Святитель Николай

Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему  Высокопревосходительству, перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6-го декабря в день зимнего Николы  возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением «Спаси Господи люди Твоя!» всеми молящимися на колени.

И вот 6-го декабря 1918-го года верный вере и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: «Спаси Господи…» Прибывшие войска и полиция разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий... Из письма патриарха Тихона адмиралу Колчаку. 1918 год. 

                Nicolaum sanctum inter caeteros divos praecipue venerantur, eumque Divino fere cultu prosequuntur”: Alexandri Gwagnini Veronensis. Omnium Regionum Moscoviiae. Descriptio. 1578. (Среди прочих святых они больше всего чтут Николая Угодника  и воздают ему почти божеские почести. Александр Гваньини)

 
Лет 20 назад купила в храме монографию М.С. Крутовой "Святитель Николай в древнерусской письменности" ("Мартис", 1997 г.), стала читать и настолько была поражена её содержанием, что много лет не могла свести концы с концами.

Доселе не свела, хотя сейчас запросто можно в сети порыться. Архимандрит Антонин (Капустин) полтораста лет назад написал свою работу "Св. Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский", но до монографии Крутовой  ничего не было мне известно про то, что древнерусские жития святителя Николая вслед за византийскими (поскольку началась эта путаница ещё там) смешивают двух святых епископов: святителя Николая Мирликийского, жившего при императорах Диоклетиане, Максимиане и Константине (конец третьего - начало четвёртого века), со святителем Николаем Пинарским, жившим при императоре Юстиниане (в шестом веке).

Обстоятельства их жизни и посмертные чудеса были так основательно перемешаны ещё у Симеона Метафраста (чьё житие свт. Николая было, кажется, самым популярным из переводов, хотя, как пишут, сохранилось в более поздних списках, нежели "Иное житие" того же святителя, с другим текстом, неизвестного автора), что куда уж там было их разделить русским переписчикам и иконописцам, на житийных иконах святителя Николая та же путаница, часть эпизодов попали на клейма из жизнеописания святителя Николая Пинарского.

Нарочно посмотрела, что висит сегодня, 19-го декабря 2018-го года в православном календаре на "Православии. ру". Та же песня.

В обширном труде архимандрита Августина понравилось и запомнилось (перескажу по памяти), такое его замечание: "Наблюдатель, глядящий на небо в подзорную трубу, удивляется, когда видит при увеличении двойную звезду вместо одной, то же и в данном случае. Я надеюсь, все, кто прочитают наш труд (с текстом Жития второго святителя) убедятся в том, что это двое разных святых".

Не знаю. Опубликована работа была в 1869-м году в Трудах Киевской духовной академии (а сейчас висит на Азбуке. ру), и никогда в жизни ни в одном храме ни от одного священника не слышала об этом явлении.

Двадцать лет назад это смущало меня гораздо больше, чем сегодня.

Тогда интернета у меня дома не было, училась в Свято-Тихоновском богословском институте и страдала от нехватки учебной литературы и денег на её покупку. На работе нужно было брать отпуск за свой счёт на время сессии, а за сессии платить, "вносить пожертвования". Махнула рукой и бросила.

Крутова пишет, что мощей двое, одни в Бари, другие в Венеции, один итальянский антрополог мощи исследовал и пришёл к выводу, что они одному человеку принадлежат. Скачала себе фотографию этого антрополога с черепом святителя в руках. У нас Герасимов такими делами занимался, со школы помню его "реконструкции по черепам".

Крутова издала тексты и Метафраста, и "иного жития"  по рукописям из Российской государственной библиотеки, можно почитать и сравнить.

Есть у меня ещё некнижка с фототипическим воспроизведеним рукописи с Житием конца XVI века из круга Курбского, издал В.В. Калугин. Князь Курбский, как он пишет, в своей переписке с Грозным активно пользовался образами этого Жития.

