Французские каникулы

Случились у меня тут, ребята, небольшие французские каникулы. Провёл неделю в Эльзасе, в маленьком городишке в двадцати километрах от Страсбурга. Вернее, в городишке этом, с длинным и сложно произносимым названием, была, скорее, "база". Каждый день мы куда-то ездили – в Мальсайм, Оберне, смотрели всякие достопримечательности в горах и так далее.
И всё было бы замечательно, если бы именно в это время в Страсбурге не произошёл теракт, который внёс тревожно-трагическую ноту в атмосферу наступающего праздника. И это в тихом и спокойном месте! И это в тот день, когда теоретически я сам мог там оказаться!
Впрочем, не буду тут ничего нагнетать, а постараюсь просто поделиться некоторыми впечатлениями. Если я вдруг начну перескакивать с одного на другое, вы уж простите, скачите вместе со мной.

По роду занятий мне уже приходилось бывать во Франции. Ну как приходилось.  В своё время, я объездил её вдоль и поперёк! Привираю, конечно, но не так чтобы сильно. Я не был только на севере, в Эльзасе и в Бретани, а в остальных частях очень даже…
Правда, все эти поездки случились уже довольно давно. В основном, в 90-е. Последний раз я был во Франции шесть лет назад. Тем заманчивее было сравнить тогдашние впечатления с "теперишними".

Итак, Эльзас. Надо сказать, это весьма специфический регион. С немецким уклоном. Так уж сложилось исторически. Названия населённых пунктов и всякие местные  специфические словечки очень напоминают Германию.
И всё-таки это Франция. Страна, которая очаровала меня много лет назад и это очарование живо по сей день. Ну, потому, что много чего в моей жизни странным образом оказалось связанным именно с Францией. Столько всякой красоты и колорита жизни там было впитано, столько незабываемых вечеров с вином в различных компаниях, столько искусства и профессиональных открытий… да что говорить!

Конечно, и там есть свои негативные моменты. Конечно, иностранцы, в том числе, давно живущие во Франции, могут сказать вам, что французы довольно ленивы, не пунктуальны, плохо учат языки, что улыбки их фальшивы и вообще, они слишком зациклены на себе.
Очень может быть, что всё это правда. Но, то ли потому, что мне всегда везло на французов, то ли из-за французской литературы, которую я читал с детства, то ли просто так сложилось, но моя личная Франция прекрасна!
Несмотря на все изменения, все проблемы и трудности последних лет.

Жёлтые жилеты.

Движение, охватившее сейчас всю страну. Вот что-что, а неистребимый дух революции в них жив до сих пор. Чуть что, сразу буча, сразу на баррикады.
Это так по-французски!
Ну а как ещё отстаивать свои права? Молодцы. Они уже многого добились, и, я уверен, добьются ещё большего. В каком-то смысле, они утверждают наш принцип: власть должна принадлежать народу!
И это действительно народная акция. Во всяком случае, жилетным пикетам на дорогах сигналят многие проезжающие машины.
И, как ни странно, Рождеству это вовсе не мешает. Больше того, некоторые молодые демонстранты ходят в жёлтых жилетах и красных новогодних шапках. Забавно!

Страсбург.

Сразу по прибытию, 9-го декабря, мы начали  выбирать день для посещения этого города.  И в принципе, могли поехать туда в любой из вечеров с 10-го по 15-е. Но 11-го случилось то, что случилось и вся страна несколько дней жила этим трагическим событием. Сколько кадров, комментариев и аналитики было на разных французских телеканалах! А следить за этими новостями, находясь в непосредственной близости от происшествия, скажу я вам, очень волнительно.

Ладно, как бы то ни было, в пятницу 14-го числа мы рванули в Страсбург. И хотя террорист уже был накануне застрелен и вся эта история, казалось бы, шла на спад, весь центр усиленно патрулировался солдатами и жандармерией. Чтобы пройти на саму рождественскую ярмарку, необходимо было предъявить содержимое своих сумок и рюкзаков. Впрочем, процедура досмотра была предельно корректной и вежливой.

