Страшная тайна

              (из жизни Марины Новиковой)
Мне было 6 лет, когда я впервые увидела Нату. Накануне Нового года мы всей семьей переехали с Черноморского побережья в Тбилиси, на родину моих родителей. Отчетливо помню переезд, праздник в еще необжитой и неустроенной квартире и великолепную елку в детском саду.
После елки воспитательница подвела меня к незнакомой женщине и сказала
-Познакомься, Ната с нашей Черноморочкой!

Женщина присела на корточки, обняла меня и заплакала. Каким-то безошибочным детским чутьем я поняла, что это добрая тетя.
Ната стала часто навещать меня в детском саду. За мной приходил старший брат – они познакомились.
Ната обнимала нас с такой счастливой улыбкой, устоять перед которой было невозможно. Мы искренне полюбили ее и нам втроем было очень хорошо вместе.

Родители отнеслись к этому общению крайне недоброжелательно, но мы с братом не только не прекратили встреч с Натой, но стали все скрывать от родителей, возмущенные их черствостью. Так продолжалось всю зиму… Незаметно подошла весна, а с ней юбилей Наты – ей исполнялось 40 лет.

- Вы будете лучшим подарком для меня! Сказала она и пригласила к себе в гости.
Нарядные и счастливые, с цветами, мы впервые вошли в просторную, уютную и светлую комнату и от удивления застыли: на стене висел мой портрет. В нашем доме такого портрета не было, но несомненно это была я…
- Будьте как дома, – сказала Ната, заметив наше недоумение, – ведь я знаю всю жизнь…

Стали собираться гости. В этот вечер мы узнали много хорошего о ней. Ее любили все соседи и друзья, а Ната любила розы. И с этого дня мы стали часто бывать у нее. Она окружала нас теплом, заботой и особой материнской лаской и мы, естественно отвечали ей тем же.

Она же познакомила нас с творчеством А.С.Пушкина. День его рождения был большим праздником в ее доме. При свечах в старинных подсвечниках, она читала его стихи. Они звучали совершенно особенно, музыкально, приобретая цвета и запахи, слышался шелест травы, шум ветра, гул прибоя и и вой пурги в зимнюю холодную ночь. И это поэтическое звучание осталось на всю жизнь.

Рядом с домом Наты был комиссионный магазин, в витрине которого я увидела сказочной красоты куклу, по-видимому, трофейную. Подолгу стояла у витрины, совершенно завороженная. И долго не понимала, отчего никто не покупает ее.
На мой вопрос Ната улыбнулась и объяснила,
- Она очень дорогая и чтобы купить нужно много работать.

Как обычно мы отмечали день рождения Пушкина, и я заметила, что нет старинной вазы на столе, где по случаю праздника всегда стояли розы.
И уже собралась спросить, как в комнату вошла Ната с той самой красавицей куклой – моей мечтой. От волнения м восторга я лишилась дара речи.

Как выяснилось позже,  Ната отнесла свою вазу в комиссионку и на вырученные деньги купила куклу. Я никогда с нею не расставалась, как со святой реликвией.

Мы подрастали, и все отчётливее понимали, что между родителями и Натой существует какая-то тайна, в которую нас намеренно не посвящают. Никогда они не интересовались ею и не приглашали к себе, и она никогда  не приходила на наши семейные праздники, хоть мы и просили ее пригласить.

Мне было 15лет, когда тайна раскрылась случайно. Во время школьных каникул мы делали уборку. Ната ненадолго ушла за хлебом, а я наводила порядок в старинном книжном шкафу. Там под книгами лежал бархатный альбом с фотографиями.

Вот Ната в юности – красивая, стройная, волосы на прямой пробор собраны в тугой узел – прическу она так и не изменила. С родителями, с сестрой,  с подругами. А вот в подвенечном платье со счастливой улыбкой, а рядом с ней… Я похолодела… Рядом с ней стоял мой отец…

Далее шли их фотографии – на пляже, на палубе теплохода, на Красной площади, у памятника Пушкину. Фотографий много, и везде они вместе. Под каждым снимком рукой Наты проставлена дата.

Затаив дыхания, я перелистываю альбом и чувствую, мне не хватает воздуха…  Между Натой и моим отцом сижу я… Но меня в то время еще на свете не было… С этого снимка увеличенный портрет на стене… Но нет это не я. Так вот она «тайна». У них есть дочь, удивительно похожая на меня. Но где она. И сколько ей лет?
Потом пошли снимки без счастливой улыбки. Ната у гроба мотери, но отца рядом нет. И вот последний снимок в альбоме. Комок подступает к горлу… Ната одна без отца, лицо опухшее, почерневшее от горя у гроба девочки, на которую я так похожа.
В висках стучало: «Нужно скорее убрать этот альбом»… Сейчас придет Ната… Она не хочет, чтоб мы знали эту  «тайну».