Не только Гваньини свидетельствует, что в то время в Московии Николай Угодник почитался "почти как Бог", но и тот факт, что вятская Великорецкая икона святителя именно в это время по приказу царя Иоанна привезена была в Москву в Успенский собор для почитания. Да множество таких свидетельств, Б.А.Успенский целую книгу написал про "русского Бога Николая", называется "Филологические разыскания в области славянских древностей | Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского"(М., 1982).

Не ходила в Великорецкий крестный ход, хотя святителя Николая почитаю и, было дело, ежедневно читала ему акафист и помнила наизусть первые кондак и икос. Тогда в школе целый год отработала и так уморилась, что не передать. Зарплаты даже на автобус не хватало, ходила на работу пешком на другой конец города, вела в старших классах православную культуру.

Самым зримым свидетельством моей нищеты была даже не одежонка, а то, что в целях экономии  купила какую-то дрянь вместо лосьона и покрылась после её употребления прыщами, это  был ужас, сразу поняла, почему мёрли как мухи те, кто эту же дрянь внутрь употребляли.

Спасло меня то, что по окончании учебного года попала на море, кроме общеобразовательной школы,  ещё воскресную вела у скаутов, у одной моей ученицы мама работала в минобразе и пожалела меня, пристроила воспитателем в южный выездной лагерь "для одарённых детей", мне ещё и заплатили там, а не только на море вывезли, где прошли все мои болячки.

В этом лагере в последний раз плавала на корабле по морю, покатались с детьми в Одессе, и на этой пристани, с которой отплывал наш кораблик, стоял храм святителю Николаю. Дети были хоть и одарённые, но, как и обычные дети, быстро спустили свои карманные деньги даже не на фрукты, а на сладости, и пришлось мне своих подопечных за свои деньги катать.

Вспомнила потому, что это катание у морского берега похоже оказалось на историю святителя Николая. Наш кораблик, может, и мог в тихую погоду подальше заплыть, так, чтобы не видеть берегов, но мы на нём только вдоль берега поплавали, да и вернулись на пристань.

Кое-кто из моих знакомых бывал в Бари, их восторги никогда не могла в полной мере разделить - не чаяла туда попасть, это же не книжки, гораздо дороже - с одной стороны. А с другой - зачем? 

"Никола вешний", празднование "перенесения мощей" из Мир в Бари, пишут, очень быстро утвердилось на Руси в обход греков, те это событие отнюдь не праздновали. Запомнила, что Бари почти одновременно с Мирами отняли у Византии соседушки, а сложные перипетии того времени вылетают из головы, запомнила ещё, что особую церковь для мощей построили в Бари в тот же год, 1089-й, когда освятили в Киеве Успенский собор в лавре.

В Бари тот храм доселе цел, а Успенский собор в Киеве взорвали "наши" в сентябре 1941-го, а потом на немцев свалили.

Да, так вот про кораблик в море. Огромном бурном море истории падшего человечества. Чтобы далеко заплыть, оснащение нужно: паруса или двигатели. Русские не сразу стали мореплавателями, долго воевали с соседями за выходы к морям. Не сразу Москва строилась, первый со вторым Римом почти на полторы тысячи лет старше, и там тоже, пишут, святителя Николая знают и чтят, но мне не доплыть.

Зато в Ферапонтово бывала. Там Дионисий в куполе того придела святителя поместил, где отпевали покойников. И лик у него и строгий, и милостивый, сразу понимаешь, что благодать хоть и дар, а чтобы стяжать её, нужен труд. Непонятная многим синергия: зачем, дескать, поститься и часами молиться, Богу это не нужно. А если Богу нужно, чтобы человек себя понуждал и ограничивал, покорял свою плоть Духу?


Чтобы не забыть, запишу, что итальянский антрополог вывел. По его словам, святитель Николай питался только растительной пищей, много лет провёл в тюрьме и, видимо, его пытали на дыбе: косточки об этом свидетельствуют. Мощи-то его - это просто разрозненные косточки.

