Гиперлетамобили
На исторической шкале наши современные возможности космической транспортной инфраструктуры соответствуют гребному флоту в доантичный период, и если его эволюция будет идти тем же путём, то до реализации проектов промышленного освоения Солнечной системы будет так же далеко как до освоения паровой энергии в далёкие времена галерного флота.
В античности человечество проигнорировало переход на паровую энергию, хотя все технические возможности того времени вполне позволяли её освоить. И тогда первые паровые машины могли появиться не в 19 веке, а как минимум за две тысячи лет до этого, а может быть и раньше.
Сегодня человечество снова находится на распутье технического развития. Оно может, как и две тысячи лет назад, пойти эволюционным путём через совершенство реактивной тяги к более прогрессивным транспортным формам, а может совершить революционный скачок и перейти уже сегодня на безопорное движение и бестопливную генерацию. Какой путь оно выберет, узнают наши потомки, но, как и две тысячи лет назад, все технические возможности для нового научно-технического пути уже существуют.
Для того чтобы промышленно освоить Солнечную систему космическая транспортная система должна освоить около световые скорости движения. Максимальная скорость, с которой может двигаться материальное тело достаточно крупных размеров, не превышает 0,1 доли скорости света. Учитывая, что движение состоит из двух практически равных этапов разгона и торможения, то средняя максимальная скорость космических аппаратов должна быть около 1,5*10(7) м/с. Двигаясь с ускорением 10 м/кв.с (1g) аппарат выйдет на заданную скорость (0,1с) через 1,5*10(6) с или 0,0475 года (17,4 дня). В этом случае весь путь займёт от Земли до конечной цели 0,095 года или 34,7 дня. При этом конечная точка будет удалена от места старта на расстояние 4,5*10(13) м или 300 а.е. Этого расстояния достаточно, чтобы достигнуть самых отдалённых окраин облака Оорта по наиболее безопасной параболической траектории относительно плоскости солнечной эклиптики.
Итак, освоение Солнечной системы в первую очередь ставит техническую задачу освоения движения космических аппаратов не с постоянной скоростью, а с постоянным ускорением исходя из расчёта привычного для человека ускорения 1g (10 м/кв.с). В связи с тем, что для движения с постоянным ускорением на борту космического аппарата должен находиться соответствующий источник энергии, ракетная техника даже теоретически не сможет справиться с этой задачей. Поэтому единственным возможным решением в этом случае становится бестопливная генерация, принципы которой рассмотрены в статье «Рекуперация». Поскольку бестопливная генерация возможна только для электроэнергии, то реализация её возможностей в космическом пространстве для транспортных средств возможна только для безопорных движителей первого и второго поколения.
Безопорные движители первого поколения преобразуют вращательное движение электродвигателей в линейно-поступательный импульс. Недостатком этих движителей является ограничение по тяговому импульсу, который не превышает 10 тс на один безопроный движитель. Поэтому, для получения аппаратов большой грузоподъёмности их придётся использовать только в связке, что значительно снижает их эффективность.
Безопорные движители второго поколения преобразую электрическую энергию непосредственно в тяговый импульс и способны создавать тягу до 10 ктс на квадратный метр [1]. Это уже позволит создавать космические аппараты грузоподъёмностью в 100 и 1000 ктс и обеспечит полную промышленную колонизацию Солнечной системы.
Итак, гипрлетамобили, которые могли бы появиться ещё до конца этого века, будут обладать следующими характеристиками:
1) бестопливная генерация в любых необходимых объёмах;
2) движение с постоянным ускорением (для беспилотных аппаратов с любым допустимым ускорением, что может сократить переброску грузов в любую точку Солнечной системы до нескольких часов);
3) грузоподъёмность в сотни и тысячи килотонн-сила.
Но всё это возможно лишь при одном условии, что человечество очередной раз не проскочит поворот на пути научно-технического процесса и свернёт с эволюционного пути на революционный. Современное поколение, к сожалению этого не узнает, а вот грядущие вполне могут оценить разницу между тем, что будет на самом деле, и тем, что могло бы быть, если бы они не проскочили в непамятстве этот поворот.
[1] Для сравнения полный снаряжённый вес современного грузового железнодорожного состава составляет до 5 ктс.
Свидетельство о публикации №218122001792