена? Выводы находятся на поверхности, я же не буду навязывать свою точку зрения, факты только факты, причём простые и ясные.
Факт четвёртый. В 1206 году на Курултае (опять монголы назвали важнейшее событие в своей истории по тюркски), четыре рода Кият, Найман, Кереит, Меркит ( а где же монголы?) провозгласили Темиршина (тюркское) ханом (у монгол нет ханов, каганов, во все времена их предводители-хунтайши) и присвоили имя Чингисхан (тюркское). У истоков государства «монгола Чингисхана» стояли тюркские роды: кереиты, меркиты найманы, кияты, татары. И все эти роды, за исключением татар входят в состав казахского народа. Ау, монголы, вы где? Все ссылки на то, что это монгольские роды, впоследствии ставшие тюркскими от лукавого. Народ победитель, завоеватель, вдруг забывая свои истоки, по своей воле меняет религию, язык, обряды и традиции и становится другим народом? Давайте как некоторые историки не будем «смешить бумагу».
Факт пятый. В государстве Чингисхана было два главных закона, название им в русском правописании - Джасак и Билик - это тюркские слова, они присутствуют и в современном казахском языке. Без всяких научных умозаключений, с какой стати монгол называет основополагающие законы своего государства языком чужого народа? Допустим так сложилась ситуация, но где же хоть, что-то монгольское. В конце концов передать всё наследие своим кровным - монголам. Но наследниками империи становятся дети не от монголки, или даже татарки, а сыновья только от Борте из рода Конырат (и ныне казахский род). Таким образом, империя разделена между сыновьями Жошы (Джучи), Укетай (Угедей), Шагатай (Чагатай), Толе. Как говорится, комментарии излишни.
Приведём небольшую толику высказываний учёных, хронистов, историков, которые дошли до нас: Ибн – Аль – Асир, арабский учёный, летописец, современник Чингисхана – «…Вышел некий народ из окраин Китая и устремился на Самарканд и Бухару. Татары жили на Востоке вдоль Великой китайской стены, а на западе найманы и жалаиры»( казахские роды). Рузбехани, учёный из Хоросана, ХV век: « Слово о казахах, описываемых в истории арабов и персов под именем татарского войска, известно издавна». Героический эпос «Чингисхан», автор неизвестен, 1240 год: «Среди сартаульского племени Чингисхан провёл семь лет……». Казахи издревле называли жителей Средней Азии - сарт, сарт – ауыл. У монгол такого слова нет. В.Бартольд 1897 г: «…Чингисхан постоянно чувствовал над собой особое покровительство «Вечного синего неба» и в глазах массы являлся лишь посланником Тенгрия ….». Владимирцев Б.Я.1884 год: «Чингисхан работал для себя, своих близких, для своего рода и оставил своим приемникам громадную империю, руководящие начала его устройства, которые были изложены им в его «Установлениях» его «Джасаке» и в его «Изречениях» - его «Билике». О монголах никто из них не упоминает, странно. Эти слова лишь подтверждают то, о чём всем в принципе известно, но никто не придаёт этому значения в повседневной жизни. К сожалению, очень многие представители казахской научной мысли, представители исторической науки вопреки фактам, стоят на «страже» сформировавшихся стереотипов, отрицают очевидные вещи, им, видимо, так проще. Но будущее любого народа, неразрывно связано с его прошлым, дух народа, его пассионарность, напрямую зависят от истории формирования этого народа. Нельзя быть «манкуртами, не помнящими родства». Генетическая память пронизывает исторические эпохи и кодируется из поколения в поколения, иначе мы потеряли бы свою идентичность, что неизбежно привело бы к исчезновению нации. Ещё в недалёком прошлом, мы не знали, нам не позволяли знать истинных героев своего народа, считая их не то чтобы врагами, но недостойными упоминания в истории своего народа. Но как говорят, «рукописи не тонут и не горят» и истина как ни прячь её и не черни её , приходит к людям в своей первозданности. И я верю, что придёт время, когда подавляющее большинство казахского народа примет правду о Чингисхане и отпадёт необходимость кому бы то ни было это доказывать, народ воздаст должное своему Великому предку.
Свидетельство о публикации №218121900895