Физкультура в разные годы

                ЛЫЖНЫЙ ПОХОД.


        В город Петра мы частенько ездили на соревнования по штанге. Но однажды я во время зимнего отпуска отправился туда по путевке. Это был зимний маршрут, лыжный, по Череменецким озерам. Погода все время была не морозная. Сыро. Мы изготовили себе унты из палаточной ткани, надели их на лыжные ботинки и в таком виде вставляли в  лыжные крепления. Снег постоянно налипал на лыжи. Лыжи мазали парафиновой свечкой. Это помогало, но недолго, т.к. мазь стиралась. Шли по целине, по азимуту. Меняли часто лидирующего лыжника. Шли часов по шесть ежедневно. Останавливались в избах на маршруте, где есть печка. Кололи дрова, топили печь, готовили ужин. Спали в спальниках. С собой несли спальники и продукты. Каждый день слушали руководителя - студента физкультурного института имени Лесгафта. Он проводил разбор сегодняшнего «полета» и обсуждение предстоящего участка маршрута. Руководитель не упускал случая снабдить нас полезными знаниями в области туризма и спортивного ориентирования.
 
        Во время дневки случилось «происшествие». Исчезла парочка «голубков». Это было нарушение дисциплины. Шеф кинулся их искать, но, спасибо, так и не нашел. Утром к началу продолжения похода все оказались на месте. Просто этой парочке захотелось побыть у бабули, где мы были на предыдущей ночевке, но без толпы, наверное, чтобы молочка парного попить.
 
        У одной девочки металлическая дужка на лыжах была плохо выгнута, и ботинок выскакивал из крепления. Очень мне понравилось, как руководитель мгновенно нашел решение. Рядом стоял случайный столбик с железной пластиной с отверстием. Лучшего места для выгиба дужки нет и в мастерской!

        Еще мы ходили на экскурсию по Корповским пещерам. Это вырытые людьми тоннели и щели. Там скрывались во время военных действий, в том числе и в Отечественную войну. Одна девочка нашла там саперную лопатку. Ездили на экскурсию на стеклодувный завод.

        По окончании двухнедельной путевки я жил еще две недели на частной квартире в Ленинграде и совершал экскурсии по городу. Все началось с Эрмитажа. Там можно хорошо насмотреться! И там же в кассах продают путевки на экскурсии по городу, по Репинским местам, по Ленинским местам и т.д. Помню  экскурсию «Ленин в Разливе». Экскурсовод гордился, что у его экскурсий тема вечная, не иссекаемая: славить вождя мирового пролетариата. Но ничто не вечно под Луной особенно то, что придумывают люди. За две недели я посетил 12 музеев, докатился до музея освоения Арктики и Антарктики. Все что-то конспектировал. Посетил основные театры. Купил билет на концерт А. Райкина в каком-то заводском клубе. Пришел на концерт, а мне объясняют, что концерт-то будет ровно через месяц! Райкин за месяц вперед продает билеты.
 
        У хозяев, где я устроился ночевать, был важный гость - нужный им человек. Я раньше работал на авиазаводе. А он, как оказалось, во время войны с этого завода отправлял на фронт самолеты Ту-4.

                ГИМНАСТИКА.

        Все время тянуло меня к физкультуре. Сначала это был бег с неизмеренным результатом. Удирал хорошо. В лапту играл проворно. Это еще в начальной школе. Потом запрыгал: в длину, в высоту. Это тоже в школе. И тогда же проснулась необъяснимая страсть к поднятию тяжестей. Сначала поднимал обыкновенный красный кирпич. Ребята футбол гоняют, а я рядом кирпич на разы поднимаю одной правой. Три часа кряду, без «перекуров».

        На втором курсе техникума занялся спортивной гимнастикой. Со студентами техникума. Занимались в клубе швейников, что на углу улиц Фрунзе и Некрасовской. Гимнаста из меня не получалось. Но плечевой пояс я себе раскачал на «коне» и на «козле» для прыжков. Кувыркаешься там, бывало, как мешок, до полного изнеможения. Научился на брусьях «вспархивать» из приседа на полу в стойку на руках. На перекладине и на кольцах я мог только хорошо висеть. Но и подтянуться мог дюжину раз. А как работали на коне и на перекладине наши студенты Гейхман и Бертман, перворазрядники! Глядя на них, видя как легко и красиво они выполняют упражнения, заряжаешься страстью к этому виду упражнения. Стать чемпионом мира, иначе я себя и не мыслил в 14 лет! И снова запрыгиваешь на коня,  болтаешься на нем в погоне за результатом на пути «к мировому первенству». Тренер меня, правда, предупредил как-то раз, что ноги у меня тяжеловаты. Фигура у меня не для гимнастики. Лыжами советовал заниматься.

        В том же спортзале был помост со штангой, отгороженный занавесом. Это было не наше хозяйство, туда нас не пускали. Но я заходил туда. Там стоял совсем маленький вес, и я его поднимал, пока тренер не возвращал меня к своим снарядам. Какой-то необъяснимый азарт вызывал у меня сам вид штанги и больших дисков-«блинов».
 