Теперь я не просто любила Нату, я преклонялась перед ней. Столько пережить, выстрадать и не обозлиться, не уйти в свое горе, быть всегда ровной, спокойной, сдержанной и уверенной в себе.
« Пусть это останется тайной!» - решила я. Но настоящей выдержки мне не хватило.

Как-то вечером отец стал увещевать меня о том, что пора бы  уже быть посерьезнее, пора уже взрослой девочке продумать и запланировать свое будущее
- Оставить Нату с ребенком ты тоже заранее запланировал? – вспыхнула я.
Удар был неожиданным и беспощадным. Он побледнел, медленно отошел к окну, и глухим сдавленным голосом спросил
- Тебе Ната рассказала об этом?
- Нет, она не знает, и никогда не узнает, что я видела ваш альбом с фотографиями.
Наступило тягостное молчание, потом он еле слышно сказал
- Я виноват. Она удивительный, редкий человек. Сейчас уже ничего не поправить. Береги ее за нас обоих.
Я видела, что ему очень тяжело, но задала еще вопрос
- Что случилось с вашей девочкой?
Адочка умерла в 7 лет от дифтерита. Я не знал, мне не сообщили.
Он помолчал и добавил
- Ты удивительно похожа на нее.
Невольно мне на ум пришло, как жалок и растерян отец, Ната никогда не была жалкой.

Через несколько месяцев после этого разговора, отец умер от инфаркта. Ему было только 52 года, он никогда не жаловался на сердце. Смерть была мгновенна и неожиданная.

Рано утром я пошла, сообщить о случившемся. Ната, как подкошенная опустилась на диван, и горько разрыдалась Такой я ее никогда не видела.
- Я приду к вам завтра, –  прошептала она сквозь слезы, я должна видеть его.
Ната пришла на рассвете. Посторонних в доме не было. Мне понравилось теплота и участие моей мамы. Они виделись впервые, но чувствовалось, горе объединило их.  Я любила их обоих, и с горечью сознавала – жизнь поступила с ними жестоко.
Ната присела на стул и слеза наполнились слезами.  Мама подала мне знак, и мы вышли из комнаты.

Она просидела около двух часов. Вежливо попрощалась и ушла, не посвящая в свои воспоминания.

Прошло два года, мой брат защищал дипломную работу в Москве, а я готовилась к выпускному балу. Ната шила мое праздничное платье, которое было удостоено приза, как лучшее.

Мне нужно было уезжать в Москву , поступать в институт, но так не хотелось расставаться с Натой, тем более, что чувствовала она себя все хуже. Договорились летом вместе поехать в Михайловское.

Перед Новым годом  я получила одновременно два письма. Мама писала, что Нате сделали операцию и просила не задерживаться в Москве после сессии.
Ната писала, что будет счастлива, если успеет увидеть меня.
 
Я досрочно сдала экзамены и вылетела в Тбилиси. Ната таяла на глазах, но старалась бодриться и не показывать своих страданий. Надежд на выздоровления не было.
4 февраля вечером она с трудом прошептала
- К тебе большая просьба…Я знаю, ты это сделаешь для меня…
Скупая слеза покатилась по ее изнеможённому лицу. Она закрыла глаза и продолжала
- Сделай так, чтоб  меня похоронили рядом с папой…
Едва сдерживая слезы, я пожала молча ее руку.

Ночью она скончалась. Похоронили ее рядом с отцом. Была сырая, холодная погода. Под обстрелом любопытных глаз, рядом со мной шла моя мама, и я была бесконечно благодарна ей за это.

Со смертью Наты, я как-то сразу повзрослела. Наступили дни тупого отчаяния, но нада было жить, учиться…
Вспоминая эту хрупкую, милую, но такую сильную женщину, я брала пример и продолжала жить. На протяжении всей моей жизниона помогает мне лучше разобраться в себе, отделить главное от второстепенного и постоянно чувствовать ответственность за завтрашний день.
               Поездка в село Михайловское осуществилось через 17 лет… Со мной поехала моя дочь – Ната.

Прошло двадцать лет, но каждый год, в день ее рождения я прихожу к ее могиле и снежной грустью, и с каким-то трепетом и благодарностью кладу цветы.
 - Спасибо, Ната, что ты была в моей жизни!


Рецензии
Плачу... Как Вы легко и светло пишете. Словно летите над землёй...

Ольга Коваленко-Левонович   11.05.2019 14:00     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая за теплый отклик.

Валентина Достигаева   11.05.2019 19:09   Заявить о нарушении