Правило веры и образ кротости, воздержания учителю, моли Бога о нас, грешных!
 


Рецензии
Не очень понятна главная идея статьи. Ну да, было два святых Николая, некоторые эпизоды перешли из одного жития в другое. Говорят, это было в Византии дело обычным.
Но вот ученый итальянец ПОДТВЕРДИЛ, что мощи в Бари и Венеции принадлежат одному человеку, ПОДТВЕРДИЛ, что Святитель питался только растительной пищей, ПОДТВЕРДИЛ, что Николай был исповедником. Кроме того, обычный скепсис "продвинутых", что якобы Святитель не присутствовал на Никейском соборе НЕ подтверждается: список участников Собора дошедший до нас далеко не полный!
В арабском городке Бейт Джала, под Вифлеемом ( я там венчался) показывают пещеру, где Святитель молился. Потом стали говорить, что это был ВТОРОЙ Николай, тот,который Пинарский. А вот недавно я прочел, что это был всё таки Николай Чудотоворец, а потом уже рассказ о его путешествии перекочевал ко второму Николаю.
Короче, здоровый скепсис, дело полезное, но нужен и скепсис по отношению к скептикам.

Евгений Ерусалимец   20.12.2018 17:46     Заявить о нарушении
http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapustin/eshhe-o-svjatitele-nikolae-mirlikijskom/
Дорогой Евгений! Текст, конечно, сырой, просто позавчера был выходной, и я, почитав с утра акафист святителю, взяла в руки эти две монографии, которые нарочно давно поставила на видное место - и всё равно никак не могла к ним подобраться (Круглову и Калугина). 20 лет не могла! И задача у меня была двойная: разобраться не столько в текстологии, сколько в собственных чувствах. Живо вспомнила тот шок 20-летней давности, про который не хотела вспоминать, поэтому вот и тянула... Вероятно, у Вас чаще возникают подобные ситуации, у меня же эта достаточно уникальная. Одно дело агиографический канон, другое - два святителя вместо одного. Для меня, как и для всех агиологов русско-советской школы, та печка, от которой обычно пляшут - Ключевский, "Жития как исторический источник", но он разбирает только древнерусские источники, а в греческом я швах, да и вообще давно отошла, сто лет не читала новые тома ТОДРЛ, хотя заглядываю иногда и в книжный "Словарь книжников и книжности ДР", и в ПЭ в сети.

Крутова пишет, что мощей двое, венецианцы увезли мощи второго святителя Николая. Возьму её сегодня на работу, разберусь, на кого она ссылается. Архимандрит Антонин ссылается на опубликованную католическим монахом ватиканскую греческую рукопись (кодекс), сам о. Антоний через знакомых только убедился в том, что издание добросовестное (попросил скопировать ему первые и последние страницы и убедился, что издано буква в букву), перевёл этот текст на русский и опубликовал. Чего вообще-то было б достаточно для того, чтобы почистить текст жития свт. Николая Мирликийского от вставок из жития свт. Николая Пинарского. Но на практике всё осталось как было. Понятно, что Крутова с Калугиным просто текстологи, дают представление о бытовании древнерусских текстов, Крутова полностью даёт перевод Метафраста по рукопиcям XV-XVI веков, Калугин - древнерусский текст по списку XVI века с параллельным латинским текстом, поскольку это новый перевод именно с латыни.Тут вникать и вникать... Но у меня сложилось впечатление, что вот эта связь с "латынянами", то, что самый древний греческий кодекс в Риме, и что в круге Курбского (в Литве) заново перевели с латыни текст жития, как-то повлияло на всю эту историю... Пока я понимаю так, что на соборе святитель Николай Мирликийский был, а на Святой земле - нет, это всё относится к свт. Николая Пинарскому. Вообще же главный агиографический момент, по которому можно разделить текст, что первый святитель живёт во время гонений и правления Константина, и его деяния соответствующие (милости и помощи), а второй, который при Юстиниане, это уже вполне христинское общество, и там все чудеса (ну, или большинство) связаны с изгнанием бесов, то есть это уже более средневековый текст... Тексты-то ещё можно разделить, а вот как делить иконы? Позже ещё напишу, надо бежать...