Сама же ярмарка стоит мессы! Чего там только нет. Страсбург, говорят, всегда этим славился.
Там можно гулять часами, рассматривая всевозможные рождественские украшения, сувениры и другие интересные штучки. Здесь же можно поесть вкусных брецелей (крендели такие) и попить глинтвейна. Глинтвейн на ярмарках обязателен. И это так классно! Так согревает душу и тело. А какой разносится запах, о!
Все прилегающие к центру живописные улочки очень ярко и интересно оформлены. Это создаёт по-настоящему праздничное настроение. Жаль, конечно, что нет снега. Но народ это никак не смущает. Он привык, он радуется и так.
На одной из улочек, в двух местах - там, где погибли люди, стоят островки из свеч и цветов. Многие останавливаются, стоят в тишине несколько минут. Это выглядит очень торжественно и трогательно. Потом эти люди всё равно растворяются в праздничной толпе. Людей в центре много, несмотря ни на что.
Никакие теракты не способны лишить нас праздника и радости жизни. Вот так-то!
А сам город Страсбург очень старинный и очень симпатичный. Описывать его словами нет смысла, конечно. Надо ехать и смотреть!


Наблюдения.

Во французских кафе и ресторанчиках не гремит музыка и ничего не мелькает на больших экранах, потому, что экранов этих просто нет. Люди беседуют, вкушают пищу и пьют вино. Красота. Потом все разъезжаются по домам на машинах. Это после вина-то. Французы!

Часто можно видеть как старички и старушки, иногда с палочками, осторожными шажками добираются до своих авто, а потом так лихо выкатывают со стоянки, только лови!

С двенадцати до часу, а то и до двух, почти все заведения во Франции закрываются.
Французы в это время пьют кофе. И хоть ты убейся об стену, хоть объяви ядерную войну, ничто не способно нарушить этот распорядок. Се-ля-ви!
Вот когда их можно брать тёпленькими, захватывать почты, мосты и вокзалы без единого выстрела! Шутка.

Гастрономия.

Я люблю французскую кухню. Да кто ж её не любит, скажете вы и будете правы.
Наверное, каждый регион имеет своё собственное "фирменное" блюдо, которым очень гордится. В Эльзасе это тарт фламбе. За неимением времени, не буду про него говорить. Может, как-нибудь в другой раз.
Промолчу сейчас даже про вино и сыры, хотя по ним, наверное, особенно остро ностальгируешь, возвращаясь из Франции.
В этот приезд я сконцентрировался на другом.
Но, прежде чем продолжить, я искренне хочу попросить прощения у Общества защиты прав улиток и лягушек! Уверен, оно существует!
Прости меня, Общество – я, грешный, ел улиток и лягушек!

Улитки подаются в божественном соусе и это наивкуснейшее блюдо! Разделывание улиток, это, конечно, трудоёмкий процесс. От них мало что остаётся, всего лишь небольшое филе. От этого они, очевидно, такие дорогие – если не замороженные, а свежие. Но, повторюсь, это очень вкусно. А уж с этим соусом можно, наверное, и слона съесть!

Мясо лягушки немного напоминает куриное, только оно нежнее. Я попробовал лягушатину, приготовленную двумя разными способами. Второй вариант – лягушка, обжаренная в панировке до корочки – просто пальчики оближешь! Клянусь своей треуголкой!
И вот что я скажу вам, ребята – французы, вопреки стереотипам, почти не едят лягушек! Не хотят они возиться с этими мелкими косточками. А зря! Мне кажется, лягушек едят только иностранцы (из любопытства), приверженцы вкусового экстрима, а также любители всего нового и необычного, вроде меня.
Но я был доволен и счастлив. И если вы спросите меня сейчас о моих предпочтениях, я отвечу: улитки-лягушки-устрицы. Именно в такой последовательности.
Впрочем, хватит об этом, а то, чего доброго, вы запишете меня в законченные гурманы.


В заключение.