                БОРЬБА КЛАССИЧЕСКАЯ.

        Производственную практику я проходил на заводе им. Фрунзе. А там неплохая секция борьбы классической, где тренером работал Пудовкин. Мы друг друга «увидели», и я, чтобы не упустить возможности, во время практики занялся борьбой. Ездить туда постоянно из города на Безымянку смысла не имело. Я у тренера поинтересовался, нет ли, где штанги. Штанга где-то, наверное, и была, но он меня привлек к себе, объяснив разницу:  «Борьба лучше: ты борешься с живым человеком!».
               
                СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ.


        Побывал я немного в шкуре ориентировщика на местности. Есть такой вид прикладного спорта. Рекордов и званий я тут не имел, да это и не важно. Получил  удовольствие от процесса. Соревнования проводятся обычно в лесу, на пересеченной местности, в местах, где достаточно всевозможных ориентиров. Соревнуются летом и зимой, днем и даже ночью.

        Каждому участнику выдается топографическая карта участка местности. На карте отмечены КП /Контрольные Пункты/, которые нужно найти на местности и отметиться, что ты там был.
 
        Уважающий себя ориентировщик имеет профессиональный жидкостный компас с приспособлениями, планшетку для карты. Сорвавшись со старта, спортсмен устремляется в направлении 1-го КП, прокладывая маршрут, как ему совесть и умение подскажут. Ориентирами служат, отмеченные на карте, лесные просеки, дороги, холмы и впадины, озера, линии электропередачи. Можно бежать и по азимуту, прямо через кусты. Успех  не столько в том, чтобы быстро бежать, а в том, чтобы бежать правильно, не заблудиться, не принимать желаемое за действительность. На маршруте в 10 км можно и 30 км набегать, в азарте и не заметишь. «Бешеной собаке семь верст не крюк!». Желательно на маршруте не выявлять себя, пусть противники не видят, что ты нашел КП в кустах, пусть сами они его поищут, покрутятся.
 
        Сотрудничество на маршруте не разрешается. Потому что один ум хорошо, а два  лучше, если, конечно, у сотрудников он есть. Но в первый раз я пренебрег этим запретом. И побежал на первенстве родного предприятия с наставником. Чтобы у него поучиться, а может и подстраховать его от ошибки. Игорем его звали. Бегал он быстро. По причине не крепости стула, я так думаю.   В этом я убедился на маршруте после его вынужденных пауз. Я едва поспевал за ним.
 
        Подбегаем мы с Игорем в район 1-го КП.  Где-то здесь КП должен быть! Видим спуск  крутой. И на карте, вот он, этот спуск. КП на карте помечен кружком  с цифрой «1» внутри. Сгоряча кинулись мы вниз кубарем с 30-метровой кручи. Осматриваемся. Тьфу, что ж это мы сделали? Вон же он КП, вверху, как мы его там не заметили! И уже «обратным сизифовым кубарем» с рвением царапаемся, пыхтим, взбираемся на кручу. Отметились. Отдышаться некогда. Перенастраиваемся на азимут второго КП и вперед!

        Хорошо мы с ним сотрудничая бежали. Получили на контрольных пунктах отметки о посещении на обороте карты, все в нужной последовательности. Приближаемся к финишу. Последняя дистанция. Тут рвать надо на последнем издыхании в борьбе за секунды, роняя друг друга, как будто в столовку бежишь, в очередь быстрее встать. А мы не знаем, что делать, вежливые друг перед другом. Я в этой ситуации взял да нарочно упал, уступив Игорю честь перерезать финишную ленту. Не мог я покривить весы правосудия. Я бежал за ним, как хвост за собакой, стажер за наставником. Так что же теперь: «отблагодарить» его обидой на меня?! Оказалось, что мы оба пришли первыми. Он - чемпион нашей конторы. Я же, серебряный призер. Вскоре прибежал и бронзовый призер. Поставили нас троих на приготовленные лесные пеньки - пьедестал почета. В дальнейшем я всегда один бегал, как и положено.
Вспомнил я, спортивному ориентированию меня наставлял Игорь Борисов, он жил тогда на улице Ленинградская, во дворе, где молочный магазин.

        Интересными  оказались соревнования на местности с обилием озер. А озера протяженные и могут соединяться друг с другом, образуя для пешехода своеобразный водный лабиринт. Не всегда и заметишь озерцо из-за кустов и деревьев. Очень нужно внимательно изучать карту. На ней надо искать выходы из лабиринта. Это же прекрасно! Какой спортивный азарт вызывает такой маршрут в теории, пока на карту смотришь! А когда на практике перепутал пару озер местами, видишь нужный берег, а чтобы попасть туда, нужно вдоль воды пару километров пробежать. И возникает мысль пересечь озеро вплавь! Конечно, маршрут предполагает разумные сухопутные перемещения. Но и плавать никто не запрещал. Хоть по азимуту плыви!