Наталья Чернавская   21.12.2018 08:57   Заявить о нарушении
http://w.histrf.ru/articles/article/show/nikolai_mirlikiiskii не нашла, кстати, статью про свт. Николая Мирликийского в ПЭ, только вот тут, статья краткая и толковая

Наталья Чернавская   21.12.2018 09:19   Заявить о нарушении
http://www.sedmitza.ru/text/1164691.html Точней говоря, гугл выдаёт вот эту ссылку, но это не энциклопедическая статья, а популярная, в ПЭ агиологические статьи по русским святым вполне научные, с перечнем списков и справочным аппаратом, а тут - ничего, так что вполне возможно, что и нет, никто не занимался...

Наталья Чернавская   21.12.2018 09:22   Заявить о нарушении
Да,я на Православии.ру перечитал кое-что,вроде как, на Святой Земле был всё-таки Николай Пинарский.
Ну, может быть. В пещерку-келью (непонятно какого) Николая в Бейт Джале я спускался 19-го, во время праздничной литургии, было как-то очень благодатно...
Вспоминаю еще одно такое "спорное" место - домик Святого Семейства в Лоретто, в Италии, который был перевезен из Назарета, кажется, во времена крестоносцев.
"По науке" он ну никак может быть подлинным, но я там был два раза, и оба раза ощущение совершенно непередаваемое ( хотя я в этом плане не особо чувствительный). Причем о таких ощущениях хором говорят все, кто там побывал.

Евгений Ерусалимец   21.12.2018 17:18   Заявить о нарушении
У свт. Николая Пинарского тоже 19 день памяти (хотя иногда пишут и 10-го декабря). Я разобралась. Крутова ссылается на Шляпкина ( И. Шляпкин. Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам||ПДПИ, Спб, 1881), он считал, что в Бари и Венеции мощи двух разных святых, опираясь на тексты.

В 1751-м году Фальконий в Неаполе опубликовал ватиканский кодекс № 851 с древнейшим списком жития свт. Николая Пинарского, дометафрастовым точно, вот не поняла, какого именно века, на русский его спустя сто лет перевёл о. Антонин (Капустин), но распространения оно не получило.

На ютьюбе висит фильм Мамонтова, там есть и Крутова (она завотделом рукописей в РГБ), и про то, что итальянец отождествил двое мощей, но в книжке у неё вот так, то ли она тогда ещё не знала, то ли версия Шляпкина, опирающаяся на тексты, уместней в книжке. У меня был знакомый, С.А. Беляев, он по ПВЛ откопал баптистерий в Херсонесе, в котором Владимир крестился, просто внимательно прочёл текст.

Если итальянец прав, то получается, ни мощей, ни икон свт. Николая Пинарского нет, только вот этот кодекс Ват.851.

Насчёт домика святого семейства не знаю, что сказать. Отношение ко всем этим последним привозам раритетов и километровым очередям у меня спокойное, у кого есть возможность в них стоять, наверное, полезно постоять и помолиться, хотя я читала, что и дары волхвов - средневековая подделка, и про прочие подобное...Главное, что я чувствую по этому поводу, что тела новомучеников рассеяны незнамо где и мало кому до них есть дело, одних Николаев сколько...

Наталья Чернавская   22.12.2018 16:07   Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/diary/natalia62/2016-02-06 Вот хоть собрала в одно место несколько лет назад все дни памяти новомучеников Николаев...

Наталья Чернавская   22.12.2018 16:11   Заявить о нарушении