Обобщая эти разрозненные мысли и впечатления, скажу, что уютная, милая и улыбчивая Франция всё ещё существует. Особенно в провинции, в небольших городках. Вежливые пропускания друг друга на дорогах, на тротуарах, изящные разъезды с тележками в супермаркетах, предупредительность во всём, культ маленьких детей…
Всё это, а также счастливого вида пенсионеры не дают забыть о старых добрых временах. О той Европе, которую мы знали. Кстати, русской речи в Европе тоже меньше не стало, несмотря на все санкции. Её можно услышать всюду – и в Страсбурге и в совсем маленьких городишках.

Нужно выезжать, ребята. Хоть иногда, но нужно. Хотя бы ради впечатлений. А ещё ради того, чтобы в разноязыкой и разнородной массе людей ощутить себя частью человечества, что ли. Вполне органичной частью. Это чувство всегда настигало меня в больших городах – в Париже, в Стокгольме, в Барселоне…
И вот сейчас Страсбург так живо о нём напомнил. Земля маленькая. И мы, земляне, тоже маленькие, по сравнению с космосом-то. Надо как-то всем вместе держаться!

Пост скриптум.

Купив какие-то мелочи, сувениры, пару бутылок хорошего вина и пару маленьких сыров, я потратился вдрызг. Но оно того стоило! Сижу вот и наслаждаюсь мыслью об этом сказочном богатстве!
Сейчас вдруг подумал - а не открыть ли мне сегодня бутылочку, под марсельезу, да не порезать ли к ней чудесного французского сыра, а?
Заходите в гости!


Рецензии
Саша, Вы очень эмоциональны. Наверное, поэтому Ваш репортаж читается на одном дыхании. Ну и, конечно, поскольку мы в Европе всего лишь гости, впечатления от ее посещения всегда приятны.

Вы точно описали впечатления от больших городов. Захлёстывает сопричастность к разноликости. В Москве и Питере я ни разу не испытала подобного.

Противопоставить этому могу ощущения от провинции. Странным образом, но получается так, будто находишься не за 2500-3000 км от дома, а кажется, что это и есть твой дом. Хотя природа совершенно другая, да и сам дом очень разнится с твоим. Но атмосфера, дух провинции, ее тишь, да гладь раскрепощают, создавая уют, баюкая тебя. Наверное, поэтому только там и высыпалась. Но "скверные языки" пытаются разрушить мою идеализацию тамошнего покоя с коровками и козочками на бархатных альпийских склонах, мотивируя мягким климатом и пониженным атмосферным давлением.)

А вот Ваши жалкие слёзки по невинно убиенным улиточкам и лягушатам меня возмутили. Они похожи на кошкины слезки по мышке.))) Однажды во мне в каком-то заведении при заказе перепёлочки вдруг открылась жалось ко всему невинно убиенному. На что один из соседей по столику спросил: "Ты вегитарианка? - я ответила, - Нет. - Тогда не лей крокодиловы слезы и заказывай." С тех пор помалкиваю. Но подумываю о вегитарианстве.)))

Мать Моржиха   11.05.2019 23:05     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Наташа!

За слёзки по улиточкам и лягушатам прошу пардону (это я всё же иронизирую слегка))! Против вегетарианства ничего не имею, но сам к нему пока не готов.
Ну, в этом деле вольному воля, я думаю.

А ощущения от тамошней провинции у меня точно такие же. Райская тишина и высыпаешься, это точно. На предмет мягкого климата - спорная мысль, ибо в той же Финляндии, Швеции и Норвегии он далеко не мягкий, а ощущения там те же))

В общем, очень хотелось бы, чтобы известная фраза "хорошо там, где нас нет" когда-нибудь преобразовалась в другую - "хорошо там, где мы"!
И чтобы мы сами этот момент ещё застали!))

Александр Тебеньков   12.05.2019 11:11   Заявить о нарушении
Так и я пошутила, Саша.) Вегитарианство - состояние души. Но кроме души, пока мы живы, есть еще и тело. Всерьез считаю, что любому человеку, особенно мужчине, мясо просто необходимо как белковый продукт.
Не была в Скандинавии, поэтому ничего не скажу про тамошний климат.

Мать Моржиха   12.05.2019 12:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.