        И я «поплыв» при решении сухопутной задачи, поплыл по озерной глади. Какое наслаждение, пропотев от беготни по кустам, погрузиться в прохладную воду. Конечно же, в одежде, в кедах, в шапочке. Плыл я на спине, барабаня по воде кедами или, как водный жук, отталкиваясь ногами. В руках, в сухости, держу планшетку с картой и компасом. Смотрю на карту на фоне голубого неба. Прекрасно! «Срезаю» пешие расстояния. Мне так понравилось, что я действительно стал двигаться по азимуту, не разбираясь, вода или суша. Главное - держать правильное направление. Не жарко мокрому бежать на сухопутном участке моего маршрута.
Выплываю я возле села. И попадаю «в плен». Да, попадаю в плен к бдительным мальчишкам. Хорошие ребята.  Родину свою любят. Край свой озерный. Повылазили из воды, окружили меня. Допрашивают: «Дяденька, Вы не шпион?». Смотрят на небо, может я с самолета сюда свалился!
 
        Я объяснил этим хорошим ребятам, что я тренируюсь. Показал им свою карту с обозначенными на ней КП, какие посетил и получил штампики на карте, и куда я еще собираюсь добраться. Если они меня, конечно, не задержат! Компас показал. Не школьный, а жидкостный! Дал каждому подержать прибор. «Ух, ты класс!», восхищались мальчишки. Поработал я тут с молодежью. Куда мне торопиться, я ведь участвовал всего лишь в личном первенстве. Похвалил юных пограничников. Ну, и последним я к финишу не пришел!

        Своеобразны соревнования ночью. Волков и сов, конечно, бояться не приходится. Их давно всех распугали. Есть в ночном ориентировании своя романтика. Светлячки-фонарики разбегаются по лесу. Гаснут на долго, чтобы не выявлять себя, и снова их издалека видно. В лесу идет напряженная поисковая работа под покровом безлунной ночи. Ночью бежать не жарко. Да, конечно, темно, но в этом своя изюминка ночного ориентирования. Фонарик сейчас инструмент совершенно необходимый. Прежде всего, чтобы видеть карту и стрелку компаса.

        Этот сюжет я посвящаю простому фонарику.  Он у меня перестал гореть, когда я прошел две трети маршрута и получил отметки в контрольных пунктах.  Запасной фонарик я взять не догадался. Что-то надо было делать, не хотелось сходить с маршрута. И были у меня в кармане спички, наверное, для такой ситуации, поскольку я не курю. Я уселся на землю, зажигал спичку за спичкой и пока она горела, пытался выяснить неисправность фонарика. Спички, догорая, обжигали мне руки, и я их бросал, гася движением руки.
 
        Сейчас уместно вспомнить про щиты, что на входе в лес безмолвно и безучастно пытаются лес охранять: «БЕРЕГИТЕ  ЛЕС  ОТ  ПОЖАРА!»

        Я  к ужасу своему  увидел, что рядом со мной загорелась хвоя. Сухая хвоя гормя горит не хуже пороха. Язычки пламени расползались в разные стороны, и я на миг почувствовал, что могу сейчас не справиться с быстро развивающимся очагом огня. Отбросив подальше свои спортивные дурацкие реквизиты, я стал соревноваться теперь уже с желтым беспощадным дьяволом. Беду всегда легче предупредить, чем с нею бороться. Как назло, ни один противник не был мне в помощь, будто и нет никого в лесу. Я со всей страстью исполнял немыслимый танец. Топтал пламя в одном месте, в другом, сразу во всех местах. Постепенно я побеждал. Но нельзя было даже  сбавлять темп моего «искрометного танца»...

        Мне не хотелось уходить, да и нельзя было. Нет-нет, в прогорелой  земле снова начинал светиться огонек. На рассвете я вернулся к месту старта. Я получил «баранку». Да, я допустил глупость, применив неаккуратно спички. Но сделал так, чтобы из этой глупости не случилось большой трагедии…


Рецензии
Ничего себе у Вас спортивное прошлое,Лев! Мое уважение, от человека, которого в школе, на разновысокие брусья всем классом закидывали!)))Чтоб хоть галочку поставить,что я ТАМ побывала).
Спасибо за ваши воспоминания, узнала про спорт много нового! Параллельно отмечала, что хотела бы тоже побывать на стеклодувном заводе! Была с детства такая страсть...к стеклодувщикам! И посочувствовала,что не удалось побывать на концерте А.Райкина!
На все ваши спортивные достижения смотрела с осторожностью, к себе применить было нечего!)Не для меня такие страсти! Но...вот будь я на месте вашего Игоря, я бы тоже споткнулась и упала, в знак дружбы! Но вы и так пришли вместе!
Спасибо! Читать было интересно!
Такой рекламе спорта-зеленый свет!

Любовь Витт   13.02.2020 17:42     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Любовь, за весёлый рассказ о физкультуре.

Тяжёлая атлетика - это мой любимый вид спорта в 50-е годы.
Но это отдельная история.

С теплом и Уважением,

Лев Неронов   13.02.2020 18:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.