алесик

              АЛЕСИК
 Будучи подростком, жил я с родителями в 5-ти комнатной коммунальной квартире на Невском проспекте в Ленинграде.  Жить в коммуналке мне нравилось. После школы  я часто заходил к  Надежде Васильевне. Она жила одна, была на пенсии, курила папиросы «Север»  и всякий раз угощала меня какой-нибудь кашей. Особенно мне нравилась пшённая. Нередко направлялся  я и к  бабке. Так я звал другую соседку- пенсионерку. Она жила с сыном пьяницей и давала мне покурить его папиросы, когда того не было дома. Когда бабка уходила по делам, то она всегда мне говорила- « Я ухожу. Если меня будет кто спрашивать ,  скажи, что меня нет дома».  К другому соседу я ходил играть в шахматы. Звали его Олег. Он был пьяница и одновременно вор рецидивист. Жил он с Лялей – пышногрудой, приятной во всех отношениях еврейкой. Она очень переживала из-за Олега, но так и не развелась с ним. Олег был добрым, приятным соседом и хорошо к нам относился. Он раз сказал моей матери - «Вера Николаевна, я вор ,но вас никогда не обворую,  потому что вы люди хорошие.» Потом его убили в лагере.  С соседками, за исключением Ляли, мать всегда конфликтовала.  Дружила она только с Анной Степановной  из соседней квартиры.  Та  была худенькой, низкого роста женщиной. Жила она в одной из комнат  огромной коммуналки со своим сыном Алесиком. Иногда я ходил с мамой в гости к Анне Степановне.  До их комнаты надо было идти по длиннющему  мрачному коридору, освещённому  лишь одной тусклой, запылённой лампочкой ,висящей на грязном ,засаленном проводе.  Комната же Анны Степановны была   очень уютной. Посередине стоял огромный стол, а над ним зеленый абажур.  Алесика  видел я редко – его казалось никогда не было дома.  Всё время он проводил с сомнительными приятелями со двора.   Это расстраивало его мать. Алесик был маленького роста, ничем не примечательным. В школе учился он не важно и поступить в институт не смог, хотя очень хотел. С влюбленностями тоже не везло. Всякий раз он был отвергнут и раз чуть не покончил с собой.   И как часто свойственно молодым людям, в своих неудачах он обвинял  мать. Он упрекал её в чём угодно - что из-за неё он родился низкорослым и неприглядным, что живет в грязной коммуналке в бедности, что мать всю жизнь работает на одном и том же заводе за нищенскую зарплату и не смогла сделать карьеру, что из-за неё он живёт без отца и так далее. Он прямо ей говорил-« Зачем ты вообще меня родила?! Я тебя об этом не просил. Таким нищим дурам  как ты незачем и детей рожать. Что ты детям можешь  дать?».
 Алесику перевалило уже далеко за 20 , а у него не было ни образования, кроме 10 классов, ни специальности, ни постоянной работы. Тем не менее  он женился и привёл супругу в комнату матери, поскольку у его жены Галины  не было своего жилья.  Жила она в общежитии по лимитной прописке и работала на ткацкой фабрике.  Приехала Галина из Каменногорска -  это где-то в Сибири или на Урале. Жила в Ленинграде уже  более 5 лет.  Народ в Ленинграде ей не нравился.  По её мнению, в её городе, люди намного лучше, сердечнее, а ленинградцы холодные и бездушные. Со свекровью отношения у неё так же не сложились. Алесик был всегда на стороне супруги. Даже когда Анна Степановна выражала недовольство, что невестка не помогает ей в уборке  квартиры , когда на их комнату выпадало дежурство, то Алесик воспринимал это как попытку развести его с женой.  Не нравилось Анне Степановне  и то, что теперь ей приходилось стирать  бельё не только сына,  но и его супруги,  мыть за ними посуду.  Галина на всякие претензии с возмущением говорила, что она устаёт, т.к. напряженно работает на фабрике, а Анне Степановне всё равно  на пенсии делать нечего и  уж могла бы помочь.  Одним словом мать мешала жить молодым, но на их предложение съехать ей с квартиры и снять  недорого комнату на окраине, Анна Степановна отвечала отказом. Она не хотела выезжать из комнаты в которой провела всю свою жизнь. Обстановка продолжала накаляться и усугубилась тем, что Алесик начал приходить домой пьяным.
 Как-то вечером Анна Степановна варила студень. В это время невестка,  придя  с работы,   пришла на кухню, чтобы  приготовить себе и мужу что-то на ужин.   Но  все комфорки на огромной кухне были заняты. И тогда она сняла с огня кастрюлю свекрови,  поставила её на их столик и начала жарить мясо. Увидев это, Анна Степановна вырвала у неё из рук сковороду  и вернула кастрюлю со студнем на прежнее место. Галина заголосила и понеслась в комнату жаловаться мужу. Уже через пару секунд сильно подвыпивший Алесик был на кухне. « Прекрати хулиганить, почему не даёшь Галине готовить!?»- заорал он, оттаскивая за волосы мать от плиты – « Ты чего добиваешься? Хочешь нас отсюда выжить? Ты мне больше не мать!»  Кухня была полна соседок.   Одна из них не выдержала,  подлетела к Алесику и закричала- «Правильно говоришь! .Она и не мать тебе вовсе. Она тебя в блокаду с улицы подобрала и вырастила.»  Анна Степановна стояла молча, без движения , будто окаменела, бледная как полотно.  Лицо Алесика исказилось. Хмель мгновенно вылетел из головы.  Он бросился на колени в ноги матери и обнимая их зарыдал -«Прости мама». А у неё перед глазами стоял тот блокадный день.  Она возвращалась с завода домой. Было безветренно, медленно падали крупные снежинки.  У стены разрушенного  дома  увидела лежащую   женщину в легком черном пальто. Снежинки  не  таяли на её молодом лице. Женщина была мертва. На  груди у неё лежал   маленький ребенок. Он не издавал никаких звуков и лишь едва шевелился, а значит был ещё жив…
Вскоре Алесик снял жильё и выехал с женой из комнаты. Со временем он освоил какую-то ремонтную профессию, начал неплохо зарабатывать . Каждый день вплоть до  смерти  Анны Степановны он приезжал к ней и помогал во всём.
 


Рецензии