Русские ученые и инженеры. Выпуск 2

    Дмитрий Константи;нович Чернов (1 ноября 1839 года, Санкт-Петербург — 2 января 1921 года, Ялта) — русский металлург и изобретатель. Приобрёл известность после того, как открыл полиморфические превращения в стали, а также фазовую диаграмму железо-углерод. Это открытие стало началом научной металлографии.
Когда учился в вузе, нам несколько раз с нарастающей степенью подробности рисовали знаменитую диаграмму Чернова о темературно- углеродистых преобразованиях стали и чугуна. В свое время все фазовые переходы  знал назубок. Сейчас с трудом вспоминаю. Должен признать, что диаграмма замечательная. Наглядно и компактно представляет громадную информацию в ней содержащуюся. Наводит на ассоциацию с периодической таблицей великого Менделеева. Диаграмма  Чернова в металлургии играет роль не меньшую, чем эта таблица в остальных разделах химии. 
     Дмитрий Константинович  с 1884 работал в Морском техническом комитете. В 1886 году Чернов занял пост главного инспектора Министерства путей сообщения по наблюдению за исполнением заказов на металлургических заводах. С 1889 года стал профессором в Михайловской артиллерийской академии.
Чернов совершил своё главное открытие в 1866—1868 годах. Он установил, что при изменении температуры сталь меняет свои свойства и проходит полиморфические превращения. Чернов вычислил точки, известные сейчас как точки Чернова.
     Научные разработки и практическая деятельность Д.К. Чернова получили широкое признание как в России, так и за рубежом. Он прошел путь от коллежского секретаря  до тайного советника, был награжден орденами: Св. Владимира 4-й ст.,  3-й ст. , 2-й ст. , Св. Станислава 2-й ст. , 1-й ст. , Св. Анны 1-й ст. , Белого Орла и Командорским крестом французского ордена Почетного легиона (1900 г.). Д.К. Чернов был избран почетным членом Санкт-Петербургского технологического и Санкт-Петербургского политехнического институтов; почетным членом и лауреатом Русского технического общества и Общества технологов, почетным председателем Русского металлургического общества; почетным членом Американского института горных инженеров, почетным вице-председателем английского Института железа и стали, почетным членом-корреспондентом Королевского общества в Лондоне, членом Совета Института международных экспертов.

     Есть еще одна сторона деятельности этого замечательного человека. Он был выдающимся скрипичным мастером. Ученому удалось доказать, что секрет итальянских скрипок зависит главным образом от толщины деки и значительно меньше от просушки или обыгрывания скрипок, как считалось раньше. Он изготовил 12 скрипок, 4 альта и 4 виолончели. Это был его отдых после напряженной научной работы.
     С 1907 г. публичные выступления на его инструментах стал проводить квартет, в который входили известные музыканты — В.А. Заветновский, И.Ф. Гиль, И.И. Пиотровский и О. Фон-Беке. После отдельных пробных выступлений были организованы постоянные музыкальные циклы под именем «Камерные вечера квартета Заветновского на инструментах профессора Д.К. Чернова». Дмитрий Константинович принимал активное участие в подготовке камерных вечеров, консультируя и наставляя исполнителей.
     В середине 1910 г. у Д.К. Чернова возникла идея сравнительного испытания своих инструментов. Это предложение было принято. Музыкальное собрание, посвященное публичному испытанию качеств созданных профессором Черновым струнных музыкальных инструментов, в сравнении с инструментами старых мастеров, состоялось в Малом зале Петербургской консерватории 16 января 1911 г. В конкурсе участвовали инструменты старых мастеров: скрипки работы Гвадалини, А. Страдивари и С. Серафино, альты Гаспаро да Сало, Мантегации и виолончель работы Гварнери. Результаты конкурса оценивало авторитетное жюри, в состав которого входили крупные деятели искусства, профессоры Санкт-Петербургской консерватории. При общем количестве баллов, полученных инструментами старых мастеров, в интервале от 40 до 58, инструментам Д.К. Чернова были выставлены следующие оценки: скрипке № 12 – 53 балла, альту – 50, виолончели – 48. Отличный результат!
Воистину, если человек талантлив, то он талантлив во многом.


Рецензии